Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"
проект (11 класс) по теме

Пономарёва Нина Алексеевна

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_proekt.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

            Повышение культуры

     речи учащихся через внеклассную

                      деятельность        

                   (Методический проект)

                                              Выполнила: Пономарёва Нина Алексеевна,

                                                                     учитель русского языка и  

                                                                     литературы МКОУ СОШ  п. Речной

                                                                     Опаринского района

                                                     2013г

 Тема проекта:            Повышение  культуры  речи учащихся  через внеклассную  деятельность.

Цель проекта:   создание условий для повышения языковой культуры учащихся  через внеклассную деятельность.

Объект проекта: учебный процесс и внеурочная деятельность учащихся (их язык и речь, общение со взрослыми и в среде сверстников).

Предмет проекта: учащиеся школы

Гипотеза проекта: если через уроки русского языка , литературы и  внеурочную деятельность пропагандировать красоту родного языка, правильность  соблюдения  норм современного русского литературного языка, его выразительные возможности в изучении других предметов, то это повлияет на развитие личности, обогащение ее духовного мира.

Продукт проекта:  разработка плана мероприятий по проведению Месячника русского языка, посвящённого  культуре речи.

Задачи проекта:

  • изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;
  • разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;
  • привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся школы, родителей, учителей;
  • повысить активность учащихся школы в  участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячнику культуры речи;
  • уметь работать в единой команде.

Проблема: Как через  внеклассную деятельность  повысить  культуру речи учащихся?

Актуальность: Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютно, комфортно. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду прежде всего языковую культуру человека. Культура языка, речи отражает культуру мышления, поведение, духовный и нравственный портрет личности.

Проблема снижения культуры речи  в настоящее время является актуальной и сложной. Сложной потому, что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, СМИ, общая культура общества.  Мы видим массовое нарушение норм русского языка( орфоэпических, грамматических  и т.д.), в том числе в речи депутатов, работников телевидения, радио; и  резкую вульгаризацию речи, включая речь образованных людей (жаргонизмы, просторечные элементы); и засорение речи заимствованиями.

Мой проект нацелен на борьбу с этим общественным явлением.

Конечно, решить проблему снижения культуры речи сразу невозможно, но ограничить себя, своих близких в употреблении ненормативной лексики, привлечь единомышленников, неся великое русское слово, красоту языка окружающим нас людям – это нам, пожалуй, под силу.

Поэтому тема формирования культуры речи учащихся стала ведущей в моей педагогической практике.  Определить перспективы  работы в данном направлении помогло мне  и участие в творческой лаборатории под рук. Рыловой А.С. «Языковое сопровождение курса «Основы проектной деятельности»(2007 – 2008г.)и  переход на новый УМК  под ред. С.И.Львовой (культура речи выделена как отдельная дисциплина лингвистики) и работа в творческой лаборатории по данному УМК.

Одной из форм развития культуры речи учащихся является внеклассная деятельность. Я остановлюсь на проведении в нашей школе  Недель культуры речи.

                                 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Подготовительный этап

Создание инициативной проектной группы

Январь

Ученический актив школы, заместители  директора УВР и ВР

Опрос разных слоев населения с целью изучения их отношения к проблеме языковой культуры

Январь

Инициативная группа

Изучение уровня речевой культуры населения нашего посёлка

Январь-февраль

Инициативная группа

Анкетирование учащихся и их родителей. Организация обсуждения обозначенной проблемы. Изучение отношения к проекту

февраль

Ученический актив

школы

Проведение заседания по анализу собранной информации и определению направлений работы участников проекта

февраль

Заместитель директора по УВР, учителя русского языка и литературы, Инициативная проектная группа

Составление примерного плана реализации проекта

Март

Инициативная группа Заместитель директора по УВР, учителя русского языка и литературы

Оформление проекта. Реклама проекта

март

Группы оформителей и рекламы

Основной этап

Месячник «Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите…»

1.Единый классный час «Сам язык наш есть…тайна!» Н.В.Гоголь (1-11 классы);

2.Смотр-конкурс классных газет, буклетов по развитию культуры речи; (1-11 классы)

3.Фотокросс «Ликвидируем безграмотные вывески»

(5-11 классы)

4.Беседы по культуре речи:

-Ораторское искусство как социальное явление (9-11классы);

-Как церковный грамотей в старину учил детей; (1-4 классы)

-Говорим о прелести слова;(7-8 классы)
-Пословица не даром молвится (5-6 классы)

5.Конкурс каллиграфистов

«Письма пишут разные»

(7-11 классы)

6.Утренник «Тайна зелёного сундучка» (1-4 классы)

Апрель

Апрель

Классные руководители, учителя русского языка, учащиеся-ораторы, советы активистов

Экспертная группа

Заместитель директора по ВР

Классные руководители, учителя русского языка, учащиеся-ораторы, советы активистов

ШМО учителей русского языка

ШМО учителей начальных классов

Школьная конференция «Мой шаг в науку» (защита рефератов, проектов, исследовательских работ учащихся по проблемам русского языка и культуре речи)

Апрель

Заместитель директора школы по УВР, руководители проектов

Заключительный этап

Сбор отзывов участников, партнеров о реализации проекта

Апрель

Инициативная проектная группа

Проведение коллективного анализа результатов проекта и участия учащихся в его реализации

Май

Совет активистов классов

Исследование изменений в речевой культуре учащихся  (итоги анкетирования)

Май

Инициативная проектная группа

Публичное подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.

Май

Заместитель директора школы по УВР, инициативная проектная группа

Вывод: Таким образом, продуманная внеклассная работа, направленная на развитие культуры речи, даёт свои результаты.

Многие ребята, особенно те, кто выступал с проектами, рефератами, стали внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих. Мероприятия, проведённые в рамках месячника культуры речи, вызвали живой интерес у учащихся. Многие мероприятия месячника в школе стали традиционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...

Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов

Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...