Русская литература и творчество писателей Югры (интегрированный курс)
материал по литературе на тему

Настоящая программа интегрированного курса предназначена для общеобразовательных учреждений и входит в образовательную область «Филология», предметом изучения являются произведения русской литературы в сопоставлении с произведениями писателей Югры. Данный интегрированный курс рассчитан на учащихся 5 – 9 классов. Интегрированный курс соотносится с программой "Литература под ред. Т.Ф. Курдюмовой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_literatura_i_tvorchestvo_pisateley_yugry.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 


г. Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Настоящая программа интегрированного курса предназначена для общеобразовательных учреждений и входит в образовательную область «Филология», предметом изучения являются произведения русской литературы в сопоставлении с произведениями писателей Югры. Данная программа осуществлена в соответствии с  законом «О национально-региональном компоненте базисного учебного плана образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»  (утв. Постановлением Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Законе  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных  стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 16 марта 2005 года № 2134),  в соответствии  с  Распоряжением  Правительства Ханты- Мансийского автономного округа – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 года «Об утверждении Перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального (национально-регионального) компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования». 

Изучая литературу родного края, необходимо подчеркнуть важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа, духовного развития нации в целом. Ведь богатство страны – в активном культурном взаимодействии всех ее регионов. Культура России – это синтез духовной культуры регионов. Перефразируя известные слова Ломоносова, можно сказать, что культурное богатство России провинцией произрастать будет. Очевидно, что решение множества проблем в жизни страны зависит от гражданской позиции, сформированной у учащихся, уважения к историко-культурному наследию своего народа, края, города. Большая ответственность за патриотическое воспитание лежит на уроках литературы. Поэтому составление данной программы вызвано стремлением помочь ученикам лучше узнать писателей-земляков, сориентироваться в этом литературно-художественном богатстве, что создается непосредственно в их родном краю и нередко на материале самой жизни, творцами и героями которой они являются. Книги писателей-земляков формируют в душах гордое чувство родины, которая начинается именно там, где жили наши деды, где растут сегодняшние ученики, откуда проложат они свои первые тропинки в большую жизнь.

Данный интегрированный курс рассчитан на учащихся 5 – 9 классов. В процессе изучения литературы данного курса необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматриваются произведения русских писателей и писателей ХМАО - Югра; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты.

Отличительной особенностью данного курса является стремление дать учащимся целостное представление об особенностях литературного процесса Югры. Программа призвана дать не только базовое, но и углубленное образование, ориентированное на интеллектуальные и творческие способности учащихся. Темы, запланированные в данном курсе, можно использовать для дополнительных сообщений, выступлений при изучении темы либо в рамках организованного учителем обсуждения, дискуссии, творческих и проектных работ. Как иллюстративно-фоновый материал на уроках при изучении литературного произведения учитель может использовать портреты писателей, иллюстрации к художественным произведениям, видео-, аудио- и мультимедийные материалы. Для лучшего восприятия краеведческого материала учитель может организовывать встречи с авторами изучаемых произведений, виртуальные экскурсии по творчеству того или иного автора.

Распределение часов для изучения произведений того или иного автора является ориентировочным. Учитель имеет возможность по своему усмотрению перераспределить время на изучение отдельной темы в соответствии с государственными стандартами.

Принцип вариативности, заложенный в программе, дает учителю право: а) выбирать конкретное произведение для его изучения в классе; б) варьировать методы изучения этого произведения; в) в значительных по объему текстах самостоятельно отбирать главы для обязательного прочтения.

ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

  • перечень литературы родного края и соотносимые с ней темы в программном курсе «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой;
  • краткие аннотации к темам, указывающие на направления изучения творчества писателя и на важнейшие аспекты анализа конкретного произведения;
  • историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений. Данный интегрированный курс призван удовлетворять и совершенствовать эстетические, нравственные, гуманитарные интересы учеников, сделать чтение художественной литературы постоянной жизненной потребностью.

Эстетический аспект является главным. Именно он характеризует конкретную предметную цель обучения. Литература, преображая действительность, создает ее как новую художественную, основывающуюся на собственных законах. Постижение этих законов и есть важное условие понимания литературных произведений. Именно это знание гарантирует восприятие литературы как искусства, разрушает иллюзию слов и низводящего художественные произведения на уровень бытовых историй.

Однако усвоение этих законов в курсе литературного образования не является самоцелью: они должны сделать доступным художественный смысл произведения, способствовать развитию читательских умений.

Нравственный аспект предполагает, что литература родного края при всей ее самоценности заставляет задуматься юного читателя над коренными вопросами бытия. Она каждый раз по-новому ставит эти вопросы, убеждает в сложности и многозначности возможных решений и одновременно настаивает на непреложности вечных нравственных ценностей. В современных условиях, когда воспитание осуществляется школой только в процессе обучения, нравственное содержание художественной литературы, а значит, и интегрированного  курса приобретает особый вес. Он несет не только знания и умения, но формирует убеждения, определяет качество личности, направленность жизненных интересов на всю послешкольную жизнь.

Речевой аспект заложен в интегрированный курс самим характером материала. Не выяснив, как в речевом отношении создано произведение, какими речевыми средствами достигается авторская установка, как в слове воплощается авторский замысел, как происходит связь с русской литературой, нельзя усвоить содержание произведения. Путь медленного вчитывания в художественный текст единственно возможный в литературном образовании.  Вдумчивое чтение художественных произведений. Работа над постижением их языка повышает культуру речи школьников, делает органичной мысль, с одной стороны, о необходимости подчинения законам языка, с другой – о бесконечных индивидуальных изобразительных и выразительных возможностях его использования. Развитие речи как необходимый компонент курса изучения литературы родного края в равной мере принадлежит курсам русского языка и литературы, обеспечивает их взаимосвязь и взаимодействие.

Культурологический аспект определяется содержащимися в художественных произведениях историческими и географическими сведениями. Не менее точными, конкретными и ощутимыми, нежели в курсах истории и географии. Люди разных эпох и

культур приходят к современному читателю, заставляют жить их чувствами и мыслями. Заботами и тревогами, вызывают любовь или ненависть. Литература родного края расширяет представления о жизни предков и современников, включает читателя в широкое историческое пространство, делает гражданином своего отечества, гражданином мира, «историческим человеком».

Читательские умения формируются на всем протяжении школьного курса литературы с 1 по 11 класс и подразумевают комплекс аналитических и творческих умений, ведущим из которых является умение чувствовать и понимать художественный язык, каждый элемент этого языка в отношении к другим, ко всему художественному целому. Реализация этого умения невозможна без глубокой личностной заинтересованности, без умения спроецировать собственный жизненный опыт на содержание художественного произведения. Формирование личного интереса к чтению художественной литературы – первейшая задача учителя.

Уроки литературы приучают соотносить художественный текст и собственную реакцию на него. Художественный текст понимается как инициатор определенных чувств и мыслей, он постоянно преломляется через призму жизненного опыта юного читателя. У ученика формируется собственное видение художественно текста.

Формированию читательских умений сопутствует учебное литературное творчество. Не имея в подавляющем большинстве случаев самостоятельного художественного значения, учебное литературное творчество школьников вместе с тем углубляет представление о художественном творчестве в целом.

Таким образом, в основе программы данного курса – постоянное развитие читательских умений. Поэтому программа целиком обращена к ученику, к совершенствованию его интеллектуальных и эмоциональных возможностей, к совершенствованию его личности, его нравственных качеств.

Читательские умения формируются в процессе чтения произведения каждого писателя. С первого произведения, с которым знакомятся школьники, выясняются наиболее характерные черты миропонимания художника, его писательской манеры. Поэтому постоянно ставятся вопросы об особенностях творчества каждого писателя.

В центре внимания с самого начала обучения оказываются понятия: автор, действительность, художественный текст и читатель. Эти понятия являются сквозными для всего курса. Так решается одна из главных учебных проблем – порядок изучения отдельного произведения, построения курса класса и всего курса литературного образования в целом. На всех этих уровнях действует сквозная логика учебной деятельности: во-первых, выясняется, как действительность преображается автором в новую действительность, воплощенную в художественном тексте; во-вторых, анализируется, как, по каким законам взаимодействуют все компоненты, составляющие художественный текст; в-третьих, выясняется, как текст воспринимается и понимается читателем. Большую роль в формировании исторического мышления играет и биографический материал, позволяющий увидеть реальный исторический контекст изучаемого произведения.

Реализация содержания данной программы интегрированного курса литературы даёт возможность развивать интеллектуальные, творческие способности, нравственные и моральные качества учащихся, формировать их стремление к самообразованию, а также прививать вкус к самостоятельной и исследовательской работе.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ (ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ)

Изучение региональной литературы на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма к родине, через любовь к малой родине, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие интереса и уважения к истории, культуре и литературе народов, населяющих Югру, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Реализуя цели изучения предмета "Русская литература и творчество писателей Югры" в 5 – 9 классах, необходимо учитывать следующие задачи:

  • формирование представления о художественной литературе как искусстве слова, как одной из составляющих в системе художественных и эстетических ценностей в ряду других видов искусств, в духовной культуре отдельных народов и в целостном видении закономерностей развития литературного процесса;
  • формирование интереса к чтению, потребности вдумчивого и творческого освоения текстов;
  • развитие способностей к логическому, аналитическому мышлению и, как результат, - формирование навыков интерпретации произведений художественной литературы;
  • изучение литературоведческой терминологии, анализа и интерпретации текстов произведений  художественной литературы;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, а также культуры речи; навыков работы над поэтикой художественного произведения;
  •  развитие навыков самостоятельного осмысления текста художественного произведения, а также умения самостоятельно отбирать и обрабатывать информацию, полученную из различных источников (научная монография, учебник, статья, лекция, театр, кино, компьютер и др.);
  • сформировать умения интерпретировать и комментировать произведение, опираясь на знание текста и понимание основ литературоведческого анализа, ориентируясь в вопросах общекультурных ценностей, привлекая собственный жизненный опыт.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

По итогам изучения литературы родного края учащиеся будут знать

  • факты жизни и творчества изучаемых писателей, творческую историю текстуально изучаемых произведений,

а также уметь:

  • читать и глубоко понимать художественные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения;
  • воспринимать произведение с учетом специфики языка художественной литературы, а также его конкретное содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
  • связывать литературный материал со временем написания и с современностью;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
  • воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции, понимать проблематику и систему образов, особенности композиции и средства создания образов-персонажей;
  • определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
  • писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение;
  • составлять и защищать творческие проекты.

МЕХАНИЗМЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ. 

-    тестирование, срезовые работы учащихся;

-    составление устных и письменных высказываний разных жанров;

-    защита творческих проектов;

- наблюдение за деятельностью учащихся, данные вносятся в мониторинг (Приложение).

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА.

5 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

Мифы народов мира.

Мифы о сотворении земли.

«Священное сказание о сотворении земли» (мансийский миф)

«Сотворение мира» (хантыйский миф)

Фрагментар-но

«Сибирские сказания/ Пер., перелож. И вступ. Ст.  А. Преловского; - М.; Современник, 1991.

2

Устное народное творчество. Пословицы. Поговорки. Загадки.

Устное народное творчество ханты и манси. Пословицы. Поговорки, загадки.

Фрагментар-но

Творчество народов Севера: составители Л.М. Кузнецова, Л.В. Пудикова – Нижневартовск, 2001

3

Сказки писателей ХХ века.

Ю. Афанасьев «Сказка о добром сердце»

1 час внеклассное чтение

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

4

Родная земля в лирике русских поэтов XIX века.

Стихотворения о природе

 (А. Тарханова, Р. Ругина, В. Мазина, В. Овсянникова-Заярского, Ю. Шесталова  и др.)

Фргментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

5

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Г. Колотовкин «Медвежатники»,

А. Тарханов «Медвежатник»

1 час внеклассное чтение

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

6 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы)

С. Мальцев «Мы с Митяем» (главы из повести)

1 час внеклассное чтение

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

2

Великая Отечественная война

М. Анисимкова «Солнечная землянка» (избранные рассказы)

1 час внеклассное чтение

М.Анисимкова «Солнечная землянка»,

повести и рассказы, Екатеринбург, «Пакрус», 2005

7 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

М.Е. Салтыков –Щедрин. Сказки.

А. Конькова «И лун медлительный поток…»

Фрагментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

2

А.Т. Твардовский. Лирика (картины родной природы)

В. Овсянников-Заярский «Созвездие», Л. Гельмер «Похолодало. Меркнет. Веет осень», Л. Шкода «Над озером закат горит» и др.

1 час внеклассное чтение

«Зори Самотлора» - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во

3

Великая Отечественная война в художественной литературе

И. Ермаков «Богиня в шинели»

1 час внеклассное чтение

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

8 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

История в УНТ (Исторические песни)

«Ивыр» (мансийское сказание)

«Тумадан и Капишка» (хантыйская легенда)

Фрагментар-но

«Сибирские сказания/ Пер., перелож. И вступ. Ст.  А. Преловского; - М.; Современник, 1991.

2

Русская летопись как литературный жанр

Ю. Шесталов «Языческая поэма» (отрывки)

Фрагментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 8-9 класс.

3

Историческая повесть и исторический труд

М. Анисимкова «Эхо»

1 час внеклассное чтение

М. Анисимкова. «Эхо». Роман. – Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2003

4

Ю.Н. Тынянов «Восковая персона»

М. Анисимкова «Порушенная невеста»

1 час внеклассное чтение

М. Анисимкова «Порушенная невеста». Роман. – Екатеринбург, Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1994

5

Тема Великой Отечественной войны

Н.Смирнов «Уроки ликбеза» («Все для фронта, все для победы»)

Фрагментар-но

Смирнов Н.П. «Уроки ликбеза». Том 4. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 2004

9 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

«Слово о полку Игореве»

К. Михайлов «Белый камень»

Фргментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 8-9 класс.

2

М.В. Ломоносов

Ю. Басков «Соседи», А. Тарханов «Купола Тобольска»

Фрагментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 8-9 класс.

3

А.С. Пушкин.

Л. Беспалова «И дум высокое стремление…», А. Гришин «Не береги поэтов, Русь»

Фрагментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 8-9 класс.

4

М.А. Шолохов

З. Тоболкин «Баня по-черному: Сказание об Анне»

(сцены из драмы), Н. Коняев «Отголосок»,

1 час внеклассное чтение

Литература Тюменского края, хрестоматия 8-9 класс.

5

А.Т. Твардовский

А. Кукарский «День победы», К. Михайлович «Мы играли»

Фрагментар-но

Литература Тюменского края, хрестоматия 8-9 класс.

6

В.П. Астафьев

Ю. Вэлла «Вести из стойбища» (стихотворения)

Фрагментар-но

Ю.Вэлла «Вести из стойбища»: Стихи. – Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ

5 класс.

«Священное сказание о сотворении земли» (мансийский миф) «Сотворение мира» (хантыйский миф)

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира представления ханты и манси о сотворении вселенной. Представление ханты и манси о происхождении вселенной.

Теория литературы: миф

Устное народное творчество ханты и манси. Пословицы. Поговорки. Загадки.

        Богатство отражения мира в произведениях фольклора ханты и манси. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народов Севера.

        Теория литературы: фольклор, пословица,  поговорка, загадка.

Юрий Афанасьев «Сказка о добром сердце»

        Страницы биографии и творчества. Герои сказки, сюжет. Утверждение нравственных идеалов. Доброта и всепрощение, как главные достоинства человека.

Стихотворения о природе (Владимир Мазин «Хороши ларьякские дорожки…», В. Овсянников-Заярский  «Северный апрель», Юван Шесталов «Русская березка» и др.)

        Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

Геннадий  Колотовкин «Медвежатники» (рассказ).

        Страницы биографии и творчества. Фрагмент произведения, как приложение к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».  Маринка и ее схватка с медведем. Смелость, находчивость девочки.

Андрей Тарханов «Медвежатник» (стихотворение)

Прославление силы, ловкости охотника на медведя.

6 класс

Станислав Мальцев «Мы с Митяем» (главы из повести)

    Тема детства в произведении. Взаимоотношения друзей, проблемы и размышления подростка.

Маргарита. Анисимова «Солнечная земля» (избранные рассказы)

Особенности изображения Великой Отечественной войны в рассказах Маргариты Анисимковой.

7 класс

Анна Конькова «И лун медлительный поток…»

Идейно – тематическое и художественное своеобразие сказок и сказаний ханты и манси.

В. Овсянников-Заярский «Созвездие», Л. Гельмер «Похолодало. Меркнет. Веет осень», Леонид  Шкода «Над озером закат горит» и др.

Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

Иван Ермаков «Богиня в шинели»

        Вехи жизни и творчества. Особенности изображения войны в произведении. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны.

8 класс

«Ивыр» (мансийское сказание), «Тумадан и Капишка» (хантыйская легенда)

Особенности изображения героев национального эпоса. Борьба ханты и манси с татаро-монголами за свободу.

Юван Шесталов «Язычекая поэма» (отрывки)

Особенности «Языческой поэмы». Изображение прошлого в поэме.

Маргарита Анисимкова «Эхо»

Биография и этапы творчества. Возникновение первых золотодобывающих приисков в предгорьях Северного Урала. Особенности изображения жизни и быта крестьян князя Всеволжского.

Маргарита Анисимкова «Порушенная невеста»

Изображение жизни последователей Петра.

Николай Смирнов «Уроки ликбеза» («Все для фронта, все для победы»)

Особенности изображения войны в произведении. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны. Жизнь в тылу.

9 класс

Константин Михайлов «Белый камень»

Прошлое «потаенной Руси» в стихотворении.

Юрий Басков «Соседи», Андрей Тарханов «Купола Тобольска»

Прославление родины, мира, науки, просвещения в произведениях.

Лариса Беспалова «И дум высокое стремление…», Александр Гришин «Не береги поэтов, Русь»

Друзья – декабристы  А.С. Пушкина в Сибири. Условия их жизни. Их мысли и надежды.

Зот Тоболкин «Баня по-черному: Сказание об Анне» (сцены из драмы), Н. Коняев «Отголосок»

Биографические сведения о писателях. Война в жизни человека. Отголоски войны. Судьба человека в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Философские и нравственные размышления героев.

Анатолий Кукарский «День Победы», Константин Михайлов «Мы играли».

Радость победы и боль разочарования. Прославление русского солдата.

Юрий Вэлла сборник «Вести из стойбища»

Нравственные проблемы стихотворений: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству.

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

  1. Литература Тюменского края, хрестоматия в 3 частях (5-7 класс, 8 – 9 класс, 10-11 класс).
  2. «Северная книга»: краеведческий и литературно-публицистический сборник. Ассоциация народов Севера, 1993.
  3. Маргарита Анисимкова «Солнечная землянка», повести и рассказы, Екатеринбург, «Пакрус», 2005.
  4. Юрий Вэлла «Вести из стойбища»: Стихи. – Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991.
  5. «Сибирские сказания»/ Пер., перелож. и вступ. ст. А. Преловского; - М.; Современник, 1991
  6. К.Я. Лагунов «Портреты без ретуши»: Тюмень, 1994.
  7. «Творчество народов Севера»: составители Л.М. Кузнецова, Л.В. Пудикова – Нижневартовск, 2001.
  8. Смирнов Н.П. «Уроки ликбеза». Том 4. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 2004
  9. М. Анисимкова. «Эхо». Роман.- Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус».2003.
  10. М. Анисимкова «Порушенная невеста». Роман. – Екатеринбург, Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1994
  11. «Зори Самотлора» - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во

Приложение

МОНИТОРИНГ ОТСЛЕЖИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И ЗНАНИЙ

п/п

Список класса

Факты жизни и творчества изучаемых писателей

Понимать художественные произведения

Определение рода и жанра произведения

Создание устных и письменных высказываний разных жанров

Составление и защита проектов

композиция

герои

тематика

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

Заполняется по окончанию учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Доклад "Влияние русской литературы на творчество тувинских писателей"

Доклад "Влияние  русской литературы на творчество тувинских писателей"...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

Конспект урока литературы "Петр Великий русской литературы" (по творчеству М.В.Ломоносова)

Разработка урока литературы в 9 классе по творчеству М.В.Ломоносова. Цель урока-познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией поэта, дать представление о Ломо...

Индивидуальная образовательная программа «Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов».

Данная программа на уровне межпредметных связей. Ее цель – расширить рамки понимания изучаемого текста, художественной литературы; познакомиться с работами художников-иллюстраторов; познакомить ...

Урок по родной (русской) литературе на тему "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский" (конспект)

Разработка состоит из конспекта и презентации по теме "Алтай в жизни и творчестве писателей-классиков. Ф.М.Достоевский". "...