«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Головач Ирина Григорьевна

Задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri_m.yu_._lermontova_kak_romanticheskaya_poema.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

.«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Цель урока:

Образовательная – обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, развить навыки целостного анализа художественного произведения.

Развивающая – развить аналитическое мышление в обсуждении художественного произведения.

Воспитательная - развить эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.

Задачи урока:

  1. Вспомнить основные черты романтизма как художественного метода.
  2. Определить роль изобразительно-выразительных средств в поэме.
  3. Проанализировать поэму с точки зрения романтизма.
  4. Сделать вывод о том, что поэма Лермонтова – романтическая поэма. 

Метод: эвристический.

Приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, анализ текста, комментированное чтение, выразительное чтение наизусть, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: проектор, презентация,  аудиозаписи.

Ход урока

(Слайд 1)

Вступительная часть.

Звучит отрывок из симфонической поэмы венгерского композитора-романтика Ференца Листа и отрывок из романтической поэмы М.Ю. Лермонтова:

Глава 3

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну - но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

- Мы услышали отрывок из симфонической поэмы Ференца  Листа «Прометей» и страстный, взволнованный отрывок из поэмы Лермонтова «Мцыри». Что,  по-вашему,  их объединяет?

(построение, ритм, пафос)

- Почему возможно сопоставить музыкальный и литературный фрагменты?

(оба эти произведения романтические)

 Учитель: Наша сегодняшняя задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму.

Итак, тема нашего урока: «Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма.

- Эпиграфом  к уроку  я взяла строчки из замечательного стихотворения М.Ю. Лермонтова « Парус»:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Говоря о лирике Лермонтова мы уж немного познакомились с понятием романтизма. Какие виды искусства, с вашей точки зрения, воплощают идеи романтизма в высшей степени?

(музыка и живопись)

(Слайд 3)

- Прослушайте «гимн» романтизма – «Революционный этюд» Фредерика Шопена. И, проникаясь романтическими звуками, подумайте, какая из трех предложенных картин могла бы стать гимном романтизма в живописи?

(Слайд 4)

Ответы учащихся

 (Слайд 5)

Учитель: Конечно, поскольку главной предпосылкой развития романтизма на рубеже 18-19 вв. стали события Великой Французской революции, знаменем романтизма в живописи стала картина Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Вот она перед вами.

 - Какие идеалы романтизма она воплощает? Каковы вообще идеалы романтизма?

(безграничная свобода, желание ощутить себя личностью – исключительным человеком сильных страстей и высоких устремлений)     (Слайд 6)

Основная часть.

Учитель: Прославление такого исключительного человека, его сильной бунтарской личности, культ человеческих чувств, культ свободы – удел искусства слова, т.е. литературы.

«Мцыри» - последняя романтическая поэма М.Ю. Лермонтова, а значит её композиция, стилистика, язык, идея, связанная с образом главного героя, должны помочь нам раскрыть понятие романтизма как ведущего художественного метода.

- Что вы можете сказать о названии?

(Мцыри – на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника»)

Слайд 7

- Каково было первоначальное название?

(«Бэри». Бэри – по-грузински монах)

- Почему Лермонтов отказался от первоначального названия?

(«Мцыри» - в переводе с грузинского ещё и пришелец, чужеземец, одинокий человек – в самом названии слышится одиночество героя, его отверженность, а значит и конфликт героя с миром.)

Вывод 1: Название можно отнести к чертам романтизма. (запишите в тетрадь)

- Когда разворачивается действие поэмы?

(неопределенное прошлое, почти мистическое, сказочное время)

1 глава

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы

И нынче видит пешеход

Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час

Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит

О славе прошлой - и о том,

Как, удручен своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

- А где разворачивается действие?

(на Кавказе, среди вольной, мощной природы) 

Просмотр видеофильма о Кавказе и чтение:

- Вспомним что означает слово «романтизм» в переводе с французского? Почему же местом действия стал именно Кавказ?

(с фр. Романтизм – странное, живописное, фантастическое. )

- Кавказ - это экзотика для русского человека, для русского глаза, для русского сознания: горы, море, небо, необычные цвета, диковинные растения.

6 глава

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег -

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ…

 Слайд 8

Вывод 2: Время и место действия (позже, в старшей школе, вы узнаете, что в литературоведении, благодаря Бахтину, время и пространство литературного произведения называются таким литературоведческим термином, как хронотоп), приобретая сказочную, фантастическую форму воплощают черты романтизма. (пометили)

(Слайд 9)

- Каким мы видим Кавказ в поэме? Зачем так много внимания уделяется пейзажным зарисовкам?

(- природа не просто фон: личность Мцыри,  его характер отображаются в том, какие картины его поражают;

- мощная природа Кавказа родственна душе героя; сродни стихийным силам природы и душа героя)

Выразительное чтение  поэмы:

6 глава

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? - Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

………………………………………

10 глава

Внизу глубоко подо мной

Поток, усиленный грозой,

Шумел, и шум его глухой

Сердитых сотне голосов

Подобился. Хотя без слов

Мне внятен был тот разговор,

Немолчный ропот, вечный спор

С упрямой грудою камней.

То вдруг стихал он, то сильней

Он раздавался в тишине;

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою...

………………………………………….

11 глава

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

К волшебным, странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли;

И все природы голоса

Сливались тут; не раздался

В торжественный хваленья час

Лишь человека гордый глас.

Вывод 3: Перед нами романтический пейзаж, могучий и величественный, но гармоничный и прекрасный. Как сказал Белинский, «Кавказ взял полную дань с музы нашего поэта». ( пометили)

(Слайд 10)

- А какими средствами выразительности достигается такая сказочная, экзотичная, романтическая картина?

(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения – примеры художественных средств из текста поэмы)

Вывод 4: Речь героя поэтична, возвышенна, насыщенна многочисленными изобразительно-выразительными средствами. Т.е. поэтический язык Лермонтова тоже романтизирован – он выражает пылкую, вольнолюбивую, одухотворенную натуру героя. (пометили)

- Но природа же, несмотря на пылкое желание Мцыри слиться с родным его душе миром, остаётся также чужда герою: по словам Юрия Манна, незаметно меняя свой облик,  природа превращается из друга во врага. Когда? Докажите. О чём это свидетельствует?

(об одиночестве героя, о его неприкаянности, о постоянном конфликте, в котором находится герой)

14 – 15  главы

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Напрасно в бешенстве порой

Я рвал отчаянной рукой

Терновник, спутанный плющом:

Все лес был, вечный лес кругом,

Страшней и гуще каждый час;

И миллионом черных глаз

Смотрела ночи темнота

Сквозь ветви каждого куста.

Моя кружилась голова;

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горючею росой...

 -  В конфликте с кем, с чем в первую очередь существует герой?

(со всем миром: с природой, с монастырем, с монахами)

 (Слайд 11)

Вывод 5: Противостояние героя со всем миром, враждебным ему, выражает романтический конфликт в поэме. (пометили) 

- Какой приём использует Лермонтов, изображая конфликт в поэме?

(антитеза, противопоставление)

Слайд 12

- Что чему противопоставляется?

(мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

Вывод 6: Не можем не отметить романтическое «двоемирие», символически воплощающее классическое для романтизма противопоставление «тюрьмы» и «свободы». (пометили) 

(Слайд 13)

- Ну и наконец самое главное – герой поэмы безымянный послушник Мцыри. Не желая мириться с навязанными порядками, с несвободой, герой решается на…?

(побег; побег – это протест)

- Когда убегает Мцыри? Какие качества личности воплощает сцена побега?

(в грозу, гроза помогает раскрыть бунтарскую сущность героя; сцена побега построена на преувеличении – гиперболе, потому что здесь воплощена немыслимая сила исключительной личности)

 8 глава

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?..

 - Можно ли говорить, что перед нами герой особенный, исключительный? Перечислите черты исключительности героя.

(герой - беглый монах, он мятежная душа, он бунтарь, не желающий мириться с обстоятельствами, он ценит свободу превыше всего)

 - Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод 7: Мцыри – романтический герой – исключительная личность в исключительных обстоятельствах. (пометили)

Учитель: Исключительные обстоятельства жизни героя, т.е. романтический сюжет, – это предмет уже нашего дальнейшего разговора. А пока давайте ещё раз обратимся к тем чертам романтизма, которые мы отметили в поэме:

- романтическое название

- романтическое время и место

- романтический пейзаж

- романтический язык

- романтический конфликт

- романтическое «двоемирие»

- романтический герой

Вывод.

- Можно ли уже сделать вывод, что Мцыри Лермонтова – это романтическая поэма? 

- А если да, то в чём заключается романтический пафос поэмы?

- Какое отношение к жизни утверждает М.Ю Лермонтов? 

(Слайд 14)

Попробуйте выполнить небольшую лексическую работу и сделать вывод о том, что же такое лермонтовский романтизм: 

Поэт утверждает ……………., …………………. отношение к жизни. Постоянный поиск, …………….., …………… (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной ………………….. , умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

 

А вот точка зрения исследователей творчества Лермонтова:

Слайд 15

Поэт утверждает активное, деятельное отношение к жизни. Постоянный поиск, тревоги, борьба (в первую очередь с самим собой) и главное – чувство абсолютной свободы, умение испытать блаженство «вольности святой» - вот в чем заключается внутренний пафос поэмы.

 

Почти всё сошлось? Молодцы!

 Домашнее задание.

Подумать над двумя вопросами, ответы на которые – материал наших следующих уроков:

  1. Почему в поэме рассказывается только о трёх днях из жизни героя?
  2. Где кульминация поэмы и как она помогает раскрыть идеи романтизма?