Главные вкладки

    Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)
    план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

    Кузнецова Ольга Анатольевна

    Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форме. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автор урока:

    О. А. Кузнецова – учитель русского языка и литературы

    МОУ Водзимонская СОШ

    Вавожского района Удмуртской Республики

    Игра «Умники и умницы».

    (урок-обобщение по творчеству А. С. Пушкина). 

    Ведущий – учитель  (читает стихотворение И. Акуниной):

    К нам приходят Пушкинские сказки

    Яркие и добрые, как сны:

    Сыплются слова, слова-алмазы

    На вечерний бархат тишины…

    Шелестят волшебные страницы –

    Всех скорей нам хочется узнать.

    Вздрагивают детские ресницы.

    Верят в чудо детские глаза.

    Даже если мы уже не дети,

    В двадцать, тридцать лет и в сорок пять

    Убегаем мы порою в детство,

    Убегаем к Пушкину опять.

    Убегаем в буйство свежих красок,

    В торжество добра над темным злом,

    Убегаем в Пушкинские сказки,

    Чтоб  добрей и лучше стать потом.

    Ведущий:

    Добрый день, дорогие ребята! Этими стихами  можно охарактеризовать не только сказки Пушкина, но и все его творчество. В. Белинский сказал однажды о творчестве Александра Сергеевича так: «Читая его произведения можно превосходным образом воспитать в себе человека». В каком бы возрасте мы не были, мы с удовольствием перечитываем и его сказки, и его повести, его лирические произведения, а отдельные строки из «Евгения Онегина» давно стали в народе крылатыми выражениями.

    Сегодня мы собрались на литературную игру «Умники и умницы», чтобы еще раз вспомнить изученные произведения А. С. Пушкина, посмотреть, насколько внимательно вы их читали и чтобы еще раз окунуться в прекрасный мир – художественный мир Пушкина.

    Итак, я объявляю первый тур игры «Умники и умницы». Прошу приветствовать участников I тура.

    А я представляю вам членов жюри…

    Тур I.

    Ведущий: итак, мы должны определить, по какой дорожке пойдет  каждый из наших участников (объявляются условия конкурса). А сейчас проводится конкурс красноречия. Участники за 5 мин до урока получили задание – продолжить фразу: «Читая произведения Пушкина….» Кто будет отвечать первым? Прошу. (Отвечают, жюри выбирает, кто по какой дорожке пойдет).

    Желтая дорожка: Каково полное имя Татьяны?

                                  (Татьяна Дмитриевна Ларина.

     На могиле отца Татьяны была такая надпись:

    Надгробный памятник гласит:

    - Смиренный грешник Дмитрий Ларин,

    Господний раб и бригадир,

    Под камнем сим вкушает мир).

    Зеленая дорожка: В черновом варианте «Евгения Онегина» были такие строки:

    …добрый юноша, готовый

    Высокий подвиг совершить…

    О ком они? Почему вы так думаете? (о Ленском).

    Красная дорожка: Известно, что Пушкин симпатизировал Ленскому-человеку, так как его прототипом являются его друзья-декабристы. Почему же Пушкин не построил произведение таким образом, чтобы герой остался жив?

     (автор не решает судьбу героев. Ответ участника может содержать данные о том, что Пушкин в романе – сам является одним из героев. Это еще раз говорит о том, что герои Пушкина живут своей жизнью, автор не вмешивается  - констатирует факты).

                                             

                                                 ***

    Желтая дорожка:  Что появилось раньше: роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» или «Горе от ума» Грибоедова? Почему вы так думаете?

     (в романе Пушкина есть строки:

    …Он возвращался и попал

    Как Чацкий, с корабля на бал…)

    Зеленая дорожка: О ком из героев из романа «Евгений Онегин» следующие строки:

    …Всегда скромна, всегда послушна,

    Всегда, как утро, весела…

     (об Ольге Лариной).

    Красная дорожка: кто из героев «Евгения Онегина»

    …В книгах не видал вреда;

    Он, не читая никогда,

    Их почитал пустой игрушкой…(отец Татьяны – Д. Ларин).

                                                ***

    Желтая дорожка: Фамилию какого персонажа комедии Фонвизина «Недоросль» упоминает Пушкин при перечислении гостей, приехавших к Лариным?

    (…Скотинины – чета седая

    С детьми – все разных возрастов:

    От тридцати до сорока годов…)

    Зеленая дорожка: Любили ли в семье Татьяну? Почему вы так думаете?

    (…Она в семье своей родной

    Казалась девочкой чужой…)

                                               ***

    Желтая дорожка: Кто их героев « Онегина» «…корсет носила она узкий, и русский «н» как «N» французский произносить умела в нос»? (помещица Ларина – мать Татьяны).

    Ведущий:  Итак, у нас выявился победитель первого тура. Это …

    Тур II.

    Ведущий: И я приглашаю выйти участников второго тура. Задание для конкурса красноречия такое: объясните иностранцу, кто такой Пушкин.

    (участники отвечают, жюри  решает, кто по какой дорожке пойдет).

    Желтая дорожка: Какое одинаковое название имеют поэма Пушкина и рассказ Л. Н. Толстого? («Кавказская пленница»).

    Зеленая дорожка: К какому циклу произведений Пушкин взял эпиграфом слова  из комедии Фонвизина «Недоросль» («Повести Белкина»).

    Красная дорожка: Главные герои каких произведений Пушкина названы именами Мария и Владимир? («Дубровский» и «Метель»).

    ***

    Желтая дорожка: Назовите произведения Пушкина, в которых имя героини – Мария? Их 6, назовите хотя бы 4. («Бахчисарайский фонтан», «Метель», «Дубровский», «Выстрел», «Капитанская дочка», «Полтава»).

    Зеленая дорожка: В каких произведениях изображается Петр I? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).

    Красная дорожка: Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»? (А. П. Керн).

    ***

    Желтая дорожка: О ком пишет поэт: «Друзья мои, прекрасен наш союз…»? (о друзьях-лицеистах).

    Зеленая дорожка: Кто их героев Пушкина не мог отличить ямб от хорея во времена пика популярности и затребованности художественной литературы? (Евгений Онегин).

    ***

    Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина будучи помещичьим ребенком  наряжался  в крестьянское платье, когда шел на свидание? (Лиза – «Барышня-крестьянка»).

    Ведущий: Итак, у нас выявился победитель второго тура. Это…

    Тур III.

    Ведущий: И я приглашаю выйти участников третьего тура. Для проведения конкурса красноречия прошу  участников ответить на вопрос «Что значит для меня имя Пушкина»? (ребята отвечают; жюри решает, кто по какой дорожке пойдет).

    Желтая дорожка: Как изображена Екатерина II  в  «Капитанской дочке»?

    Зеленая дорожка: Какие слова являются эпиграфом к «капитанской дочке»? («Береги честь смолоду»).

    Красная дорожка: Кратко расскажите о жизни Петра Гринева до начала Пугачевского восстания. («Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками…»).

    ***

    Желтая дорожка: Сколько лет было Гриневу, когда его отправили на службу? (16).

    Зеленая дорожка: Как звали родителей Маши Мироновой? (Василиса Егоровна и Иван Кузьмич).

    Красная дорожка: Назовите, какие повести входят в книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Их 5. («Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Барышня-крестьянка»).

    ***

    Желтая дорожка: какой близкий друг Пушкина участвовал в восстании декабристов? (И. Пущин).

    Зеленая дорожка: Стихи Пушкин писал двусложным размером. Как называются двусложные размеры в стихосложении? (Ямб – безударный, ударный слоги, хорей – ударный, безударный).

    ***

    Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты? (Петр Гринев -  «Капитанская дочка»).

    Ведущий: Итак, у нас выявился победитель третьего тура игры. Это…

    ФИНАЛ.

    Ведущий: Я приглашаю выйти всех победителей сегодняшней игры и объявляю начало финального тура игры «Умники и умницы».

    Желтая дорожка: Кто из героев Пушкина, когда был в плохом настроении, насвистывал: «гром победы, раздавайся!» (К. П. Троекуров).

    Зеленая дорожка: Кто их героев Пушкина перед венчанием заблудился в поле? (Владимир из повести «Метель»).

    Красная дорожка: Кто из героев Пушкина был похищен в день свадьбы? (Людмила из повести «Метель»).

    ***

    Желтая дорожка: Кем были написаны пожизненные портреты Пушкина? (В. Тропининым, О. Кипренским).

    Зеленая дорожка: О каком портрете сам  Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»? (о портрете О. Кипренского).

    Красная дорожка: Посмотрите полотно на сюжет к стихотворения  «К морю».  В содружестве каких художников оно было выполнено? (Репин и Айвазовский).

    ***

    Желтая дорожка: Какие Пушкинские поэма и стихотворение имеют одно название? («Цыгане»).

    Зеленая дорожка: Под каким произведением поэт впервые поставил полную подпись? (под стихотворением «Воспоминания о Царском  Селе»).

    ***

    Желтая дорожка: Когда и в связи с чем В. Жуковский подарил Пушкину свой портрет? (В 1820 году, после опубликования поэмы Пушкина «Руслан и Людмила»).

    Ведущий: Итак, мы объявляем победителя игры «Умники и умницы», им стал …

    (награждение победителя).

    Ведущий: Дорогие ребята! Сегодняшняя игра показала, что вы внимательно читаете произведения Пушкина, знаете не только фабулу произведений, но и мелкие детали, которые действительно важны для понимания идейного содержания каждого произведения. Я надеюсь, будучи взрослыми людьми вы снова и снова будете возвращаться к произведениям Александра Сергеевича и получать от них удовольствие, а, может быть, и получать ответы на  жизненные вопросы, которые так или иначе вам придется решать в дальнейшем. Спасибо вам за игру, до свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе (заключительный урок по теме).

    Цель:    - повторить творчество А. С. Пушкина;    - научить проводить литературоведческий анализ произведений поэта;    - активизировать...

    Контрольная работа по биографии и творчеству А.С.Пушкина для 6 класса

    В контрольной работе проверяются знания фактов биографии А.С.Пушкина, изучающиеся в 5-6 классах. Дается вопрос на осмысление романа "Дубровский". Проверяютя знания двусложных стихотворных размеров....

    Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина для 9 класса

    Данная контрольная работа позволит понять, насколько глубоко и полно учащиеся изучили творчество А.С.Пушкина....

    "Истоки творчества" (урок обобщающего повторения по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе)

    Урок по теме «Истоки творчества А. С. Пушкина» проводится в 8 классе как урок-исследование с опорой на изученный материал в 5-8 классах.Тип урока: урок-исследованиеОсновные методы: репродуктивны...

    Тест по творчеству А.С. Пушкина. Литература 6 класс

    Контроль усвоения учащимися 6 класса темы "Творчество А.С. Пушкина"...

    Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе.

    Контрольная работа проводиться по творчеству А.С.Пушкина. Вопросы в данной работе по произведениям "Капитанская дочка" и "Пиковая дама"....

    Урок по литературе по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе

    Урок по сказкам А.С.Пушкина подготовлен по технологии Г.Воровщикова. Внимание уделяется формированию УУД, что соответствует требованиям ФГОС....