Разработка урока литературы для учеников 5 класса "Путешествие в страну сказок"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Подробная разработка открытого урока литературы для учеников 5 класс на этапе систематиции и обобщения изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Путешествие в страну сказок23.52 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное казенное образовательное учреждение

                    Северная средняя общеобразовательная школа.

Разработка урока литературы для учеников 5 класса.

Тема: Путешествие в страну сказок.

                                                  Автор: учитель русского языка и литературы

Тимошенко Е.А.

         квалификационная категория.

                                              С. Северное

                                                    2013

Открытый урок по литературе в 5 классе  (13.11.20012)

Учитель: Тимошенко Евгения Алексеевна.

Тип урока: обобщение и систематизация  знаний.

Тема: Сказка как жанр фольклора.

Цель: Углубить и систематизировать знания по теме «Фольклор» на примере жанра сказки.

Задачи:  

образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную деятельность в процессе восприятия и анализа художественного произведения.

 развивающие: формировать творческие способностей детей, развивать умение работы с учебником и с художественным текстом.

воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, привитию положительных качеств личности на примере героев  сказок, воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к произведениям устного народного творчества.

Ход урока:

1.1Организационный момент (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу  - класс наш хоть куда!

Мы начнем урок,  друзья.

  1.2   Артикуляционная разминка. – 3 мин (По желанию 3 ученика готовят дома скороговорки, остальной класс повторяет несколько раз за каждым). Приложение № 1.1.

 2.1Слово учителя: « Мы с вами завершаем изучение темы «Фольклор», узнали малые его жанры, былины, а сегодня мы подробнее остановимся на одном фольклорном  жанре, самом любимом нами, каком? (Сказка…) Конечно, со сказками мы знакомимся в раннем детстве, участвуем в их постановке в детском саду, изучаем в школе, рассказываем своим братишкам и сестренкам…Волшебные, смешные, страшные и увлекательные, сказки образуют в душе каждого из нас целую страну, где всегда добро побеждает зло. Сегодня  у нас необычный урок, я предлагаю вам отправится в путешествие по страницам сказок, а помогут нам в этом, конечно же … книги. Книг у нас сегодня очень много, вы уже обратили внимание на выставку сказок, приготовили дома  свои иллюстрации к любимым произведений, а самые инициативные даже сочинили свои собственные сказки, все это соответствует теме нашего урока.-2 мин. Приложение № 2.

2.2. Тема урока «Путешествие в  страну  сказок», цели урока – ученики записывают тему в тетрадь.-1 мин. (слайд 1-3)

3.1 Повторение. Но двигаться дальше мы не можем, наш путь закрыт. Что же нам делать? Гудит шкатулка

 У нас сегодня есть еще один сказочный атрибут, который будет помогать во время нашего необычного путешествия – сказочная шкатулка. И она приготовила нам вопросы. Сколько обычно вопросов в сказке?  - 3

1.Что такое сказка? Определение, названия сказок, этимология (сообщение подготовленного ученика). Приложение №1.2

2. Какие виды русских - народных сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, о животных). Примеры из домашнего задания.

 3.На какие 2 большие группы делятся сказки?( Русские-народные и литературные). Примеры. 3 мин.

 4. Раскрываются двери в страну сказок, и в самом начале пути  давайте послушаем Машу, она расскажет нам расскажет нам подробнее об их создателях.  слайд 4-11, 4 мин. Сообщение ученика. Приложение № 1.3.

5. Пожалуй, самым большим признанием для автора  становится тот момент, когда его сказку считают народной, потому что ее знают все – от мала до велика. Одним из таких авторов несомненно является А.С. Пушкин, цитата из его произведений  станет  сегодня эпиграфом нашего урока, а музыка, сопровождающая ее – лейтмотивом нашего путешествия. Давайте запишем эпиграф  в тетрадь и внимательно послушаем  музыку… «Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет…»-3мин., слайд 12

  И в том, и  в другом случае авторы говорят о близости таких понятий как сказка, ложь и правда, почему?  Давайте обратим внимание на значение этих слов -  слайд 13-14.  Догадки есть уже  у некоторых, но мы их обобщим в конце урока, чтобы наш вывод  был аргументированным.  И эту проблему мы сможем решить, я думаю, в конце нашего пути -5мин.

6. Итак, в классе у нас сегодня 3 группы путешественников – экспертов. Дома каждый из вас работал  над  особым  заданием, побывав в гостях у своей  отдельной сказки. Приложение № 3. Какие знания вы принесли из своих путешествий, мы увидим,  двигаясь по плану: слайд 15.

7.Физминутка:

Наклоняемся с хлопком и с хлопком, потом встаем,

Вниз и вверх, вниз и вверх – ну-ка хлопни громче всех!

На одной ноге мы скачем, как упругий звонкий мяч.

На другой поскачем тоже, очень долго прыгать можем…

Головой вращаем плавно, смотрим влево, смотрим вправо…

Вот  пройдемся мы немного и вернемся вновь к уроку.

8.Гудит шкатулка: И этот вопрос с подвохом: что нужно любому читателю, чтобы попасть в страну сказок? (Воображение, фантазия). Давайте закроем  на секунду глаза и представим себе волшебную страну, полную чудес, превращений и приключений, каждая из которых, как маленький домик со своими жителями и историей – слайд 16.  Один из таких домиков мы с вами и пробуем вместе построить -5 мин.

8.1 Итак, строение сказок дома разбирала и повторяла первая группа. Ребята приготовили свои карточки с заданиями и сейчас  расскажут нам , приводя свои примеры, из каких частей складывается сказка 3 мин. (Ученики объясняют  общее композиционное строение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, исход, каждую часть сказки иллюстрируют примерами. Пример из сказки – определить, какая часть сказки и доказать. Слайд 17)

8.2 Особенности сказки разбирала дома группа №2  4 мин. (ученики перечисляют основные приметы сказки: вымысел, магические числа, сказочные формулы и т.д. Примеры из сказок, определить художественный прием и доказать. Слайд 18)

8.3 Характеристика героев группа №3, 5 мин. (Ученики приводят примеры  из прочитанных сказок, узнают портреты сказочных героев,  какие качества они собой олицетворяют: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Премудрая, Иван - царевич. В  ходе обсуждения  ребята делают вывод, что герои делятся на «плохих» и «хороших», поведение каждого из них учит читателя  отличать достойные поступки от подлости, жадности, трусости и др. Слайд 19-22. В ходе обсуждения на доске и в тетради выстраивается схема «Сказочный дом». Приложение №4. 

9. Обсуждение и решение поставленной проблемы. Давайте еще раз вспомним эпиграфы  нашего урока, слова «обманет и ложь» авторы тесно связывают со сказкой, как вы понимаете это выражение? Какую роль играет сказка в жизни каждого из нас? Вспомним наши сказки….(Возвращаясь к проблеме, поставленной в начале урока, ребята делают вывод, что слова «сказка» и «ложь» А.С.Пушкин употребляет в переносном значении, обращая наше внимание на волшебство, чудеса и вымышленных героев сказок. Несмотря на это, сказки служат нам «уроками» с самого детства, помогая различать добро и зло, любить смелых и добрых героев, осуждать злых и трусливых, и верить, что в жизни, как и в сказке добро побеждает зло).  Цитату К.Чуковского в качестве вывода все записывают в тетрадь. Слайд 23.

10. Подведение итогов, оценивание. Домашнее задание: ученики отвечают письменно на один из вопросов (по группам).  Большое спасибо вам, ребята, за активную работу, за вашу смекалку и желание понять и запомнить эту интересную и непростую тему. Гудит шкатулка: «А на прощание наша волшебная шкатулка приготовила всем  угощение конфетами хорошего настроения». Слайд 24.

Приложение №1.

1.1

1.Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

2.Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку – цап!

3.Дворник дверь два дня держал, деревянный дом дрожал. Ветер дёргал в доме дверь, дворник думал – это зверь.

1.2  В этимологическом словаре говорится, что само слово «сказка» исконно-русское. Оно образовалось от глагола сказать в начале 16 века, но значение его отличалось от современного. Оно имело значение: перечень, список или  точное описание. А как определение литературного жанра сказка начинает толковаться с 18 века, сближаясь по смыслу со словом басня.

1.3  Сначала сочинял сказки сам народ, мечтая о лучшей  доле, передавая свою мудрость, юмор и знания из уст в уста. Но  позже,  когда  люди  научились  писать,  сказки  начали  записывать,  чтобы  лучше сохранить их до наших дней. По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм, по  Франции  –  Шарль  Перро,  по  великой  России  –  Владимир  Даль,  Александр Афанасьев и многие другие.  А еще писатели стали специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные. Это Александр Сергеевич Пушкин,  Василий Андреевич Жуковский, Владимир Ершов и еще много разных писателей создали настоящие сказки – шедевры, которые мы знаем с самого детства.

1.4 Домашние задания по группам:

№1 - На кого из сказочных героев тебе хотелось бы быть похожим? Почему?

№ 2 - Нужны ли сказки современным детям?

№ 3 - Понравился вам или нет проведенный урок? Почему?

Приложение №2.

Приложение №3

Карточка для группы №1: задания для анализа сказки.

1.Внимательно прочитайте текст данного произведения.

2.Запишите название сказки_______________________________

3.Определите, кто является автором___________________________

4.Если сказка русская - народная, то определите, к какому виду ее можно отнести ___________________

5.Рассмотрите строение сказки: выпишите цитату – зачин________________________________________________________________________

Своими словами перескажите развитие действия (что  происходит?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите момент кульминации________________________________________________

Выпишите цитату-исход________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Карточка для группы №2: задания для анализа сказки.

1.Внимательно прочитайте текст данного произведения.

2.Запишите название сказки_______________________________

3.Определите, кто является автором___________________________

4.Если сказка русская - народная, то к какому виду ее можно отнести _________________

Найдите и выпишите  признаки сказки:

прием троекратного повторения _______________________________________________

сказочные мотивы__________________________________________________________

постоянные эпитеты___________________________________________________________

Карточка для группы №3: задания для анализа сказки.

1.Внимательно прочитайте текст данного произведения.

2.Запишите название сказки_______________________________

3.Определите, кто является автором___________________________

4.Если сказка русская - народная, то к какому виду ее можно отнести ___________________

7. Заполните таблицу «Сказочные герои»

Положительные                                                  Отрицательные

Имя –               качество характера                                Имя                  – качество характера

1.                                                                                    1.

2.                                                                                    2.

3.                                                                                    3.

4.                                                                                     4.

Приложение №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "В мире сказок"

Урок проводится в форме игры, после изучения разделов "Фольклор" и "Авторские сказки"...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет- странички героев

Разработка урока литературы "Снежная королева" Интернет-страничка героев...

Конспект урока литературы в 5 классе "В мире сказок Андерсена" с презентацией

Итоговый урок по теме "Сказки Х.К. Андерсена" с презентацией...

«Активизация интеллектуальной деятельности учащихся c применением ИКТ-технологий на уроках литературы в 5 классе (на материале сказок А.С. Пушкина)»

В современных  условиях непрерывно растущий объем информации, и ее качественное разнообразие требует как от преподавателя, так и от ученика совершенствования интеллектуальных средств ее прие...