Фольклорные традиции в творчестве В. А. Жуковского на примере баллад «Светлана» и «Людмила»
проект по литературе (9 класс) на тему

Юлия Семеновна Мекина

Научная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Областное научное общество учащихся «Поиск»

МБОУ «Ивановская средняя школа»

НОУ «Ориентир»

Фольклорные традиции в творчестве В. А. Жуковского на примере баллад «Светлана» и «Людмила»

        Выполнила:

                                                                             Ковалева Ирина

  1. класс.

Руководитель:

Мекина Ю.С.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ивановская СШ»

        

Ивановка- 2013

  Цели и задачи работы:

1.Проследить  фольклорные традиции в произведениях русских писателей.

2. Прочитать и проанализировать баллады В.А.Жуковского «Людмила» и  «Светлана».

3.Изучить  теоретические основы  и жанровое своеобразие форм фольклора. Проанализировать и выявить насколько активно использует В.А.Жуковский  мотивы фольклора  в балладах.

       4.Раскрыть роль сказки, песни и заклинаний в художественной             литературе.

        5.Провести анализ своей  деятельности  и результатов проделанного           с целью определения  перспектив  и практической значимости работы.

 

Глава 1.Общефольклорные явления и национальное

 своеобразие русского фольклора.                                                          

      Само слово « фольклор» в переводе с английского означает народоведение, народознание. Это путь познания народа через народное творчество. Познание народа, а значит и самого себя. Недаром тех, кто отрывается от своих корней, сам народ называет « Иванами, не помнящими родства».

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах  поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культа и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнева, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Как и литература, фольклор – это явление развивающееся, прошедшее определенные стадии в своем развитии. Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей.  Классическая литература всегда заимствовала из фольклора не только сведения о народном быте и идеалах, но и темы, сюжеты, образы, поэтические приемы. Сегодня, в 21 веке, само слово «фольклор» может прозвучать довольно странно. Первоначальная цель работы – выделить особенности содержания , Для достижения цели были поставлены следующие задачи :

  1. Прочитать и проанализировать баллады В.А.Жуковского «Людмила» и  «Светлана».
  2. Изучить  теоретические основы  и жанровое своеобразие форм фольклора. Проанализировать и выявить насколько активно использует В.А.Жуковский  мотивы фольклора  в балладах.

        

  1. Провести анализ своей  деятельности  и результатов проделанного   с целью определения  перспектив  и практической значимости работы.

Фольклор- это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются  дети и сейчас.

Поэты и прозаики всегда интересовались фольклором как источником народной мифологии, как возможностью прикоснуться к « темным сторонам бытия». Обращение к фольклору обогащало литературу, часто именно фольклор помогал писателям в создании новых жанров, новых прозаических или поэтических форм. Фольклорные изобразительные средства, народные образность и символика, включение в текст народных обрядов и поверий создавало особую поэтическую атмосферу произведений.

Но фольклорные средства обогатили литературу не только с формальной стороны, они способствовали раскрытию ее идейного содержания. В фольклоре первоначальный текст  произведения почти всегда неизвестен, так как  неизвестен автор произведения. Текст передается из уст в уста и до наших дней доходит в том виде, в котором его записали писатели. Однако писатели пересказывают их по - своему, чтобы произведения было легко читать и понимать.

Примеры обращения писателей к традиционным фольклорным жанрам многочисленны. Чем это объяснить? Возможно, тем, что фольклор - самый древний вид творчества, таящий в себе неисследованные глубины

. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и другие. Главное здесь для поэта — успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский и здесь требует обуздания эгоистических желаний и страстей.
Его несчастная Людмила жестоко осуждена потому, что предается страсти, желанию быть во что бы то ни стало счастливой со своим милым. Любовная страсть и горечь утраты жениха так ослепляют ее, что она забывает о нравственных обязанностях по отношению к другим людям. Жуковский романтическими средствами стремится доказать, как неразумно и даже опасно для человека это эгоистичное желание собственного счастья вопреки всему:

«Гроб, откройся;
полно жить;
Дважды сердцу
не любить.»

Так восклицает обезумевшая от горя Людмила. Гроб открывается, и мертвец принимает Людмилу в свои объятия. Ужас героини страшен: каменеют, меркнут очи, кровь холодеет. И уже невозможно вернуть себе жизнь, так неразумно ею отвергнутую. Но страшная баллада Жуковского жизнелюбива. Поэт отдает предпочтение реальной жизни, несмотря на то что она посылает человеку суровые испытания.
Баллада «Светлана» по сюжету близка «Людмиле», но и глубоко отлична. Эта баллада — свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора». В ней повествуется о том, как девушка гадает о женихе: тот уехал далеко и долго не шлет вестей. И вдруг он является в очаровательном сне, навеянном гаданием. Милый зовет невесту венчаться, они скачут сквозь вьюгу на бешеных конях. Но жених неожиданно оборачивается мертвецом и едва не утаскивает невесту в могилу. Однако все заканчивается хорошо: наступает пробуждение, жених появляется наяву, живой, и совершается желанное, радостное венчание. Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит: он включает описание гаданий в «крещенский вечерок», примет и обычаев.

   Сам по себе, жанр «Светланы» , «Людмилы»- это баллады. Баллады, или балладные песни, произведения средней формы: они короче былин и длиннее лирических песен. Это стихотворный жанр. В балладах повествуется о событиях и поведении людей. Сюжеты их остроконфликтны. Конфликты носят, как правило, трагический характер. Психологическое содержание баллады весьма глубоко. Все это придает произведениям этого жанра большое эмоциональное напряжение. .

Жанр баллады не имеет состветствия  в русском фольклоре . Он возник на Западе (в Германии, в Англии). В  русском фольклоре  к балладе ближе  всего историческая песня , но в ней нет фантастики. Баллада без фантастики , таинственности , загадочности, легенды, предания, без исключительного , из ряда вон выходящего события невозможна. В  балладе что- то непонятное , пугающее, страшное, чаще всего чудесное, должно обязательно произойти.

Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» была написана в 1812 году. . В качестве свадебного подарка баллада посвящена племяннице Жуковского А. Протасовой. Стремление автора восполнить национальную русскую тем в поэзии увенчалось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колокольчик икона. Избушка. Использовал стиль народного сказочного повествования, зачин. Здесь фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях .  Отображена и этнографическая сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность.  Жуковский использует жанр баллады и особый слог («Раз в крещенский вечерок»), особые словосочетания («перстень золотой», «повода шелковы»), что придает произведению самобытность, схожесть с фольклором (в данном случае со сказкой).      

Глава 2.Исследования о приемах  использовании В.А. Жуковским  

 жанров фольклора   в балладах  «Светлана» и «Людмила».

 

  Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко и таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы.

      Начинается баллада описанием старинного девичьего гадания. В старину на Руси бытовало суеверное представление, что перед религиозным праздником Крещенья человеку открывается его будущая судьба. Но ко времени Жуковского гаданья в крещенские вечера стали своеобразной игрой, во время которой девушки гадали о женихах. Девушки бросали на улицу башмаки, и считалось, что та девушка первой выйдет замуж, чей башмак поднимет случайный прохожий. Девушки клали в большую чашу или блюдо с водой кольца и под пенье вынимали их по одному: под какую песню вынется кольцо – значит, в той песне и содержится намёк на будущую жизнь.

  Включив традиционный сюжет в новую форму, Жуковский связал балладу со сказкой, благодаря чему традиционные для баллады сюжетные клише оказались переосмысленными. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В сказке героя ждет заслуженная награда в конце пути, так происходит и в «Светлане». Чем заслужила «награду» героиня? Во-первых, своей преданностью, верностью, душевной стойкостью. Во-вторых, своей верой в Бога, к которому она постоянно обращается за душевной поддержкой

 («Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась...»).
    Божий Промысел, показывает поэт, охраняет живую душу, не дает ей погибнуть. Если та не отступает от истинной веры, на смену ночи приходит день - светлое время, наполненное красками и звуками: «...шумный бьет крылом петух...», «...снег на солнышке блестит, пар алеет тонкий...». В «Светлане» торжествует, в отличие от традиционных баллад, радостное и светлое восприятие жизни, побеждают народные начала, носителем которых выступает Светлана .

Автор в качестве художественных средств выразительности использует эпитеты - ярый, чистою, золотой, белый, круговой, святой. В балладе действие происходят ночью, а это значит все окутано чем-то мистическим.

Баллада - это стихотворный рассказ преимущественно фантастического или героико-исторического характера

« ...что  ж?..В избушке гроб ; накрыт

 белой запоной….

Спасов лик в ногах стоит;

Свечка пред иконой…»

. Стремление автора восполнить национальную русскую тему в поэзии увенчалось наибольшим успехом. Он дал совокупность примет русского национального стиля: зима, колокольчик, икона, избушка. Использовал стиль народного сказочного повествования, зачин.

 Характер фантастики в волшебных сказках  не всегда определяется точно . Обычно  говорят о « вымысле» . Но вымысел есть во всех жанрах фольклора. Начало волшебное  заключает так называемые  пережиточные моменты , и прежде всего религиозно-мифологические  воззрения  первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы , приписывание этим вещам  и явлениям магических свойств, различные религиозные культы, обычаи, обряды. Сказка полна мотивов , содержащих в себе веру в существование «потустороннего мира» и возможность  возвращения оттуда , представление о смерти , заключенной  в какой-либо материальный предмет.

 Здесь фольклорное начало отражено в традиционных для сказок словосочетаниях. Отображена и этнографическая сторона народного быта: праздник Крещения с его обрядами. В образе Светланы Жуковский впервые намечает характерные черты русского женского типа, как он его понимает: верность, покорность, поэтичность. Далее в балладу входит и лирическая тема, связанная с тоской по милому другу.  Приведены подлинные тексты гадальной песни в обработанном виде, с обращением к мифологическому кузнецу.

. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения - это один эпизод из жизни Светланы–гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором она видит мёртвого жениха.

Обряд – это строго определенные обычаями те или иные  действа. Назначение этих и многих других  обрядовых действ  - способствовать достижению какой-либо цели. В основе обрядов – реальные заботы  о хорошем  урожае, общем благополучии, слаженной семейной жизни.

    С новогодним праздником святок связаны всевозможные гадания, в том числе и гадания девушек с пением так называемых подблюдных песен.                Подблюдными назывались песни, исполняемые во время гаданий с помощью блюда.  Вечером девушки собирались в какой-нибудь избе, устилали стол белой скатертью, ставили на него блюдо с чистою водой. Каждая девушка опускала в воду какую-нибудь вещь (чаще всего серьги, кольцо или другие украшения), и блюдо накрывали платком. Затем девушки усаживались около стола и начинали петь песни.

   Во время пения подблюдных песен одна из девушек (чаще всего – не принимающая участия в гадании) с закрытыми глазами доставала по одному положенные в блюдо предметы. К той, чей предмет доставался, и относилось содержание исполняемой в это время песне.

   Подблюдные песни были очень небольшими по  обьему – от четырех до десяти  стихов. Основу их содержания составлял какой- нибудь образ, имеющий магически- символическое значение. Так, на основе бытовой разработки образа кольца, являющегося символом любви и брака, создавалась подблюдная песня .

Девушка, вещица которой во время исполнения  этой песни доставалась из блюда , по поверию должна выйти замуж  в наступающем году. В балладу В.И.Жуковского «Светлана» включено описание как раз таких подблюдных песен:

«   В чашу с чистою водой

   Клали перстень золотой,

   Серьги изумрудны;

   Расстилали белый плат

   И над чашей пели в лад

   Песенки подблюдны.»

   Автор использует эти песни для вступления и для создания особой, «сказочной» атмосферы, которая пропитана фольклорными традициями и обычаями.

Специфика образного содержания подблюдных песен  в том , что в них  причудливо сочетаются мир   реальный  и мир идеальный .

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью. Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности, аллегорий и иносказаний на примере произведений русской литературы XIX века, а также мировой литературы XX века. Есть ли какие-то различия во взглядах на феномен сна и сновидений у писателей России, Японии и Латинской Америки? Этот вопрос исследуется в работе наряду с другими вопросами, так или иначе затрагивающими тему исследования.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, сверхъестественному и загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порождённого творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны только те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. При этом учитывалась не только содержательная сторона снов, но и публицистическая, идейная направленность.

Проблематика сновидений, использованных в произведениях художественной литературы, широка и разнообразна. Часть из них имеет ярко выраженную политическую окраску, в других случаях сны помогают глубже понять субъективные переживания героев, есть сны-иносказания, а иногда сон выступает в произведении как средство, помогающее сделать текст более занимательным. Но как бы то ни было, сны в художественной литературе всегда служат для того, чтобы ярче отразить связь творческой фантазии писателя с реальной жизнью.

Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способных передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличала характерная для романтиков устремлённость в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни.

. Романтизм баллады — в условном пейзаже, необычном происшествии, в указании на то, что главное и вечное — в каком-то ином мире, а земная жизнь кратковременна и призрачна.

С образом Светланы В.А. Жуковский связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в этой балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто её “милый друг — мертвец”. Светлана не может разобрать его сути, но очень боится этого ужасного, грозного сна. Сам же автор даёт ответ в своей балладе: “...здесь несчастье — лживый сон, счастье — пробужденье”. Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике о том, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а всё остальное — ложь и обман.

    Девушки веселятся, только Светлана грустна (ведь от ее суженого «вести нет»). Во имя любви героиня решается испытать судьбу и приступает к гаданию. Для нее это становится тяжелым испытанием: она остается наедине с неведомыми силами и охвачена страхом:
    Робость в ней волнует грудь,
    Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи...
    Но вот слышится стук замка, а затем «тихий, легкий шепот». Суженый вернулся, он зовет героиню в церковь, и Светлана без колебаний отправляется в путь со своим мнимым женихом.
    В фольклорной традиции образ дороги связан с представлениями о жизненном пути. Так и в «Светлане» дорога символизирует жизненный путь героини - от венца до могилы. Но этот путь Светлана совершает с неподлинным суженым, чем и объясняются ее смутные, тревожные предчувствия, дрожь ее «вещего» сердца».

« Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный  вран свистя крылом,

Вьется над санями;

 Одинокая, впотьмах,

Брошена от друга,

…В страшных девица местах;

Вкруг метель и вьюга».
    Кони мчатся сквозь метель и вьюгу по заснеженной и безлюдной степи. Все пророчит беду, говорит о присутствии злых сил: белый снег (ассоциирующийся с покрывалом смерти - саваном), черный ворон, мерцание луны. Дважды упоминается и о гробе - явном знаке смерти. Светлана и ее «жених» скачут сначала в Божий храм, а затем в «мирный уголок», «хижинку под снегом» (метафора могилы). «Жених» исчезает, а Светлана остается наедине с безвестным мертвецом и предчувствует близкую смерть: «Что же девица?.. Дрожит... Гибель близко...»
    Кульминационным событием становится сцена внезапного «оживления» мертвеца («Простонав, заскрежетал страшно он зубами...»), в котором героиня узнает своего жениха. Однако уже в следующее мгновение она, очнувшись ото сна, сидит в своей светлице у зеркала (перед которым начиналось гадание). Ужас пережитого позади, а героиня вознаграждена и за свои страхи, и за свою готовность последовать за любимым в безвестную даль: раздается звон колокольчика, и реальный, живой жених Светланы - статный и «любезный» - подходит к крыльцу...
    Включив традиционный сюжет в новую форму, поэт связал балладу со сказкой, благодаря чему традиционные для баллады сюжетныe клише оказались переосмысленными. В частности, образ дороги типичен и для баллады, и для сказки. В сказке героя ждет заслуженная награда в конце пути, так происходит и в «Светлане». Чем заслужила «награду» героиня? Во-первых, своей преданностью, верностью, душевной стойкостью. Во-вторых, своей верой в Бога, к которому она постоянно обращается за душевной поддержкой («Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась...»).

Баллада не только рассказала об эпизоде из жизни юного существа, но представила ее внутренний мир. Вся баллада полна жизни, движения и внутреннего, и внешнего, какой-то девичьей суеты. Душевный мир Светланы также полон движений. Она то отказывается от крещенских игр, то соглашается присоединиться к гадающим; она и боится, и надеется получить- желанную весть, и во сне ее одолевают те же чувства: страх, надежда, тревога, доверие..к жениху. Ее чувства предельно напряжены, ощущения обострены, сердце на все, отзывается. Баллада написана в стремительном ритме: балладные кони мчатся, девушка с женихом мчится на них, и сердце ее разрывается.
Интересна в балладе «Светлана» и цветовая гамма. Белым цветом пронизан весь текст: это прежде всего снег, образ которого возникает сразу же, с первых строк, снег, который снится Светлане, вьюга над санями, метелица кругом. Далее — это белый платок, используемый во время гадания, стол, покрытый белой скатертью, белоснежная голубка и даже снежное полотно, которым накрыт мертвец. Белый цвет ассоциируется с именем героини: Светлана, светлая, а: по-народному — свет белый. У Жуковского здесь белый цвет, несомненно, символ чистоты и непорочности.
Второй контрастный цвет в балладе не черный, а скорее темный: темно в зеркале, темна даль дороги, по которой мчатся кони. Черный цвет страшной балладной ночи, ночи преступлений и наказаний, в этой балладе смягчен, высветлен.

Заключение. Выводы.
Итак,  на  примере лучших и главных  баллад В. А. Жуковского мы  пытались разобрать   основные принципы жанра баллады, Надо сказать, что и после Жуковского к этому жанру активно обращались русские писатели: это и А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (1822), и М. Ю. Лермонтов «Воздушный корабль» (1828), «Русалка» (1836), и А. Толстой «Василий Шибанем» (1840)

Проведенная работа позволяет расширить наши представления о устном народном творчестве, свидетельствует о большом жанровом многообразии фольклора и его использовании в литературе.

Таким образом, в произведениях  В.А.Жуковского мы наблюдаем  использование жанрового многообразия русского фольклора : семейно-бытовой и  календарно-обрядовой поэзии, заговоров, сказок, преданий, легенд, исторических и балладных песен..

В балладном мире природа не хочет вбирать   в себя зло, сохранять его, она уничтожает его, уносит навсегда из мира бытия. Балладный мир Жуковского утверждает: в жизни часто совершается поединок добра и зла. В конечном счете всегда побеждает добро, высокое нравственное начале. Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладах Жуковского состоит в торжестве нравственного закона.

 Считаем, что материалы данной  работы можно использовать на уроках литературы по теме «Фольклор» .Кроме того , фольклорные традиции  помогут  глубже  понять произведения русской классической  и современной литературы.

Список литературы.

                                                                                                                                                                   

1.Кравцов Н.И.  Русское устное народное  творчество. М., 1983.

2.Веселовский А.Н. Поэтическое воззрение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Раз в крещенский вечерок" В. А. Жуковский баллада "Светлана"

Данная презентация может быть использована на уроках литературы по программе Кутузова при изучении темы "Литературная баллада. Баллады В. А. Жуковского"...

В.А. Жуковский. Баллада "Светлана"

Цель урока- познакомить учащихся с творчеством Жуковского, рассмотреть народность и поэтичность баллады «Светлана», способствовать постижению своеобразия художественного мира Жуковского: тончайший пси...

Урок по литературе "В. А. Жуковский. Баллада "Светлана"

Урок по литературе в 6 классе на тему: "В.А.Жуковский. Баллада "Светлана"...

Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «Светлана»).

Урок 3 «Здесь несчастье – лживыйКОНСПЕКТЫЛитература 6 класс Урок 3 «Здесь несчастье – лживый сон; счастье – пробужденье» (В.А. Жуковский и его баллада «С...