Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Сайпутдинова Диана Магомедшапиевна

Открытый урок – исследование

 

 

«Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро».  (6 класс)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Султанянгиюртовская средняя  общеобразовательная школа   №1 им. Ю. Акаева»

     

 Открытый урок – исследование  

«Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро».  (6 класс)

Подготовила: Сайпутдинова Д. М., учитель русского языка и литературы  МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ  им. Ю. Акаева»

 Тип урока:  урок-исследование,  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 Представление о результатах:

 -предметные:  

Дать  понятие о лирическом произведении.   Духовно - нравственные ценности русской литературы. Антитеза, пейзажная лирика. Интонация как средство выражения идеи произведения. Способы выражения авторской позиции в стихотворении. Выразительное чтение, анализ стихотворения. Художественно-творческие способности. Создание текста на основе личного опыта, на основе прочитанного.

- личностные: осознавать личностный смысл учения; владеть навыками сотрудничества со сверстниками; проявлять уважительное отношение к иному мнению;

-регулятивные: овладевать  учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

-коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать  в коллективном обсуждении;

- метапредметные: выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; обобщать;

-предметные: творчество и личность поэта. Духовно- нравственные ценности русской  литературы,  средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, приём контраста)

Цели :  стимулировать интерес к стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»; актуализировать знания учащихся об особенностях  анализа стихотворения с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы;   работа над выразительным чтением стихотворения;

 воспитание интереса к художественному слову через музыку,    репродукции   к творчеству А.С.Пушкина,  обогащение словарного запаса учащихся;  развитие культуры устной речи. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное  произведение.

 Задачи: формировать  навыки работы в группах и исследовательской деятельности, применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу,  в самоорганизацию обучения; организовать максимальное творческое участие детей в работе; проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.

Оборудование: Музыка Н.В. Свиридова «Метель», П.И. Чайковского «Времена года» в формате mp3, портрет А.С.Пушкина,  зимние  пейзажи русских  художников.

Используемое оборудование:  мультимедийный  проектор.

 

Технология: Информационная технология (презентация); (объяснительно-иллюстративный метод). Применяется методика устного словесного рисования. Методика комментированного чтения и беседы о прочитанном перерастает в исследовательскую деятельность. Методика «Опережающее задание».

Ход урока:

 1. Организационный момент.

 2. Проверка домашнего задания. 
Прослушиваем выразительное чтение наизусть стихотворений «Узник».

 3. Мотивация к учебной деятельности.  

 Природа всегда привлекала и вдохновляла и поэтов, и художников, и композиторов. Они создали  свои прекрасные произведения, которыми мы восхищаемся.  Поэты для рисования природы используют   различные изобразительные средства: олицетворение, эпитеты, сравнения, метафору.

 Живописцы же оживляют картины природы с помощью красок.  

 

   - Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и послушайте  сказочную, волшебную музыку    русского композитора Григория Свиридова.

(Звучит  классическая  музыка Георгия Свиридова  «Метель»)  

- Ребята,  мы сейчас прослушали   отрывок из сюиты Георгия Свиридова.   Автор назвал её «Метель». Как вы думаете, прав ли он был  в выборе названия своего произведения?

- Какое время года вы представляли, когда звучала эта музыка?   Почему?

- Ребята, перед вами репродукции картин  русских художников.  Какое время года изображено на них ?

-Что вам кажется печальным в зимнем пейзаже?

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Какое настроение оно навевает?

- Посмотрите как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение.

  4. Актуализация знания учащихся.   

-   А теперь  готовы  ли вы  погрузиться в чудесный мир  поэзии Александра Сергеевича Пушкина?

Аудизапись. Чтение И. Смоктуновским  стихотворения  «Зимнее утро» А.С. Пушкина.)

- Ребята, вы узнали этот текст? Да, это, конечно же, «Зимнее утро» Пушкина.

 Оно   является  одним  из самых ярких и выразительных произведений  о зиме.  « Зимнее утро » - это   зарисовка чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне. Это стихотворение  поэт написал  очень быстро, всего за один день.

    Александр Сергеевич   в нескольких простых   фразах  описывает неповторимую красоту зимней природы.

Я предлагаю  тему нашего урока-исследования сформулировать     так:

 "Мотивы единства красоты человека и красоты природы. Радостное восприятие окружающей природы ." 

 

 5. Формулировка  темы урока. Постановка учебной задачи.

        Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке.   В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое  нужно доказать.   

 Попробуем сформулировать предположение:  Пушкин А.С. в стихотворении «Зимнее утро»  передал радостное восприятие  жизни  через  единство  красоты человека и природы.

Гипотеза.   Красота человека и красота природы. Радостное восприятие окружающей природы.

Какие цели вы сегодня перед собою поставите? 

Учащиеся составляют  план достижения цели: время и место создания стихотворения; толкование устаревших и диалектных слов; через анализ стихотворения доказать радостное настроение, которым проникнуто стихотворение.

 

 - Ребята,  дома вы должны были выписать и найти толкование непонятных слов и выражений, объяснить   значения устаревших и диалектных слов,  записать их в тетрадь:

 Исследование №1 

Словарная работа.

 Нега - наслаждение (устар.);

 Взор - взгляд, но в тексте — глаза (устар.);

Вечор - вчера (диал.);

Нынче - сейчас (устар.);

Озарена - освещена (устар.);

Велеть - приказать (устар.);

Запречь - запрячь, запрягать (диал.);

Предадимся - отдадимся (устар.)

Аврора – богиня зари у римлян

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Веретено- ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

-Как вы думаете, с какой целью поэт включает их в строй стихотворения?

Вывод: лексика  отличается богатством и разнообразием. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

Исследование №2

Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением.

Рассмотрим нарисованные автором картины. Обратите внимание на первую строчку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Каков её смысл?

Эта строчка вводит читателя в тему и раскрывает идею, а остальной текст этой части раскрывает «чудесность» наступающего утра.

Тема этого стихотворения - рассказ поэта о наступающем зимнем дне.

Идея - красота, прелесть зимнего утра радостного восприятия природы.

Первая часть. Начало стихотворения - радостное восклицание.

-  К кому обращается поэт? Как называет собеседницу?

Вывод:   в стихотворении «Зимнее утро» передаётся  радостное  настроение и восприятие природы. Герой восхищается  собеседницей, сравнивает ее с утренней зарей, со звездой. Он относится к ней с любовью и нежностью, называет ее прелестным другом .

Исследование № 3.Сравните картины, нарисованные во II строфе и в других строфах стихотворения.

Вторая часть. 

- Что описывает поэт? (воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии).

 Лексика этой строфы задает тревожный тон: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледная», «тучи мрачные».

Лексика 1 строфы противопоставляется лексике 2 строфы. Такой прием в литературоведении носит название антитезы.

(Запись в тетради: противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства усиления выразительности речи называется антитезой)

- С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.)  Случайно ли противопоставление вечера утру?

-Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта?

Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.

- Можно ли их объединить?

- Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

- Что описывает автор? 

- С чем сравнивается снег? Почему?

— Найдите в строфе повтор. 

Такой стилистический  приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.)

— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова.  С какой целью автор их употребляет?

-Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе? 
- Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко и выразительно сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковер. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.

- Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра в 4 строфе?

- Итак, автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.

— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы?

Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Запись в тетради:

Аллитерация - приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).

Вывод:  чувство радости поэта растёт и требует движения, хочется навестить милые сердцу места - 4-я строфа. 

6.Физминутка. 

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

7. Самостоятельная творческая работа в группах. (Группы для данной работы формируются по желанию учащихся).                                           Группа №1

-О каких чувствах лирического героя стихотворения свидетельствуют  эпитеты? Есть ли связь между состоянием лирического  героя, героини с пейзажем? Выписать эпитеты.

« Янтарный блеск»,  « день чудесный», «голубые небеса», « веселый треск».

Группа №2

-Какое же общее настроение стихотворения?   Попробуем подтвердить ваши ответы результатами экспериментов

 Задание  группе:  подсчитать количество звукобукв — а, о, э, и, ы, л.)

Группа №3 – художники. Отразите цветом в своих рисунках настроение  восприятия окружающей природы.

Отчёт в группах.

Группа №1.   Вывод делают учащиеся: Эпитеты с положительной окраской преобладают, способствуют формированию чувства радости, веселья, счастья. Связь человека с пейзажем есть.

Вернемся к гипотезе, выдвинутой в начале урока.        

 Ваши мнения, пожалуйста.

Вывод. В стихотворении  много эпитетов, которые помогают поэту описать прекрасную картину, которая его окружает.  Положительных эпитетов наблюдаем гораздо больше, чем отрицательных.    Поэт смог так описать природу, что мы   любуемся ею, проникаемся чувствами самого лирического  героя, который радуется и счастлив вместе с красавицей, милым другом.

Группа №2.  Сравним свои результаты с таблицей А.П. Журавлёва «Звук и смысл” для стихотворения Пушкина “Зимнее утро”».

 Мы наблюдаем  превышение « светлых» :  среди согласных - звук  «л» , а среди   гласных – «е», «о», «э».  

Звуковой тон стихотворения очень   светлый и  радостный.  Звуки  создают определённую цветовую гамму,  подчёркивают  радостное настроение  текста.

И это можно доказать обратившись к теории учёного А.П.Журавлёва, рассмотрев таблицу звуко-цветовые соответствия.

А— густо-красный

Я— ярко-красный

О — светло-желтый или белый

Е — зелёный

Ё — жёлто-зелёный

Э — зеленоватый

И — синеватый

Ю — голубоватый, сиреневатый

И — синий

У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

Вывод: мы увидели свойство звуков и цвета: звучание музыки в поэтическом тексте и бликов  живописи, что объединяет красоту человека и природы. Описание природных явлений, помогают понять внутренний мир образа героя, его духовного мира. 

3 группа. Защита работ.

Продолжите работу на карточке, какие цвета вы выбрали, какие преобладают?

Вывод. В стихотворении преобладают  такие цвета, как: белый  ,  жёлтый, белый,  голубой  и красный.

Проект. Есть ли связь между состоянием лирического  героя, героини с пейзажем?        

- Если бы вы создавали иллюстрацию к стихотворению, то какие цвета преобладали бы?

- Поэзия рождается из ощущения мира как   единого целого, как единства, где всё друг с другом связано. Попробуйте создать самостоятельно творческую работу – стихотворение, а также рисунок к этому стихотворению  в своих группах.

8.Подведение итогов. 

  Ученики выставляют себе оценки и комментируют.

9.Рефлексия.          

- Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

10. Дифференцированное домашнее задание.

1. Выразительное чтение  стихотворения наизусть. ( Для вех учащихся)

2. Написать сочинение-миниатюру по впечатлениям от стихотворения "Зимнее утро."

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».