Тема греха и покаяния в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (материал к уроку литературы в 7 классе)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Козлова Людмила Михайловна

Анализ текста А.С. Пушкина  поможет учащимся понять тему греха и покаяния в произведении; выявить основные мотивы повести .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема греха и покаяния  в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

(материал к уроку литературы в 7 классе)

           «Пушкин – начало всех начал», и это обязывает учителя литературы так передать молодому поколению творения  великого мастера, чтобы они стали мерой подлинности, гуманизма и всех других произведений литературы, чтобы учащиеся испытали настоящую необходимость снова и снова возвращаться к его стихам и прозе.

Знакомство с «Повестями Белкина» поможет семиклассникам понять не только сложнейшие повороты пушкинской мысли, но и загадочный пока для них мир взрослых проблем.

Цели урока:  развивать навыки анализа текста; помочь учащимся понять тему греха и покаяния в произведении; выявить основные мотивы повести, показав пример библейского контекста с помощью вещной детали: лубочной картинки как части интерьера.



Приступая к изучению «Станционного смотрителя», зададимся вопросом: «Почему Самсон Вырин носит такую фамилию?»

Смотритель почтовой станции в Выре был давним знакомым Пушкина, возможно, они много раз беседовали за чашкой чая. Неслучайно, что Пушкин дал имя своему герою по названию старинного селения. Но Русские фамилии  образуются и от названия животных. В словаре В.И.Даля «выреха» - плохая лошадёнка, кляча  (в Рязанской губернии).  «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда…» Ему, как и лошади, «покою нет ни днём, ни ночью»

Самсон — солнечный (др. евр.).

История имени. Самсон - один из наиболее романтических библейских персонажей. Ангел возвестил будущей матери, что она родит сына, который станет победителем филистимлян. Он предупредил также, чтобы Самсон никогда не вкушал сока виноградной лозы и не стриг волос, ибо в волосах будет заключена его сила. Библейские рассказы о Самсоне состоят из нескольких эпизодов, то смешных и трогательных, то жестоких и трагичных. Судьба, словно нарочно, испытывала богатыря, и вышло так, что он влюбился в филистимлянку. То была красавица по имени Далила. Она искусно выведала тайну его силы, и, когда он спал, убаюканный ее ласками, филистимляне остригли ему волосы и выкололи глаза. Посаженный за решетку, Самсон горько раскаялся во всех своих прегрешениях, похождениях и разгульных приключениях. И, видно, небо все же сжалилось над ним. Волосы начали быстро отрастать, а вместе с ними прибывала и утраченная сила.

Пушкинский герой живет бедно, своим трудом, исполненным оскорблений и унижений,  добывает средства к существованию, но остаётся добрым человеком, старается помочь всем, кто оказывается волею судеб на его станции. Самсон Вырин ни на что не жалуется и доволен судьбой. Начнём внимательнее вглядываться в текст. Ищем меткие пушкинские характеристики, описания, разъяснения. Отвечаем на вопросы только пушкинским текстом.

Что узнаём о станционном смотрителе в первой встрече?

(«Сие оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

«Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого…»)

А как повествователь описывает дочь? («Красота её меня поразила…Маленькая кокетка…потупила большие голубые глаза»)

Как относился сам Вырин к дочери? Как он говорит об этом сам?

(«Дочка – с, -  отвечал он с видом довольного самолюбия; - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать». Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала… не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я ли не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»)

               Теперь нетрудно сделать вывод, почему жизнь «маленького человека» казалось ему счастливой? Рядом со станционным смотрителем живёт маленькое солнышко, которое преображает всё убогое жилище, украшает скучную, унылую жизнь.

Согласие в маленькой семье, благодать похожи на рай. Рай, земной,  а Дуня на ангела. Даже комната  с виду напоминает на смиренную обитель. Четыре лубочные картинки на стенах  «изображали историю блудного сына».

Предложим учащимся ответить на вопросы, которые даны в конце повести.

-В чём художественный смысл картинок на стенах…? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Каким героям повести вы сочувствуете?

Один из заранее подготовленных учащихся рассказывает сюжет евангельской притчи.

«Ещё сказал (Иисус): у некоторого человека было два сына.

В повести  А.С.Пушкина «Станционный смотритель» дочь главного героя Дуня тоже уходит из дома, покидает отца. Автор будто приглашает нам сопоставить две истории. Разница есть большая: герой притчи из богатой семьи промотал состояние отца, а Дуня уехала от жизни неизбежной для низших чинов. Общее: оба возвращаются туда, откуда уехали. История блудного сына, изображённая на картинках, с одной стороны подготавливает читателя к последующим событиям, а с другой же, включает все происшедшие события в более широкий контекст.

Предложим учащимся выявить мотивную структуру повести:

"Станционный смотритель"

Мотив

Притча о блудном сыне

"Дуня стояла в недоумении..."

выбора пути

"По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.."

"Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали"

ухода из отчего дома

"..младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.."

"Ямщик, который вез его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте"

своеволия и ослушания

"И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение."

"Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы"

греха и праздности

"..и там расточил имение свое, живя распутно.."

«Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою»

блужданий

"..сын твой, расточивший имение свое с блудницами.."

"Дуня подняла голову... и с криком упала на ковер"

страдания

"Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться..";"..я умираю от голода .."

"Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу"

возвращения в отчий дом 

"Встал и пошел к отцу своему.."

"..как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала..."

раскаяния

"Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим.."

"— Приходила, — отвечал Ванька, — я смотрел на нее издали. Она легла здесь и лежала долго"

прощения, милосердия

"И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.."

Подводим учащихся к  выводу, что история жизни пушкинской героини повторяет путь от греха к покаянию блудного сына из библейской притчи, которая углубляет и расширяет идейно-художественное своеобразие.

Обратимся  к  картине голландского живописца  Рембрандта Ван Рейна «Возвращение блудного сына».Многократно используемая Рембрандтом в гравюре, рисунке и в живописи притча о блудном сыне находится в центре того понимания гуманности, которую олицетворяет дух Нагорной проповеди, с её поэтической диалектикой греха и покаяния, уверенности в доверии и спасительной любви к ближнем.

Суть притчи о блудном сыне такова: типичная история, которая случается со многими людьми. У многих непослушные дети. В чем выразилось непослушание сына?
Он младший, значит, в отличие от старшего, он не приумножил их имение – дом, хозяйство. Значит, он не имеет права требовать то, что не заработал. И как добр отец, который, несмотря на это, выделил ему часть.

По обычаям того времени, именно младший сын должен был находиться при родителях, опекать их в старости. Но он уходит, нарушает этот обычай, закон. Почему отец не удерживал сына? Отец, видимо, понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из - под палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого. Вскоре от отцовского имения ничего не осталось: «…расточил имение свое, живя распутно». За преступлением следует наказание. Только тогда, когда на него обрушиваются несчастья, он начинает понимать, что натворил. Обращаясь к отцу, сын говорит: «…я согрешил против неба и пред тобою». В Святом Писании речь идет о двойной вине. Сын своим поступком и поведением не просто нанес ущерб хозяйству и имению, не только причинил боль отцу, который переживал за него, но он нарушил духовно-нравственный закон, заповедь, полученную от Бога. Это заповедь пятая: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…».

В произведении «Станционный смотритель» Дуня Вырина, нарушив эту заповедь, лишила своего отца жизни:  «Старик не  снёс своего несчастия…» Из бодрого и свежего пятидесятилетнего хозяина станции герой превращается в хилого старика. Ничего не осталось от гордого Самсона: как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь. Вторая  встреча рассказчика со станционным смотрителем – очень важный фрагмент текста ещё и потому,  что в ней прослеживается тема греха  и самого Вырина. Вспомним с учащимися момент увоза Дуни. Её как будто невольно толкает на это сам отец.. Дуня, кажется, о чём – то догадывается -«стояла в недоумении…» Многоточие  позволяет предположить, что в душе девушке смешались и робость, и страх перед выбором, и тайное предчувствие. Но отец поизносит роковые слова:»Чего же ты боишься?...его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Именно это воспоминание острее всего будет ранить сердце бедного смотрителя потом: «Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было сего разумом».  Интересно отметить при чтении истории, рассказанной Вырином, тот факт, Дуня собиралась в церковь, гусар «вызвался довезти её до церкви». И кто знает, как бы дальше сложилась жизнь героев, если бы Дуня всё - таки пришла в церковь. «Но Дуни в церкви не было». Не с этого ли момента начался её путь грешницы?

Очень важно проследить за поведением Самсона Вырина при встрече с Минским в Петербурге. Он, старый солдат, униженно просит своего обидчика  вернуть дочь. «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..»Далее следует эпизод с деньгами. И вновь тема греха и падения является основной в повествовании. Минский  находится в «крайнем замешательстве» и понимает свою вину:  « …виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения…». Минский пытается свой грех искупить, видимо, единственно известным ему способом – деньгами. После встречи с Дуней в доме Минского Вырин решает отступиться. Теперь он знает об отношении дочери ко всему происшедшему, и надежда на то, что дочь была увезена против собственной воли, рухнула. «Она с нежностью смотрела  на Минского, наматывая его чёрные кудри на свои сверкающие пальцы». Увидев отца, Дуня упала в обморок. Не потому ли, что  всё время на душе огромной тяжестью лежало чувство вины перед отцом .Без родительского благословения полного счастья замужество не принесёт.

Такова история «заблудшей овечки», и похожая, и столь отличная от евангельской притчи о блудном сыне. Дуня не вернулась домой, не припала  к стопам отца, не дала ему возможности простить и принять её. «Не согрешишь- не покаешься, не покаешься – не спасёшься»,-гласит народная мудрость. Не сумела спасти отца своего Дуня Вырина.. Третьей встречи рассказчика с Самсоном Выриным не было: старик спился и умер. Но то, что узнал заезжий литератор, посетив бывшую станцию, было потрясением: неизвестная «прекрасная « барыня плакала на могиле смотрителя. Дуня, напомнившая нам судьбу блудного сына и библейской легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца могилу и некому было сказать «прости», до конца жизни нести ей этот тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.

Небольшой тест поможет  учащимся определить основную мысль произведения.

1) Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними.         

2) Путь к исцелению у всех один: прозреть, обвинить себя, иметь мужество признать ошибки и покаяться.

3) Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя…

4) Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей.

А.С. Пушкин преподал всем нам серьёзный нравственный урок. Так о чём эта повесть?

О любви. Об ответственности. О взрослении. О соблюдении пятой библейской заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, долголетен будешь на земли».

О маленьком  человеке? Да и об этом тоже. Повесть не случайно называется «Станционный смотритель». Она повествует, прежде всего, о разрушении мира «маленького человека» после вторжения силы, богатства и власти, после совершённого греха и падения единственно близкого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Тема: « Моральный суд над Дуней Выриной».

Урок проводится в форме суда, что вызывает большой интерес у ребят, ведь современное телевидение позволяет наблюдать процесс ведения суда достаточно часто, и дети сами легко распределяют роли накануне...

Урок литературы по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

На уроке учащихся знакомятся  с классическим произведением, формируют навыки анализа изучаемого произведения....

Контрольно - измерительный материал по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Презентация создана по материалам комплексной тетради для контроля знаний по литературе Полулях Н.С. и  предназначена для учащихся 7 класса, обучающихся по программе  В.Я. Коровиной (ФГОС)....

Конспект урока литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Урок литературы в 7 классе по произведению А.С. Пушкина «Станционный смотритель» является 5-м уроком в системе уроков по творчеству А.С. Пушкина и рассчитан на 1 час. На данном уроке ИКТ б...