Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – романтическое произведение.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Воронина Наталья Геннадьевна

Открытый урок позволяет нам отправиться в увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poema_otkrytyy_urok.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова – романтическое произведение.

I Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем с вами урок литературы. А это значит, что нас вновь ждёт увлекательное путешествие в таинственный и загадочный мир слова.  Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Работать сегодня мы будем в группах. У вас на столах лежат задания, которые вы будете выполнять командой. От вашей сплочённости будет зависеть результат. Также у вас на столах лежит оценочный лист, куда вы будете заносить полученные баллы. Вам нужно дать название вашей команде, в котором должна содержаться качество героя из прочитанного произведения. Озвучьте названия ваших команд.

II Актуализация и пробное действие

А сейчас переходим к 1 заданию.

Перед вами  две цитаты.

В: Сравните высказывание И. Андронникова о М.Ю. Лермонтове с высказыванием В.Г. Белинского о Мцыри. Что общего вы видите в их характеристике?

«И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека — грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным и беспощадным умом...» (И. Андронников);

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности» (В. Г. Белинский).

В: Какое словосочетание является общим для Лермонтова и его героя? Как вы его понимаете? Подберите синонимы.  Духовно богатый. Сильный дух. Сильное существо.

В: К какому литературному направлению можно отнести героев, наделеных этими качествами? Романтические.

Поставьте себе за 1 задание 1 балл.

III Формулирование темы и цели урока

Давайте сформулируем тему урока.

Сформулируйте цель нашего урока.

Проанализировать произведение и на основе анализа доказать, что “Мцыри” - романтическая поэма.

IV Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Для начала перечислите характерные черты романтизма.

  • Герой – одиночка, который мечтает о свободе. Он  противопоставлен  всем, не может найти счастье в обычной, реальной жизни.  Романтические герои – это странники, скитальцы, изгнанники.
  • Непримиримый конфликт личности с обществом, в результате которой личность гибнет.
  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах  (в неволе, в тюрьме, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).
  • Характерно особое романтическое двоемирие, то есть два мира: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом, унылое «здесь» и очаровательное «там».
  • Романтическая любовь, сильные, чаще безответные  чувства.
  • Место действия – экзотическая страна.
  • Особая роль пейзажа (дружественный и враждебный). Единство с природой.

Прежде чем мы обратимся к тексту произведения, давайте проведём словарную работу и определим значение слов, которые у вас там встретились.

Работа в группе

Словарные слова

Лексическое значение

Обитель

Сосуд для благовонных курений

Келья

Обещание Богу или наставнику совершить какое-либо аскетический подвиг.

Кадильница

Одно из названий православного монаха.

Обет

Традиционное поселение сельского типа.

Исповедь

Монастырь

Аул

Отдельная комната в монастыре

Инок

Признание в своих совершённых грехах перед Богом.

Поставьте себе за 2 задание максимально 7 баллов.

V Практическая деятельность учащихся.

 (Прикрепление листочка на доску, поэтапное составление кластера)

- Что такое сюжет? (Сюжет – это основные события и эпизоды в той последовательности, которые предусмотрены композицией)

Задание 3 называется «Кинолента событий». Работа в группе.

По иллюстрациям нужно восстановить  порядок событий произведения.

Поставьте себе за 3 задание максимально 7 баллов.

- Что такое композиция произведения?  Композиция – это структура произведения, его построение

Композиция поэмы  необычная, своеобразная. Это рассказ в рассказе или «рамочная» композиция. А ещё Лермонтов выбрал такое построение поэмы: для описания всей жизни героя хватило всего две главы, а все остальные главы описывают всего три дня из его жизни. Как вы думаете, зачем автор так сделал? (За эти три дня он испытал столько чувств, получил столько впечатлений, сколько не получил за всю жизнь в монастыре)

В основу поэмы положен романтический сюжет.

- Где происходят события поэмы? (Необычная обстановка, лоно природы. Кавказ.)

-Чем привлекал Лермонтова Кавказ? Вспомните, что связано у Лермонтова с Кавказом?  (Поездки на Кавказ (1820, 1825) в детстве. В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) также был сослан в армию на Кавказ.) 

- С детских лет  Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых,  вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри. Вы помните, что Лермонтов был ещё хорошим художником, и на многих его картинах изображён Кавказ. (Иллюстрации картин)

Найдите в главе 6 описание этого чудного места и выразительно прочитайте.

Экзотическое место действия

А сейчас нас ждёт встреча с другим видом искусства – музыкальным. Предлагаю послушать отрывок из произведения В.А.Моцарта в современной роковой обработке с бас-гитарой и скрипкой. На скрипке играет Ванесса Мей, известная своими современными обработками классической музыки. Послушайте и подумайте, можно ли этот фрагмент считать музыкальной иллюстрацией к поэме «Мцыри»? К какому эпизоду подошёл бы этот фрагмент и почему?

Найдите в тексте отрывки с описанием природы. Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов в описании пейзажа?

 (домашняя работа)

Какова же роль картин природы в произведении? (Они близки герою, зов свободы, как и зов природы непреодолим. В отличии от враждебного, подавляющего личность героя  образа монастыря, образ природы помогает понять поступки героя в различных ситуациях)

Единство с природой

Речь героя тоже богата изобразительно-выразительными средствами, поэтична, возвышенна. И это богатство тесно связано с богатством внутреннего мира героя.

Задание 4 Вам даны цитаты из исповеди Мцыри. Нужно определить, какие  художественные средства использованы в его речи и охарактеризовать героя.

Эпитеты: «Но юность вольная сильна, // И смерть, казалось, не страшна!»

Гиперболы: «О, я как брат // Обняться с бурей был бы рад! // Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил...».

Метафоры, олицетворения: «Я эту страсть во тьме ночи вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»

Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей // И полз и: прятался, как змей».

« Можно сказать без преувеличения, - писал Белинский,- что Лермонтов брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов. Гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму».

Романтический герой.

Поставьте за 4 задание максимально 4 балла.

- В произведении мы можем наблюдать конфликт. Между кем возник конфликт?

-  Каким приёмом пользуется Лермонтов для изображения конфликта? (антитеза, противопоставление)

- Что чему противопоставляется?

(Мир монастыря - «мир келий душных и молитв», где главным условием жизни становится смирение и послушание, и мир свободы, воли - «чудный мир тревог и битв», близкий душе героя)

-  Каким термином мы можем назвать эти два противопоставленных друг другу мира. Это называется  романтическим «двоемирием». Противопоставление «тюрьмы» (а монастырь для Мцыри и есть тюрьма) и «свободы» -  основная черта романтизма.

Романтическое «двоемирие»

VI Самостоятельная работа в группах. Рефлексия 

Цифровой диктант   Согласны ли вы, что:

1. Является ли Мцыри романтическим героем?
Да -1
Нет - 0

2. Своеобразна ли композиция поэмы?

Да – 0
Нет – 1

3. Жалеет ли Мцыри о трех днях, проведенных на свободе?
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100)

- Молодцы! Подводя итог, можно сказать, что тема освоена вами на 100%.

Поставьте за диктант 3 балла.

VII Итог урока. Оценивание.

- Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Доказали ли мы с вами, что это романтическая поэма? 

20-22 балла- «5»

16-19 баллов – «4»

Домашняя работа: Подробный пересказ понравившегося отрывка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе. 8 класс. Идейно-тематическая связь поэмы "Мцыри" с лирикой М.Ю. Лермонтова.

Характеристика героев. Связь проблематики поэмы с центральными темами лирического творчества М.Ю. Лермонтова, темой одиночества....

План-конспект урока литературы в 8 классе Тема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри».

План-конспект урока литературы в 8 классеТема: «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова»Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Кавказ для М.Ю. Лермонтова – символ вольной, неукротимой...

«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая поэма

Задача - через поэму понять художественный метод, к которому прибегает в своем творчестве Лермонтов – романтизм. А потом через понимание романтизма вновь открыть для себя поэму....

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания.

ММ. Ю. Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. Образ главного героя поэмы. «Мцыри» и средства его создания....

рабочий лист к поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова

Рабочий лист может быть полезен на первом уроке изучения поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова в 8-м классе....