Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока используется презентация, послушивание музыкальных произведений, работа с репродукциями картин. Предлагаемый на уроке материал соответствует возрасту учащихся, их способностям и жизненному опыту.  

 Реализация поставленных задач происходит на уроке в процессе меняющихся учебных ситуаций и в использовании разных методических приёмов. Форма и методы урока способствуют  появлению у учащихся интереса к чтению и воспитывают потребность в знаниях.

Несмотря на интенсивность учебной деятельности учащихся на уроке, сочетание разных форм обучения - индивидуальной, групповой, фронтальной - позволяет  каждому  ученику получить отметку за работу, обеспечивает сотрудничество между учениками, способствует включению каждого ученика в деятельность по достижению цели.

Подобранные задания на уроке способствуют достижению поставленных задач, обеспечивают эффективность методов обучения и соответствуют содержанию учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_zima.docx51.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «ЗИМА».

 

       ЦЕЛЬ: обобщить, систематизировать полученные учащимися  знания по теме «Зима сравни».  

       ЗАДАЧИ:

  • прививать интерес к чтению художественной литературы;
  • показать учащимся красоту зимней природы различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения и рассказывания, развивать речь учащихся;
  • развить умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать любовь к   родной природе, бережное отношение к ней.

 МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА: словесный (беседа),  практические (исполнение стихов, создание картины под музыку и стихотворение), самостоятельная работа.

 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, коррекционно-развивающие, игровые, нетрадиционная терапия (музыкотерапия, цветотерапия).

ТИП: интегрированный урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, рисунки учащихся к изученным произведениям,   карточки с индивидуальными заданиями, запись МР3 П.И.Чайковский «Декабрь», мелодия «Музыка без слов». учебник  чтения для 5 класса,;принадлежности для рисования: альбомные листы; акварельные краски; кисточка широкая; стаканчики для воды; куски восковых свечей.

ХОД УРОКА:

ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Организационный момент

- Всё ли на месте, все ли на местах?

- Улыбнитесь друг другу и за дело.

Чтобы наш урок прошел успешно, давайте  пожелаем друг другу что-то приятное.

«Пожелай мне»

II. Сообщение темы урока.                                                                                              

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся  в гости  … К кому?  Сейчас вы подскажите нам.                                        Слайд

- Выберите буквы, которые не повторяются, и вы узнаете тему урока.       Слайд

- Сегодня на уроке мы повторим произведения, изученные нами по теме «Зима».

III. Постановка учебной задачи.

- Поднимите руку те, кто любит зиму?

- Зима - самое загадочное время года. Она дарит нам любимые праздники, весёлые игры, волшебные сказки длинными, таинственными вечерами.

- Итак, мы отправляемся в гости к Зиме,  чтобы понаблюдать, как поэты, писатели, художники показывают нам красоту зимы.

КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ  ЭТАП

         

 I.Упражнения на закрепление изученного материала.

- Вспомните с какими произведениями мы познакомились в разделе «Зима».

  1. КОНКУРС «Соедини автора и его произведение»

У вас на карточках даны названия произведений которые мы изучали и фамилии авторов. Правильно соедините фамилию автора и его произведение.

Поёт зима – аукает                    А.С.Пушкин

Всяк по-своему…                      Ф.И.Тютчев

К зиме

Декабрь                                        С.А.Есенин

Берёза                                           Г.А.Скребицкий

Чародейкою Зимою                    К. Бальмонт

Зимняя дорога

Фронтальная проверка .

2.    Ф.И.ТЮТЧЕВ «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ»

 - Скажите, в каком произведении мы встречаемся с чудесами, которые совершает в природе волшебница- зима? И как автор называет зиму?  

 - Кто автор этого стихотворения?                                                                          Слайд

- Давайте расскажем это стихотворение хором.

- Почему Ф.И.Тютчев назвал зиму «чародейкою»?

- Какое волшебство она совершила?                                                                     Слайды 2

 - Какой вы представляли себе зиму, слушая стихотворение?                          

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

(весёлое, грустное, загадочное, сказочное, равнодушное, тревожное)            Слайд

- Поэты и  писатели передают нам свои мысли и настроение с помощью слова. А с помощью чего передают настроение природы художники?

- Ребята, посмотрите картины известных художников и скажите, какая из этих картин могла бы стать иллюстрацией к стихотворению?

 Слайды 3

   Учащиеся просматривают репродукции картин известных художников и выбирают наиболее подходящую к стихотворению «Зима».                                          

- Почему вы выбрали именно эту картину?                                                              

Ответы учащихся.

2.   Г.А.СКРЕБИЦКИЙ «ДЕКАБРЬ».

- А мы продолжаем прогуливаться пот зимнему лесу.  

И сейчас по фотографиям и картинкам попробуем узнать,  какие произведения они иллюстрируют.                                                                                                        Слайд

 - Ребята, посмотрите на фотографию с изображением зимнего леса и скажите, к какому рассказу относятся эти картины природы.

Учащиеся просматривают фото в презентации.

- Эти фотографии могут стать иллюстрациями к рассказу Георгия Алексеевича Скребицкого «Декабрь».                                                                                         Слайд

- Найдите в тексте и прочитайте, о каких изменениях в природе рассказал нам писатель?

- Какие звуки можно услышать зимой? (скрип снега, шум ветра, вой метели)

- Как вы думаете, ребята, можно ли звуками выразить красоту зимней природы?

- Сейчас прозвучит музыкальное произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которое называется «Декабрь». Вы его внимательно послушайте и  подумайте,  какие картины природы вы представляете?

Слушание музыкального произведения «Декабрь».

- Вам понравилась музыка?

- Какие картины вы представили?

- Расскажите, какую зиму видят композитор и писатель?                                       Слайд  

- Какие из этих слов употреблены в переносном значении?

(сонная, сверкающая, морозная, молчаливая, солнечная, тихая, спокойная, веселая)

3.  К.БАЛЬМОНТ «К ЗИМЕ»

- Иногда нам кажется, что природа зимой одинаковая: много снега, холод и ветер. А если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что зимний  день тоже бывает разный. Иногда он пасмурный, хмурый, морозный, ветреный, но вот наступает оттепель, и природа становится сверкающей, солнечной, звонкой.А сколько весёлых развлечений дарит нам зима! Ребята, назовите зимние забавы.

- Какое настроение испытываете вы, когда катаетесь с горки или на коньках скользите по льду?

- Как называется стихотворение, в котором автор передал весёлое настроение от ожидания зимы?

- Сейчас мы прочитаем это стихотворение хором. Помните, чтобы чтение хором получилось красивым, надо уметь слушать друг друга.

Учащиеся читают стихотворение наизусть.

ФИЗМИНУТКА.

Дети выходят к доске и встают полукругом.

- Послушайте и отгадайте загадки о весёлых зимних развлечениях. А отгадку мы будем показывать.

  Загадки о зимних забавах.  Читают дети – проверка чтения незнакомого текста

По сугробам возле речки
Едут длинные дощечки,
Ищут горочки повыше.                                                                Слайд
Назови дощечки! (Лыжи)

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.                                                                  Слайд
Кто несет меня? ... (Коньки)

Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду
Через двор коня веду,                                                                  Слайд
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу.

Снежный шарик сделать можно,
Это ведь совсем не сложно!
Лепим мы не пирожки:                                                                 Слайд
Для игры нужны… (снежки)

Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг                                                                Слайд
Получился …
(Снеговик) 

4. Г. СКРЕБИЦКИЙ «ВСЯК ПО-СВОЕМУ».

- Мы продолжаем наслаждаться удивительной красотой зимнего леса,а ведь, несмотря на кажущийся покой, в лесу продолжается жизнь. Кого же можно увидеть в зимнем лесу?

 - К каком у произведению подходит это фото?                                  Слайды  2

- О каком   животном написал рассказ Георгий Скребицкий?

- Как называется этот рассказ? («Всяк по-своему»)

 Работа с текстом.

- Найдите и прочитайте:

                  Каким стал зайчик с наступлением зимы?                            Слайд

                  Почему он радовался зиме?

   Дайте молча правильный ответ на вопросы:

1. На какое произведение устного народного творчества похож  этот рассказ?

  • пословица
  • сказка
  • загадка

   2.Чему научился зайчишка у лосей?

  • бегать по сугробам
  • добывать еду
  • смотреть по сторонам

   3.Чему научился заяц у тетеревов?

  • обрывать серёжки
  • рыть снежную норку
  • бегать по лесной поляне

5. С.А.ЕСЕНИН «ПОЁТ ЗИМА – АУКАЕТ».

- Вспомните, как называется стихотворение, в котором главные герои – это зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна?

- Это стихотворение «Поёт зима – аукает».

- Кто автор этого стихотворения?                                                                Слайд

 - Прочитайте в тексте, как автор описывает воробышков. Какие они?

- Как живётся птицам зимой?

- А можете ли вы помочь птицам пережить суровую зиму?

-Как человек помогает птицам пережить трудную зиму?

-Поднимите руки, у кого есть кормушки?   (Очень легко сделать из пакета, из пластмассовой бутылки)

                       

Вы кормушку смастерили,

Вы столовую открыли.

 - С поведением воробышков зимой связаны разные приметы. Составьте и прочитайте одну из этих примет.                                                                                              Слайд

6. . А.С.ПУШКИН «ЗИМНЯЯ ДОРОГА»

- Ребята, послушайте внимательно, кто же к нам приближается?

  Звук тройки с бубенцами.                                                                                 Слайд

- К какому произведению эта иллюстрация?                                                      

Докажите строчками стихотворения.

- Кто автор произведения?                                                                                    Слайд

 - Скажите, какой прием использует автор, чтобы показать нам, что совершает зама и её помощники? Как называется  этот приём?

- В каких произведениях он используется?

7 С.А.ЕСЕНИН  «БЕРЁЗА».

  О каком  произведении мы ещё не вспомнили?

- Кто автор стихотворения «Берёза»?                                                                   Слайд

 

- Когда я смотрю на зимний пейзаж, у меня возникает в душе чувство какого-то волшебства, таинственности.   Зимний лес завораживает.

 Давайте вместе прикоснёмся к этому волшебству, побудем немного в роли художника-волшебника.

- Я научу вас рисовать зимнюю березу   необыкновенным, можно сказать, немного волшебным способом. Для начала давайте   приготовим для практической работы.

(альбомный лист, карандаш, кусочек свечи губка, стаканчик с водой,  краски, широкая кисточка, клеёнка под альбомный лист)

 

Учитель чтения

- Поможет вам лучше почувствовать зимнее настроение музыка.  Ведь в ней можно услышать и шум ветра, и завывание вьюги, и таинственные звуки трескучего мороза.

                                                                                                 Мелодия

III.  Практическая работа.

1. Располагаем лист вертикально, посередине простым карандашом рисуем ствол, чёрные «кармашки» на нём


2. Справа и слева от ствола рисуем ветви, которые сначала тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз (чем выше ветви, тем короче) 

3. У каждой взрослой ветки есть веточки-деточки (ветки не должны получиться слишком мелкими, иначе сложно будет осуществить нанесение воска)

4. Ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный)
5. При определённом наклоне листа становятся видны восковые линии, это позволит не пропустить ни одной ветки; также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки


6. Поролоном или толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля-прима (рисование по-мокрому)

7. А теперь, дорогие волшебники-художники, приступаем к самому ответственному моменту. Зимой быстро темнеет. Поэтому мы изобразим вечерний зимний лес. Какой можно это сделать краской?

(синей, серой, фиолетовой)

Возьмите кисточки, выберите соответствующие цвета красок и закрасьте полностью весь лист бумаги, включая деревья, натёртые свечой.

Передать цветом красоту неба - зарю: горизонтальными линиями «залить» весь лист акварелью, постепенно спускаясь от верхнего края листа к нижнему, выполняя плавные переходы от цвета к цвету

8. Волшебство, которое происходит при заливке акварелью, не передать словами: заснеженная берёзка как бы возникает из ниоткуда, поражая воображение  

 Давайте посмотрим, что у нас получилось?

 - Получился великолепный зимний пейзаж. Эти рисунки могут послужить иллюстрацией к стихотворению  С. Есенина. Давайте объединим очарование музыки, красоту слов и волшебство красок.

 - И получим настоящую зимнюю сказку. Прикрепите, пожалуйста, каждый свой рисунок на доску и прочитаем стихотворение.

Хоровая мелодекламация стихотворения «Берёза»

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

I. Итог урока.

- Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

- Какое из этих произведений вам особенно запомнилось или понравилось?

II. Оценивание учащихся

III. Рефлексия(сенсорная).

- Какое настроение было у вас во время работы на уроке? Подчеркните.

Карточки с изображением смайликов.

 Покажите смайлик, который характеризует вашу работу на уроке.

Молодцы! Мы отлично поработали! Всем спасибо!

ЭТАП ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  

Выучить стихотворение А. Пушкина «Зимняя дорога» наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

Конспект урока чтения, 1 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 1 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа над содержанием рассказа "Радостно светит ... ". В Приложении находятся картинки в уроку....

Конспект урока чтения, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Сказка "Умелые руки"....

Конспект урока чтения, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока чтения для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Рассказ "Зимняя ночь". В Приложении находятся фигурки животных и картинка к рассказу....

Презентация к уроку чтения 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

В презентации использованы слайды на коррекцию и развитие памяти,внимания,зрительных восприятий,умения анализировать,сравнивать....

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"

Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....