Урок по литературе по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок по сказкам А.С.Пушкина подготовлен по технологии Г.Воровщикова. Внимание уделяется формированию УУД, что соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.ur_.pushkin.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Измайловская гимназия №1508»

Учитель русского языка и литературы Самсина Лариса Геннадиевна.

Урок обобщения материала «Игра по сказкам А.С.Пушкина».

5 класс.

Цели урока: Личностные:

-формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность;

Метапредметные:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; умение работать в группе.

Предметные:

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; умение вести диалог, понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я уверена, что мы все любим сказки, особенно сказки русского поэта, писателя А.С.Пушкина.

Давайте посмотрим небольшой видеоролик. Поможет нам сделать его белее ярким наш одноклассник. Он прочтет всем знакомый отрывок «Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

- Демонстрация коллажа «Наши любимые сказки» и параллельное выразительное  чтение.

        2. Продолжение общения с классом

- Понравилась презентация?

-Что было необычным?  (Ученики отмечают, что в ролике использованы найденные ими иллюстрации).

- Давайте подумаем, какова цель нашего урока? (Учащиеся с помощью учителя определяют цель: вспомнить сказки А.С.Пушкина, показать знания  и проявить себя).

  Запись темы урока на маршрутном листе:

Игра по сказкам А.С.Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Капитан команды записывает тему.

В это время члены команды рассматривают сборники сказок, которые лежат у них на парте.

          3. Викторина в формате брейн-ринга.

(Класс разделен на 3 команды).

Учитель сообщает условия игры и правила работы в группе.

- Ребята, давайте вспомним условия игры Брейн-ринг по  маршрутному листу. В нем вы найдете все инструкции. Познакомимся с ними:

     1 ) .Брейн-ринг -  это игра между  командами в ответы на вопросы. Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответившая команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков. Время на размышление не больше 20 секунд.

     2).Правила для участников:

-  доброжелательно относиться друг к другу,

- негромко проводить обсуждение,

-четко, логично, громко отвечать на вопросы, не выкрикивать с места,

-внимательно слушать соперника,

- спокойно  принимать неудачу, радоваться за другую команду, если сегодня удача будет не на вашей стороне.

- быть честным, так как баллы проставляются в маршрутный лист. Для этой работы необходимо выбрать одного члена команды.

Учитель подводит итог работе с инструкциями, определяя уровень осознания на данном этапе работы:

- Ребята, все ли вам ясно?

- Есть ли у вас вопросы?

 Итак, Большая игра начинается!

      3). Викторина (22 вопроса).  (Вопросы могут быть представлены в продолжении презентации)

- Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» («Жил старик со своею старухой»).

- Какой рыболовной снастью ловил старик рыбу?  (Неводом).

- Старуха была наказана за жадность, а за что был наказан старик? (За трусость и безволие).

- Сколько теремов получил в придание королевич Елисей?  (Сто сорок).

- Кто в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» помог Елисею найти невесту?   (Ветер).

- У семи богатырей была собака. Какая у нее была кличка?   (Соколко).

-  Кто в сказке подарил царю Дадону золотого петушка?   (Мудрец).

-  В качестве кого использовал царь Дадон золотого петушка?   (В качестве сторожа).

- Кем приходилась ткачиха молодой жене царя Салтана?   (Сестрой).

 - Какой титул был у Гвидона в «Сказке о царе Салтане»?   (Князь).

-  «Тот уж когти распустил,\ Клев кровавый навострил…» О ком идет речь в этих строчках?   (О коршуне).  

-  Какую кашу любил Балда из «Сказки о попе и его работнике Балде»? (Полбу).

- За какую плату работал пушкинский Балда у Попа?  (За 3 щелчка по лбу).

- Сколько лет было Людмиле в поэме Пушкина "Руслан и Людмила»?  (Семнадцать).

- Как заканчивается вопрос заглавного героя «Руслана и Людмилы»: «О поле, поле, кто тебя усеял... ?»? (мертвыми костями).

- «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт?  (Королевича Елисея).

- В какой паре пушкинских сказок в каждой из них есть персонаж по имени Черномор? («Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»).

- Какой персонаж пушкинской сказки не сдержал своего обещания и поплатился за это жизнью?  (Дадон).

- Кто из пушкинских сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?  (Балда).

- Кем доводятся друг другу сказочные герои А.С. Пушкина Гвидон и Дадон?  (Никем.  Они из разных сказок).

- «Я там был, мёд, пиво пил, / Да усы лишь обмочил». А на чьей свадьбе гулял поэт?  (Королевича Елисея).

- Какая пушкинская сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек / Добрым молодцам урок»?  («Сказка о золотом петушке»).

4. Подведение итога.

Подсчет баллов.

 Определение победителей. Награждение команд.

Командам предлагается определить самого активного участника Игры. После небольшого обсуждения (учитель напоминает правила для участников) награждаются Знатоки.

Капитаны команд пожимают друг другу руки.

5.Второй этап Игры «Наши любимые сказки».

1). Слово учителя.

- Ребята, понравилась игра Брейн-ринг?

- Что она показала?  (Учащиеся отвечают, что сказки Пушкина  очень интересные и они их любят, но на многие вопросы было трудно ответить, потому  что читали сказки давно, какие-то моменты уже забыли. Дети отмечают, что с удовольствием вспоминали знакомых героев  и любимые  эпизоды).

-Какое пожелание вы дадите своим одноклассникам?  (Ученики дают совет перечитать сказки А.С.Пушкина).

  - Ребята, мы переходим ко второму этапу Игры.

На ваших партах лежат замечательные сборники сказок А.С.Пушкина. Вы их рассматривали в начале урока. Вы заметили, что там лежат закладки. Объявляю условия второго этапа.

2). Условия второго этапа (инструкция №3  маршрутного листа):

-на странице, которую указывает закладка, вы находите эпизод для инсцинирования,

- команда распределяет роли (участвует три человека – автор, два героя сказки), проводится подготовка выступления.  Можно воспользоваться реквизитом (Невод, плащ, корона, воздушные шарфы, звезда)

- оставшиеся члены команды составляют в алфавитном порядке красиво оформленный список  героев сказок А.С.Пушкина.  (На  столах у каждой команды лежат  листы бумаги А4, фломастеры, клей, карандаши, цветная бумага, ножницы)

- представление работ.

3) Самостоятельная работа команд.

   Учитель контролирует процесс подготовки, подсказывает, помогает (Выразительное чтение эпизода автором и представление членами команды своих героев)

1 команда – Царь Дадон и Шамаханская царица

2 команда – Гвидон и Царевна Лебедь

3 команда – Старик и Старуха в роли царицы.

4). Представление инсцинировки.

Выразительное чтение небольших эпизодов   сказок А.С.Пушкина.

Вживание в образ героев.

Первые опыты актерской игры.

5). Представление творческих работ «Наши любимые герои сказок А.С.Пушкина».

6 Оценивание командами выступлений.

7. Подведение итогов Игры. Заключение.

Слово учителя:

-Ребята, наша замечательная игра подошла к концу. Мы сегодня вспомнили сказки любимого нашего поэта А.С.Пушкина.  Каждая команда сумела проявить себя и достичь определенных результатов.

Как вы оцениваете свою работу? У вас на парте три карточки:  красная -10 баллов, синяя-8 баллов, желтая-6 баллов.  Подумайте и выберите правильное решение. Не забудьте правило участника. Мы должны быть честными и справедливыми.

(Учащиеся после небольшого обсуждения выносят решение и поднимают выбранную карточку).

-Спасибо за работу. Вы сегодня Молодцы!

Предварительная работа.

1.Информирование о проведении урока-игры.

2.В течение двух недель дети выполнение задания с применением ИКТ:

А)  поиск в сети Интернет по теме «Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина»,

Б) отправка файла с материалом по электронной почте учителю.

 3. Оформление выставки «Сказки А.С.Пушкина».

  4.  Сборники сказок  А.С.Пушкина для каждой команды.

   5. Оформление учителем презентации в программе PowerPoint (основой коллажа являются иллюстрации, присланные учащимися).

   6. Распределение класса на команды.

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний и умений.

   Формируемые УУД

     1.14

Определять индивидуально и коллективно учебные задачи для совместной деятельности.

      1.20

Владеть различными средствами самоконтроля.

       1.22

 Оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.

Осознанно, бегло, правильно читать с соблюдением основных норм литературного произношения, логических ударений и пауз, тона, темпа чтения, соответствующих содержанию читаемого текста.

2.3.6

 Самостоятельно использовать  различные виды наблюдения.

3.1.11

 Определять существенные признаки объекта.

2.2.16

 Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планирование совместных действий, обсуждение процесса и результатов деятельности.

2.2.1  

  Понимать сказанное однократно в нормальном темпе, применять правила эффективного слушания.

Самостоятельно готовиться к выразительному чтению.

2.2.2      

 Задавать восполняющие и уточняющие вопросы.

 

  Маршрутный лист.

Название урока _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Первый этап.

Инструкция:   1 ) .Брейн-ринг -  это игра между  командами в ответы на вопросы. Команды игроков одновременно отвечают на один и тот же вопрос, причём правильно ответившая команда лишает соперника возможности ответить на этот же вопрос. Побеждает команда, набравшая больше очков. Время на размышление не больше 20 секунд.

                          2 ).Правила для участников:

-  доброжелательно относиться друг к другу,

- негромко проводить обсуждение,

-четко, логично, громко отвечать на вопросы, не выкрикивать с места,

-внимательно слушать соперника,

- спокойно  принимать неудачу, радоваться за другую команду, если сегодня удача не на вашей стороне.

- быть честным, так как баллы проставляются в маршрутный лист.

Результаты брейн-ринга:

1._____________   12. _____________

2. _____________   13._____________

3. _____________   14. _____________

4. _____________ _15.___________ __

5. ______________ 16. _____________

6. _____________   17. _____________

7. ______________ 18. _____________

8. _____________ _19. _____________

9. ______________ 20. _____________

10. _____________ 21. _____________

11. _____________ 22. _____________          Общее количество баллов: _____________.

  1. Второй этап.

Правила выразительного чтения с элементами инсцинирования:

    - грамотное, четкое произношение слов, слогов (0-2 балла),

    - достаточная громкость и темп (0-2 балла),

    - соблюдение пауз, логических ударений, интонаций вопроса, утверждения, отрицания (0-2 балла),

    - придание голосу эмоциональной окраски (0-4 балла),

    -  артистизм исполнения роли в соответствии с пониманием характера персонажа (0-4 балла).

Максимальное количество баллов - 12

Инсцинирование:     Царь Дадон и Шамаханская царица.

Количество баллов: _______________________________________________________  

Общий итог: _____________________________________________________________

Лучшие игроки: __________________________________________________________

2 команда – Гвидон и Царевна Лебедь.

Количество баллов: ________________________________________________________

Общий итог: _____________________________________________________________

Лучшие игроки: __________________________________________________________

3команда – Старик и Старуха в роли царицы.

Количество баллов: _______________________________________________________  

Общий итог: _____________________________________________________________

Лучшие игроки: __________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе по творчеству И.С. Тургенева 10 класс

Материал урока "Испытание любовью"(по произведению И.С Тургенева "Отцы и дети") учи искусству полемики, формирует читательскую культуру....

Урок по литературе по творчеству А.С.Пушкина в 5 классе

Урок по сказкам А.С.Пушкина подготовлен по технологии Г.Воровщикова. Внимание уделяется формированию УУД, что соответствует требованиям ФГОС....

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Методическая разработка урока по предмету Литература. Тема урока: «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина».

При разработке открытого урока по литературе я определила его тип как работу над лирическими произведениями. Изо всех видов литературных произведений лирика отличается наиболее сильным эмоциональным в...

Презентация к уроку литературы по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе

Презентация "А.С.Пушкин" предназначена для изучения биографии поэта в 8 классе....

Контрольная работа по литературе по творчеству Крылова, Жуковского, Пушкина. 5 класс (2 четверть)

Текст контрольной работы в двух вариантах с ответами и критериями оценивания...