Научно-исследовательская работа ""Тарас Бульба" как историческая повесть"
проект (7 класс) на тему

В работе сопоставляются экранизация повести и книга Н. В. Гоголя "Тарас Бульбв"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-исследовательская работа50.58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Центр образования «Тавла» Средняя общеобразовательная школа № 17»

Научно-исследовательская работа

«Тарас Бульба» как историческая повесть

Выполнил: ученик 7 «В» класса

 Федин Сергей

Научный руководитель:

 учитель русского языка и

литературы Миронова Д. С.

Саранск 2018 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3
Глава 1………………………………………………………………………………… 5
1.1
История создания повести «Тарас Бульба»…………………………….............. 5

1.2 Жанровое своеобразие повести «Тарас Бульба»………………………………. 7

1.3 Особенности композиционного построения повести…………………………. 15

Глава 2……………………………………………………………………………….. 17

2.1 Языковой анализ произведения……………………………………………..…. 17

2.2 «Тарас Бульба» в мировом кинематографе…………………………………… 20  

Заключение………………………………………………………………………….. 22

Список использованной литературы………………………………………………. 24

Введение

Я долго думал над темой моей первой исследовательской работы по литературе. Какое произведение я хотел бы исследовать? На мой взгляд, это должно было быть серьезное произведение, затрагивающее исторические события.  Недавно прошедший в кино фильм «Гоголь», оставил неизгладимое впечатление в моей душе, заставил задуматься над личностью и творчеством этого загадочного человека - Николая Васильевича Гоголя.  

Программа 7 класса обязывает к прочтению историческую повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, я решил забежать вперед и прочитать эту повесть. Честно признаться, посмотрел сначала фильм, а потом взял в руки книгу, и повесть раскрылась в моем сознании гораздо глубже, нежели ее представляют авторы фильма. Повесть «Тарас Бульба» принимают как подлинное отражение исторических событий, ее давно считают лучшим изображением позднего Средневековья. Нередко это литературное произведение привлекает драматургов и режиссеров.  В своей работе попытаюсь провести сопоставительный анализ художественного фильма, снятого в 2009 году Владимиром Бортко, и повести «Тарас Бульба».  

Актуальность темы исследования определяется глубоким изучением повести «Тарас Бульба» в школе, материалы, собранные во время исследования произведения, смогут помочь учащимся 7 класса понять замысел автора и основную мысль произведения. Проблемы, поставленные Гоголем в произведении, актуальны и в наши дни.

Гипотеза: связь личности и творчества Н. В. Гоголя с историей и кинематографом.

Предметом исследования является историческая повесть «Тарас Бульба» и ее экранизации разных лет.

Основные методы – это литературоведческий анализ произведений, метод сравнительного анализа, метод описания, наблюдения и интерпретации художественного прозаического текста.

Цель моей работы – исследование повести «Тарас Бульба», ее места и роли в творчестве Н. В. Гоголя и во всей классической  художественной литературе и одноименной экранизации повести.

В соответствии с отмеченной выше целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

1) исследуя произведение, выяснить особенности жанра и языка;  

2) рассмотреть подробно композиционное построение повести;

3) познакомиться со всеми экранизациями повести, более подробно проанализировать киноленту, снятую в 2009 году Владимиром Бортко;

4) сделать сопоставительный анализ экранизации и повести;

5) создать БУКТРЕЙЛЕР по книге Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Работа состоит из введения, теоретической, практической частей и  заключения.

Во введении мною обосновывается актуальность темы исследования, определяются ее предмет, цель и задачи, а также теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая часть освещает историю создания, жанровое своеобразие, композиционное построение исторической повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

В практической части дается сопоставительный анализ экранизации и художественного текста повести Н. В. Гоголя.

В заключении даются выводы, сделанные на основе анализа, как самой повести, так и научных разработок, посвященных данной теме, а также на основе собственного мнения, сформировавшегося в ходе написания работы.

        Глава 1

1.2 История создания повести “Тарас Бульба”.

Работе Н. В. Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них назовем «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей - Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

Но эти источники не удовлетворяли Гоголя. Ему не хватало примет времени, бытовых деталей, правильного понимания минувшей эпохи. Писателю казались слишком вялыми, сухими исторические исследования и летописи. Он считал, что они мало помогут художнику понять дух народной жизни, психологию людей, характеры. Но среди источников был важнейший, который помог писателю в работе – это украинские песни, исторические песни и думы. Для Н. В. Гоголя, как для поэта и историка, народная песня была драгоценным кладезем, помогающим постигнуть дух времени, историю народа. Необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Гоголь брал из летописных и научных источников. Думы и песни помогали писателю понять нечто существенное - душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Из фольклора он извлекал сюжетные мотивы, иногда даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.

После 1835 года интерес Гоголя к украинской истории нисколько не ослабел, даже набрал заметную силу и остроту. Это было связано с задуманной им драмой из украинской истории «Выбритый ус», а также со второй редакцией повести «Тарас Бульба». Интенсивная работа продолжалась в течение трех лет: с осени 1839 года до лета 1842. Гоголь снова обращался к написанным в разное время черновикам новой редакции, многое переосмысливал, устранял некоторые случайно вкравшиеся противоречия и т. д.

Вторая редакция «Тараса Бульбы» создавалась одновременно с работой Гоголя над первым томом «Мертвых душ», т. е. в период наибольшей идейно-художественной зрелости писателя. Эта редакция была идейно глубже, ярче, совершеннее в художественном отношении. Повесть претерпела характерную эволюцию, стала в два раза больше. Вместо девяти глав в первой редакции — двенадцать во второй. Возникли новые конфликты, ситуации, явились новые персонажи. Введены новые описания Запорожской Сечи, сражений, заново написана сцена выборов кошевого, намного расширена картина осады Дубно и т. п.

Главное же в том, что движение украинского казачества против польской шляхты осмыслено в масштабе общенародной освободительной борьбы. Именно это воодушевило Гоголя переписать произведение, полнее раскрыть тему народно-освободительного движения. Тем самым повесть приобрела характер народно-героической эпопеи.

 Гоголь противопоставил железный строй запорожцев. Он не заостряет внимания на том, как сражается тот или иной казак, всегда подчеркивает слитность, общность, мощь всей Запорожской рати: «Без всякого теоретического понятия о регулярности, они шли с изумительною регулярностию, как будто бы происходившею от того, что сердца их и страсти били в один такт единством всеобщей мысли. Ни один не отделялся; нигде не разрывалась эта масса». То было зрелище, говорит Гоголь, которое могло быть достойно передано лишь кистью живописца. Французский инженер, воевавший на стороне врагов Сечи, «бросил фитиль, которым готовился зажигать пушки, и, позабывшись, бил в ладони, крича громко: «Браво, месье запороги!»

Этот театральный эпизод развертывается в большую баталию. В первой редакции французский инженер, о котором сказано, что он «был истинный в душе артист», восхищается красотой казацкого строя, который в едином порыве несется на пули врага. Во второй редакции подробно изображается уже сам бой, а иноземный инженер дивится не строю казаков, а их «невиданной тактике» и при этом произносит уже совсем другую фразу: «Вот бравые молодцы-запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях!»  

Серьезно переработан и образ главного героя, он стал более выразительнее и психологически цельнее.

Если в «Миргороде» Тарас Бульба перессорился со своими товарищами из-за неравного дележа добычи - деталь, явно противоречившая героическому характеру Тараса Бульбы, - то в окончательном тексте повести он «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов». Именно во второй редакции Тарас произносит свой монолог о том, «что такое есть наше товарищество».

Изменился и образ Андрия. Он приобрел большую психологическую определенность. Его внутренний мир стал более емким, сложным, любовь к полячке приобретает более яркую эмоциональную, лирическую окраску.

В окончательной редакции Н. В. Гоголь учел опыт исторической прозы А. С. Пушкина, именно здесь повесть приобретает реалистическую полноту и завершенность, которая отличает это великое произведение русской классической литературы.

1.2 Жанровое своеобразие повести «Тарас Бульба».

Историческая повесть - это жанр прозаической литературы. В ней изображаются в художественной форме события и лица определенного исторического периода.

Повесть относится к эпосу, то есть повествовательной литературе. Обычно в ней изображено одно-два события, в которых задействовано несколько персонажей. Их меньше, чем в романе, но больше, чем в рассказе. Важное место в ней отводится рассказчику, нередко выступающему от первого лица, как в повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Время действия в ней также продолжительнее, чем в рассказе, и короче, чем в романе. Часто в повести воспроизводится хроника событий.

Одна из разновидностей повести — историческая. Основные требования к ней такие: в основе - исторические источники (архивы, летописи), прошлое (даже далёкое) должно быть понятно современному читателю. А для этого события, изображаемые в произведении, следует «перевести на нравы эпохи, в которой мы живём, так же, как и на её язык». Это требование В. Скотт предъявлял к историческому роману, но оно в полной мере относится и к исторической повести.

Жанр, в котором частная судьба показывается через историю, а история через частную судьбу – так  определял ее А. С. Пушкин.

Основные черты исторической повести:

  • эпический жанр;
  • опора на исторический источник;
  • соединение исторических фактов с художественным вымыслом;
  • герои: исторические и вымышленные лица;
  • объективное изображение исторических событий;
  • язык повествования приближенный к эпохе автора.

Историческая повесть «Тарас Бульба» на первый взгляд не кажется достаточно подходящей к сборнику «Миргород». Отличается она от других произведений этой книги и содержанием своим, и стилем. На самом же деле «Тарас Бульба» представляет собой очень важную часть «Миргорода». Более того, включение этой повести в сборник было необходимым. Она позволяла с еще с одной стороны взглянуть на героев других повестей той же книги.

Повестью «Тараса Бульбу» называли издавна. Для этого, разумеется, есть серьезные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая повесть. Но тем не менее широта эпического охвата действительности и основательность в изображении народной жизни, многоплановость композиционного строения - все это позволяет видеть в гоголевской повести произведение, близкое к жанру исторического романа. Более того, в истории русского исторического романа «Тарас Бульба» - весьма важная веха.

Развитие этого жанра в западноевропейской, да и русской литературе шло трудными путями. В XVIII и в самом начале XIX века широкой известностью пользовались на Западе исторические романы Флориана, Мармонтеля, Жанлис. Роль общего декоративного фона играла история в их произведениях, на которой строились различные, главным образом любовные коллизии. В этих романах отсутствовали живые человеческие характеры как выразители конкретных исторических эпох, судьбы героев развивались независимо от судеб истории.

Огромная заслуга в развитии европейского исторического романа принадлежала Вальтеру Скотту. Он освободил историческую тему от фантастики. История впервые стала приобретать в его произведениях не только реальные, жизненно достоверные очертания, но и глубинный, философский смысл.

Широко и в самых разнообразных жанровых формах использовали историческую тему писатели-декабристы, например, в поэме (Рылеев, Марлинский), думе (Рылеев), трагедии (Кюхельбекер), повести (Марлинский), романе (Ф. Глинка, Лунин). Декабристы, обращаясь к историческому прошлому, искали в нем сюжеты, которые позволили бы им глубже выразить свои гражданские идеалы — их патриотизм, их вольнолюбие, их ненависть к деспотизму. Но узкое мировоззрение декабристов, присущая им недооценка роли народных масс в историческом процессе, — все это сказалось и в их художественно-исторических произведениях. Главное внимание писателей было сосредоточено на изображении героической личности, несвязанной с народной жизнью.

Пушкин считал недопустимым подобного обращения с историей. Он думал, что писатель обязан объективно, без предрассудков понять прошлое, «его дело воскресить минувший век во всей его истине». Хотя Пушкин говорил здесь о жанре трагедии, но поставленная им задача была еще более злободневной для исторического романа.

Своим “Арапом Петра Великого”, а затем и «Капитанской дочкой» Пушкин положил начало новому историческому роману в России - реалистическому по своему методу и социальному по своему содержанию. В это русло включается и «Тарас Бульба». Исторический роман нового типа, формировавшийся в 30-х годах XIX века в России, существенно отличался от романа Вальтера Скотта.

Н. В. Гоголь воспринял сильную сторону декабристской традиции, придав исторической теме яркую гражданскую направленность. Но он был свободен от схематизма и дидактики, как у декабристов, в истолковании исторического прошлого, а также характерного для их произведений одностороннего изображения героя, оторванного от народной жизни. С необыкновенной широтой и размахом раскрывается в повести «Тарас Бульба» народное освободительное движение. Главный герой в произведении предстает как участник и предводитель этого движения.

Н. В. Гоголь создал произведение искусства, свободно владея историческим материалом, не показывая ни одного конкретного исторического события, почти ни одного реального деятеля, в котором  раскрыл доподлинную историю народа.

Не нужно искать конкретный исторический прототип Тараса Бульбы, как это делали некоторые исследователи. И нет оснований считать, что сюжет повести запечатлел какой-то определенный исторический эпизод. Гоголь даже не заботился о точной хронологии изображаемых событий. В одних случаях кажется, что события отнесены к XV веку, в других — к XVI, а то и к началу XVII века. В действительности писатель хотел нарисовать такую картину, в которой отразились бы коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа.

В изображении Сечи и ее героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Слияние различных художественных красок создает поэтическое своеобразие повести «Тарас Бульба».

Первый среди современных Гоголю критиков угадавший своеобразие этой повести, Белинский писал, что она представляет собой не что иное, как «отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа». Этим можно объяснить жанровую оригинальность гоголевского творения. Белинский называл это произведение повестью-эпопеей, народно-героической эпопеей. «Если в наше время возможна гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал и прототип!..»

В повести Н. В. Гоголя вырисовывается вся жизнь казачества, его общественный быт, жизнь в мирное и военное время, его административный уклад и повседневные обычаи. Композиционный размах, поразительная глубина содержания уникальной повести-эпопеи делает ее одним из замечательных событий в истории русского исторического романа.

Длившаяся на протяжении более двух столетий (XVI — XVII), украинская казаческая эпопея, - одно из героических событий мировой истории. Горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту[1], зарившихся на украинскую землю. На протяжении многих столетий богатые украинские земли подвергались опустошительным набегам татар и турок, литовских и польских завоевателей. Огнем и мечом пыталась шляхта покорить и ополячить украинский народ. Повсюду на Украине насаждалась польская администрация. В 1588 году был введен так называемый “земельный кадастр”, закрепивший право собственности на землю лишь за шляхтой и отнявший это право у крестьян. На Украине образовались громадные владения польских магнатов. Они захватывали земли вместе с проживавшими на них людьми. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись панщине и спасались бегством на юг Украины, в район Запорожья, ставшего в XVI веке средоточием казацкой вольницы. Так возникло казачество.

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, произведением писателя.

За основу сюжета взяты ключевые события в жизни главных героев: приезд Остапа и Андрия домой из киевской бурсы, их встреча с отцом и матерью, быстрый отъезд в Запорожскую Сечь, жизнь там, военные баталии, смерть героев. Литературный персонаж характеризуется писателем через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими героями. Так, при описании Тараса Бульбы важно отношение старого казака к товариществу, к казачьей жизни, поведение во время сражения. Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь является не просто фоном, на котором разворачиваются события, а это способ раскрытия характера персонажа. Атмосфера постоянной опасности, подвига и предательства держит читателя в напряжении. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» близка к героическому эпосу и историческому роману. Подробно описан мирный быт Запорожской Сечи, перед нами предстает картина украинской степи. Детально описан город, осажденный запорожцами. Он показан глазами Андрия, способного восхищаться красотой природы, женщины, музыки. Красота запорожца, восхищающая Тараса Бульбу при въезде в Сечь, – это красота скрытой силы, мощи. Гиперболы, которые использует автор, помогают воссоздать былинный, богатырский образ. Красота внешняя и красота поступка часто противопоставлены в тексте. С точки зрения Тараса Бульбы, красота полячки сгубила Андрия. Мирный быт и военный быт необходимы автору, чтобы показать формирование его героев, их взросление. Мы видим несколько противоборствующих сторон: запорожцы и поляки, запорожцы и татары. Тарас Бульба специально погружает своих сыновей в стихию войны, чтобы проверить их, закалить, посмотреть, на что способны эти рыцари. Жестокость нравов того времени, описание голодного города, многочисленные бои, пытки создают образ времени, которое описывает автор. В тексте нет известных исторических лиц, главными героями становятся простые люди, никому не известные, вымышленные герои, каких могло быть множество в то время, но именно эта «обыкновенность» и делает их необыкновенными для читателя, а описываемую эпоху героической. Автор восхваляет и осуждает своих героев, гордится ими и ужасается тем, что они творят, что с ними делают. Он объективен. Атмосфера постоянной опасности, почти не прекращающегося боя или ожидания боя, подвига и предательства, любви и хитрости держит читателя в постоянном напряжении, а авторские отступления заставляют сравнивать времена.

И бытовой уклад, и административное устройство, и характер взаимоотношений между людьми — все было необычно и своеобразно в Сечи. Это был вооруженный лагерь. Жили в нем люди молодые и старые, но без семей. В перерывах между военными походами они занимались иногда земледелием, а чаще всего — охотничьим и рыболовным промыслом. Здесь царила суровая дисциплина, особенно в походе. Каждое землячество (курень) возглавлялось выборным куренным атаманом, который подчинялся выборному главному начальнику Коша, или общины, — кошевому атаману. Таково было административное устройство Сечи. Запорожское войско состояло из полков, в свою очередь подразделявшихся на сотни и десятки. Вое командирские должности, вплоть до самого гетмана, командовавшего всем войском, были выборные. Вооружение казака состояло из сабли и ружья. Кроме того, запорожское войско имело еще пушки.

На широких степных просторах проявлялись отвага и удаль казаков, их мужество и жажда бранных подвигов. Слава об этих подвигах распространялась далеко за пределами Украины. Присмирели татары, вынужден был умерить свои аппетиты турецкий султан. Могучая Запорожская Сечь стала вскоре своеобразной сторожевой заставой на южных и юго-восточных границах Украины. На своих легких “чайках” запорожцы смело пересекали море и “шарпали” берега Оттоманской империи и дважды подходили к ее столице — Константинополю. Они держали в страхе татар и турок, безнаказанно прежде грабивших украинские земли. Летописец Грабянка приводит любопытное изречение “солтана туркского”: “Когда окрестные панства на мя восстают, я на обидве уши сплю, а о казаках мушу единым слухати”.

Стихийно образовавшееся в низовье Днепра казачество создавало все более серьезную угрозу для польских феодалов. Поначалу они относились к Запорожской Сечи более или менее терпимо, рассматривая ее как своеобразную сторожевую заставу от внешних врагов—татар и турок. Но шляхта не питала иллюзий относительно возможных последствий близкого соседства с казачеством. Частые набеги запорожцев на татар и турок стали источником дополнительных беспокойств для Польши, опасавшейся ответных действий со стороны султана и татарского хана. В 1541 году король Сигизмунд I издал грамоту, категорически запрещавшую набеги на “татарские улусы” ввиду угрозы крымского хана начать войну против Речи Посполитой. Чтобы привлечь на свою сторону верхушку казачества и тем самым обезглавить самую Сечь, шляхта решает создать привилегированный слой среди казаков. В той же грамоте польский король предлагал князю Андрею Коширскому уговорить часть казаков записаться в реестр, а остальных ослушников «за горло имать и карать».

В 70-е годы XVI века, при Стефане Батории, реестр был окончательно закреплен. Но надежды, которые были с ним связаны, не оправдались. Подкуп шести тысяч казаков и фактическое объявление вне закона всей основной массы сечевиков привели к еще большему ожесточению казачества против Польши. Ухудшавшееся с каждым годом положение украинского крестьянства увеличивало число беглых в Сечи и стало приводить к открытым вооруженным столкновениям с Польшей.

История Украины конца XVI и начала XVII столетия отмечена многими мощными восстаниями, выдвинувшими таких выдающихся деятелей, как гетман Косинский, Наливайко, Лобода, Тарас Федорович (Трясыло), Гуня, Остраница. Последнее имя привлекало к себе особое внимание Гоголя. “Молодой, но сильный духом” Остраница упоминается в “Тарасе Бульбе”. Он возглавил “несметную казацкую силу” из восьми двенадцатитысячных полков, под знамена которых встали прибывшие от Чигирина и Переяслава, от Батурина и Глухова, от низовья днепровского и его верховий. И в этой могучей рати, пишет Гоголь, отборнейшим полком предводительствовал Тарас Бульба. Остраница должен был стать героем незаконченного исторического романа Гоголя “Гетьман”.

С именем Остраницы был связан замечательный период национально-освободительной борьбы Украины. Несколько мощных ударов, которые нанес Остраница Николаю Потоцкому, явились одним из самых страшных поражений, которое от казаков потерпело “Посполитое рушение” до Хмельнитчины. Опасаясь полного разгрома, шляхта заговорила о мире, который она же сама впоследствии нарушила, предательски убив гетмана Остраницу и его приближенных.

Но борьба продолжалась. Сечь не складывала оружия. Она оставалась, по четкому слову Гоголя, “своевольной Республикой”, откуда разливалась “воля и казачество на всю Украину”. Изображение этой борьбы и легло в основу повести «Тараса Бульба».

1.3 Особенности композиционного построения повести

Идея написать масштабную историческую повесть о подвиге запорожского казачества возникла у Гоголя в 1830 году, над созданием текста он работал почти десять лет, но окончательная правка так и не была завершена. В 1835 годы в 1-ой части «Миргорода» публикуется авторская версия повести «Тарас Бульба», в 1942 свет увидела несколько другая редакция данной рукописи.  

Прежде чем написать повесть Гоголь очень внимательно изучал самые разнообразные источники, в которых описывалась история Украины. Таких как «Описание Украины», «Боплана», «Историю о казаках запорожских» и т.д. Но эти источники не удовлетворяли его, ему не хватало характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи.  

Для придания повести особенного национального колорита, который ярко проявлялся в описании быта, характеров персонажей, в ярких и сочных, эпитетах и сравнениях, Гоголь использовал произведения украинского фольклора (думы, песни). Гоголь считал украинскую народную песню драгоценным кладезем для историка и поэта, желающих “выпытать дух минувшего века” и постигнуть “историю народа”. Из летописных и научных источников Гоголь черпал исторические сведения, необходимые ему фактические подробности, касающиеся конкретных событий Думы и песни же давали ему нечто гораздо более существенное. Они помогали писателю понять душу народа, его национальный характер, живые приметы его быта. Он извлекает из фольклорной песни сюжетные мотивы, порой даже целые эпизоды. Например, драматическая повесть о Мосии Шиле, попавшем в плен к туркам и затем обманувшем их и вызволившем из вражеского плена всех своих товарищей, навеяна Гоголю известной украинской думой о Самойле Кишке. Да и образ Андрия создан под несомненным влиянием украинских дум об отступнике Тетеренке и изменнике Савве Чалом.  

В писательском облике Гоголя есть одна весьма примечательная черта. Написав и даже напечатав свое произведение, он никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжая неутомимо совершенствовать его. Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций. Гоголь, по свидетельству Н. В. Берга, рассказывал, что он до восьми раз переписывал свои произведения: «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания».  

Повесть «Тарас Бульба» - героическое произведение, прославляющее любовь к Родине, своему народу, православной вере, святость подвига во их имя. Образ запорожских казаков подобен изображению былинных богатырей древности, боронивших русскую землю от всякой напасти. В произведении прославляется мужество, героизм, отвага и самоотверженность героев, не предавших святые узы товарищества и до последнего вдоха защищавших родную землю. Изменники же Родины приравниваются автором к вражескому отродью, подлежащему уничтожению безо всякого зазрения совести. Ведь такие люди, потеряв честь и совесть, лишаются еще и души, они не должны жить на земле Отечества, которую с таким великим пылом и любовью воспел в своем произведении гениальный русский писатель Николай Васильевич Гоголь.

Глава 2

2.1 Языковой анализ произведения

Как уже было сказано выше, Гоголь многое берет из народной поэзии, но берет как писатель, чуткий и восприимчивый к ее художественному строю, со своим отношением к действительности, к материалу. Народные песни оказали огромное влияние на всю художественно-изобразительную систему «Тараса Бульбы», на язык повести.

Яркий живописный эпитет, красочное сравнение, характерный ритмический повтор — все эти приемы усиливали песенное звучание стиля повести. “Не достойна ли я вечных жалоб? Не несчастна ли мать, родившая меня на свет? Не горькая ли доля пришлась на часть мне? Не лютый ли ты палач мой, моя свирепая судьба?” Или: “Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев». Необыкновенно эмоциональная, лирическая окраска фразы, равно как и все другие ее художественные приметы, создает ощущение органической близости манеры гоголевского повествования к стилю народной песни.

В повести чувствуется влияние былинно-песенного приема распространенных сравнений: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен… Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный вскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части, и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца» .

Сравнение становится столь обширным, что вырастает словно в самостоятельную картину, которая на самом деле нисколько не является самодовлеющей, а помогает конкретнее, полнее, глубже раскрыть характер человека или его душевное состояние.

Повесть «Тарас Бульба»  имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике “Миргород”. В 1842 году во втором томе своих «Сочинений» Гоголь поместил «Тараса Бульбу» в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 года до 1842-го. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав.

В писательском облике Гоголя есть одна весьма примечательная черта. Написав и даже напечатав свое произведение, он никогда не считал свою работу над ним законченной, продолжая неутомимо совершенствовать его. Вот почему произведения этого писателя имеют такое множество редакций. Гоголь, по свидетельству Н. В. Берга, рассказывал, что он до восьми раз переписывал свои произведения: «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне законченным, достигает перла создания». Кажется, ни в одном писателе мира не совмещались возможности столь разностороннего отражения жизни, столь разнообразные художественные краски в изображении героических и сатирических образов, как это мы видим в  повести «Тарас Бульба”.

Характерные черты гоголевского мастерства замечательно выражены в пейзажной живописи. Гоголь был великим живописцем природы. Его пейзаж всегда очень лиричен, проникнут сильным чувством и отличается богатством красок, картинностью. Достаточно вспомнить, например, давно вошедшее в хрестоматию описание украинской степи.

Природа помогает читателю полнее и резче оттенить внутренний психологический мир героев повести. Когда Андрий и Остап, распрощавшись с опечаленной матерью, вместе с Тарасом покидают родной хутор, Гоголь вместо пространного описания гнетущего настроения путников ограничивается одной фразой: “День был серый; зелень сверкала ярко; птицы щебетали как-то вразлад” (II, 52). II в ней мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, и все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии. И тогда даже птицы щебечут “как-то вразлад”. Природа живет у Гоголя напряженной и многогранной жизнью — почти такою же, как и его герои.

Еще одним важным элементом стиля “Тараса Бульбы” является своеобразный гоголевский юмор. Вся повесть искрится лукавым, тонким юмором. Стоит здесь упомянуть хотя бы знаменитую встречу Тараса с сыновьями или того безымянного запорожца, который, “как лев, растянулся на дороге” в своих шароварах из алого дорогого сукна, запачканных дегтем, “для показания полного к ним презрения”.

Но природа гоголевского смеха в этой повести иная, чем, скажем, в “Ревизоре” или “Мертвых душах”. Если в сатирических произведениях Гоголя юмор был формул проявления критического отношения писателя к действительности, то здесь юмор служит задаче совершенно противоположной: он содействует утверждению положительного идеала. Юмор “Тараса Бульбы” светел и лучится нежной любовью к героям повести. Он придает обаяние я человечность героям повести, лишает их ходульности и фальшивой патетики, оттеняет их высокие нравственные качества, их патриотизм, их беззаветную преданность Сечи, Русской земле.

2.2 "Тарас Бульба" в мировом кинематографе

Всем известно, что книги играют большую роль в жизни людей. Книги появились очень давно, поэтому люди веками черпают из них знания. Читая книгу, человек максимально задействует своё воображение. Он ясно представляет себе главного героя, следит за сюжетом, может перечитывать интересные места.

Появление кино произошло на рубеже XIX и XX веков. Кино овладело умами и сердцами людей всех стран, национальностей, профессий, возрастов и стало частью интеллектуальной жизни и повседневного быта человечества. Кино-одно из самых молодых и в тоже время одно из самых массовых искусств.

Подробно изучив информацию об экранизациях повести «Тарас Бульба», представляю вашему вниманию список таковых:

 «Тарас Бульба» (1909) — первый опыт киноэкранизации повести, русский немой фильм Александра Дранкова

«Taras Bulba» (1924) — немецкий фильм по повести, снятый русским режиссёром Алексеем Грановским В главной роли Д.Дуван-Тарзов.

«Tarass Boulba» (1936) — французский фильм В главной роли Гарри Баур.

«The Rebel Son» (1938) — английский фильм В главной роли Гарри Баур.

«Taras Bulba» (1962) — наиболее известная зарубежная экранизация, американский фильм с Юлом Бриннером в главной роли

«Taras Bulba, il cosacco» (1963) — итальянский фильм В главной роли Владимир Медар.

«Taras Bulba» (1987) — чешский телефильм.

«Дума о Тарасе Бульбе» (2009) — украинский телевизионный малобюджетный художественный фильм по повести; премьера 29 марта 2009 года. В главной роли Михаил Голубович.

«Тарас Бульба» (2009) — российский полнометражный художественный фильм по повести, снятый Владимиром Бортко.

В 2008 году на Украине в сжатые сроки была снята собственная 63-минутная низкобюджетная версия «Тараса Бульбы» (режиссёры Пётр Пинчук и Евгений Березняк, в главной роли М. Голубович), которая так и не вышла в кинопрокат, однако демонстрировалась на телевидении и тиражировалась на DVD. Аннотация к DVD сообщала, что фильм — «первое осуществление на экране знакового произведения Гоголя». Некоторые рецензенты поспешили объявить фильм «более удачным», нежели работа В. Бортко. Как уже отмечалось выше исследовался фильм 2009 года, снятый В. Бортко.

Как обычно после просмотра фильмов, снятых по сюжетам книг, люди задаются вопросами: Каковы различия? Чем обоснованы сходства? Разнятся ли позиция режиссера и автора? Что лучше – фильм или повесть? Фильм безусловно актуален, так как вопросы и проблемы, поставленные Гоголем почти 200 лет назад, волнуют и современное общество. Проблемы человеческих отношений, нравственного выбора, патриотизма, товарищества всегда будут насущными.

В результате проведенного мною исследования выявились некоторые несоответствия с книгой.

В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Николая Гоголя она нигде по имени не называется и везде зовется просто «панночкой» (фамилии Мазовецкий вообще нет в книге). В повести Н. В. Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет беременности и ребёнка.

В книге та же самая панночка является дочерью ковенского воеводы.

В повести Н. В. Гоголя не упоминается гибель жены Тараса и сожжение его дома.

В повести Н. В. Гоголя Тарас и его дети намного младше своих киногероев.

В книге нет эпизода где казаки пишут письмо султану.

В книге ничего не сказано о церкви на территории Запорожской сечи, которая в фильме является фоном выборов кошевого.

В книге нет эпизода рождения Андрия. (так как нет и беременности)

В книге нет эпизода, в котором воевода настаивает на присутствии дочери при казни пленённых казаков, говоря ей «Нам это нужно! Мне это нужно!».

В фильм не вошла фраза про "бочонок золотых цехинов" награбленных казаками, а также описания жестокостей казаков.

В повести нет подробного описания пыток, которым были подвергнуты пленные казаки во главе с Остапом. Н. В.Гоголь лишь пишет: "Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества". В фильме же показаны следующие виды пыток и казней: "Медный бык", колесование, повешение за ребро на крюк.

Но все несоответствия нисколько не испортили ощущение от просмотренного мною фильма. Талантливая игра актеров, с моей непрофессиональной точки зрения, не может не вызвать восхищения. Работа съемочной группы кажется мне достойной, костюмеры, операторы, декораторы постарались на славу. Игра актеров потрясающая, особенно сцены с Богданом Ступкой. Ему особенно удается сцена перед сожжением. Фильм живой, любого зрителя способен взять за душу, не оставит равнодушным. Также поразила подборка звуков.

Заключение

В завершении моей работы подведем итоги.

«Тарас Бульба» — одно из самых прекрасных созданий русской художественной литературы. Характеры героев этого замечательного произведения гармонирует с совершенной композиционной структурой повести и завершенностью всех элементов ее стиля. Повесть является одной из самых экранизируемых.

В начале 19 века было очень распространено основывать произведения на сюжетах фольклора и летописных сказаниях, к таким произведениям и относится повесть Николая Васильевича Гоголя. Как обычно после просмотра фильмов, снятых по сюжетам книг, люди задаются вопросами: Каковы различия? Чем обоснованы сходства? Разнятся ли позиция режиссера и автора? Что лучше – фильм или повесть? Фильм безусловно актуален, так как вопросы и проблемы, поставленные Гоголем почти 200 лет назад, волнуют и современное общество. Проблемы человеческих отношений, нравственного выбора, патриотизма, товарищества всегда будут насущными.

Н. В. Гоголь - гениальный писатель, написавший множество интересных книг. Но главный смысл фильма заключается в том, чтобы донести до зрителя, надо любить свою родину, отчизну и защищать ее до конца. И русский народ самый сильный и сплоченный, свою землю в обиду не даст. Рекомендую посмотреть данный фильм всем!

 Может быть некоторым зрителям понравилось больше смотреть фильм, чем читать книгу. Я не отношусь к таким зрителям. Я думаю, что Н. В. Гоголь в повести гораздо глубже, ярче, пронзительнее доносит чувства и переживания героев.

В моей работе была исследована история создания повести и одна из самых ярких экранизаций произведения. В ходе исследования, выяснилось, как связано творчество Н.В. Гоголя с киноискусством. Были обзорно рассмотрены экранизации повести разных лет как отечественными, так и зарубежными кинематографами. Поставленные в начале работы цели можно считать достигнутыми, с помощью решения установленных задач. И самая интересная для меня задача - снять видеоролик по книге, так называемый буктрейлер, с моей точки зрения тоже удалась. Позвольте представить на суд жюри «Монолог о товариществе Тараса Бульбы» в моем исполнении.

Список использованной литературы

  1. Белинский В. Г. Поли. собр. соч. / В. Г. Белинский. –  М.: Просвещение, 2014
  2.  Г. де Боплан. Описание Украины /  Боплан де Г. – СПб.: АРТ, 1958. – 215 с.
  3. Гоголь, Н. В. Полн. собр. соч. / Н. В. Гоголь. –  М.: Просвещение, 1995. – 556 с.
  4. Гоголь Н. В. Миргород / Н. В. Гоголь. –  М.: Художественная литература, 1988 – 469 с.
  5. Еремина, Л. И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя: Искусство повествования / Л. И. Еремина. – М.: Наука, 2016. – 176 с.
  6. Лотман, Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. М. Лотман. – М.: Дрофа,  1999. –  290 с.
  7. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. – М.: 1996. –  253 с.
  8. Марченко, Н. А. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя / Н. А. Марченко. – М.: Детская литература, 1995. – 173 с.
  9. Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя / С. И. Машинский. – М.: Просвещение, 1971. – 432 с.
  10. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М.:  Мир и образование, 2017.  – 1360 с.
  11. Перетц В. Гоголь и малорусская литературная традиция. - В кн.: Н. В. Гоголь. Речи, посвященные его памяти... СПб., 1902, с. 50 - 51.
  12. Пушкин, А. С. Собрание сочинений / А. С. Пушкин. – М.: Художественная литература, 1952. – 581 с.
  13. Семанова М. Л.  Анализ художественного произведения / М. Л.   Семанова.  – М.: Наука, 1987. – 189 с.
  14. http://all-biography.ru/books/gogol/taras-bulba/istoriya-sozdaniya-povesti
  15. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарас_Бульба

 


[1] Шля́хта — привилегированное сословие в Королевстве Польском


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ »

Донравственные формы социальной регуляции. Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных закон...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»

В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...

Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"

Данная презентация предназначена для изучения  в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...

Тема научно–исследовательской работы Пословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Тема научно–исследовательской работыПословицы в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»...