Главные вкладки

    План-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему:
    Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)

    Кузнецова Ольга Анатольевна

    Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форме. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор урока:

    О. А. Кузнецова – учитель русского языка и литературы

    МОУ Водзимонская СОШ

    Вавожского района Удмуртской Республики

    Игра «Умники и умницы».

    (урок-обобщение по творчеству А. С. Пушкина). 

    Ведущий – учитель  (читает стихотворение И. Акуниной):

    К нам приходят Пушкинские сказки

    Яркие и добрые, как сны:

    Сыплются слова, слова-алмазы

    На вечерний бархат тишины…

    Шелестят волшебные страницы –

    Всех скорей нам хочется узнать.

    Вздрагивают детские ресницы.

    Верят в чудо детские глаза.

    Даже если мы уже не дети,

    В двадцать, тридцать лет и в сорок пять

    Убегаем мы порою в детство,

    Убегаем к Пушкину опять.

    Убегаем в буйство свежих красок,

    В торжество добра над темным злом,

    Убегаем в Пушкинские сказки,

    Чтоб  добрей и лучше стать потом.

    Ведущий:

    Добрый день, дорогие ребята! Этими стихами  можно охарактеризовать не только сказки Пушкина, но и все его творчество. В. Белинский сказал однажды о творчестве Александра Сергеевича так: «Читая его произведения можно превосходным образом воспитать в себе человека». В каком бы возрасте мы не были, мы с удовольствием перечитываем и его сказки, и его повести, его лирические произведения, а отдельные строки из «Евгения Онегина» давно стали в народе крылатыми выражениями.

    Сегодня мы собрались на литературную игру «Умники и умницы», чтобы еще раз вспомнить изученные произведения А. С. Пушкина, посмотреть, насколько внимательно вы их читали и чтобы еще раз окунуться в прекрасный мир – художественный мир Пушкина.

    Итак, я объявляю первый тур игры «Умники и умницы». Прошу приветствовать участников I тура.

    А я представляю вам членов жюри…

    Тур I.

    Ведущий: итак, мы должны определить, по какой дорожке пойдет  каждый из наших участников (объявляются условия конкурса). А сейчас проводится конкурс красноречия. Участники за 5 мин до урока получили задание – продолжить фразу: «Читая произведения Пушкина….» Кто будет отвечать первым? Прошу. (Отвечают, жюри выбирает, кто по какой дорожке пойдет).

    Желтая дорожка: Каково полное имя Татьяны?

                                  (Татьяна Дмитриевна Ларина.

     На могиле отца Татьяны была такая надпись:

    Надгробный памятник гласит:

    - Смиренный грешник Дмитрий Ларин,

    Господний раб и бригадир,

    Под камнем сим вкушает мир).

    Зеленая дорожка: В черновом варианте «Евгения Онегина» были такие строки:

    …добрый юноша, готовый

    Высокий подвиг совершить…

    О ком они? Почему вы так думаете? (о Ленском).

    Красная дорожка: Известно, что Пушкин симпатизировал Ленскому-человеку, так как его прототипом являются его друзья-декабристы. Почему же Пушкин не построил произведение таким образом, чтобы герой остался жив?

     (автор не решает судьбу героев. Ответ участника может содержать данные о том, что Пушкин в романе – сам является одним из героев. Это еще раз говорит о том, что герои Пушкина живут своей жизнью, автор не вмешивается  - констатирует факты).

                                             

                                                 ***

    Желтая дорожка:  Что появилось раньше: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или «Горе от ума» Грибоедова? Почему вы так думаете?

     (в романе Пушкина есть строки:

    …Он возвращался и попал

    Как Чацкий, с корабля на бал…)

    Зеленая дорожка: О ком из героев из романа «Евгений Онегин» следующие строки:

    …Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда, как утро, весела…

     (об Ольге Лариной).

    Красная дорожка: кто из героев «Евгения Онегина»

    …В книгах не видал вреда;

    Он, не читая никогда,

    Их почитал пустой игрушкой…(отец Татьяны – Д. Ларин).

                                                ***

    Желтая дорожка: Фамилию какого персонажа комедии Фонвизина «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным?

    (…Скотинины – чета седая

    С детьми – все разных возрастов:

    От тридцати до сорока годов…)

    Зеленая дорожка: Любили ли в семье Татьяну? Почему вы так думаете?

    (…Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой…)

                                               ***

    Желтая дорожка: Кто их героев « Онегина» «…корсет носила она узкий, и русский «н» как «N» французский произносить умела в нос»? (помещица Ларина – мать Татьяны).

    Ведущий:  Итак, у нас выявился победитель первого тура. Это …

    Тур II.

    Ведущий: И я приглашаю выйти участников второго тура. Задание для конкурса красноречия такое: объясните иностранцу, кто такой Пушкин.

    (участники отвечают, жюри  решает, кто по какой дорожке пойдет).

    Желтая дорожка: Какое одинаковое название имеют поэма Пушкина и рассказ Л. Н. Толстого? («Кавказская пленница»).

    Зеленая дорожка: К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова  из комедии Фонвизина «Недоросль» («Повести Белкина»).

    Красная дорожка: Главные герои каких произведений Пушкина названы именами Мария и Владимир? («Дубровский» и «Метель»).

    ***

    Желтая дорожка: Назовите произведения Пушкина, в которых имя героини – Мария? Их 6, назовите хотя бы 4. («Бахчисарайский фонтан», «Метель», «Дубровский», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Полтава»).

    Зеленая дорожка: В каких произведениях изображается Петр I? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).

    Красная дорожка: Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»? (А. П. Керн).

    ***

    Желтая дорожка: О ком пишет поэт: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»? (о друзьях-лицеистах).

    Зеленая дорожка: Кто их героев Пушкина не мог отличить ямб от хорея во времена пика популярности и затребованности художественной литературы? (Евгений Онегин).

    ***

    Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина будучи помещичьим ребенком  наряжался  в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза – «Барышня-крестьянка»).

    Ведущий: Итак, у нас выявился победитель второго тура. Это…

    Тур III.

    Ведущий: И я приглашаю выйти участников третьего тура. Для проведения конкурса красноречия прошу  участников ответить на вопрос «Что значит для меня имя Пушкина»? (ребята отвечают; жюри решает, кто по какой дорожке пойдет).

    Желтая дорожка: Как изображена Екатерина II  в  «Капитанской дочке»?

    Зеленая дорожка: Какие слова являются эпиграфом к «капитанской дочке»? («Береги честь смолоду»).

    Красная дорожка: Кратко расскажите о жизни Петра Гринева до начала Пугачевского восстания. («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками…»).

    ***

    Желтая дорожка: Сколько лет было Гриневу, когда его отправили на службу? (16).

    Зеленая дорожка: Как звали родителей Маши Мироновой? (Василиса Егоровна и Иван Кузьмич).

    Красная дорожка: Назовите, какие повести входят в книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Их 5. («Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Барышня-крестьянка»).

    ***

    Желтая дорожка: какой близкий друг Пушкина участвовал в восстании декабристов? (И. Пущин).

    Зеленая дорожка: Стихи Пушкин писал двусложным размером. Как называются двусложные размеры в стихосложении? (Ямб – безударный, ударный слоги, хорей – ударный, безударный).

    ***

    Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев -  «Капитанская дочка»).

    Ведущий: Итак, у нас выявился победитель третьего тура игры. Это…

    ФИНАЛ.

    Ведущий: Я приглашаю выйти всех победителей сегодняшней игры и объявляю начало финального тура игры «Умники и умницы».

    Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина, когда был в плохом настроении, насвистывал: «гром победы, раздавайся!» (К. П. Троекуров).

    Зеленая дорожка: Кто их героев Пушкина перед венчанием заблудился в поле? (Владимир из повести «Метель»).

    Красная дорожка: Кто из героев Пушкина был похищен в день свадьбы? (Людмила из повести «Метель»).

    ***

    Желтая дорожка: Кем были написаны пожизненные портреты Пушкина? (В. Тропининым, О. Кипренским).

    Зеленая дорожка: О каком портрете сам  Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (о портрете О. Кипренского).

    Красная дорожка: Посмотрите полотно на сюжет к стихотворения  «К морю».  В содружестве каких художников оно было выполнено? (Репин и Айвазовский).

    ***

    Желтая дорожка: Какие Пушкинские поэма и стихотворение имеют одно название? («Цыгане»).

    Зеленая дорожка: Под каким произведением поэт впервые поставил полную подпись? (под стихотворением «Воспоминания о Царском  Селе»).

    ***

    Желтая дорожка: Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (В 1820 году, после опубликования поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»).

    Ведущий: Итак, мы объявляем победителя игры «Умники и умницы», им стал …

    (награждение победителя).

    Ведущий: Дорогие ребята! Сегодняшняя игра показала, что вы внимательно читаете произведения Пушкина, знаете не только фабулу произведений, но и мелкие детали, которые действительно важны для понимания идейного содержания каждого произведения. Я надеюсь, будучи взрослыми людьми вы снова и снова будете возвращаться к произведениям Александра Сергеевича и получать от них удовольствие, а, может быть, и получать ответы на  жизненные вопросы, которые так или иначе вам придется решать в дальнейшем. Спасибо вам за игру, до свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по лирике А.С.Пушкина для учащихся 9-10 классов

    Тест по лирике А.С.Пушкина планируется после изучения лирики А.С.Пушкина в 9 классе или после повторения лирики поэта в 10-ом классе. Тест рассчитан на 45 минут, представлен 1 вариантом, содержит зада...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

    Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

    Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучающихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

    Тест по творчеству А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского

    Тест по творчеству А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского...

    Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова (6 класс)

    Контрольная работа по литературе по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова для обучающихся 6 класса состоит из заданий на знание биографий писателей, мсодержания произведений. Предусмотрено одно зад...