Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся
статья по английскому языку (5 класс) по теме

Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся.

              Формирование необходимого уровня учебной автономии невозможно без сформированных навыков использования словарей. Искусство работы с разными типами словарей необходимо в процессе овладения иностранным языком, для решения различных по сложности коммуникативных  задач. Очевидно и то, что данные навыки комплексны и отнюдь не просты, их надо последовательно и целенаправленно формировать на занятиях иностранного языка, а возможно, и в процессе овладения другими учебными предметами [1].

       Учебный словарь может быть использован не просто как справочный материал, но и как самостоятельное учебное пособие по развитию всех видов речевой деятельности и формированию коммуникативной компетенции.       Особенностью учебных словарей является то, что это - книга, содержащая упорядоченный по тому или иному принципу перечень слов, отвечающая методическим требованиям, оформляемая, как правило, в виде одного небольшого по формату тома и обеспечивающая быстроту и легкость наведения справок. [1].

       Основным назначением учебных словарей является обучение языку. Именно в них дидактический аспект пронизывает все элементы справочника. Цель — обучение языку — определяет материал и принципы составления подобных словарей. Учебному словарю свойственна методическая направленность на определенный этап обучения, возраст обучающихся, что и определяет отбор языкового материала.

        Учебный словарь — и в этом одна из его главных особенностей — должен учитывать уровень знаний учащихся, а также возрастные и некоторые другие особенности. Только в этом случае он будет эффективным справочным пособием. Одна из основных задач учебной лексикографии — создание различных серий словарей нарастающей трудности. Основное требование, предъявляемое к словарям учебного типа, заключается в том, чтобы описать в доступной форме важнейшие аспекты лексики. При этом особое внимание должно быть уделено наглядному показу слова в его разнообразных смысловых, синтагматических и других связях с другими словами и по возможности полно, но в заданных пределах[2].

          Исходя из всего вышесказанного, можно предложить примерный банк упражнений и заданий к разным типам словарей. Приведенные упражнения предназначены для того, чтобы развивать учебную автономию учащихся, развивать речевые умения и навыки, а также быстро и безошибочно ориентироваться в словарях: находить нужную статью, необходимую информацию внутри словарной статьи, пользоваться отсылками к другим словарным статьям и т. д.

Выбор правильного значения искомой лексической единицы.

Выполнение подобных упражнений направлено на развитие умений ориентироваться в материалах словарной статьи, быстро и безошибочно определять нужное значение искомого слова[3].

  1. Определить возможные значения выделенного слова, а также выделить наиболее частотные из них.

Для данного упражнения следует выделять слова с несколькими значениями. Преподаватель может устроить конкурс, кто назовет большее число значений этого слова без использования словаря и со словарем. Очевидно, что это упражнение помогает решать целый комплекс учебных задач: развивать умение ориентироваться в словарной статье, расширять словарный запас и формировать навык говорения.

Поиск информации об употреблении слова. 

Подобные упражнения призваны привлечь внимание учащихся к проблеме выбора приемлемых словосочетаний, использованию предлогов, учету коннотативных значений слов в контексте[2].

  1. Объяснить отличия в употреблении приведенных пар слов.

В данном случае рекомендуется предлагать такие пары или тройки слов, которые близки по значению, но имеют ограничения по коллокациям или по контексту употребления. Например: go-come-arrive, wait for-expect.

      Безусловно, предложенные задания не исчерпывают все возможные ситуации использования словарей на уроке и в процессе самостоятельной работы по языку. Задания и упражнения к словарям могут быть самыми разнообразными, но необходимо разумно дозировать эти задания и помнить, что умение грамотно пользоваться словарем — это сложное, многокомпонентное умение и формировать его надо поэтапно и последовательно.

      В заключение следует еще раз отметить необходимость использования словарей разных типов на занятиях иностранных языков. Таким образом обучающиеся не только познакомятся с различными типами словарей, но и научатся ориентироваться в сложной системе их построения, избегать языковых и речевых ошибок, корректировать свою речь с их помощью.

Одной из главнейших задач обучения является воспитание независимых пользователей, способных «учиться» и «думать», а не просто «учить». Умение эффективно пользоваться словарем — это показатель готовности к саморазвитию, показатель языковой зрелости и залог языковой грамотности.

Литература

  1. Денисов П.И. Учебная лексикография.- М.,- 2008. – С.120-137.
  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранному языку.- М., -2010. – С.232-260.
  3. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе.-М.,2007.-112 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей

Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся, развитие творческих способностей....

Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся»

Использование ИКТ как средство повышения качества знаний учащихся» Презентация педагогических достижений с докладом.      Модернизация системы образования открывает новые гори...