Презентация научно-исследовательской работы "Сленговая лексика как средство общения подростков в реальном и виртуальном мире"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Макарова Екатерина Николаевна

Эта работа будет интересна как для учителя,так идля учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx52.83 КБ

Предварительный просмотр:

 Презентация исследовательской работы «Сленговая лексика как средство общения подростков в реальном и виртуальном мире»

  И.С. Тургенев говорил о нашем родном языке: «О великий и могучий русский язык!»  Но так ли могуч  русский язык в наше время? Так ли он красив, как его воспевали русские классики? Нецензурная брань не только среди   взрослых , но и среди большинства подростков. Забыты русские междометия, зато повсюду можно услышать «вау», «окей». Для нашего общества становится характерным использование в речи жаргонизмов, особенно у подростков . Мы считаем, что это актуальная для нашего времени проблема. Как общаются подростки друг с другом, какую лексику используют? Вы узнаете данные опроса ваших ровесников, одноклассников. Тема нашего исследования «Сленговая лексика  как средство общения подростков в реальном и виртуальном мире». А заставила нас задуматься над этой проблемой весёлая история из киножурнала «Ералаш». Давайте посмотрим видео.

 

Просмотр видео из журнала «Ералаш»

-Почему герой видеоролика не мог понять, что ему рассказывал его юный собеседник? ( Мальчик говорил так, как говорят подростки, они-то понимают друг друга; а взрослый человек не знает слов, употребляемых  той или иной молодёжной группой; это сленговые слова).

Была определена проблема: почему сленговая лексика становится средством общения подростков?

Цель: исследовать значение сленговой лексики в речи подростков.

Задачи:

 1. Изучить соответствующую литературу по данной проблеме.

 2.Выявить, какие жаргонизмы используют подростки в своей речи и почему.

3.Исследовать сленговую лексику социальных сетей.

 Методы исследования: анкетирование , социальные исследования.

 -Что же такое СЛЕНГ? (Слайд 1)

Сленг (от англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных человеческих объединениях (профессиональных, общественных, возрастных и иных групп).

1ученик. В английской лексикографии термин «сленг» получил широкое распространение приблизительно в начале XIX века. Этимология этого слова представляется спорной. На изучение сленга повлияла англоязычная культура.

    Понятие «сленг» смешивается с такими понятиями как «диалектизм», «жаргонизм», «вульгаризм», «разговорная речь», «просторечие». 

Многие слова и обороты, начавшие свое существование как сленговые, в настоящее время прочно вошли в литературный язык  Примерами в русском языке могут быть слова «шпаргалка», «шумиха», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).

В отличие от просторечных выражений, сленг активно используют в своей речи и образованные люди, представители определённой возрастной или профессиональной группы. Часто этим как раз и подчёркивается принадлежность к определённой группе людей. Общеизвестный пример — молодёжный сленг.

 Лингвисты выделяют так называемое «новое просторечие» («общий сленг»), которое представляет собой обширную группу нестандартных лексико-фразеологических единиц, постоянно пополняющихся за счет различных социолектов. Эти единицы,    начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определенными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и др.). В русском языке речь идет о таких номинативных единицах, как бабкибалдеть ), крутойлапшу на уши вешатьментдать на лапу   облом по барабануприколприкольныйприкольноразборкитащиться  итусовкатусоватьсятусовочныйфигня и т. п. Основными источниками таких слов в русском языке являются молодёжный сленг и уголовный жаргон.

 -    Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью", – писал когда-то писатель Александр Куприн. 
В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. И хотя некоторые ученые считают увлечение жаргонными словами "детской болезнью", существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык.  

2ученик.   Жаргон - это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргон противостоит официальному, общепринятому языку.

  В молодежной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Молодежь привлекает в жаргонизмах необычность звучания, эмоционально-экспрессивная окраска. Молодежный жаргон подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. Он – результат своеобразного желания переделать мир на иной манер, а также знак «я свой». Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

   В наши дни как никогда актуальна проблема молодёжного жаргона. Преподаватели перестали понимать учеников, старательно пытающихся выдать у доски что-то такое: «Два пенса не могли добазариться друг с другом. Чувиха балдела от одного перца, они хотели погонять, а их предкам было не в кайф это. Мен стал гопником, а затем слинял за бугор. Фисташка замутила со старпером.» Кто узнал  этих героев? А ведь это     почти дословный пересказ романа А.С. Пушкина «Дубровский». Причем, сверстники его поняли, а преподаватель - нет. Почему молодым людям легче объясняться на сленге, чем на нормативном русском литературном языке? Почему это явление с возрастом проходит? Будем ли мы также недопонимать речь наших детей, как родители сейчас недопонимают нас? И вообще, откуда взялось это языковое явление?

3 ученик.         История жаргона насчитывает тысячелетия. Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка коробейников-офеней. Отсюда и другое название жаргона - феня (ботать по фене).

            Наряду с жаргонизмами встречаются в речи учащихся и грубые, циничные выражения, нецензурная брань. Между тем, специалистами давно доказано, что использование сленга и "сниженной" лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение.   Жаргонизмы и ругательства активней всего используются людьми малокультурными.

Многие из вас не задумываются над своей речью, наряду с общеупотребительной лексикой употребляют жаргоны.

Мы провели анкетирование, цель которого была выяснить, что знают подростки о жаргонизмах.  Некоторые ответы довольно грубые, часть ребят бравирует тем, что в их речи довольно много жаргонных слов и употребляют их очень часто. При чтении анкеты звучал радостный смех, а многие слова не считались жаргонизмами.

Анкета выглядела так:

1. Знаете ли вы, что такое жаргонизмы?

а) да

б)  нет

в) не совсем
2.Для чего вы употребляете жаргонизмы?

а) делают речь понятной 5

б) это модно, современно 2

в) нужны для связи слов 10

г)  помогают преодолеть недостаток в словарном запасе 5

д по примеру товарищей 3

е) выразить эмоции 15

г) нет ответа 2

3 )Какие жаргонизмы вы употребляете в речи?

4) Сколько раз в день вы употребляете жаргонизмы?

а) 1-2 раза в день

б) более 5 раз

в) более 10 раз

5) Как вы считаете, речь становится

а) лучше

б) хуже

в) не знаю ответа

4 ученик

Анализ анкет позволил выделить наиболее распространенные в речи школьников:

1. Существительные: лох, чувак,   прикид, прикол,  , даун, тема, базар, фигня, понты,   , хавка, дискач, копец,  , халява, крышка. базар, батя,    дибилоид, зэк,   компик, клава, лох,  , придурок, прикид, поганец,     хвост, цацки, шняга, чмо,   чувак, ящик, шнурки, хавчик    

2  Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись. врубиться, втирать, вякать, жрать, хавать, накосячить, не гони, отвянь, пробить, рыпаться, развести, офигеть, обалдеть, очуметь, зашибись, грузить, приколоться.

3.Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно, сине-фиолетово. быро, в натуре, круто, клёво, ни о чем, на фиг, нахаляву, отстой, супер, слабо, сто пудов, щаз,

4.Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.   .

5.Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Было опрошено 42 подростка в возрасте от14 до 17  лет.

По результатам опроса:
12%  учащихся ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей;
8%  считают, что это модно, современно;
24%  нуждаются для связки слов;
12%  уверены, что жаргонизмы помогают преодолеть недостаток слов.

  7 %     по примеру товарищей

   38%     выразить эмоции

 6% не знают ответа

Предпочтение жаргонизмам отдают учащиеся 9-х классов.

Также обработка анкет показала, что зачастую школьники в минуты жизненных неурядиц прибегают к жаргону и нецензурной речи, чтобы снять стресс.

Выборочный опрос учащихся выявил их отношение к употреблению . В работе исследованы причины употребления жаргонизмов в речи и отмечено, что учащиеся используют жаргон как экспрессивное средство выразительности, считая его модным. Установлено также, что многие школьники относятся к сленгу как временному явлению в их речи, но, к сожалению, немалая часть опрошенных считает жаргонизмы необходимыми словами.  

 Понятие жаргонизма из 42 опрошенных известно 35. Точного определения дать никто не смог, но тем не менее, все 30 человека практически сталкивались с ними. 1 ученик ответил, что не знает,что такое жаргонизм, но по наблюдениям и из личного опыта с данным человеком известно, что его речь богата жаргонизмами.
( результаты анкеты будут на слайдах)
 Часто подростки не задумываются, что разговаривают на сленге. На переменах можно услышать следующие диалоги.

 

Инсценировки.

 

 

 

 Диалог №1.

 

 

 

1-Ты чё пишешь?

2-Домашку.

1–По какому?

3  -По матике.
Диалог №2.

1 – Завтра контрошка по физике!

2 – Гонишь?

3 – Сам ты гонишь . дибилоид!
Диалог № 3

1 – Контрошку сделала?

2 – Ничё не сделала! А ты?

1 – Ничё не сделал, башка не работает.

3 – Блин, не гони!  У тебя всё будет ништяк.

Диалог № 4

1-Сёдня на улице дубак такой!

2-Блин, вчера тепло было, а сёдня, я фигею, такой дубак.

1 – Ё-моё, зачёт ведь сёдня!

2 – Всё выучил?

3 – Ты чё, тормоз? Шпор наделал, а учить ваще в лом

1 – Да легко!
 Пародисты , пытаясь показать бедность словарного состава современных подростков, пытаются показать это на примере известного стихотворения Н.А.Некрасова №Крестьянские дети»

 

 5 ученик     Отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», написанное В.А. Власовым, опубликованное в журнале «Чем развлечь гостей».

Однажды в весёлую зимнюю пору

Я из дому выскочил прямо в мороз.

Гляжу и балдею: из лесу на гору

Кобыла воз тянет за собственный хвост.

И тут я приметил: с ней рядом так чинно

Шурует пацан…этот, ну, Колобок.

В крутых башмаках и в прикиде нехилом,

А ростом не вышел – чуть больше сапог.

Я тут же к нему: «Ну, хелло, мужичище!»

А он мне как рявкнет: «Ща рыло начищу!»

- Чё тащишь? Дровишки? Украл их, небось?

-  Не понял, брателло. Ты дурь эту брось!

- Щас в кумпол заеду и лошадь – тю-тю!

- Ещё слово вякнешь – я ласты слеплю!

- А чё, бедолага, большая семья?

- Всего мужиков-то – отец мой да я.

Семья-то большая, а толку чего:

Тянем со скрипом, как быдло, ярмо.

- Да уж, печально. Как звать тебя?

- Власом.

- А кой тебе годик?

- Шестой миновал

- Ну, чикса, -  промолвил малюточка басом,

Рванул под уздцы и туда зашагал.

Молодежный жаргон присущ именно устному общению, он существовал всегда и во всех языках. Следует считаться с тем, что жаргон – это объективная реальность. Он не может исчезнуть, раствориться в общем языке под влиянием отточенных норм литературного языка даже при самом большом желании. В нем обкатывается то, что завтра может попасть в общий словарь. Его одновременно сила и слабость в том, что он существенно зависит от реалий сегодняшнего дня. Появились компьютеры – он воспринял, появился Интернет – он развернулся в эту сторону. Мы не знаю, что будет модно завтра, но это наверняка будет отражено в словаре молодёжи».  

6 ученик. С появлением в нашей жизни интернета расширился круг возможностей общения не только в реальном мире, но и в виртуальном. Сиюминутная возможность высказаться по тому или иному поводу, дать словесную оценку фотографии или оценку смайликом сделала речь подростков краткой, необычной, порой грубой. Появилась особая сленговая лексика при общении  в социальных сетях.   Группа  учениц   провела работу по исследованию сленговой лексики в социальных сетях  «Одноклассники», «В контакте», «Друг вокруг». Наша цель быда следующая: выяснить, что можно отнести к сленговой лексике в социальных сетях. В ходе работы мы анализировали высказывания подростков на форумах, при обсуждении статусов и фотографий. Результаты работы таковы:  

1.сленгову лексику в социальных сетях используют и юноши, и девушки;

2. очень редко бывают высказывания без специальной лексики социальных сетей;

3.наиболее употребляемая сленговая лексика у девушек 15-18 лет «В контакте»:

спасибки (спасибочки, пасиб, спс),бро, братиш, палево,дя, пупсичка, офигенная, айс, крутышка, мася, роднуля, любимочка, пуська, крутяк, окай, пупс, холосенькая, зая,любимка, угар, шикардос, красавка (красава), моя-то, как-то так, божечки, ваушки, лапочка, милаш, без БЭ, зачёт, крутяк, пипец, много нецензурных слов.

«Друг вокруг»:классная , спасибки, лапочка, доо, любимка, милаха, няша, солнце, красотка, моя-то, лапусечка, уруру, спасибоу, зайка, чис, тащусь, нЭт, офигенчик, лова-лова, чмок, мася, бусинка, слоняш, окай, мур-мур. Ми-ми-ми, чикуля, детка, отпад, клёво, ваушки, присутствуют нецензурные слова.

«Одноклассники»:крутыш, офигенская, тащусь, милая,зая. милаш, няша, милая.пасибки, дорогуша,детка, моя-то, пупс, милашка, кукла,зайка, красотуля, зайчуша, радость,лапочка,солнце, нецензурные слова.

Наиболее употребляемая сленговая лексика юношей в возрасте 15-18лет: впоряде, без бэ, пацык местный, ловешки, братва, друган, братиш, чётко. Красава, бро, рулит,чувак, красавела, красавчик, дя, ништяк, по-любому, крутяк, мася, окай, зая, угар, огонь, найс, зачёт, полюбе, забей, круть, нрава, капец, малая, жара, нормуль, много нецензурных слов.

К какому выводу мы пришли? Считаем, что лексика девушек более мягкая, употребление данных слов должно приносить радость, желание сделать приятное. Многие слова трансформируются за счёт изменения окончаний, «съедания» части слова или морфемы.  Сленговая лексика девушек-показательная, презентует хозяйку слова. Если в реальной жизни девушка порой груба, то при общении в сетях- сама добродетель. Возможно то, что девушка страдает от недостатка внимания в семье, в компании, и ей приятно доставить радость своему собеседнику.

 Юноши при общении с девушками и юношами разные. При общении с девушками присутствуют слова «зая», «лапочка», т.е. уменшительно- ласкательного значения. Заочно многим молодым людям легче говорить пусть слеговые слова, трансформированные, но приятные. С молодыми людьми лексика, несущая в себе значение родства,единения, например,  «братиш, брат». Не находя аргумента при высказывании. Часто используют нецензурные слова. Есть слова, которые употребляются как юношами,так и девушками. К сожалению, нецензурная лексика у молодых людей становится общеупотребительной.

    Сленговая лексика всё больше становится средством общения подростков в реальности и в виртуальном мире. Сленговая лексика-это объединяющая лексика подростков их социального круга. Она обедняет словарный запас языка, делает общение понятным только в своей социальной среде.
Мы считаем, что необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне. Жаргон школьников – дурная привычка, от которой очень трудно избавиться.

Только поняв, что жаргон есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую поэтику литературной речи.

А теперь вспомним видео, которое предоставило нам возможность задуматься над лексикой , которая принижает красоту русского языка. Делает его бедным и низким. Послушайте, как великий русский писатель Н.В.Гоголь  описал могучий Днепр:

 "Чуден  Днепр  при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь  леса  и  горы  полные  воды  свои.  Ни  зашелохнет;  ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идет или не идет его величавая ширина,  и  чудится,  будто  весь  вылит  он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без  меры  в  ширину,  без  конца  в длину,  реет  и  вьется  по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод  стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят  в  них  и  не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме  солнца и  голубого  неба,  не  глядит  в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет  равной  реки  в  мире.  Чуден Днепр  и  при  теплой  летней  ночи,  когда  все  засыпает -- и человек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает  небо  и землю  и  величаво  сотрясает  ризу.  От  ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в  Днепре. Всех  их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.  Черный  лес,  унизанный  спящими воронами,  и  древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, -- напрасно! Нет ничего  в  мире, что  бы  могло  прикрыть  Днепр. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может  человечье  око.  Нежась  и  прижимаясь ближе  к  берегам от ночного холода, дает он по себе серебряную струю; и она вспыхиваете будто полоса дамасской  сабли;  а  он, синий,  снова  заснул.  Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире!  

Литература:


  1. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-На-Дону,2001.С.120.

  2. Клубков А.П. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб.,2000.С.316.

  3. Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней. Журнал «Русский язык в школе и дома» №1, 2002. стр. 3.

  4. Лаврентьева А.Г. О некоторых особенностях современного молодежного жаргона // Четвертые вавиловские чтения. Йошкар-Ола,2000.С.180.

  5. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. 1996.С.57.

  6. Шанский Н. М. Лексика с точки зрения сферы употребления. Журнал «Русский язык в школе и дома» №6, 2004, стр. 4.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация научно-исследовательской работы

Презентацию "Каши разные важны" можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях...

презентация "Жесты и мимика как невербальные средства общения"

Электронное сопровождение к уроку развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"...

Презентация "Научно - исследовательская деятельность в школе"

Мы занимаемся научно - исследовательской деятельностью в школе второй год, это дело для нас новое, не всё получается, но мы стараемся, заинтересовываем учеников и учителей и у нас уже много стороннико...

Конспект урока по информатике "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире" .

Здесь предлагается конспект открытого  урока по теме "Рабочий стол в реальном и виртуальном мире". Урок был проведен в 6 в классе С(К)ОШ 8 вида....

Презентация. Научная исследовательская работа "Влияние алкоголя на здоровье подростков".

Работа выполнена ученицей 9 класса Маркеловой Надеждой.  В практической части она провела исследование в нашей школе среди учащихся 13 - 18 лет по теме «Отношение учащихся нашей школы к употребле...

Презентация "Научно-исследовательская деятельность подростков"

Презентация посвящена основным этапам и сложным моментам при написании научного проекта....