Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Юлия Семеновна Мекина

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_literatura_korovina_po_fgos.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

 Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

 Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

 Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

 • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

 Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

 Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов

 В примерной программе представлены следующие разделы:

 1. Устное народное творчество.

 2. Древнерусская литература.

 3. Русская литература XVIII в.

 4. Русская литература первой половины XIX в.

 5. Русская литература второй половины XIX в.

 6. Русская литература первой половины XX в.

 7. Русская литература второй половины XX в.

 8. Литература народов России.

 9.  Зарубежная литература.

 10. Обзоры.

 11. Сведения по теории и истории литературы.

 12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

 В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

 Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.

 В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

 Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

 1) в познавательной сфере:

 • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

 3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

 • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

         


Рабочая программа по литературе для 7б класса разработана на основе следующих документов:

  1. Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 11-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2010
  2. Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,
  3. Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,
  4. Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл. /Сост Э.А.Красновский. – М.: Дрофа, 2000 Закон Российской Федерации «Об образовании».
  5. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.- Стандарты второго поколения.

Программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

  • А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок);
  • Л.Н.Андреев «Кусака»;
  • Д.С.Лихачев «Земля родная»;
  • песни на слова русских поэтов 20 века.

Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений А.С.Пушкина).

Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2010.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы).

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе в 7 классе — 68 ч.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

При изучении литературы в 7 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Программа адресована учащимся 7 класса средних общеобразовательных школ и включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся в течение учебного года, т.е. 34 учебных недели, 1 триместр - , 2 триместр - , 3 триместр - .

Основной формой организации учебного процесса в рамках настоящей программы является урок, в том числе и нетрадиционные его формы (интерактивные, виртуальные, медиауроки), продолжительностью 45 минут.  Принципы отбора содержания образования связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с учетом возрастных особенностей развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов;
  • итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Предполагаемые результаты изучения курса литературы 7 класса

Учащиеся должны знать:

-        авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);  роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Система оценивания

        В конце изучения каждой темы предусматриваются контрольные тесты, творческие работы, тексты которых приведены в Приложении. Критерии и нормы оценки письменных и устных ответов также даны в Приложении.


Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2008.
  2. Коровина  В.Я.  «Читаем, думаем,  спорим...»: Дидактические    материалы  по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Литература:    Фонохрестоматия:    Электронное    учебное    пособие    на    CD-ROM/    Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.

Отечественная и зарубежная литература  

  1. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала - http://litera.edu.ru
  2. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки - http://www.bibliogid.ru
  3. Kidsbook: библиотека детской литературы - http://kidsbook.narod.ru
  4. Виртуальный музей литературных героев - http://www.likt590.ru/project/museum/
  5. Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия - http://www.foxdesign.ru/legend/
  6. Русская виртуальная библиотека- http://www.rvb.ru
  7. Слова: поэзия Серебряного века - http://slova.org.ru
  8. Стихия: классическая русская / советская поэзия - http://litera.ru/stihiya/
  9. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - http://www.feb-web.ru
  10. Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
  11. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
  12. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
  13. Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  14. Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
  15. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru
  16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
  17. Газета "Литература" и сайт для учителя "Я иду на урок литературы" http://lit.1september.ru/
  18. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской http://skolakras.narod.ru/
  19. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО http://ruslit.ioso.ru/
  20. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru/
  21. http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=296
  22. http://mlis.ru/  Методико-литературный Интернет-Сервер "Урок литературы" создан как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Структура его разделов отражает внутреннюю логику филологии и методики преподавания литературы.
  23. http://lit.1september.ru/urok/ Это сайт для учителей, созданный на основе материалов, опубликованных в газете «Литература». Ресурс освещает вопросы, посвященные фольклору, древнерусской литературе, литературе XVIII века, первой половины XIX века, второй половине XIX века, литературе конца XIX – начала XX века, литературе советского и постсоветского периодов, литературе русского зарубежья, зарубежной литературе, а также теории литературы. Кроме того, подробно рассматривается подготовка к выпускным экзаменам.
  24. http://audiotheater.indeep.ru/ Ресурс предназначен для учащихся основной и старшей школы. Он содержит библиотеку аудиофайлов: аудиоспектакли, радиопостановки, говорящие книги, саундтреки и пр., а также историю создания и концепция «Аудио Театра», обсуждение тематических вопросов в форуме и новости проекта.
  25. http://www.netslova.ru/ Это литературный портал «Сетевая словесность». Материалы портала: публикации различных жанров, литературные эксперименты, теория и практика сетевой литературы. Информация о редакционной коллегии. Условия участия для авторов. Разделы: поэзия, рассказы, повести, романы и пр. Обзор специальных и авторских проектов. Обзор новых публикаций. Авторские книги отзывов. Форум. Поисковая система по сайту.
  26.  http://www.ayguo.com/ Ресурс содержит материалы по русской классической литературе: звуковые записи для свободного некоммерческого использования.
  27. http://www.gramma.ru/LIT/ Ресурс «Русская литература: программа школы» содержит критические очерки по произведениям программы, хрестоматию, термины литературоведения, сочинения и примеры сочинений, типичные ошибки, а также тесты и задания.
  28. http://www.slovesnik.narod.ru/ruslit.htm Ресурс «Словесник: русская литература» включает в себя литературные портреты поэтов ХХ века (Рубцов, Ходасевич, Бродский, Кибиров и др.).

Писатели и литературные произведения

  1. Белинский Виссарион Григорьевич - http://www.belinskiy.net.ru
  2. Булгаковская энциклопедия - http://www.bulgakov.ru 
  3. Герцен Александр Иванович - http://www.gercen.net.ru
  4. Гоголь Николай Васильевич - http://www.nikolaygogol.org.ru/
  5. Гончаров Иван Александрович - http://www.goncharov.spb.ru
  6. Грибоедов Александр Сергеевич - http://www.griboedow.net.ru
  7. Добролюбов Николай Александрович - http://www.dobrolyubov.net.ru 
  8. Достоевский Федор Михайлович - http://www.dostoevskiy.net.ru
  9. Жуковский Василий Андреевич - http://www.zhukovskiy.net.ru
  10. Лев Толстой и «Ясная Поляна» -   http://www.tolstoy.ru
  11. Карамзин Николай Михайлович - http://www.karamzin.net.ru
  12. Крылов Иван Андреевич - http://www.krylov.net.ru
  13. Куприн Александр Иванович - http://www.kuprin.org.ru
  14. Лермонтов Михаил Юрьевич-  http://www.lermontow.org.ru
  15. Островский Александр Николаевич - http://www.ostrovskiy.org.ru
  16. Некрасов Николай Алексеевич - http://www.nekrasow.org.ru
  17. Пушкин Александр Сергеевич - http://www.aleksandrpushkin.net.ru
  18. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович - http://www.saltykov.net.ru
  19. Толстой Лев Николаевич - http://www.levtolstoy.org.ru
  20. Тургенев Иван Сергеевич - http://www.turgenev.org.ru
  21. Тютчев Федор Иванович - http://www.tutchev.net.ru
  22. Фонвизин Денис Иванович - http://www.fonvisin.net.ru
  23. Чернышевский Николай Гаврилович - http://www.chernishevskiy.net.ru
  24. Чехов Антон Павлович - http://www.antonchehov.org.ru

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Программное обеспечение интерактивной доски

Примеры работ при использовании компьютера:

  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности;
  • различные виды анализа текста
  • просмотр и прослушивание отрывков художественных произведений в актерском исполнениии др.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическами редакторами и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебная неделя

№ п/п

Раздел, тема урока

Краткое содержание

Элементы содержания темы урока

(основные понятия)

Характеристика деятельности учащихся

(основные умения и навыки)

УУД

Формы контроля

ВВЕДЕНИЕ

1

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема

литературы.

Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы. Знакомство с учебником. Краткая характеристика курса литературы для 7 класса.

 Цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства;

Понимать  природу художественного образа и своеобразие художественной действительности; умение пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку; извлекать дополнительную информацию из пособия «Читаем, думаем, спорим» и использовать ее в собственных высказываниях; отличать литературу как искусство слова от других видов искусства; определять жанры изученных художественных произведений.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

1

2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление)

 определение понятия «предание»;

понимать  своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; умение пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания.

2

3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

Исторические и художественные основы былины. Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя-труженика. Микула Селянинович - эпический герой. Сказка и былина

 определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера;

умение составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки, тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования

2

4.

ВН ЧТ Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Киевский цикл былин. Илья Муромец - носитель лучших черт русского национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу. Особенности былинного стиха. Роль гиперболы.

какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести подвигов русского богатыря.

Умение воспринимать и анализировать поэтику былин, определять отношение авторов-рассказчиков к Илье Муромцу, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.)

3

5.

Пословицы и поговорки

Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

 определение понятий «пословицы» и «поговорки», пословицы и поговорки народов мира;

понимать  жанровые особенности пословиц и поговорок;

умение объяснять прямой и переносный смысл, видеть богатство, точность, выразительность языка пословиц и поговорок, воспринимать точность их оценок, безусловность суждений, свободно включать их в разговорную повседневную речь.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

3

6.

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах - выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель, человек «большого ума и литературного таланта». «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»)

 особенности поучения как жанра литературы;

понимать  смысл поучения Владимира Мономаха;

умение выразительно читать текст,

определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе

4

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини

 содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои;

умение воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев; видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций.

4

8.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество»; «Древнерусская литература».

Сочинение на одну из тем

1.        Какое воплощение нашла народная   мудрость в произведениях устного
народного творчества?

2.        Что воспевает народ в героическом эпосе?

3.        Приемлемы ли для современного читателя нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

4.        В чем значение древнерусской
литературы для современного читателя?

 особенности композиции сочинения-рассуждения.

Умение выбрать жанр сочинения, составить план, определить идею, подобрать цитаты; оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), четко ответив на поставленный вопрос, используя текст изученных произведений.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

5

9.

М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление)

 факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды;

понимать особенности поэтического языка

М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы;

уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов)

5

10.

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества.

Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений;

 

понимать философский и иносказательный смысл стихотворений;

уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»)

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА

А.С. ПУШКИН

6

11.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений)

 историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка;

 

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова), определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому.

6

12.

Проза А.С. Пушкина.

«Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

История Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений).

 содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе;

понимать  ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина;

уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.)

7

13.

Художественное совершенство и человечность повести

А.С.Пушкина.

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Гуманизм Пушкина в оценке «маленького человека». Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы.

Понимать идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе);

уметь анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика (его сострадание, «память сердца»,«внутренний нерв» повести), особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести.

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

7

14.

М.Ю. Лермонтов.

Душа и лира поэта.

Слово о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется

желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Тема трагической разъединенности между миром и человеком. Стремление к единению с природой. Своеобразие лермонтовского пейзажа.

Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа;

уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст.

8

15.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме.

причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу;

понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе;

уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы.

8

16.

Нравственный поединок героев поэмы.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы.

 нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»;

понимать  основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев;

 умение составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом.

9

17.

РР  Подготовка к написанию сочинения по «Песне...».

Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. Темы сочинений: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?»

Умение самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами.

Н.В.ГОГОЛЬ

9

18.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести. Историческая основа повести.

 факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве

Н.В. Гоголя, замысел писателя;

понимать  роль исторического фона в повествовании;

умение сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное.

10

19.

Тарас Бульба и его сыновья.

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание колорита эпохи и атмосферы детства героев. Принцип контраста в изображении Остапа и Андрия, роль художественной детали. Описание степи. Соотнесенность картин природы с судьбой героев.

 содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь»;

понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа;

 умение отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические.

10-11

20-21.

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу. Остап и Андрий в бою. Принцип контраста в их изображении. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына.

Столкновение любви и долга. Осуждение предательства.

 основное содержание глав 3-9;

понимать  глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям;

умение отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки.

11

22.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести. Прославление товарищества.

Знать/понимать

идейную направленность заключительной главы и повести в целом;

умение отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком (битва, гл.9, особенности повторов боевых кличей, обращение автора к воинам, величавые сравнения).

12

23.

РР Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Тема и проблематика повести. Центральные образы и приемы их создания. Массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле. Связь повести с фольклорным эпосом

 содержание прочитанного произведения;

понимать  нравственную проблематику повести; умение выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное, объяснять в сочинении способы создания образов (монологи, поступки, внесюжетные элементы, пейзаж, интерьер).

И.С.ТУРГЕНЕВ

12

24.

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника». Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль пейзажа в рассказе. Художественные особенности произведения.

 факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»;

умение определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте, составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей.

13

25-26.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе».

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека.

 определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности;

понимать  нравственный смысл стихотворений в прозе;

умение определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе, определять художественные приемы, использованные автором, их роль.

Н.А.НЕКРАСОВ

14

27.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Самоотверженность, сила чувств, верность долгу. Развитие понятия о поэме.

 факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), жанровые особенности поэмы;

умение определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора, в процессе выразительного чтения показать предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини.

14

28.

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими.

 рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности;

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым, объяснять художественные особенности стихотворения, роль в нем приема антитезы.

А.К.ТОЛСТОЙ

15

29.

А.К. Толстой. Исторические

Баллады «Василий

Шибанов» и «Михайло

Репнин».

Слово об А.К. Толстом. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания.

Знать/понимать

факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад;

умение анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад, эпизоды, важные для характеристики главных героев; выделять художественные приемы, использованные автором для характеристики героев и описания событий, сопоставлять художественные произведения.

М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

15

30.

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Страшная сила сатиры.

Слово о писателе. Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». Сатира на социальные и нравственные пороки общества в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Сатира и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании.

 автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика);

умение составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина, сравнивать героев и ситуации, описанные в романе Д.Дефо и сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

16

31.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Приемы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.

 содержание сказки «Дикий помещик»;

понимать  идейно-тематическое содержание сказки;

 умение находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке.

16

32.

ВН ЧТ Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения в сказках.

 содержание сказок Салтыкова-Щедрина, приемы сатирического изображения (гипербола, гротеск, ирония, смешение реального и фантастического);

 

умение находить аналогичные приемы в самостоятельно прочитанных сказках писателя, создавать

собственные сказки, приводить примеры использования в сказках просторечий, канцеляризмов, объяснять, как употребление их в речи характеризует героев, авторское отношение к героям в разных сказках

Л.Н.ТОЛСТОЙ

17

33-34.

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Слово о писателе. История создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя.

 отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна;

умение анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний, понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье.

18

35.

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь (развитие понятия).

 нравственную проблематику повести;

умение участвовать в диалоге по прочитанному произведению, оценивать героя по его поступкам, давать характеристику героя, отражая особенности его характера (постоянное внутреннее движение, противоречия, смена чувств), понимать особенности повествовательной манеры писателя, оценивать язык Толстого («толстовские» эпитеты,

их роль в произведении).

А.П.ЧЕХОВ

18

36.

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

 оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;

понимать  тему и идею произведения, алогизм сюжета (частное происшествие, превратившиеся для обывателей в значительное событие), авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев;

уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

19

37.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.

 содержание рассказа, понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа и ее смысл;

понимать  идейно-тематическую направленность произведения;

умение анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи, выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа.

19

38.

ВН ЧТ Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова.

Творческий процесс писателя. Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.

Знать/понимать

содержание рассказов, позицию автора;

 

умение видеть смешное и грустное в произведении, оценивать творческую манеру писателя, «искусство писать - искусство вычеркивать», роль смеха в рассказах А.П.Чехова.

И.А.БУНИН

20

39.

И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

Знать/понимать

сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику;

умение составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героям и описываемым событиям, сопоставлять произведения со сходными сюжетами, общими темами.

20

40.

И.А. Бунин

«Лапти». Нравственный

смысл рассказа.

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Мастерство Бунина-прозаика.

 идейно-тематическую направленность рассказа, определение понятия «деталь произведения»;

умение выделять смысловые части художественного текста, давать оценку поступкам героев, строить рассуждения на нравственно-этические темы, обосновывать и оценивать роль единства описания (стихия, болезнь ребенка, слезы матери), звукописи, введение «чужой» речи, метафоричность описаний состояния природы -средств, помогающих автору усилить трагизм повествования, уметь оценивать роль художественной детали как средства раскрытия характера героя.

21

41.

РР Стихи русских поэтов XIX о родной природе.

Чтение и анализ стихотворений

В.А. Жуковского «Приход весны»,

 А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край

...», «Благовест», И.А. Бунина «Родина». Поэтическое изображение природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

 план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы;

умение анализировать небольшое

стихотворение, объяснять, каким настроением оно проникнуто, какие изобразительно-выразительные средства создают художественные образы; выразительно читать, подбирая правильный темп и ритм, выбирать нужную интонацию; определять для каждого автора особенности тематики и поэтического языка.

21

42.

ВН ЧТ В.Г.Короленко «Слепой музыкант».

Слово о писателе, изображение главных героев повести, роль искусства в судьбе человека.

Знать/понимать  содержание повести, основную идею произведения о роли искусства в судьбе человека;

умение делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА

22

43

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

Слово о писателе. Тяжелые картины детства. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Знать/понимать

автобиографический характер повести, ее содержание, причины поступков героев;

 

умение делать художественный пересказ частей сюжета, выделять те события, которые произвели на душу ребенка (героя и читателя) особо тяжкие впечатления, определять отношение автора к изображаемым событиям и оценивать их, находить художественные средства, изображающие враждебную обстановку в доме деда, уметь делать выводы о нравственном значении, смысле событий.

22

44

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героев.

 специфические черты характера, присущие отдельным героям повести: бабушке, Алеше, деду, Цыганку, Хорошему Делу;

умение видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою по плану, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношения друг с другом.

23

45

РР Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя.

Умение определять границы эпизода, пересказывать его, объяснять, насколько он важен в раскрытии идеи всего произведения, какова его роль в композиции, давать характеристику персонажам в эпизоде, проследить динамику их чувств, поведения, оценить особенности речи, выявить присутствие автора (прямое и опосредованное), сформулировать общий вывод о роли эпизода в произведении.

23

46

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.

Поэтичность языка (сравнение, метафора, эпитет, гипербола).

 содержание легенды, жанровое своеобразие произведения;

 

умение оценивать художественное значение сюжетных несовпадений легенд, поступок литературного героя и его нравственный мотив, его чувства к людям и их отношение к герою

В.В.МАЯКОВСКИЙ

24

47

В.В. Маяковский

«Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Роль поэзии в жизни человека и общества.

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта.

Роль фантастических картин. Метафора как основа сюжета стихотворения. Яркость и динамизм образов.

 факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стихотворения, определение понятия «сатира»;

понимать  роль фантастических картин в произведении, роль поэта в обществе;

умение выразительно читать стихотворение, выделять смысловые части художественного текста, определять художественное своеобразие стихотворения, приемы создания образов, оценивать язык поэта.

25

48

В.В. Маяковский

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

 понятие о лирическом герое;

 

понимать  тонкости внутреннего мира лирического героя, главную тему стихотворения; умение видеть идейную позицию автора, способного сопереживать, сочувствовать; определять главную мысль стихотворения, наблюдать над ритмом, лексикой, звукописью, строфикой стихотворения.

26

49

ВН ЧТ Л.Н. Андреев «Кусака».

Нравственные проблемы

Рассказа.

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

 сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику произведения;

умение сформулировать собственное отношение к событиям и героям, владеть различными видами пересказа.

26

50.

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека.

 сведения о жизни и творческой деятельности писателя, сюжет рассказа, его идейно-тематическое содержание;

умение анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев.

27

51.

ВН ЧТ А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

 содержание прочитанного произведения, особенности языка писателя;

понимать  идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте,

взаимопонимании, жизни для других; умение воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному.

27

52.

РР Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Подготовка к сочинению-рассуждению на основе изученного произведения одного из писателей: М. Горького, В. Маяковского, Л. Андреева, А. Платонова.

 содержание прочитанных произведений;

умение определять основную мысль сочинения, соотносить ее с тем рассказом (рассказами), по которому нужно написать сочинение, уметь вычленить материал, привести примеры, где герой получает сочувствие и где его лишается, развернуть основной тезис и построить план сочинения.

28

53.

ВН ЧТ Урок мужества.

Сведения о поэтах: А. Ахматовой,

 К. Симонове, А. Суркове и др. Чтение стихотворений о Великой Отечественной войне.

 особенности поэтических текстов о Великой Отечественной войне;

умение выразительно читать стихотворения патриотической направленности.

28

54.

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека.

Понятие о литературной традиции.

 факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа, роль сказочных элементов, понятие литературной традиции;

 у

меть: анализировать небольшое эпическое произведение, объяснять, какими средствами автору удается вызвать сочувствие и сопереживание у читателей, определять особенности жанра, композиции, темы произведения.

29

55.

Е.И. Носов «Кукла».

Нравственные проблемы

рассказа.

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия. Красота родной природы

в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа.

 сведения о жизни и творческой деятельности писателя, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения;

умение анализировать небольшое произведение, сравнивать тексты, находя сходство и различие, объяснять роль пейзажа, определять средства художественной выразительности для воссоздания психологического состояния героя.

29

56.

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

 сведения из жизни писателя, план характеристики героев;

понимать  нравственную проблематику рассказа; умение давать характеристику героям, оценивать их поступки, понимать внутренний мир героев, их взаимоотношения; оценивать пересказы своих одноклассников; создавать сравнительную характеристику Яшки и Володи, отмечать общее и различное в поведении и характерах героев

57.

ВН ЧТ «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого и др. Единство человека и природы.

Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

 план анализа поэтического произведения, особенности восприятия родной природы русскими поэтами;

умение воспринимать и анализировать поэтический текст, чувствовать

настроение автора, определять художественные средства: эпитеты, сравнения, метафоры и пр., передавать настроение автора при чтении.

58.

А.Т. Твардовский.

Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие...», «Июль-макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Развитие понятия о лирическом герое.

 сведения о жизни и творческом пути автора, план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы, понятие о лирическом герое;

умение выразительно читать стихотворение, анализировать лирическое произведение, определять тематику пейзажной лирики Твардовского, ее главные мотивы, отмечать литературные приемы, особенности лексики, размер, высказывать свое впечатление от стихотворения.

59.

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

 автора, биографические сведения о нем, определение понятий «публицистика» (развитие понятия), «мемуары» (начальное представление);

умение выстраивать устный и письменный ответы (рассуждать) на поставленные вопросы, определять жанровые признаки произведений, уметь оценивать отношение автора к прочитанному.

30

60.

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»).

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда». «Сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М. Горький).

Знать/понимать

автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа, авторскую позицию в оценке поступков героев;

умение видеть смешное и грустное в произведении, «сочетание иронии и правды чувств», «пестрый бисер лексикона» (М.Горький), передавать содержание в соответствии с речевыми особенностями произведения (просторечная лексика героев), писать отзыв на рассказ.

30

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни.

 факты жизни и творческого пути поэта, план анализа лирического произведения;

понимать  особенности художественной образности дагестанского поэта;

умение выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст.

31

31

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса. Грустный и шутливый характер произведения.

 автор, сведения о его жизни и творческой деятельности, темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.

Умение выразительно читать стихотворение, подчеркивая его грустный и шутливый характер; объяснять, почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта; определять, какие образы и понятия противопоставляются, роль рефрена.

32

61.

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

Слово о поэте. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!». Героические мотивы лирики Д.Г. Байрона. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Знать/понимать

автора, факты его жизненного и творческого пути, гуманистический смысл творчества Байрона;

умение анализировать поэтический текст, видеть особенности поэтических интонаций, определять художественные средства, создающие торжественный настрой в этом стихотворении.

32

64.

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе. Поэтический гимн благородству и любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

 автора, факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа, нравственную проблематику произведения;

умение видеть гуманизм и легкий юмор в рассказах писателя.

33

65.

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

Слово о писателе. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

 биографические сведения о Р. Брэдбери, понятие «фантастический рассказ-предупреждение»;

умение объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, понимать внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.

33

66.

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса

34

67.

РР  «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек»

 (К. Паустовский). Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

Знать/понимать

как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического

чувств;

умение обобщать прочитанное и изученное.

34

68.

Итоговый урок.

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...