Символизм - 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Дябкин Игорь Анатольевич

Урок-лекция по теме: "Символизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-lektsiya_po_simvolizmu.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Серебряный век» русской поэзии.

Символизм

Цели:

Обучающие

1) изучить содержание термина «Серебряный век»;

2) выявить истоки символизма, основные пути его развития;

3) обозначить философско-эстетические основы нового течения в поэзии;

4) назвать основных его представителей

Развивающие:

  • совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;
  • развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

Воспитательные

  • воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

Тип урока: урок-лекция

Оборудование:

  • компьютер (презентация в программе Microsoft Power Point 2007-2010);
  • видеопроектор, экран;

Ход урока

Организационный момент.

  1. Вступительное слово.

На рубеже 19-20 вв. в России происходят важные кульутрно-исторчиеские перемены. Давайте вспомним какие? Художники слова чувствовали необходимость перемен в литературе. Нужны были новые приемы в изображении действительности. Реалистический метод многими был отвергнут. В русской литературе зарождается модернизм.

  1. Лекционная часть (под запись):

Что же такое модернизм? Модернизм – направление в западноевропейском и русском искусстве рубежа 19-20 вв., характеризующееся разрывом с предшествующим искусством и стремящееся утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве.

Модернизм близок к понятию авангард, но не синонимы. Авангард – обобщающее название ряда течений, характеризующихся крайним неприятием существующего искусства, установкой на шок и эпатаж, анархизм и антиэстетизм (например, футуризм, имажинизм, сюрреализм и др.).

Основу русского модернизма составили три лит. течения, возникших в период с 1890 по 1917 гг. – это символизм, акмеизм и футуризм.

Что такое «серебряный век»? Так стали обозначать период в поэзии рубежа веков, в продолжение термину «золотой век» (эпоха Пушкина, Лермонтова). Впервые этот термин употребил Николай Оцуп, в будущем поэт-эмигрант. Впоследствии термин стали употреблять А. Ахматова, Н. Бердяев. Эстетическим основанием нового периода в поэзии можно считать статью русского философа Н. Бердяева с одноименным названием «Серебряный век в русской поэзии»).

Символизм – первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России, считавшее целью искусства и творчества интуитивное постижение действительности через образы-символы. Символисты отвергли реалистический способ изображение, не принимали окружающей действительности. Они провозглашали первенство иллюзорного постижения жизни, поэтому в своем творчестве обращались к мистическим, туманным мирам, фантастике. Возобновили интерес к мифу. Видели в нем общность с символом. Творчество представляли как теургию, т.е. обожествление. Поэт равен божеству, его творчество – тайная молитва.

Началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», прочитанная в 1892 году. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Статья стала программной, манифестом символизма. Наряду с ней другие поэты также создали свои манифесты («Ключи тайн» В. Брюсова», «Заветы символизма» Вяч. Иванова).

Кроме того, в 1894 году в Москве вышло три сборника стихотворений «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.

Символ – главная категория. Понять его непросто. Это загадка, аллегория жизни. Многозначный термин. Это чувственное постижение жизни.

Музыка – вторая эстетическая категория. Мир воспринимали как ритм. Отсюда активное обращение к звукописи (К. Бальмонт, например).

Опора – философия Ф. Ницше и В. Соловьева. Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Создал учение о «сверхчеловеке» (они должны знать, попросите их вспомнить).

Владимир Соловьёв был предтечей символизма. исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество. Создал учение о Всеединстве. Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной» (эти образы потом встретятся у А. Блока и А. Белого).

Печатные издания русских символистов: «Золотое руно», «Весы».

Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

Составим схему:

Старшие символисты называли себя «ницшеанцами», младшие – «соловьевцами». В прошлом старшие символисты были декадентами. Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

В 1920 году наблюдается кризис символизма. Исчерпали себя. Зарождается акмеизм.

Домашнее задание:

  1. Сделать конспект о творчестве В. Брюсова и К. Бальмонта (см. учебник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Урок литературы в 11-м классе "Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт" ...

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма...

Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма.

Презентация к уроку литературы в 11 классе. В.Я.Брюсов как основоположник символизма....

Презентация "Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн" 6 класс

Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М...

Тест для 11-го класса по символизму и символистам (Брюсов, Бальмонт, Белый)

ТОЛЬКО ДЛЯ КЛАССОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ!На первой страниц тест для учеников, на второй - для учителя (там вписаны/выделены жирным шрифтом верные ответы)....

Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...

Конспект интегрированного урока литературы и французского языка "Истоки символизма". 11 класс.

Данный урок проводился в 11 классе как урок внеклассного чтения после изучения темы "Символизм". Урок бинарный, то есть проводится двумя учителями. В классе должна быть хотя бы одна группа, изучающая ...