"В.А. Жуковский. Слово о поэте. Романтическая баллада "Светлана"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кузнецова Светлана Николаевна

Урок литературы в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanr_ballady_v.a._zhukovskogo.docx27.05 КБ

Предварительный просмотр:

                   2. Описание разработки.

Ф.И.О и должность автора: Кузнецова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МОУ СОШ №11 г. Ейска, Краснодарский край

Предметная область: русский язык и литература

Краткая аннотация урока/занятия:

Класс : 6

Тема : В.А. Жуковский

Тема урока/занятия: Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Анализ баллады «Светлана»

Тип урока/занятия: комбинированный

Цели урока/занятия: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; определить национальные особенности в романтической балладе В.А. Жуковского «Светлана»; закрепить знания жанровых признаков баллады на примере баллады «Светлана»; развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать полученную информацию, обобщать; воспитывать интерес и любовь к русской литературе.

Задачи урока/занятия:

образовательная: начать работу над умением выявлять авторское отношение к героям; учиться обосновывать оценку прочитанного;

развивающая: продолжить формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать;

воспитательная: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

- сформированность представлений о жанре баллада и жанровых признаков на примере баллады «Светлана»

- формирование навыка работа с художественным текстом

-развитие навыка работы в паре и самостоятельно

Формы организации работы детей: коллективная, парная, индивидуальная

Формы организации работы учителя: работа с опорными словами, работа с определением вводимых понятий, итнерактивный режим, формы работ по технологии развития критического мышления.

Технологические особенности

Технические условия

Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Panasonic UB-T780

Используемые функции программного обеспечения интерактивной доски: Выделение объектов, пометки и записи поверх выводимых на экран изображений, мультимедийная презентация.

Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: «Фрагмент учебного фильма о надписи Жуковского на своем портрете (№203789);«Иллюстрация к балладе «Светлана» (№ 205141); «Гадания (№151344)».

Используемые ресурсы из других общедоступных источников

3. Описание урока

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Тема урока: Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Анализ баллады «Светлана».

УМК: «Литература», Г.С. Меркин.

Цели урока: познакомиться с личностью поэта, с его ролью в развитии русской литературы; определить национальные особенности в романтической балладе В.А. Жуковского «Светлана»; закрепить знания жанровых признаков баллады на примере баллады «Светлана»; развивать навык работы с художественным текстом, умение анализировать полученную информацию, обобщать; воспитывать интерес и любовь к русской литературе.

Задачи:

образовательная: начать работу над умением выявлять авторское отношение к героям; учиться обосновывать оценку прочитанного;

развивающая: продолжить формирование умения выделять главное, сравнивать, анализировать;

воспитательная: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества.

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: аналитическая беседа; самостоятельная работа; работа в паре;

План урока:

  1. Организационный момент. (1-2 мин.)
  2. Вступительное слово учителя. Рассказ о жизни поэта. (4 мин.)
  3. Стадия вызова. (10 мин.)
  4. Стадия осмысления. (20 мин.)
  5. Стадия рефлексии. (7 мин.)
  6. Домашнее задание. (1 мин.)

Оборудование: портрет В.А. Жуковского; выставка печатных изданий по творчеству В.А. Жуковского; интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Рассказ о жизни поэта.

  В.Г. Белинский называл его «Литературным Колумбом Руси». А.С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да каким еще!». А Г.А. Гуковский писал: «Он открыл русской поэзии душу человеческую». Как вы думаете, о ком все эти слова? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся.) (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайда № 1)

  Действительно, эти слова о В.А. Жуковском. Удивительном человеке. Поэте. Переводчике. Государственном деятеле. (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайдов № 3,4)

  1. Стадия вызова.

  Давайте посмотрим, что вы еще знаете о Жуковском. Вспомните моменты его жизни по опорным словам.

  (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация опорных слов на слайдах № 5,6,7. 1 вариант ведения работы:ответы детей, одновременно делаются записи в тетради. 2 вариант – использование интерактивой доски: один из учащихся делает записи в свободных овалах, характеризующие определенные моменты биографии В.А. Жуковского. Можно провести также самостоятельную работу.) Проверка работы. (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайда № 8.) (использование интерактивной доски и ресурса Единой коллекции ЦОР «Фрагмент учебного фильма о надписи Жуковского на своем портрете (№203789)»

 Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского – это тема нашего урока. (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайда № 9.)

А что такое баллада? Каковы особенности романтической баллады В.А. Жуковского «Светлана»? Ответить на эти вопросы и  будет целью нашего урока.

 (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайдов «Словарь литературоведческих терминов».)

 По словам Белинского, Жуковский вдохнул душу в русскую поэзию.

 Поэзия Жуковского богата лирическими произведениями разных жанров: элегиями, песнями, романсами, посланиями. В то же время в ней широко представлены жанры лироэпические и эпические: баллады, поэмы, повести в стихах.

 Жуковский, как правило, брал чужие сюжеты. Лишь немногие баллады поэта оригинальны по замыслу. Но, «присваивая» вошедшие в литературный обиход сюжеты, поэт их преобразовывал на свой лад. Среди баллад Жуковского обычно выделяют три разновидности:

  • русские – «Людмила», «Светлана», «Двенадцать спящих дев» и др.;
  • рыцарские – «Эолова арфа», «Кубок», «Рыцарь Тогенбург», «Суд божий над епископом» и др.;
  • античные – «Ахилл», «Ивиковы журавли» и др.

 Поэзия Жуковского открыла русскому читателю романтический мир таинственных преданий, она проникнута гуманизмом и стремлением к нравственному совершенству.

(Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайдов № 10,11.)

 А как вы понимаете это словосочетание – «романтический мир»? Запишите ассоциации, возникшие у вас при этих словах. (Делаются записи в тетради.) 

 Послушайте своих одноклассников и допишите то, что вам кажется интересным.

3. Стадия осмысления.

 А сейчас я предлагаю вам прослушать балладу «Светлана» (читает учитель) и окунуться в ее «романтический мир».

 Предлагаю вам поработать со схемой 1, слайд №13 («Тонкие» и «толстые» вопросы) и составить вопросы, которые захотите задать после прослушивания баллады.

  Учитель читает балладу «Светлана», учащиеся составляют вопросы.

Давайте послушаем ваши вопросы. (2 – 3 человека.)

У меня тоже возникли вопросы.

- Какие чувства вызвала у вас баллада? Почему?

- Как построена баллада?

  Использование интерактивной доски, слайд № 14(тренажер «Расположите события баллады «Светлана» в правильном порядке»).

- Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку.

(Демонстрация слайда №15)

- О чем говорится в самом начале баллады? Что вы знаете о гаданиях?

(Ответы учащихся, демонстрация  с использованием интерактивной доски и ресурса Единой коллекции ЦОР «Гадания (№151344)»

 Характер Светланы слагается под влиянием народной нравственности. Светлану окружает простонародный быт, действие баллады открывается святочным гаданием. Собравшиеся подружки поют «песенки подлюдны». Жуковский широко вводит в балладу фольклорные элементы, приметы старины, зимний русский пейзаж. Мотив ожидания суженого поддержан национальными обычаями и верованиями. Народный колорит отражает стойкость героини и окрашивает ее романтическую любовь в исконно «русские» тона.

- Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приемами это достигается?

- Найдите строчки, с которых начинается сон Светланы. Каков смысл сна как вставного эпизода?

- Как содержание сна распространяется на дальнейшее развитие сюжета баллады?

- Чем заканчивается баллада и в чем смысл такого финала? (Использование интерактивной доски для мультимедийной презентации. Демонстрация слайда № 18. Ресурс Единой коллекции ЦОР «Иллюстрация к балладе «Светлана» (№ 205141)

 Светлана, несмотря на душевные муки, осталась верна своему чувству, поэтому поэт заключил балладу счастливым концом, даровав своей героине земную любовь.

 Человек, как бы хочет сказать Жуковский, поступает по своей воле, но за ней стоит нечто большее. В мире добрые силы борются со злыми, и душа становится полем их битвы. Поэтому совсем не безразлично, что движет человеком, влекут ли его суетные соблазны или благородные помыслы. Как бы ни была предопределена человеческая судьба, выбор дороги зависит и от самой личности.

- Как автор относится к своей героине? (Работа с кластерами.) В нижние овалы вписать слова и словосочетания из текста, характеризующие героиню. (Демонстрация слайда №19. Можно делать записи поверх выводимых на экран изображений.)

- Как вы считаете, заслужила ли героиня свое счастье?

- В чем новаторство В.А. Жуковсково в развитии жанра баллады? (Демонстрация слайда №20).

4. Стадия рефлексии.

- Вернемся к целям  урока. (Демонстрация слайда №21.)

Вопросы к классу:

- Смогли ли мы решить эти цели?

- Как вы оцениваете нашу работу на уроке?

- Что удалось, а что нет?

 Творческая работа (ученики уже знакомы с данной работой).

 - Попробуйте составить синквейн, начав со слова баллада (самостоятельная работа в парах. Алгоритм составления синквейна представлен на слайде №22).

Озвучивание работ желающих.

 Домашнее задание.

1) Сделать иллюстрацию к балладе «Светлана».

2) Подготовить выразительное чтение любого другого перевода Жуковского на выбор.

3) Ответить письменно на вопрос: «Заслужила ли героиня баллады В.А. Жуковского «Светлана» свое счастье?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."

Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы....

Брюсов Валерий Яковлевич. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова.

Цель урока: дать понятие о символизме; кратко охарактеризовать творчество основоположников русского символизма; дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения «младосимволистов». Показать значени...

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Конспект урока по литературе в 6 классе на тему "Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. "Листья". Особенности изображения природы в лирике поэта"

Данный материал предназначен для учителей литературы. Урок входит в раздел "Из русской литературы 19 века"...