Исследовательская работа по повести М.Горького "Детство"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Мальцева Татьяна Валериевна

Исследовательская работа рассчитана на 2 урока.  Учащиеся самостоятельно изучают текст глав из повести "Детство" М.Горького, данных в учебнике Г.С.Меркина, и выполняют предложенные задания. Следующим этапом работы над повестью станет повторное обращение к анализу текста повести и осмысление знаний, полученных в результате исследования. Эту работу можно организовать в удобной для учителя форме.

Цель исследовательской деятельности: развитие умения внимательно читать текст художественного произведения и погружаться в него, анализировать и формировать собственное аргументированное суждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_po_povesti_m.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по повести М.Горького "Детство".

Исследовательская работа рассчитана на 2 урока.  Учащиеся самостоятельно изучают текст глав из повести "Детство" М.Горького, данных в учебнике Г.С.Меркина, и выполняют предложенные задания. Следующим этапом работы над повестью станет повторное обращение к анализу текста повести и осмысление знаний, полученных в результате исследования. Эту работу можно организовать в удобной для учителя форме.

Цель исследовательской деятельности: развитие умения внимательно читать текст художественного произведения и погружаться в него, анализировать и формировать собственное аргументированное суждение. 

Работая с текстом повести ученики должны найти ответ на главный вопрос: какие стороны жизни, поступки людей М.Горький характеризует словами "свинцовые мерзости" и составить кластер. Можно предложить детям сформулировать вопросы, если что-то в повести им показалось непонятным.

1. Узнайте по описанию героя повести:

а) "Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым."

б) "Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородой, с птичьим носом и зелеными глазками."

в) "Он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить."

г) "...говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться."

д) "Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую шелковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов..."

е) "Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в черной раздвоенной бородке, с добрыми глазами..."

2. Какое впечатление произвели на Алешу обитатели дома Кашириных? Почему?

3. Почему приезд матери Алексея в родительский дом  только усилил враждебность между дядей Михаилом и дядей Яковом?

4. "Окаянные, дикое племя..." К кому с этими словами обращается бабушка? Чем вызвано такое обращение?

5. Каждую субботу дед жестоко наказывал детей за совершенные проступки. Как и за что он высек Алешу? Как вы оцениваете такое отношение к детям? Аргументируйте свой ответ.

6.  Изменилось ли отношение Алеши к своему деду? Если да, то как?

7. Что о жизни деда узнал Алексей?

8. Какие забавы по субботам устраивал Цыганок?

9. Объясните, чем были вызваны слова деда, обращенные к бабушке: "Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает..."

10. Чего из уличных забав не мог терпеть Алексей?

11. Почему Алексею было нестерпимо стыдно перед Григорием Ивановичем?

12. Чем привлекал Алексея Хорошее Дело? Почему этот человек называет себя чужим?

13. Почему в школе ученики высмеивали Алексея?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Диалектизмы в повестях Н.В. Гоголя"

Исследуется самобытная речь в повестях Н.В. Гоголя, использование диалектных слов....

Исследовательская работа по литературе Образ учителя в повести Георгия Полонского «Доживем до понедельника»

Предметом нашего исследования является образ учителя в творчестве  Г. Полонского, а именно в повести « Доживем до понедельника»Цель работы – ознакомиться с творчеством  писателя , с его...

Исследовательская работа по теме "Трагическое и комическое в повести П. Санаева "Похороните меня за плинтусом"

Предмет исследования - повесть П. Санаева "Похороните меня за плинтусом". Объект - трагическое и комическое в повести. Цель - в ходе анализа произведения выявить специфику звучания этой повести на фон...

Реферативно-исследовательская работа по теме: «Изучение и анализ фабулы и сюжета в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Данный материал может пригодиться как учителю к подготовке урока, так и учащимся к подготовке к научно-практической конференции по данной теме....

Научно-исследовательская работа ""Тарас Бульба" как историческая повесть"

В работе сопоставляются экранизация повести и книга Н. В. Гоголя "Тарас Бульбв"...


 

Комментарии

Мальцева Татьяна Валериевна

Как известно, современные дети не любят читать и часто приходят на урок, не зная содержания изучаемого произведения. Исследовательская работа помогает учащимся самостоятельно погрузиться в художественный мир произведения.