Урок литературы по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
план-конспект урока по литературе на тему

На уроке учащихся знакомятся  с классическим произведением, формируют навыки анализа изучаемого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stantsionnyy_smotritel.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель"

Урок литературы по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цели и задачи урока: Познакомить учащихся с классическим произведением, сформировать навыки анализа изучаемого произведения.

Вступление в тему.

Вся наша жизнь подчиняется определённым законам. Есть научные законы: физики, математики…  Есть законы жизни, нравственные законы. Что есть добро, что есть зло?

Кого надо любить, кого ненавидеть. Как жить среди людей? Без знания этих законов человеку сложно разобраться в жизни, можно совершить ошибки. Узнать эти законы нам помогает Священное Писание.

У нас с вами появится возможность познакомиться с тем, каким должно быть отношение детей к своим родителям. И мы попробуем понять замысел повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

А теперь подумаем вместе, как должны относиться дети к своим родителям?

(Дети должны слушаться своих родителей, не грубить им, помогать, заботиться о них в старости. Нельзя обманывать родителей, говорить о них кому-то плохо).

Слайд: Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земле блазе».

Значение родителей для каждого из нас огромно. Они подарили нам жизнь. Они отдали огромное количество сил, духовных, физических, чтобы мы выросли успешными, сильными, здоровыми, добрыми. В детстве родители всегда рядом с нами, и они непременно приходят нам на помощь в трудную минуту жизни, они наставляют нас на благочестие, учат жить по-христиански. Сегодня мы будем учиться тому, как

 по-христиански относиться к родителям.

Запишите в своих тетрадях пятую из заповедей, данных Богом:

Слайд: Почитай отца твоего и мать твою.

Кто может объяснить, что такое заповедь?

Под именем закона Божия  разумеются заповеди Божии, в которых Бог провозглашает: «Уклонися зла и сотвори благо».

Заповедь, которую мы записали, относится к разряду заповедей «сотвори благо».

Как бы вы раскрыли смысл этой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою»?

(Почитать – значит уважать родителей, помогать им, любить их).

 А теперь прочитаем о почитании родителей  детьми у святителя  Тихона Задонского:

Тексты на партах у каждого учащегося.

Почитание родителей – первейшая обязанность детей.

Самая совестьубеждает человека родителей своих с любовью почитать… Всякое убо почтение отдавай, христианине, родившим тебе,  да благо тебе будет.  Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничим за бдагодеяния их тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй ибо им сердечную за то  благодарность через все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти  отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе».

Почтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не прерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дьела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести.

Выполним такое задание:

Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это…

Для этого ещё раз обратимся к тексту и будем переводить  произведение святителя Тихона Задонского  на современный литературный язык:

1.      Любить их истинно и чистосердечно.

2.      Говорить о родителях  уважительно.

3.      Вставать перед ними.

4.      Стоять перед сидящими родителями.

5.      Предоставлять им лучшее место.

6.      Не перебивать  родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними.

7.      Не начинать никакого  дела без согласия на то родителей.

8.      Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.

Как вы думаете, пушкинская Дуня почитала своего отца?

(Дуня убежала из дома, ничего не сказав отцу, и нарушила тем самым данную Богом заповедь, поэтому нельзя считать, что Дуня почитала своего отца).

Да, Дуня ничего не сказа отцу о намерении покинуть родной дом. Отец не ожидал, что Дуня, которую он по-отечески преданно любил, сможет совершить такой поступок.

Вспомните, что изображали картинки на стене в жилище смотрителя?

(Картинки изображали историю блудного сына).

Какие значения есть у слова «блудный»? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Блуд – слово это, со всеми производными своими, заключает в себе двоякий смысл; народный: уклонение от прямого пути, в прямом и переносном смысле; церковный или книжный: незаконное, безбрачное сожитие». В этой же словарной статье обратим внимание на пословицу: «Блудный сын – ранняя могила отцу».

Слайд:   Блуд – уклонение от прямого пути.

             Блудный сын – ранняя могила отцу.

Подумаем: зачем понадобилось автору включать в повесть притчу о блудном сыне.

Слайд: Притча – иносказание, нравоучение, поучение в примере.

Чтение фрагмента повести от слов «Тут он принялся переписывать мою подорожную» до слов «…и прочие предметы, меня в то время окружавшие».

Описывая жилище Самсона Вырина, рассказчик останавливает взгляд на висящих на стене картинках, изображавших историю блудного сына. Почему Пушкин использует слово картинки. Наверно, для кого-то эти картинки имеют преимущественно интерьерное значение? Для кого?

(Наверное, Дуня не обращала внимания на смысл этих картинок. Они просто украшали жилище).

Именно притча о блудном сыне отразилась в жизни Дуни.

Прочитаем притчу о блудном сыне.

(Чтение притчи).

Притча о блудном сыне

«У некоторго человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую часть имения».  И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошёл, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Придя же в себя, сказал: «Сколько наёмников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих».

Встал и пошёл к отцу своему.

И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного телёнка и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришёл и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что  принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка.

Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

Этой притчей Иисус ещё раз показал, с какой радостью и прощением Небесный Отец принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаянным сердцем».

В чём смысл притчи?

(Возвращение блудного сына – великое счастье для отца).

В христианском толковании эта притча показывает, с какой радостью и готовностью к прощению Небесный Отец принимает каждого искренне раскаявшегося грешника, то есть человека, преступившего Закон Божий, нарушившего заповеди. Раскаяние – путь к духовному возрождению.

Задание:  Будем читать описание каждой из картинок и затем находить в тексте  «Станционного смотрителя» соответствующий эпизод из жизни Дуни.

1.                       Блудный сын спрашивает отеческого благословения и уходит из дому.

       Дуня убегает с ротмистром Минским, не только не спросив благословения, но и не предупредив отца о своём намерении. Она принимает решение под влиянием сиюминутного желания, не раздумывая над тем, что заезжий ротмистр – почти незнакомый ей человек, а она доверяет ему свою судьбу.

2.                       Вторая картинка – развратное поведение молодого человека, окружённого «ложными друзьями и бесстыдными женщинами».

       А вот эпизод проигрывается из жизни Дуни: «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».

3.        Третья картинка – «промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены печаль и раскаяние».

         Картинку дорисовывает воображение отца в беседке с рассказчиком: «Много их в Петербурге, молоденьких дур сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

         Дуня представлена после смерти Самсона Вырина глазами мальчика: «Вот летом приезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу… Прекрасная барыня… Ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с чёрной моською». Внешне Дуня благополучна, но счастлива ли?

4.       Четвёртая картинка – «…представлено возвращение юноши к отцу; добрый старик в том же колпаке…  выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.

Дуня уже не застала отца в живых. Она проездом заглядывает в родные места.  «…И как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище».

Просит ли Дуня прощения у отца уже после его смерти?

(Да. Она долго лежала на могиле).

Может ли простить её отец?

(Нет. Его уже нет в живых).

         Есть ли вина Дуни в том, что  её отец так рано ушёл из жизни?

(Дуня тайно бежала из дома и в течение нескольких лет  не давала отцу никакой весточки о себе. Он тосковал: «Старик не снёс своего несчастия; он тут же слёг… занемог сильной горячкой… и на его место определили на время другого»).

  Выберем из текста места,   показывающие портретное изображение смотрителя.

( «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого….»

  «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!..  Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

   «Отчего ж он умер? – спросил я… - «Спился, батюшка».

Помните, в словаре Даля была помещена пословица.

Слайд:   Блуд – уклонение от прямого пути.

     Блудный сын – ранняя могила отцу.

Для любого человека является огромным гоем – потерять своё дитя. Вырин, несомненно, мечтал выдать дочь замуж, воспитывать внуков… А Минин как поступает с отцом соей жены?

(Жестоко выставляет на улицу, Хочет откупиться деньгами.)

Найдите в тексте отрывок, где показывается, как Вырин обращается с детьми.

(«…Оборванный мальчик…повёл меня за околицу

- Знал ты покойника?

- Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывло (царство ему небесное!) идёт из кабака, а мы за ним: «Дедушка, дедушка! Орешков!» -  А он нас орешками наделяет. Всё, бывало, с нами возился»).

Как относится мальчик к смотрителю?

(С теплом. С благодарностью.)

А внуки Самсона Вырина никогда не узнают, какой добрый и прекрасный мог бы быть у них дедушка.

А если бы Дуня следовала  заповеди «Почитай отца твоего и мать твою», как могла бы сложиться судьба смотрителя?

(Он мог бы быть счастлив).

Представим себе, что в жизни Дуни всё было бы иначе. И от вас зависит будущее счастье и Дуни, и её отца. Для этого вам надо подсказать Дуне, как исправить её ошибки. Вспомните, с чего начинается история о блудном сыне.

(С благословения отца).

Чем пренебрегла Дуня, покидая отчий дом?

(Дуня не спросила родительского благословения).

Благословение – благое слово необходимо в начале любого дела.

Дети должны спрашивать благословение у родителей.

Создавая семью, дети спрашивают родительского благословения на счастливый союз. Эта традиция живёт веками на Руси.

Слайд. Дети должны быть благодарны родителям.

   Дети должны проявлять послушание родителям.

   Дети должны советоваться со своими родителями о своих делах.

 Дети должны беречься оскорблять родителей.

Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих родителей, то же и сами испытают от своих  детей.

Если у всякого человека оскорблённого следует просить прощение, то детям у родителей тем более.

                               Иоанн (Маслов) «Симфония по трудам святителя Тихона Задонского»

 

 

Слайд. Дети должны испытывать чувство благодарности

           к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.

 Быть послушными.

Словом и делом показывать родителям своё почтение.

Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них,

а, признавая свои ошибки, просить прощения.

В нужде и старости родителей питать и со всяким

усердием служить и.

Детям, которые родителей своих не почитают, Господь

законом своим определяет страшные казни.

                                      Тихон Задонский «Обязанности детей по отношению к родителям»

Вернёмся к истории Дуни и подумаем: почему она  выросла неблагодарной дочерью?

Может, отец не воспитал свою дочь подобающим образом? Ведь родители несут ответственность за воспитание детей. Обратимся к повести.

«Это твоя дочка? – спросил я смотрителя. «Дочка-с, - отвечал он с видом довольного самолюбия; - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать».

Отец гордится своей дочкой.

«Так вы знали мою Дуню?» - начал он. «Кто же не знал её? Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили её то платочком, то серёжками. Господа проезжие нарочно останавливались, будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на неё подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь: курьеры, фельдъегеря, с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала…»

Что больше всего восхищало отца в Дуне?

(Умением нравиться, прельщать, подолгу поддерживать разговор, поражать собеседников своей красотой).

Обратимся к слову прельщать (родственные слова: прелестно, прелесть).

В современном русском языке оно обозначает что-то очень краивое, хорошенькое, очаровательное, хотя имеет другой изначальный почти вышедший сейчас из употребления противоположный смысл: обман, соблазн, совращение от злого духа (В.И. Даль. Толковый словарь…).  И примеры: «Князь мира прельщает прелестями. Его бес прельстил – смутил, попутал, соблазнил. Быть в прелести, то есть во власти злого духа).

Обращает ли внимание Самсон Вырин на духовные качества своего чада?

(В повести нет упоминания о том, какими духовными качествами отличалась Дуня).

Даже увидев Дуню в Петербурге рядом с Минским, смотритель по-прежнему восхищается её красотой: «Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался». Отец не видит зла, которое происходит с его единственной дочерью. Все добродетели Дуни (умение вести хозяйство, усмирять разгневанных постояльцев) проистекали не из-за любви к родителю, а от желания нравиться?

Что же такое желание нравиться? Это чувство раболепное, изменяющееся по обстоятельствам и по качеству лиц, которым хочешь нравиться. Оно показывает бесхарактерность и безволие. Такой человек не мыслит самостоятельно о лицах, вещах, явлениях.

Где у Пушкина есть подтверждение тому,  что Дуня бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре?

(Она бросила отца.

Не зная человека, она убежала с ним.

Она знала о притворстве Минина, но не обратила внимания на это.

Она была легкомысленна, позволила проезжающему рассказчику вольность: «В сенях я остановился и просил у ней позволения её поцеловать; Дуня согласилась..»).

        Люди, которые хотят угодить всем во всём не добрые, а добренькие.

Слайд: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тема: « Моральный суд над Дуней Выриной».

Урок проводится в форме суда, что вызывает большой интерес у ребят, ведь современное телевидение позволяет наблюдать процесс ведения суда достаточно часто, и дети сами легко распределяют роли накануне...

Тема греха и покаяния в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (материал к уроку литературы в 7 классе)

Анализ текста А.С. Пушкина  поможет учащимся понять тему греха и покаяния в произведении; выявить основные мотивы повести ....

Контрольно - измерительный материал по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и  предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе  В.Я. Коровиной (ФГОС)....

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Урок литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» является 5-м уроком в системе уроков по творчеству А.С. Пушкина и рассчитан на 1 час. На данном уроке ИКТ б...

Проверочная работа по произведению А.С.Пушкина "Станционный смотритель

Проверочная работа по произведению А.С.Пушкина "Станционный смотритель...

Презентация к уроку литературы на тему: А.С. Пушкин "Станционный смотритель", 7 класс.

Презентация по повести "Станционный смотритель" включает в себя краткую информацию о цикле "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", об историческом статусе коллежского регистра...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...