Урок в 9 классе. Дуэль Онегина и Ленского.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Кислова Марина Николаевна

Урок и презентация "Дуэль. Трагическая гибель Ленского".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_glavy.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

       Дуэль. Трагическая гибель Ленского.

(Анализ 6 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цель урока:

  • Показать, почему 6 глава является кульминацией романа; рассмотреть, как раскрываются характеры героев во время дуэли, отношение автора к героям.
  • Развитие навыков работы с текстом; образного мышления.
  • Воспитание чувства дружбы, порядочности, чести.
  • Психологический настрой: создание обстановки, приятной для общения, ситуации успеха.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Компьютерная презентация.

 ...И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой…

М.Ю.Лермонтов

1.Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока – «Дуэль. Трагическая гибель Ленского».

Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр  Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел  и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается  как  шутка.

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, давайте  попытаемся взглянуть на события главы глазами человека  первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

Итак, сегодня мы поговорим о дуэли. Что такое дуэль

Как вы думаете, что может быть причиной дуэли? 

2. Беседа.

Эпиграф к главе взят из книги Петрарки «На жизнь мадонны Лауры»: «Там, где дни облачны и кратки, родится племя, которому не больно умирать». Цитируя, Пушкин выпустил средний стих, отчего полностью изменился смысл. У Петрарки: «Там, где дни туманны и кратки – прирожденный враг мира – родится народ, которому не больно умирать». Здесь причина отсутствия страха смерти – во врожденной свирепости племени. С пропуском среднего стиха появилась другая причина небоязни смерти – следствие разочарованности и «преждевременной старости души»

- Как вы думаете, о каком герое здесь идет речь? (Об Онегине. Но Онегин был типичным представителм своего времени.)

- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). Цель Онегина – позлить Ленского и только.

- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

В строфе 4 появляется новое лицо – некий Зарецкий. И ему посвящено целых 5 строф. Много для второстепенного персонажа. Но это не случайно. Ему суждено сыграть одну из главных ролей в трагедии, которая скоро развернется. Пожалуй, более беспощадной характеристики, чем характеристика Зарецкого, у Пушкина нет.

- Расскажите, пожалуйста, об этом герое с использованием цитат.

- Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? (Секундант). К этому персонажу мы еще вернемся.

Мог ли Онегин что-то исправить? На этот вопрос мы не сможем верно ответить, если не поймем, чем была дуэль для современников Пушкина. Для этого ознакомимся с правилами дуэли 19 века.

Слайды 3-17

3. Аналитическая работа.

Итак, вам был представлен общепринятый дуэльный кодекс. Ваша задача обратиться к тексту главы и выяснить, был ли нарушен этот кодекс? Были ли объективные причины считать дуэль несостоявшейся? Ответы подтверждайте цитатами.

Нарушения дуэльного кодекса:

1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого.

- Почему Зарецкий так себя ведет? (Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы  показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит.

4. Беседа.

- А теперь перенесемся во времени назад и посмотрим на наших главных героев  перед дуэлью. Действительно ли Ленский был решительно настроен на поединок? (Строфа 15 -23)

Уже нет. Он не видит в Ольге перемен и чувствует, что он любим. Но, будучи романтиком, он практически убеждает себя с присущим романтизму пафосом, что Онегин – злой развратитель, искушающий молодое сердце. «Он мыслит: буду ей спаситель… Все это значило, друзья: с приятелем стреляюсь я». Дорога ему сейчас собственная жизнь? Сейчас, когда он вновь почувствовал счастье? Безусловно.

- Какие же мысли занимают ум  и сердце Онегина перед поединком? Желает ли он поединка с другом? (Найти ответ в 10 строфе)

Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.

- Оба наших героя терзаются сомнениями. Что же для Онегина становится причиной  участия в дуэли? (Мнение света)

- Какой комментарий этой ситуации дает Пушкин? «Но дико светская вражда боится ложного стыда».

Действительно, ложного стыда. Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного.

5. Подведение итогов.

- Только ли по вине Онегина и Зарецкого все-таки погибает Ленский? Виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть   смешным или сделаться объектом сплетен.

 Четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или   поступить  так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.

Интересно, что в 6 главе автор показывает нам 2 возможных варианта судьбы погибшего в цвете лет поэта.

6.  Обобщение.

ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

Как автор относится к своим героям?

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы  ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему?

Эти размышления и станут вашим домашним заданием.

7. Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение (не менее 150 слов): «Какой из вариантов судьбы Ленского мне кажется более верным и почему?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе "Онегин и Ленский"

Данная разработка может быть использована при изучении романа Пушкина А.С. "Евгений Онегин". Она включает в себя конспект и презентацию к уроку....

История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.

Урок литературы в 9 классе. А.С. Пушкин "Евгений Онегин". Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского.Отдельными файлами публикуются презентация для интерактивной доски и аудиофрагменты....

Презентация к уроку "История одной дуэли. Сопоставительная характеристика Онегина и Ленского".

Презентация к уроку литературы в 9 классе по роману  А.С. Пушкина "Евгений Онегин". История одной дуэли. Сравнительная характеристика Онегина и Ленского....

Образы Онегина и Ленского в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация по теме "Образы Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...

А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин». 6 глава. Урок «Психологизм А.С.Пушкина в изображении дуэли Онегина и Ленского. Скрытые мотивы и истинные причины. Последствия дуэли».

Разработка данного урока, на мой взгляд, была удачной благодаря необычному для учеников подходу к проблеме. Мы вообразили себя Шерлоками и вели расследование. И хотя во всем остальном урок остался обы...

Онегин и Ленский в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Онегин и Ленский – друзья. На чём основана их дружба? (“Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза…”) Автор утверждает, что их дружба от “делать нечего”, от скуки....