Пути повышения культуры речи и роль словарей в решении этой проблемы
методическая разработка по литературе

 

Перед учителем-словесником стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемый запас русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что более важно и ценно, добиться от учащихся активного владения богатствами устной и письменной речи. И эту огромную и важную работу я начинаю с работы над словом. И здесь как нельзя лучше помогают слова К.Г. Паустовского: “Для всего, что существует в природе – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий". Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих. И вот здесь и приходит очередь на уроке словарей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как изменилась русская речь в последнее двадцатилетие?»

        На сегодняшний день лексика русского языка изменилась, это не деградация, но и не прогресс. Мы привыкли считать исконно русским языком тот язык, которым творили Пушкин и Ломоносов. И мы будем правы, ведь именно тот язык был неизмеримо прекрасным, утончённым, лёгким и чарующим. Грация Пушкина, его вклад в формирование лексики огромен. Многие годы русский язык был вершиной прекрасного. Но с годами всё изменилось. Изменилось общество, и, естественно, поменялось главное средство общения. Появилось определённое количество заимствованной лексики. С течением времени, со сменой эпох какие-то слова становились неологизмами, другие - архаизмами. Это нормальный процесс.

Но хотелось бы более детально рассмотреть век 21, и лексику именно нашего времени, наших реалий.

        После 1991 г. в российском обществе произошли значительные политические и экономические изменения, которые оказали влияние на условия употребления русского языка в устной и письменной речи. Эти изменения отразились на лексической системе языка. Потеряли актуальность и вышли из активного употребления многие слова, называвшие экономические реалии советского времени. Были вновь переименованы названия многих учреждений и должностей. В активное употребление вернулась религиозная лексика, из специальной сферы в общеупотребительную перешли многие экономические и правовые термины. Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, демократизация - к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и уровень речевой культуры.

        Конечно, язык не может не меняться со временем, его нельзя законсервировать, но эти изменения не должны происходить чрезмерно резко, поскольку возникает  разрыв в культурной традиции народа. Главные функции языка - служить средством общения и формирования мысли. Значит, язык должен быть таким, чтобы он позволял любую сложную мысль сделать ясной для собеседника и самого говорящего. При этом важно, чтобы понимание было адекватным, т.е. чтобы в результате высказывания в сознании собеседника возникала именно та мысль, которую хотел передать ему говорящий.  Современный русский язык в полной мере обладает всеми возможностями для такого общения. Проблемы возникают из-за того, что далеко не каждый говорящий умеет пользоваться тем, что  предоставляет ему русский язык.

После 1991 г. в речевой практике общества сформировались некоторые положительные тенденции:

  • расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;
  • приближение языка средств массовой информации к потребностям достоверного освещения реальности;
  • сближение языка заметок и корреспонденций с литературной разговорной речью, отказ от канцелярского стиля в публицистике;
  • выход из употребления многих газетных штампов советского времени;
  • возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.

Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение, возможность для слушателей оценить ораторские таланты видных политиков.

Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:

  • закрепление грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений;
  • неточное употребление лексики, искажение значений слов;
  • стилистические нарушения речи.
  • Грамматическими недостатками современной речи являются:
  • замена личных форм глаголов отглагольными существительными с суффиксами -ация, -ение, -ание (регионализация, фермеризация, криминализация, спонсирование, лоббирование, инвестирование);
  • утрата словами определенного значения (подвижки, панацея, импульс, стабилизация, эксклюзивный);
  • нагромождения падежных форм (во время проведения операции по задержанию вооруженного преступника, корректировка курса будет проводиться в сторону ужесточения реформ, о плане мероприятий, проводимых в связи с празднованием…);
  • замена падежного управления предложным (конференция показала о том, что…);
  • замена косвенного падежа сочетанием со словом как (иногда это является как уступка, он назван как лучший игрок);
  • неправильный выбор падежа (на основании каких-то материалах).
  • Лексическими недостатками речи являются:
  • распространение слов с узким значением  (бюджетник, контрактник, льготник, отраслевик, силовик);
  • употребление заимствований, непонятных многим, иногда и самому говорящему (брифинг, дистрибьютор, киднепинг);
  • употребление аббревиатур (УИН, ОБЭП, ООДУУМ и ПДН УВД, ГО и ЧС);
  • изобретение новых ярлыков (групповой эгоизм [о требованиях людей соблюдать их права при застройке территорий, своевременно выплачивать зарплату], потребительский экстремизм [о желании граждан получать качественные услуги]).
  • Стилистика речи (практически во всех функциональных стилях) сегодня характеризуется такими отрицательными чертами:
  • Превращение метафор  в новые шаблоны (вертикаль власти, оздоровление экономики), иногда бессмысленные (предвзятые барьеры, Россия больна сегодня здоровьем людей, Россия занимает здесь главное лицо, местные власти борются с нехваткой средств );
  • употребление категоричных слов (например, знаменитое однозначно);
  • употребление слов, скрывающих суть явлений (социальная незащищенность [нищета], привлечение фирм к благотворительной деятельности [незаконные поборы с предпринимателей]);
  • проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь;
  • злоупотребление эмоционально окрашенной лексикой в официальной публичной речи!!!

Можно выделить несколько причин отрицательных явлений в речевой практике:

  • влияние неграмотной речи лиц, имеющих авторитет в обществе (политиков, артистов, спортсменов, телеведущих);
  • доверие народа к печатному слову (привычка рассматривать все напечатанное и сказанное по телевидению как образец нормы);
  • снижение редакторской требовательности к журналистам в отношении соблюдения языковых норм;
  • снижение качества корректорской работы;
  • запутанность и нечеткость мысли авторов публицистических статей, политических заявлений и законов, и, как следствие, неясность языка их произведений;
  • разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы;
  • снижение интереса школьников к классической литературе;
  • проблемы в пополнении фонда библиотек;
  • превращение "Правил орфографии и пунктуации" 1956 г. в библиографическую редкость и отсутствие их новой редакции;
  • неуважение к гуманитарной науке;
  • неуважение к адресатам речи;
  • пренебрежение к родному языку!!!

Давайте оглянемся вокруг. Что вы видите? Мы видим издевательство над языком, а, соответственно, и над лексикой. Основой разговорной лексики становится не фразеология, а жаргонизмы и ненормативные слова. Кого сейчас можно удивить такими рекламными слоганами как: «Хавай скидки», «Халява рядом»?

        Лексика стала неимоверно бедной. Современной общественности легче покрасоваться красивыми, но пустыми заимствованными словами, чем воспользоваться ресурсами родного языка. Мы уже привыкли к таким вот заменам, как пати— вместо гуляние, вечеринка; ситилайт— огни города; мэн— мужчина.

Неужели так уже принципиально использовать эти слова?  Неужели невозможно найти аналогий в родной лексике?

В мире существует более трех тысяч языков. Многие из них вымирают, другие, напротив, очень распространены. Но лишь некоторые из них, в силу своей уникальности и богатой культуры, завоевали право находиться на ведущих ролях. Одним из таких языков, уважаемых и узнаваемых во всем мире, является русский.

Русский язык поистине уникален. Его богатство и выразительность позволяют передавать тончайшие нюансы речи.  Он, как никакой другой язык мира, способен передавать эмоции человека, легчайшие оттенки его настроения.

Именно русская культура и русский язык подарили миру таких выдающихся мастеров слова, как Александр Сергеевич Пушкин, Лев Николаевич Толстой, Николай Васильевич Гоголь… А чего стоят стихи Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой? Стихи русских классиков невозможно перевести на другие языки, не потеряв огромную часть их смыслового и эмоционального содержания. Ни в одном другом языке не существует столько тонких метафор и метонимий, литот и гипербол, антитез, инверсий, градаций…

А какое богатое наследие досталось нам в виде русских народных сказок, песен, былин, поговорок, потешек, частушек, заигрышей, скороговорок и загадок!  И это еще не все.

Русский язык поистине является сакральным. Достаточно лишь чуть внимательнее приглядеться ко многим привычным словам, и они откроются в совершенно новом свете. Слово «богатый» ассоциируется сейчас исключительно с материальным достатком. Но в корне этого слова лежит слово «бог». То есть богат не тот, у кого счет в банке, а с кем Бог. Слово «радуга» берет свое начало от того же корня, что и слово «радость». То есть радуга – это то, что радует, поднимает настроение, дает эстетическое наслаждение. Изучая истинное значение слов русского языка, можно сделать множество удивительных открытий!

        И хотя в последнее время русские традиции и богатство языка все больше обесцениваются, многие люди встают на их защиту, призывая молодежь избавляться от словесного шлака и чуждых русскому языку заимствований. Они предлагают не слушать песен с бредовыми текстами, не читать книг, написанных убогим исковерканным языком, не смотреть примитивных, рассчитанных на самые низменные человеческие инстинкты фильмов.

Красота и богатство русского языка должны быть сохранены!  Необходимо следить за речью, отказываясь от употребления заимствованных слов там, где существуют их русские аналоги. Но особенно важно прививать правильную культуру речи детям– именно им предстоит сохранять и приумножать великий русский язык.

     Никакие комиссии и федеральные программы ничего не изменят, если сами люди не начнут уважать родной язык, чувствовать свою ответственность за каждое сказанное слово, вдумываться в смысл своих слов.
Русский язык очень богат на слова и выражения, каждое из которых вроде бы обозначает одно и то же, но несет свой особый оттенок смысла. Однако, не читая классическую литературу, просто неоткуда взять все это богатство. К тому же гораздо проще запомнить одно выражение, чем несколько. Ведь современная жизнь очень 
быстра и динамична. Это тоже откладывает свой определенный отпечаток. Люди привыкли разговаривать, не особо задумываясь о правильности произнесения слов и передаче смысловых нюансов.

Как это ни грустно, но русский язык действительно переживает сейчас кризис. Но, конечно, не все еще потеряно и хочется надеяться, что люди вернутся к правильной разговорной речи. Журналисты и писатели вспомнят о стилях, школьники и студенты начнут больше читать и разговаривать именно на русском языке, а не на сленге и жаргонах.

Мы - лицо своего поколения! Мы обязаны приумножать лексику русского языка, чтобы не говорили о нашем поколении так, как о людях, которые загубили русский язык.

Гаснет усталая словесность, 
Разговорная краса; 
Отступают в неизвестность 
Речи русской чудеса. 

Сотни слов, родных и метких, 
Сникнув, голос потеряв, 
Взаперти, как птицы в клетках, 
Дремлют в толстых словарях. 
Ты их выпусти оттуда, 
В быт обыденный верни, 
Чтобы речь, людское чудо-

Не скудела в наши дни.

(В.С. Шефнер)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения развивающей и оздоравливающей роли физической культуры в условиях колледжа-интерната искусств.

В своей статье я пытаюсь найти пути привлеченич школьников к самостоятельным занятиям физической культурой....

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

Презентация к уроку "Культура речи. Синтаксическая роль имени прилагательного"

Данная ›презентация поможет 1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании;2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...