Главные вкладки

    Статья "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида"
    статья по теме

    Горбачёва Наталья Николаевна

    Чтение и развитие речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_navyka_osoznannogo_chteniya.doc35.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида

              Одним из требований, предъявляемых программой школ VIII  вида  чтению умственно отсталых школьников, является осознанное чтение. Работа над осознанным чтением не ограничивается периодом обучения в начальных классах, она продолжается и         остаётся актуальной на протяжении всех лет обучения умственно отсталых школьников. Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее и объёмнее тексты, в текстах закладывается более глубокий смысл, усложняется сюжетная линия и т.п. Осознанное чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Тот навык является наиболее важным для чтения, т.к. если человек не понимает того, о чём читает, теряется весь смысл процесса чтения. Задача учителя помочь школьникам правильно осмыслить и понять читаемый текст, помочь осознать идейный смысл в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Вся работа, проводимая на уроке чтения, направлена именно на решение этих задач. Для этого учитель использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, экскурсия, демонстрация картин, иллюстраций, видеоматериала. Немаловажное значение имеет работа над незнакомыми и сложными для понимания словами и выражениями, анализ изобразительных средств художественного произведения, анализ текста, закрепление содержания прочитанного текста, составление различных видов планов, пересказ, а так же обобщающие беседы. Прежде всего, задания связаны с лексической работой над словом, т.к. именно эта работа обеспечивает понимание элементарного  смысла произведения. Не понимание прочитанного начинается, как правило, с непонимания значения отдельных слов и выражений, это ведёт к невозможности понять более глубокий смысл произведения. Значение ряда слов и выражений разбирается перед началом чтения произведения на так называемых речевых разминках (речевых пятиминутках). Материал для речевой разминки подбирается учителем в зависимости от темы урока, класса и уровня развития школьников.

     Задания связаны с развитием смысловой догадки школьников и умением прогнозировать содержание, жанровую специфику, эмоциональный характер текста перед его чтением и в процессе чтения.

    Задание 1.  Разбор значений слов синонимов.             

    На магнитной доске прикреплены таблички с написанными на них словами синонимами. По возможности, слова подбираются к тексту произведения читаемого на уроке. Значение слов объясняется самими учениками, в случае затруднений используется толковый словарь или словарь синонимов.

    • Ключ – родник

    воин – солдат

    зябнуть – стынуть, мёрзнуть

    забор – изгородь, плетень

    стеречь – охранять, караулить, сторожить

    храбрый – смелый, отважный, мужественный, бесстрашный

    • Кичиться – он кичиться. Не кичись!

    Важничать – он важничает. Не важничай!

    Зазнаваться – зазнаётся. Не зазнавайся!

    Заноситься – он заносится. Не заносись!

    Задаваться – он задаётся. Не задавайся!

    Задание 2.  Разбор значений слов синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

    На доску выписываются слова синонимы. Учащиеся, по заданию учителя, находят в тексте нужный отрывок, либо отрывки напечатаны на карточках и розданы детям. В отрывке обучающиеся ищут нужное, объясняют его значение.

    М.Ю.Лермонтв «Бородино»

    Битва – бой, сражение, схватки, побоище.

    «Ведь были ж схватки боевые,

      Да говорят, ещё какие!

    Недаром помнит вся Россия

    Про день Бородина!..»

    «Вам не видать таких сражений!..

    Носились знамена, как тени,

    В дыму огонь блестел…»

    А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

    Воин – солдат, боец, дружинник, ратник, витязь.

    «А голова ему во след,

    Как сумасшедшая хохочет,

    Гремит: «Ай, витязь! Ай, герой!

    Куда ты? Тише, тише, стой!

    Эй, витязь, шею сломишь даром!..»

    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,  «Сказка о рыбаке и рыбке»

    Комната – светлица, светёлка, горница, каморка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII вида»

    Реферат является методическим материалом для учителей коррекционной школы 8 вида по формированию навыков чтения у учащихся....

    ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКИОННЫХ) ШКОЛ VIII ВИДА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

    Данная статья раскрывает возможности использования полифункциональной интерактивной среды в специальном образовании....

    Развитии навыков чтения в коррекционной школе VIII вида

    Уроки чтения  в коррекционной школе VIII вида  выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглажив...

    Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

    Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"

    Презентация к выступлению на педсовете "Формирование общетрудовых умений и навыков в (коррекционной) школе VIII вида"...

    Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида

    Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся коррекционной школы одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательн...

    Доклад «Преодоление трудностей в развитии навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида».

    Формирование навыков чтения у детей с задержкой психического развития осуществляется  замедленными темпами.  Затруднение вызывает и овладение  технической стороной процесса чтения и пон...