Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"
проект (11 класс) по теме
Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение культуры
речи учащихся через внеклассную
деятельность
(Методический проект)
Выполнила: Пономарёва Нина Алексеевна,
учитель русского языка и
литературы МКОУ СОШ п. Речной
Опаринского района
2013г
Тема проекта: Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность.
Цель проекта: создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность.
Объект проекта: учебный процесс и внеурочная деятельность учащихся (их язык и речь, общение со взрослыми и в среде сверстников).
Предмет проекта: учащиеся школы
Гипотеза проекта: если через уроки русского языка , литературы и внеурочную деятельность пропагандировать красоту родного языка, правильность соблюдения норм современного русского литературного языка, его выразительные возможности в изучении других предметов, то это повлияет на развитие личности, обогащение ее духовного мира.
Продукт проекта: разработка плана мероприятий по проведению Месячника русского языка, посвящённого культуре речи.
Задачи проекта:
- изучить уровень речевой культуры учащихся и их отношение к проблеме культуры языка;
- разработать план основных мероприятий по решению проблемы, обозначенной в проекте;
- привлечь к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся школы, родителей, учителей;
- повысить активность учащихся школы в участии в мероприятиях, посвящённых проведению Месячнику культуры речи;
- уметь работать в единой команде.
Проблема: Как через внеклассную деятельность повысить культуру речи учащихся?
Актуальность: Каждый человек мечтает жить и находиться там, где царит высокая культура. Именно здесь человек чувствует себя уютно, комфортно. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду прежде всего языковую культуру человека. Культура языка, речи отражает культуру мышления, поведение, духовный и нравственный портрет личности.
Проблема снижения культуры речи в настоящее время является актуальной и сложной. Сложной потому, что на формирование культуры речи человека влияет множество факторов: семья, социальная сфера, СМИ, общая культура общества. Мы видим массовое нарушение норм русского языка( орфоэпических, грамматических и т.д.), в том числе в речи депутатов, работников телевидения, радио; и резкую вульгаризацию речи, включая речь образованных людей (жаргонизмы, просторечные элементы); и засорение речи заимствованиями.
Мой проект нацелен на борьбу с этим общественным явлением.
Конечно, решить проблему снижения культуры речи сразу невозможно, но ограничить себя, своих близких в употреблении ненормативной лексики, привлечь единомышленников, неся великое русское слово, красоту языка окружающим нас людям – это нам, пожалуй, под силу.
Поэтому тема формирования культуры речи учащихся стала ведущей в моей педагогической практике. Определить перспективы работы в данном направлении помогло мне и участие в творческой лаборатории под рук. Рыловой А.С. «Языковое сопровождение курса «Основы проектной деятельности»(2007 – 2008г.)и переход на новый УМК под ред. С.И.Львовой (культура речи выделена как отдельная дисциплина лингвистики) и работа в творческой лаборатории по данному УМК.
Одной из форм развития культуры речи учащихся является внеклассная деятельность. Я остановлюсь на проведении в нашей школе Недель культуры речи.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Создание инициативной проектной группы | Январь | Ученический актив школы, заместители директора УВР и ВР |
Опрос разных слоев населения с целью изучения их отношения к проблеме языковой культуры | Январь | Инициативная группа |
Изучение уровня речевой культуры населения нашего посёлка | Январь-февраль | Инициативная группа |
Анкетирование учащихся и их родителей. Организация обсуждения обозначенной проблемы. Изучение отношения к проекту | февраль | Ученический актив школы |
Проведение заседания по анализу собранной информации и определению направлений работы участников проекта | февраль | Заместитель директора по УВР, учителя русского языка и литературы, Инициативная проектная группа |
Составление примерного плана реализации проекта | Март | Инициативная группа Заместитель директора по УВР, учителя русского языка и литературы |
Оформление проекта. Реклама проекта | март | Группы оформителей и рекламы |
Основной этап | ||
Месячник «Друзья, следите за собой, когда по-русски говорите…» 1.Единый классный час «Сам язык наш есть…тайна!» Н.В.Гоголь (1-11 классы); 2.Смотр-конкурс классных газет, буклетов по развитию культуры речи; (1-11 классы) 3.Фотокросс «Ликвидируем безграмотные вывески» (5-11 классы) 4.Беседы по культуре речи: -Ораторское искусство как социальное явление (9-11классы); -Как церковный грамотей в старину учил детей; (1-4 классы) -Говорим о прелести слова;(7-8 классы) 5.Конкурс каллиграфистов «Письма пишут разные» (7-11 классы) 6.Утренник «Тайна зелёного сундучка» (1-4 классы) | Апрель Апрель | Классные руководители, учителя русского языка, учащиеся-ораторы, советы активистов Экспертная группа Заместитель директора по ВР Классные руководители, учителя русского языка, учащиеся-ораторы, советы активистов ШМО учителей русского языка ШМО учителей начальных классов |
Школьная конференция «Мой шаг в науку» (защита рефератов, проектов, исследовательских работ учащихся по проблемам русского языка и культуре речи) | Апрель | Заместитель директора школы по УВР, руководители проектов |
Заключительный этап | ||
Сбор отзывов участников, партнеров о реализации проекта | Апрель | Инициативная проектная группа |
Проведение коллективного анализа результатов проекта и участия учащихся в его реализации | Май | Совет активистов классов |
Исследование изменений в речевой культуре учащихся (итоги анкетирования) | Май | Инициативная проектная группа |
Публичное подведение итогов. Награждение наиболее активных участников. | Май | Заместитель директора школы по УВР, инициативная проектная группа |
Вывод: Таким образом, продуманная внеклассная работа, направленная на развитие культуры речи, даёт свои результаты.
Многие ребята, особенно те, кто выступал с проектами, рефератами, стали внимательнее относиться к своей речи и речи окружающих. Мероприятия, проведённые в рамках месячника культуры речи, вызвали живой интерес у учащихся. Многие мероприятия месячника в школе стали традиционными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...
Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-168351-1356284306.jpg)
Развитие культуры речи учащихся через написание рефератов
Физика – очень интересная и увлекательная наука. Она открывает суть всего, что происходит вокруг нас, изучает закономерности процессов и явлений. Какое жизненное направление вы бы не выбрали, знания ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-183157-1358599798.jpg)
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии
Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356004-1385565856.jpg)
Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"
Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/16/picture-1049753-1534404946.jpg)
«Формирование филологической компетентности и языковой культуры речи учащихся через использование проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы»
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практическо...