Конспект урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Слово о поэте."
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Платонова Елена Владимировна

Урок-исследование, урок-экскурсия. Защита творческих проектов. Использование ИКТ на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nek.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 25

с углубленным изучением отдельных

 предметов»

Учитель русского языка и литературы

Платонова Елена Владимировна

«Н.А. Некрасов. Слово о поэте»

(урок литературы в 10 классе)

Цели урока: закрепление навыка самостоятельной работы с научными и научно-популярными текстами; усвоение теоретических понятий; развитие интереса к предмету.

Оборудование: учебники, подготовленные проекты, слайд-презентации, портреты поэта, аудиозаписи.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.
  1. Звучит стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…»

Еду ли ночью по улице тёмной,

Бури заслушаюсь в пасмурный день –

Друг беззащитный, больной и бездомный,

Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!

Сердце сожмётся мучительной думой.

С детства судьба невзлюбила тебя:

Беден и зол был отец твой угрюмый,

Замуж пошла ты – другого любя.

Муж тебе выпал недобрый на долю:

С бешеным нравом, с тяжёлой рукой;

Не покорилась – пошла ты на волю,

Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,

Я унывал, выбивался из сил?

В комнате нашей, пустой и холодной,

Пар от дыханья волнами ходил.

Помнишь ли труб заунывные звуки,

Брызги дождя, полусвет, полутьму?

Плакал твой сын, и холодные руки

Ты согревала дыханьем ему.

Он не смолкал – и пронзительно звонок

Был его крик… Становилось темней;

Вдоволь поплакал и умер ребёнок…

Бедная! слёз безрассудных не лей!

С горя да с голоду завтра мы оба

Также глубоко и сладко заснём;

Купит хозяин, с проклятьем, три гроба –

Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.

Помню, была ты бледна и слаба,

Зрела в тебе сокровенная дума,

В сердце твоём совершалась борьба.

Я задремал. Ты ушла молчаливо,

Принарядившись, как будто к венцу.

И через час принесла торопливо

Гробик ребёнку и ужин отцу.

Голод мучительный мы утолили,

В комнате тёмной зажгли огонёк,

Сына одели и в гроб положили….

   Это стихотворение, опубликованное в 1847 году, в журнале «Библиотека для чтения», сделало известным молодого поэта, который, несмотря на дворянское происхождение, в начале своего пути вел жизнь бедного человека, который был вынужден не только пробивать себе дорогу на литературном поприще, но и зарабатывать на хлеб насущный порой очень тяжелым трудом. Это о нем современник писал: «Натура у него была железная…»

    Сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

  2.  Учитель записывает на доске тему урока, даты рождения и смерти писателя и предоставляет слово группе исторического комментария, которая отвечает на вопросы:

   -   Свидетелем каких исторических событий был писатель?

   -   На какие годы падает расцвет его творчества?

   -   С кем из выдающихся людей Н.А. Некрасов общался?

   Учащиеся называют целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос.

   Затем группа исторического комментария раскрывает содержание опорного конспекта «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века».

Работу группы дополняет слайд-презентация.

   Вывод-обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Николай Некрасов был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах Некрасова».

3.  Учитель предоставляет слово группе биографов, которые рассказывают:

- о  детстве, годах учебы и бедствий;

- о  работе в «Современнике»;

- об основном периоде литературного творчества.

  Параллельно с группой биографов работает группа любителей поэзии.

   Учитель завершает работу группы биографов.

   Слово учителя.   Далеко не каждый из отечественных поэтов, по выражению критика Д.И. Писарева, «может быть уверен в том, что его знает и любит Живая Россия». Николай Алексеевич Некрасов, без сомнения, принадлежит к числу избранных: народ не просто признал и полюбил его поэзию, но в определенном смысле «присвоил» ее, вобрав в собственную песенно-лирическую стихию.

(Звучит песня «Коробушка» из некрасовской поэмы «Коробейники»)

   Как заметил известный некрасовед Н.Н. Скатов, «Некрасов – народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ».

  Вывод-обобщение: «Поэт, прозаик, редактор-издатель и общественный деятель, Некрасов подчинил свою творческую жизнь высокой задаче служения России и ее народу».

4.  Учитель  предоставляет слово группе романтиков, которые рассказывают о роли женщин в жизни Н. А. Некрасова:

-   Соавтор, любимая, друг (Авдотья Яковлевна Панаева);

-   Фекла, ставшая Зинаидой (Зинаида Николаевна Некрасова).

  Параллельно с группой романтиков работает группа любителей поэзии.

 Работу группы дополняет слайд-презентация.

Вывод- обобщение: «По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту «прозу», которая «в любви неизбежна». В его стихах появился новый образ независимой героини».

5.   Учитель предоставляет слово группе биографов, которые заканчивают свою работу сообщением о последних днях жизни Н.А. Некрасова.

6.   Учитель предоставляет слово группе искусствоведов, которые проводят заочную экскурсию по некрасовским местам (Карабиха, Чудово).

Экскурсию сопровождает слайд-презентация.

7.   Слово учителя. 

С именем Некрасова связана целая эпоха русской поэзии. Его творчество - следующий, после Пушкина и Лермонтова, этап в ее истории. Когда-то в среде русской демократической интеллигенции шли ожесточенные споры: кто выше – Некрасов или Пушкин? Сегодня время расставило все на свои места. А именно: Пушкин не ровня Некрасову. Некрасов ударяет по сердцу читателя сильнее и пронзительнее Пушкина. Еще Бальмонт справедливо заметил, что Некрасов – это «поэт, который напоминает, что пока мы здесь дышим, есть люди, которые задыхаются. Конечно, нам проще, спокойнее не думать о задыхающихся вовсе». Вот почему одних поэтов, таких, например, как Пушкин, мы больше любим, а других, таких как Некрасов, больше уважаем. И это, наверное, справедливо.

Домашнее задание учитель предлагает на вариативной основе:

1.   Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Н.А. Некрасова.

2.   Написать мини-сочинение «Моя встреча с Некрасовым».

Я не люблю иронии твоей,

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

                                               1850


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино»...

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»

Презентация к Конспекту урока литературы. Тема:  « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.

Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения,  названы электронные ресурсы к уроку....