Научно - исследовательский проект "Работа со словарями как средство повышения культуры речи"
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Научно - исследовательский проект по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чем расскажет фразеологизм? Путешествие в мир интересного Тема исследования:

Слайд 2

Часто в жизни нам приходится слышать интересные выражения, которые называются Чтобы понять, что они обозначают и когда их нужно употреблять, мы решили провести расследование Что мы хотим выяснить? фразеологизмами

Слайд 3

Мы думаем, что история происхождения некоторых фразеологизмов весьма интересна и заслуживает внимания . Наше предположение:

Слайд 4

Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Откуда пришли фразеологизмы? Какова роль фразеологизмов в языке? Вопросы, на которые нужно найти ответы: ?

Слайд 5

: Познакомиться с разнообразными фразеологизмами, показать их особенности. Проанализировать словари, справочники, научную литературу. - Показать значение фразеологизмов в речи человека. Уметь проводить наблюдение. Находить полезную информацию. Учиться делать выводы.. Чтобы ответить на вопросы, мы должны:

Слайд 6

Анализ словарей, справочников, научной литературы. Исследование фразеологизмов. Определение места фразеологического словаря среди других словарей. Этапы работы

Слайд 7

Что же мы узнали? столяр портной топорная работа ни сучка ни задоринки разделать под орех снять стружку трещать по швам шито белыми нитками Кузнец доводить до белогл каления между молотом и наковальней Многие ремесла оставили свой след в русской фразеологии:

Слайд 8

Сапожник Скорняк два сапога пара на одну колодку небо с овчинку показалось овчинка выделки не стоит Повар моряк Железнодорожник сесть на мель бросить якорь ждать у моря погоды калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе попасть как кур в ощип ставить в тупик зеленая улица на всех парах

Слайд 9

Многие фразеологизмы связаны с историей нашего народа Стоит в Кремле Теремной дворец. Красивый – как из сказки. Вот из этого-то сказочного дворца и пошла поговорка. Есть в том дворце окно, не простое, а с названием – Челобитное. В старину из него спускали специальный ящик, куда можно было положить просьбу или жалобу, который затем передавали царю Алексею Михайловичу. Положить-то можно было, да ответа до-о-лго ждать приходилось. Ящика давно уже нет, а поговорка осталась. Положить дело в долгий ящик

Слайд 10

Жил-был царь, по прозвищу Грозный, которое получил он за жестокий нрав. И были у царя слуги – опричники, которых он очень любил. Царь поощрял все их безобразные выходки, и опричники, пользуясь безнаказанностью, всячески притесняли народ. Митрополит Московский и всея Руси Филипп писал Ивану Грозному письма с просьбой урезонить и распустить опричнину. Но царь смеялся над почтенным митрополитом, презрительно называя его письма «Филькиными грамотами». С тех пор так называют бумагу, не имеющую никакой силы. Филькина грамота

Слайд 11

Это значит – очень далеко. Древнюю Москву окружали болота, которые назывались «кулички». В древности эти самые кулички считались пропащим местом, где водилась нечистая сила. Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали нечистую силу, на месте болот появились дома и храмы. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества богородицы на Кулишках. С тех пор москвичи, собираясь к родственникам, живущим на окраинах, ворчали: «Ну и даль! Прямо у черта на куличках!» У черта на куличках

Слайд 12

Русичи – древнейшие предки русских – чтили среди своих богов главного бога – бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели – четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен охотно выполнять просьбы в свой день – четверг. А так как эти просьбы часто оставались тщетными, то эта поговорка стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно когда исполнится. Мы выяснили: Фразеологизмы имеют русское и нерусское происхождение После дождичка в четверг

Слайд 13

Некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение и дал им деньги – таланты. Одному пять, другому три, а третьему один. Первые два пустили деньги в оборот и нажили на них проценты. А третий сохранил свой талант, зарыв его в землю. Когда хозяин вернулся, первые два раба вернули ему деньги вдвойне. Третий вырыл свой талант и отдал хозяину, но тот осудил его за то, что он не получил прибыли. (из древнегреческой мифологии) Зарывать талант в землю

Слайд 14

фразеологизмы Наши выводы имеют образный характер отражают разные стороны нашей жизни помогают понять историю и характер русского народа бывают исконно русские и заимствованные делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее

Слайд 15

Изучение фразеологии имеет особое значение для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры, формирования образности речи. Работа с фразеологизмами пробуждает интерес к русскому языку, к живому слову. Хочется «взглянуть на предметы зорким глазом народа и выразиться его метким словом». В результате исследования мы выяснили:

Слайд 16

Где мы все узнали: Введенская Л. А. «Русское слово» М.: Знание, 1994; Кожин А. Н. «О культуре речи» М.: Знание, 1981; Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» М.: Просвещение, 1994; «Фразеологический словарь русского литературного языка» А.И.Федоров, издательство Астрель. Литература: Информационные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся

Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся...

Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса

Презентация-выступление руководителя научного общества учащихся "Родник"...

Научно-исследовательская работа на тему "Употребление заимствований в современной речи представителей разных возрастных групп"

НИР моих учеников по русскому языку для научно-практической конференции "Кубок белой совы"...

Пути повышения культуры речи и роль словарей в решении этой проблемы

Перед учителем-словесником стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемый запас русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что боле...

Лингвостилистический анализ текстов как средство повышения культуры речи учащихся

    В статье рассматривается специфика лингвостилистического анализа и его возможности  при исследовании  фрагмента текста. Наблюдая за изобразительно-выразительными средств...