«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о биографических данных и творческих направлениях С. А. Есенина.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сызранский филиал

ГБС(К)ОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».

Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

АВТОР Напалкова Татьяна Федоровна, учитель

г. Сызрань

2013 г.


Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы.

Тема урока : «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».

Цель: Обобщение знаний учащихся о биографических данных и творческих направлениях С. А. Есенина.

Задачи:

Образовательные :систематизировать знания учащихся о различных периодах жизни С.А.Есенина, влиянии деревенской жизни на творчество поэта.

Коррекционно-развивающие: активизировать пассивный словарь учащихся, развивать выразительность речи, произвольное внимание и точность воспроизведения.

Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к творчеству С. А. Есенина.

Оборудование и материалы: портрет поэта, выставка его произведений, презентация о Сергее Есенине, оборудованный уголок «русской избы», русские костюмы для учащихся, стихи и романсы на слова поэта в грамзаписи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Учитель: Наш урок проходит в необычной обстановке, в компьютерном классе. С правилами работы за компьютером вы знакомы; я лишь напомню о том, что на этом уроке отвечать на вопросы учителя можно сидя, рассматривая изображение на экране. Но отвечайте громко, чтобы вас слышали ученики и все присутствующие.

II.Работа над темой:

1. Вступительная беседа учителя:

«О, Русь, взмахни крылами,

  Поставь иную крепь!

  С иными именами

  Встаёт иная степь!»

-Кому принадлежат эти строки? (Ответы учащихся).

-Верно, эти строки поэт написал о себе и молодых друзьях поэтах, которые с большой любовью, вдохновением прославляют в своём поэтическом творчестве свободную, великую, красивую, « с деревенским отливом» Русь.

2. Сообщение темы:

-Сегодня наш разговор посвящён творчеству великого мастера пера Сергею Есенину.

3. Беседа с учащимися с использованием презентации о поэте:

Учитель: Сергей Есенин – великий русский поэт, его имя в ряду гениев русской литературы Пушкина, Лермонтова, Блока занимает особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин один из самых читаемых поэтов в России, его стихи знают, любят и помнят наши дедушки и бабушки, папы и мамы, их изучаем и мы.

Поэзия Есенина… Чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Истоки своей поэзии он видел в жизни русской деревни, в богатом духовном мире русских крестьян, среди которых он вырос. Поэтому давайте с помощью видео – журнала совершим заочное путешествие на родину поэта и вспомним, как прошли детство и юность поэта, чтобы увидеть, как зародилась неугасимая любовь Сергея Есенина к Родине, её природе, народу.

-Посмотрим на первую страницу журнала:

-Назовите годы жизни поэта. Место в России, где родился Сергей Есенин. (Ответы учащихся).

-Перелистываем страницу. Что мы видим на этой странице?

(Ответы учащихся: дом, где родился и вырос поэт. Около дома берёза, поодаль – тополя).

-Какие можете назвать стихи поэта, которые он посвятил этим деревьям? (Ответы учащихся).

-Заглянем в этот дом на следующей странице. Что мы здесь видим? (Ответы учащихся: комната поэта, старинные часы, предметы мебели, гардероба).

-Что сейчас в этом доме? (Дом – музей поэта, библиотека).

-Перелистываем страницу. Кого вы увидели на этой фотографии? (Родители поэта).

-Как поэт говорит о своём происхождении? (Ответы учащихся из автобиографических данных).

-Расскажите, как прошло детство С. Есенина? (Ответы учащихся).

-Открываем следующую страницу журнала. Что увидели на экране?

(Ответы учащихся: сельская школа, класс, где учился Сергей Есенин).

-Перелистываем страницу. Что изображено на этой фотографии?

(Ответы учащихся: церковь, куда по воскресеньям водил дед маленького Сергея молиться Богу).

-Вспомните, как С. Есенин в автобиографии рассказывает о своих первых стихах? О каких событиях своей жизни он в них писал? (Ответы учащихся).

-Перелистываем страницу журнала. Здесь мы видим Сергея Есенина юношей. Что можете сказать об этой фотографии? (Ответы учащихся: Есенин приехал получать образование в Москву.

-В этот период  поэт издаёт свой первый сборник стихов. Какие стихи сюда вошли? Какова была оценка читателей? (Ответы учащихся).

-Заглянем на следующую страницу. С кем видим С.Есенина на этой фотографии? (Ответы учащихся).

-Каких великих поэтов С Есенин считал учителями в поэтическом творчестве? (Ответы учащихся).

-Перелистываем страницу журнала. Мы видим рукопись С. Есенина. Здесь записано автором стихотворение, посвящённое

А. С. Пушкину. Он сравнивает свою жизнь с жизнью А. С. Пушкина, потому что А. С. Пушкин тоже вырос с няней и с ранних лет слушал народные сказки. В этом стихотворении С. Есенин говорит о том ,что он ещё долго будет воспевать в своём творчестве любимую Родину.

4.Пауза отдыха.

) Сейчас выйдем из-за рабочих столов, соберёмся в центре зала. Подведём итог нашему разговору. Почему деревенский паренёк в кепке (каким мы видели его на фотографии) стал великим поэтом России? Как оценивает поэт своё творчество? (Ответы учащихся)

Учитель обобщает ответы учащихся и зачитывает эпиграф к уроку, помещённый на доске: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

-Назовите, какие стихи поэта вы знаете? (Ответы учащихся).

-Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви Родине. Даже когда он был вдалеке от неё, чувство тоски по родному краю не покидало его.

-Я предлагаю вернуться за столы и послушать уникальную запись: голос Сергея Есенина. Он читает своё стихотворение «Я покинул родимый дом». Послушайте, как поэт читает стихи – задушевно, нараспев, как русский народ слагал и рассказывал сказания, былины, песни.

-Стихи С. Есенина имеют мировую славу. Певцы исполняют романсы, написанные композиторами на его стихи, мастера слова читают его стихи на сценах театров. Я предлагаю послушать в исполнении актёра Валерия Золотухина стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная!». Вы знакомы с его содержанием. Обращаю ваше внимание на выразительное чтение стиха актёром. (Прослушивание в грамзаписи).

5.Чтение учащимися стихов С. Есенина.

-А сейчас я приглашаю вас в этот замечательный есенинский уголок «русской избы» (оборудован на другой половине класса) и почитать его стихи.

-Какие стихи С. Есенина, показывающие любовь поэта к Родине, родному краю, земле, к своим родным вы подготовили к этому уроку и хотели бы сейчас прочесть?

Дима Китаев читает стихотворение «Топи да болота…»

-С помощью каких слов автор передаёт в этом стихотворении звуки природы? Почему автор говорит о своём крае «забытый, родной». (Ответы учащихся).

Вова Чернышов читает стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…»

-Какими словами в этом стихотворении автор выражает мысль: «Родину разлюбить нельзя»? (Ответы учащихся).

-Особое место в творчестве С. Есенина занимает образ русской природы. Поэта не зря называли волшебником русской природы.

Аня Землянская читает стихотворение «О, Русь, малиновое поле…».

-В чём видит поэт  красоту русской земли? (Ответы учащихся).

Маша Попкова читает стихотворение «Ночь».

-Какие слова и образные выражения использует поэт при описании летней ночи? (Ответы учащихся).

Женя Кузнецов читает стихотворение «Задремали звёзды золотые…».

-Какими словами поэт передаёт восторженную радость наступившего утра?(Ответы учащихся).

-В каком стихотворении С. Есенин передал особую любовь, красоту природы с помощью традиционного народного образа русской берёзы? (Ответы детей).

Вася Гаранин читает стихотворение  «Берёза».

-Назовите стихи, в которых автор рассказывает о своих чувствах к матери, к родным? (Ответы учащихся).

Таня Нестерова читает стихотворение «Письмо к матери».

-Какими словами говорит поэт о любви к своей матери? (Ответы учащихся).

-А сейчас послушайте Таню Шуваткину. Она прочтёт стихотворение «В зимний вечер по задворкам…» Здесь автор описывает те чувства, которые он испытывает к своему творчеству.

-Прослушав это стихотворение, можно ли сказать, что любовь к поэзии у С. Есенина возникла в те далёкие зимние вечера? (Ответы учащихся)

-Как вы знаете, что у С. Есенина есть стихи, в которых он воспевает любовь к женщине. Одно из таких стихотворений прочтёт Люба Фокина « Под окошком месяц, под окошком ветер…».

-Ребята, сегодня на уроке, посвящённом творчеству С. Есенина, мы получили заряд лирического вдохновения, бодрости от творчества замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. С его стихами мы ещё встретимся на страницах книг, представленных на этой выставке. Познакомиться с этой выставкой можно будет после урока.

 III Подведение итогов.

-Все ребята активно отвечали на вопросы и старались выразительно читать стихи, выученные к этому уроку наизусть. (Выставление оценок).

IY. Заключение.

Сейчас я предлагаю прослушать романс « Отговорила роща золотая» на стихи С. Есенина, а домашнее задание будет таковым: «Отразить в рисунках те чувства, которые вызвали у вас стихи и песни Сергея Есенина».

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 7 классе. Тема: "Обыкновенные дроби"

Данная разработка предназначена для обучающихся 7специального класса. Содержит конспект урока....

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по теме: "Нанайская народная сказка "АЙОГА"

Данная разработка содержит презентацию, конспект урока, раздаточный материал для учеников....

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.

Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есе...

Использование метода проектов на уроках письма и чтения в коррекционной школе

•Проект по чтению и развитию речи «Мир вокруг нас»;•Проект по письму и развитию речи «Правила русского языка»;•Проект по чтению и развитию речи «Расскажем нашим детям о войне»...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе"

Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью требуют от педагогов повышения эффективности учебного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях. Эффективность и каче...