Открытый урок - исследование по произведениям А.С. Пушкина.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Разработка данного урока предполагает работу сразу двух классов. Один - работает над исследованием произведения А.С. Пушкина " Песнь о Вещем Олеге", другой - работает над исследованием стихотворения  " Я памятник воздвиг себе нерукотворный". На уроке используется презентация, рассказывающая о биографии  поэта, организована работа по группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie_po_tvorchestvu_a.s._pushkina.doc534 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

с. Камышки Александрово-Гайского района

Урок-исследование по творчеству А.С. Пушкина

8 класс. Баллада «Песнь о вещем Олеге»

9 класс. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг

нерукотворный…»

Учитель:

Харькова Татьяна Андреевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ  с. Камышки

Трибунская Надежда Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ  с. Камышки

с. Камышки

2011


 Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества поэта.
  2. Закрепить умение работать с художественной литературой.

Развивающие:

  1. Формирование умений исследовательской деятельности учащихся в составе группы.
  2. Формирование умений анализа лирического произведения на основе историко-культурного наследия.
  3. Формирование и расширение знаний учащихся об идейном смысле художественного произведения.
  4. Проследить, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.
  5. Развивать интерес к поэзии Пушкина и личности поэта.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русской поэзии.

Формы работы: групповая.

Оборудование: портреты поэтов Ломоносова, Державина, Пушкина, тексты стихотворений, компьютер, мультемедийный проектор, экран, презентация.

«У нас все от Пушкина»

(Ф.М. Достоевский)

Ход урока

  1. Объявление темы и цели урока.

Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен творчеству А.С. Пушкина. Это урок-исследование. Вы будете сравнивать произведения А.С. Пушкина с другими произведениями историко-культурного наследия.

Главная особенность нашего урока – в самостоятельном получении знаний в результате работы в группах. Это урок-поиск. 8 класс будет работать над исследованием и сопоставлением «Повести временных лет» и баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». 9 класс над исследованием трех «Памятников»:  М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.

  1. Работа с эпиграфом.

Как вы можете прокомментировать эпиграф к уроку?

  1. Слово учителя. 

А.С. Пушкин. Имя этого человека знакомо каждому из нас. С его творчеством мы встречаемся в раннем детстве и не расстаемся до конца своей жизни. Читая его произведения, люди погружаются в «мир Пушкина», с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами.

А.С. Пушкин – явление необычное в нашей литературе и искусстве. С ним связано жизненное начало русского реализма, национального характера русской литературы.

  1. Биографическая справка. Презентация. Этапы жизненного и творческого пути Пушкина.

(Слайды 2-3 ). ДЕТСКИЕ ГОДЫ.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Рождение будущего гения пришлось на праздник Вознесения. Кроме того, в этот же день родилась внучка императора Павла, так что появление на свет Александра Пушкина было отмечено всеобщим ликованием и народными гуляньями.

Отец Александра Сергеевича, Сергей Львович (1771 −1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.

     Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от  Ганнибала, петровского «арапа», изображенного в романе Пушкина.

Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.

Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем  ,

человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Светская жизнь родителей, блистание на балах матери, «прекрасной креолки», как звали её, оставляли Александру долгие часы одиночества. В нём развилась, как он сказал в автобиографии, «охота к чтению». И перед смертью, расставаясь со всем, что любил, Пушкин скажет книгам, окружавшим его на полках в кабинете: «Прощайте, друзья!»

  • Слайд 4.  

Близость к западноевропейской культуре в юном Пушкине сочеталась с интересом к русской старине и родному языку. Рассказы бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, о былых временах, яркая речь няни, Арины Родионовны, сердечность дворового «дядьки» Никиты Тимофеевича Козлова открыли маленькому Александру прелесть русского простонародного мира. Древний Кремль и поместье Захарово (подмосковное имение бабушки), где когда-то жил Борис Годунов, останавливались в недолгое время успехов Лжедмитрий и Марина Мнишек, делали русскую историю для Пушкина особенно живой. Пушкин всегда ощущал свою кровную связь с Отечеством, с древними корнями: предки его были в старинные времена знамениты воинскими подвигами и государственными делами. Отстранение их от близости к царскому двору — результат их нежелания отступать от принципов благородства и независимости.

 Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части общества. В их доме (правда, собственного дома родители Пушкина не имели, снимали квартиры) собирались поэты, художники, музыканты.«Пушкин был родовой москвич, — писал друг поэта, П. А. Вяземский. — нет сомнения, что первым зародышем дарования своего, кроме благодати свыше, обязан он был окружающей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московскою жизнию. Отец его Сергей Львович, был в приятельских отношениях с Карамзиным и Дмитриевым и сам, по тогдашнему обычаю, получил если не учёное, то , по крайней мере, литературное образование. Дядя Александра, Василий Львович, сам был поэт».

  •  (Слайд 5). ЛИЦЕЙ.

В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения — лицея в Царском Селе при дворце Александра I. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен.

Царское Село, летняя резиденция царской семьи, было в то время тихим зелёным городком. В обширном парке стоял возведённый по проекту В. В. Растрелли в 18 веке Екатерининский дворец, сиявший голубой отделкой и позолотой. А рядом располагался светлый дворцовый флигель, связанный с главным зданием трёх пролётной аркой. Он и был отдан Лицею и перестроен для него архитектором В. П. Стасовым. Всё здесь было тщательно подготовлено, продумано для занятий лицеистов: хорошо оборудованные учебные помещения, библиотека, парадный зал. Для каждого воспитанника в верхнем этаже флигеля предназначалась маленькая отдельная комната. Распорядок дня был насыщенным, занятия чередовались с отдыхом.

19 октября был торжественно открыт Лицей. В день открытия лицея в Царском селе выпал ранний снег. На торжество приехал сам царь, министр просвещения и другие именитые гости, а также родные, родственники лицеистов.  Профессор Куницын произнёс патриотическую речь, призывающую питомцев служить Отчизне. А они были ещё совсем малы тогда, одиннадцати — тринадцати лет, и вечером этого торжественного дня играли в снежки.

Девиз Лицея: "Для пользы общей". Программа в основном гуманитарная: преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, "изящные искусства" (живопись, музыка и др.) Но учил Лицей и физике, математике, гимнастике, танцам — всему, что должно было сделать его воспитанников широко образованными и светскими людьми.

Лицей был закрытым учебным заведением, в него было принято всего 30 учеников. Это были дети средних малообеспеченных дворян, обладавших служебными связями.

Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, — на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества — все это создавало особую атмосферу. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», — вспоминал Пушкин впоследствии.

Пушкин и его друзья называли лицей «лицейской республикой» . Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеистов, товарищей Пушкина, была проникнута духом вольномыслия, жила дружной, братской семьёй. Кто же они, лицейские друзья А.Пушкина? (Слайд 6-7) А любимым преподавателем был Куницын (Слайд 8). Противник крепостного права, он воспитывал  своих питомцах в духе вольномыслия и свободолюбия.

Слайд 9.

В 1815 г. был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт — Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и тёплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом в парадной зале Лицея, рассеяно слушая мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи. Но вдруг Державин встрепенулся: он услышал Пушкина, его «Воспоминание в Царском Селе». Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт смуглого юношу, который тут же убежал. После экзамена министр просвещения, обратившись к отцу Пушкина, сказал: «Я бы желал образовать Вашего сына также и в прозе». Седой Державин живо воскликнул: «Нет, оставьте его поэтом!»

Шесть лет провели они здесь, в Царском селе. Даже на каникулы не отпускали их домой. И за долгие шесть лет Лицей сумел вложить многое в умы и сердца воспитанников . 9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт вступил  в новую жизнь.

  • Жизнь в Петербурге 1817-1820гг.

Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург ( Слайд 10 ) и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

Общение его очень широкое ( Слайд 11): гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли— «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е.А.Карамзина своему брату Вяземскому.

Вверх по Фонтанке живут Оленины  ( Слайд 12) : Елизавета Марковна, добрейшая гостеприимная женщина, и её муж Алексей Николаевич, президент Императорской Академии художеств, человек замечательный по уму, по разнообразным дарованиям своим: художник, писатель, археолог. Недаром Александр I прозвал его "тысячеискусником". В доме Олениных происходит встреча, которая Пушкину запомнилась надолго.
Был вечер, много гостей. Ужинали, танцевали, устраивали "живые картины". Царицу Клеопатру изображала родственница хозяев — юная, с большими мечтательными глазами Анна Керн. Когда она уезжала, Пушкин вышел вместе с её двоюродным братом, своим приятелем Александром Полторацким, — проводить. И в темноте осеннего вечера, глядя, как брат подсаживает Анну Керн в карету,
понял, что этого чудного мгновения не забудет...

Слайд 13 -14.

В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня,» «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг..

  За три года ссылки написаны "Кавказский пленник" , "Бахчисарайский фонтан" , а также "Узник", "Песнь о вещем Олеге». Начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В конце июля 1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

Под вашу сень,

            Михайловские рощи,

Являлся я –

         когда вы в первый раз

Увидели меня, тогда я был –

 Веселым юношей,

                    беспечно, жадно

Я приступал лишь

        только к жизни; - годы

Промчалися - и вы

                    во мне прияли

Усталого пришельца.

С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал

за ней ухаживать.

8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г.

"Солнце русской поэзии закатилось",- написал В. Жуковский.

  1. Словарная работа.

Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный. (Даль)

Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий (Ушаков)

Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий. (Ожегов)

Баллада  - это  лиро-эпическое произведение, в основе которого лежит необыкновенная история. По происхождению баллада связана со сказанием, преданием, легендой или историческим событием.

Ода – это стихотворение восторженного характера (торжественное, воспевающее) в честь какого-либо лица или события.

«Нерукотворный» –

  1. такой, который невозможно (нельзя создать руками людей – «словарь Пушкина»
  2. созданный без участия труда человеческих рук – «словарь современного русского языка»
  3. Не руками сделанный, созданный, сотворенный Богом – «словарь В.И. Даля»

Александрийский столп. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом, воздвигнутая в честь царя Александра I, победителя в войне с Наполеоном, - высота 47,5 м;

Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.

  • «пиит» -

 поэт

  • «всяк сущий» -

 существующий, бытующий;

  • «тунгус» -

народность Восточной Сибири.

  1. Прослушать художественное исполнение актеров «Песнь о вещем Олеге» и «Я памятник себе»
  2. Мотивация. Постановка и формулирование проблемы.

Мы перед собой ставим исследовательскую проблему. 8 класс. Сравнить «Повесть временных лет» («Песнь о вещем Олеге») и балладу А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

9 класс. Диалог Пушкина с предшественниками Горацием, Ломоносовым, Державиными.

Много веков тому назад римский поэт Гораций написал оду «К Мельпомене». М.В.Ломоносов сделал её перевод. Основные мотивы оды развивал Державин. Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие.

  1. Ход исследования.

План исследования на доске.

  1. История создания произведений.
  2. Сравнить произведения по теме.
  3. Сравнить произведения по смыслу.
  4. Показать выразительность и сложность образа лирического героя.
  5. Рассмотреть композицию (строение) и жанр произведений, сравнить их.
  6. Рассмотреть использование художественных приемов, определить их назначение. Оформить работу в виде связного текста.

  1. Планирование деятельности детей. (работа в 3-х группах)
  2. Получить раздаточный материал
  3. Прочитать, изучить и обсудить его в группе.
  4. Ответить на вопросы
  5. Сформулировать вывод.

(20 минут)

  1. Итог работы групп.
  1. Выступление с подготовленным сообщением
  2. Ответы на вопросы учителя, учащихся; коррекция результатов исследования.
  3. Обобщение данных исследования, вывод.

  1. Обобщение и вывод.

(Организация процесса рефлексии).

  1. Сопоставить расположение глав в «Песни»
  2. Заполнение таблицы

  1. Связь с современностью

(Анализ с элементами исследования)

Связь с современностью. Теперь мы знаем, в чем заключается гражданская позиция А.С. Пушкина. Давайте обратимся к нашей жизни. Беседа с учащимися по вопросам:

1) В чем по-вашему заключается смысл жизни человека?

2) Когда человек бывает счастлив?

3) Может ли быть человек счастлив вне общества?

4) Какой посильный вклад вы можете внести для процветания нашей страны?

XII. Оценивание учащихся.

Д.з. Сочинение «Каким я представляю свое будущее?»

Заключительное слово учителя.

Пушкин и его последователи. В поэтическом завещании Пушкина звучит гордое сознание совершенного жизненного и поэтического подвига во славу человечности, добра, красоты и свободы. В нем – сознание выполненного долга перед народом.  

Поэт не человек, он только дух –

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух, -

Всё видит, слышит, всем владеет…

А. Ахматова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока"История в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова"

Урок межпредметный ( история и литература). Предусматривается работа в группах.; 7 класс...

Урок литературы по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

На уроке учащихся знакомятся  с классическим произведением, формируют навыки анализа изучаемого произведения....

Открытый урок-исследование по теме «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » в 8 классе

Открытый урок-исследование по теме «Защита проекта «Свидание с пылающей эпохой» (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка") » был проведен в 8 классе для участников районного совещания директоров То...

Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».

Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...

Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...

«Удались от зла и сотвори добро» (урок- исследование по повести А.С. Пушкина «Дубровский»)

Помочь обучающимся увидеть, почувствовать мир души героев  А.С. Пушкина, обрести нравственные ориентиры для дальнейшей жизни;  продолжить духовно - нравственное развитие обучающихся; воспиты...

Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)

Открытый урок – исследование   «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...