Модель урока по литературе 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Мостовая Марина Михайловна

Модель урока по литературе 6 класс "Поучение Владимира Мономаха" - нравственное завещание предков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse.docx54.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Модель урока литературы в  6 классе

Тема: « «Поучение» Владимира Мономаха – нравственное завещание наших предков»

        Учитель русского языка и литературы МБОУ                                         Маньковская СОШ Мостовая М.М.

 

Предмет — Литература Класс — 6

Тема «Поучение» Владимира Мономаха – нравственное завещание наших предков

 

 

Описание урока:

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Цели урока

Деятельностная: формирование у учащихся умения самостоятельно работать с текстом, с дополнительной информацией.

Содержательная: организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания учащимися значимости этого произведения древнерусской литературы  в становлении личности человека

Задачи урока

Образовательные:.

1.Обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении

2.научить решать проблемы в сфере учебной деятельности

Для учащихся:

1.Освоить содержание

2.Определить значение «Поучения» в наше время

Воспитательные:

1.Подвести детей к выводу о том, как важны  наставления в формировании личности человека

2.Помочь учащимся осознать эстетическую ценность произведений древнерусской литературы

Развивающие:

1.Развивать умение самостоятельно мыслить, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывая с помощью аргументов и фактов.

2.Развитие читательского интереса учащихся.

Планируемые результаты

Личностные: учебно-познавательная мотивация;

осваивать новые виды деятельности;

использовать для решения познавательных задач различные источники информации

Метапредметные:

Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; анализ собственной работы.

 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

определение основной и второстепенной информации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

.Предметные:

Знать:

содержание «Поучения» Владимира Мономаха;

определение жанра (поучение) древнерусской литературы.

· Уметь:

анализировать литературное произведение;

выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание  

УУД

· Личностные УУД:

желают приобретать новые знания, умения и показать их;

имеют мотивацию к учебной деятельности;

понимают значение приобретённых знаний для человека, способны оценивать ценность традиций, осознают личностную значимость учебного материала

· Регулятивные УУД:

принимают учебную задачу

планируют необходимые действия

осознают недостаточность своих знаний

контролируют учебные действия, замечают неточности

адекватно оценивают свою деятельность, достигнутый результат 

Познавательные УУД:

приобретают умение мотивированно организовать свою деятельность;

приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

приобретают умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни;

выполняют учебно-познавательные действия;

читают и слушают, извлекая нужную информацию;

осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, сравнения.

· Коммуникативные УУД:

самостоятельно формулируют свои мысли;

слушают и отвечают на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения;

задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;

с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

·  

Формы работы

 Индивидуальная, фронтальная, групповая

Виды деятельности

Аналитическая работа с художественным текстом, словарная работа, работа в группах, составление синквейна

                                                                 

                                                         Ход урока

Предтекстовый структурный элемент урока

    1-й этап.  Вхождение в тему урока

Слово учителя:

 - Нам сегодня предстоит погружение в глубины древнерусской литературы, поэтому надеюсь на ваше хорошее настроение  и на живой отклик. Мы продолжим   своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.

Запишите в тетрадях число, тему урока : «Поучение» Владимира Мономаха» - нравственное завещание наших предков».

«» В качестве эпиграфа к уроку - слова из «Евангелия», ставшие пословицей: « Как хотите,  чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон…».

Мы обратимся к нему в конце урока

Итак, мы второй урок изучаем древнерусскую литературу.

Прочитаем слова Лихачева Д.С. – самого известного исследователя древнерусской литературы

В наше время изучение древней русской литературы становится все более и более необходимым. Мы понемногу начинаем осознавать, что решение многих наших проблем невозможно без её привлечения …

 Давайте вспомним, в каком веке появилась древнерусская литература? ( В десятом веке.)

-  Что утверждает Д.С.Лихачёв? (Он утверждают, что  прошлое и настоящее связаны и наши далёкие предки помогают решать сегодняшние проблемы.

- Ребята, исходя из темы урока и высказывания Лихачева Д.С. поставьте учебную задачу на урок. ( Нам необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.)

2 - й этап. Подготовка к вхождению в текст

 Актуализация знаний

-Что мы называем поучением в обычной жизни? (совет, наставление)

- К советам каких людей вы прислушиваетесь? (Близких, уважаемых,авторитетных )

- Можно ли считать князя Владимира авторитетным для нас человеком?

- Послушаем, кем он был. (Проверка ДЗ)

Задание классу по группам: Составить синквейн – Владимир Мономах 

 Презентация +Сообщение:

- Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. По матери же Владимир приходился внуком  византийскому императору Константину IX Мономаху. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

По свидетельству, Владимир Мономах в детстве был послушным сыном, в молодости — смелым  на поле битвы, приветливым дома, почтительным к родителям.

 С 13-ти лет он вместе с отцом стал принимать участие в княжеских трудах — ратных походах и охотах. Около 1067 года (дата предположительная)  Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

  -   После смерти отца  в руках Владимира оказалась реальная власть над Киевом. Однако он добровольно уступает Киев своему двоюродному брату Святополку .

     Большой заслугой князя Владимира Мономаха стал разгром половцев. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. Ценой невероятных усилий князьям удается примириться друг с другом, прекратить бесконечные междоусобные войны.

         Владимир Мономах организует большие совместные походы в Степь, в которых принимают участие сильнейшие русские князья того времени.  Русь была освобождена.

            Когда умер киевский князь Святополк, Владимир Мономах  возглавил правление страной.

     В 1116 году Владимир воевал против греков, поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира (Мария) была замужем за сыном Диогена Леоном. Диоген погиб, а новый византийский император Алексей послал к Мономаху  царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи,  он хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

 Скончался великий князь 19 мая 1125 года. По словам летописи, "слава его прошла по всем странам; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец (труженик) за Русскую землю; ... весь народ плакал по нем, как плачут дети по отце или по матери".. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.

  • Физкультминутка

Начались усобицы, и пошло всё прахом,
И тревожат половцы Киевскую Русь...
Только лишь с Владимиром, мудрым Мономахом,     (Вращение головой)
Наконец, закончились и тоска, и грусть.

Бил он торков, вятичей, половцев и чехов,
Громкими победами славен он в веках.                 (Повороты туловища)
Иль в Ростово-Суздале не снимал доспехов,
Или «Поучение»* он держал в руках.

Сам в степи он половцам наносил удары,
Нового набега их никогда не ждал.                       (Наклоны влево - вправо)
Стали реже полыхать на Руси пожары,                

И никто сожжённых сёл больше не видал.

Стали править на Руси по его «Уставу»,
Новый сОздали при нём летописный свод.
Пели и сейчас поют Мономаху славу,                (Хлопки руками)
Память о его делах по сей день живёт!
                                                     Иван Есаулков

Синквейн. Владимир Мономах( 1 группа Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). - смелый, почтительный, решительный, великий

 2 группа Третья строка. 3 слова – действия (глаголы) – почитал, слушался, правил, сражался, освободил,  ,

1 группа Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Сохранил свое имя в веках или Заслужил всеобщее уважение

  2 группа Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. – Герой, личность

Вывод: У такого человека можно поучиться

Учитель:

Владимир Мономах был не только хорошим правителем, но имел литературный талант. Прожив славную жизнь, он пишет незадолго до смерти поучение для своих сыновей, в котором перечисляет примеры из своей собственной жизни, которые считает достойными подражания.     В тексте Лаврентьевской летописи были обнаружены 2 сочинения Владимира Мономаха – «Поучение чадам своим» и «Послание двоюродному брату князю Олегу Святославичу».

Текстовый структурный элемент урока

3 – этап. Вхождение в текст

Учитель

В нашем учебнике дан отрывок «Поучение чадам своим». Чадам – не только детям своим, но и ко всем своим подданным.   

Учитель: Как вы понимаете значение слова «чадо»?

- Работа со словарем (1.В. И. Даль: 1. Дитя, ребёнок; сын, дочь. 2. Духовный сын или дочь, крёстный. Бог даровал им чадо. С чадами и домочадцами. Отец с сошкой, а чадо с ложкой. Уродил бог чадище! Родилось чадушко, старше бабушки (умничает). Сладка беседа чад своих. Чадь – челядь, дружина, ополчение, воины. )

Учитель: Как вы понимаете слово «поучение» мы стараемся выяснить на протяжении урока. А какое определение нашла  

1 гр (Учебник – Поучение – жанр древнерусской литературы назидательного характера, наставление)

2 гр Википедия - Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

Учитель:

Поучение как литературный жанр имело свои правила создания.

  1. Для древнерусской литературы обязательна смиренная просьба автора не посмеяться над его описанием.(чтение вступления)
  2. Задача вступления – привлечь внимание читателя, убедить его в пользе написанного.
  3. Затем следуют сами поучения.

    4 – этап. Практикум

- Поисковое чтение.

- Задание классу по группам: 1 гр выпишите самые,  на ваш взгляд, важные советы   для того времени,  2гр выпишите самые,  на ваш взгляд, важные советы   для нас.

Обратите внимание, каждый раз автор не только даёт наставление, но и объясняет, почему так надо поступать.

- Послушаем, какие советы вы считаете самыми важными?( 1гр На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод…     и др      

   2 гр Гордости не имейте в сердце и в уме.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своём не ленитесь.

Лжи остерегайтеся

Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите).

Прокомментируйте один из советов.

 Вывод: Актуально и в наши дни

- Какие нравственные качества Мономах ценит превыше всего?

(Покаяние, милосердие, справедливость, упование на Бога)

-  Исследовательская работа с текстом

  • 1 группа  ищет в тексте предложения со словом СЕРДЦЕ. В каком значении употребляется это слово? (В девяти предложениях употребляется. Например, «Прежде всего, Бога ради и души  своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подайте нескудную, это ведь начало всякого добра», «Пусть примет ее в сердце мое»,»Страх имейте Божий в сердце своем», «Сердце – вместилище Божией благодати»

- 2 группа ищет в тексте предложения со словом СТРАХ.  В каком значении употребляется это слово? («А вот вам и основа всему: страх божий имейте превыше всего»)

По результатам исследования делается вывод:

 Символ сердца в христианском понимании – это вместилище и хранилище Божией благодати, ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Мономах, надеясь, что они примут наказ «в сердце своё».

Страх Божий – начало мудрости, основа совести, понимание нравственной ответственности.

Символ страха неразрывно связан с символом сердца.

  • Что Мономах считает основным пороком? Найдите ответ в тексте.

(«Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к Церкви..»)

Посттекстовой структурный элемент урока

5 – й этап. Реализация обратной связи

Учитель: В чём же заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас? (Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы)

Основная мысль эпиграфа? (рекомендуется предвидеть результат своих слов и поступков

Задание: 1гр соблюдая структуру поучения, написать своему другу советы в форме поучения.

(хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем;  быть здоровыми, чтобы не тратить время, отпущенное нам для жизни, на лечение; быть преданными своей родине, чтобы отдать ей свой долг сполна)

2гр Синквейн

ПОУЧЕНИЕ

Мудрое, ценное

Заставляет задуматься, советует, воспитывает

Направляет в  жизни

Необходимость

6– й этап. Домашнее задание 

- вам приходилось слушать наставления и советы в своей жизни?

- а самим приходилось кого-нибудь наставлять?

Написать свое поучение младшему брату (сестре)  или

 Ответить на вопрос: «Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?»

7 – й этап. Рефлексия. Оценка своей деятельности

Деятельность на уроке

Выполнил задание

да

частично

нет

Смог ли сформулировать задачи урока?

Составил синквейн ?

Все выписал ключевые тезисы?

Выполнил групповое задание?

Определил основную мысль эпиграфа?

Составил поучение/ второй синквейн?

Оцени свою деятельность на уроке (3-5 баллов)

А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем? 

 Или «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка модели урока в 7 классе с использованием коммуникативного метода обучения.

Материал будет полезен учителям, работающим по коммуникативной методике обучения английскому языку в школе....

Модель урока Интегрированный урок литературы и биологии в 8 классе «Душа обязана трудиться» по рассказу В.П. Астафьева «Яшка – лось»

Тема данного урока выбрана не случайно. Она является продолжением целого ряда уроков, посвященных духовно-нравственному воспитанию в рамках авторской программы «Человек и природа». На этом уроке продо...

МОДЕЛЬ УРОКА В 5 КЛАССЕ (ФГОС)

Инструктивная картаФ.И.О. ______________________________________________________ № п/пЭтап работыРезультатОценка в баллах1.Организационный момент1.1.Участие в диалоге с учителем и товарищами по к...

Модель урока в 5 классе по теме "Военные походы фараонов"

Данный конспект урока создан для работы в 5 классе по учебнику Агибалова. Адаптирована по ФГОС....

Изучение средств выразительности речи на уроке литературы в 5 классе (модель урока)

В конспекте урока использованы элементы анализа стихотворений....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Разработка модели урока в 5 классе, в контексте ФГОС. Тема урока:Технология изготовления модели "Вечного огня"

Перед человечеством всегда стоит проблема, как сделать так, что-бы люди жили без войны?.Народ не помнящий свою историю, не имеет будущего.Каждый из нас должен внести свою лепту в это святое дело.На ур...