«Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы»
консультация на тему

Артамонова Светлана Александровна
Актуальность
обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике, с развитыми социальными компетенциями и гражданскими установками. Система российского образования явно морально устарела и требует новых решений.
Мотивация ее выбора
Поиск способов создания свободной творческой обстановки, мотивации, вовлечения всех участников образовательного процесса в лично значимую общую осознанную работу, посредством чего происходит интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме : «Применение технологии интегрированного обучения на уроках литературы» Выполнил (а):_ Артамонова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ №21 им. Героя Советского Союза А.П. Долгова г.о. Чапаевск Самарской области

Слайд 2

Актуальность обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к обучению и воспитанию школьника, в связи с предъявляющимися новыми требованиями к выпускнику школы, готовому к дальнейшему обучению и деятельности в современной высокотехнологической экономике, с развитыми социальными компетенциями и гражданскими установками. Система российского образования явно морально устарела и требует новых решений. Мотивация ее выбора Поиск способов создания свободной творческой обстановки, мотивации, вовлечения всех участников образовательного процесса в лично значимую общую осознанную работу, посредством чего происходит интенсификация познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков.

Слайд 3

Цель: преобразовать процесс обучения анализу литературного произведения на основе инновационного подхода использования технологии интегрированного обучения в аспекте интенсификации познавательного интереса и процесса выработки общеучебных умений и навыков. Задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в области педагогики с целью выявления степени ее проработанности, уточнения содержания понятий, проблем, значимости для практики работы учителя, осуществления систематизации теоретических представлений в области теории технологии интегрированного обучения и др. 2. Осуществить преобразование обучения анализу литературного произведения посредством развития у учащихся литературных способностей на основе подхода межпредметной интеграции. 3. Разработать систему организационных и педагогических условий реализации межпредметной интеграции в процессе обучения анализу литературного произведения.

Слайд 4

Современные проблемы образования обусловливают необходимость интеграции разнопредметных знаний. Недостатки традиционной системы образования: предметы между собой слабо взаимосвязаны; невозможно бесконечно наращивать число предметов, составляющих содержание образования; постоянная смена учебных предметов в течение дня не способствует углубленному запоминанию материала, так как требует частого переключения внимания от одного предмета к другому постоянная смена учебных предметов в течение дня не способствует углубленному запоминанию материала, так как требует частого переключения внимания от одного предмета к другому; Недостаточная ценностная ориентация учащихся на учебные дисциплины, на изучение которых отводится не более одного часа в неделю; современная наука имеет тенденцию интеграции различных областей знаний; современные тенденции развития педагогической науки и практики

Слайд 5

В традиционной модели обучения школьников ученые и методисты отмечают причины, препятствующие формированию целостного восприятия картины мира. Снять противоречие можно только при интегрированном подходе к преподаванию предметов гуманитарного и естественно-научного циклов. Проблема: аддитивность знаний, неумение применять полученные знания в новой ситуации, устанавливать необходимые связи, использовать способы деятельности одних предметов при изучении других, перегруженность учебных программ переутомление учащихся; угасание их интереса к предметам школьной программы

Слайд 6

Интеграция учебного материала помогает решать задачи управления процессом обучения вообще и познавательной деятельностью учащихся в особенности Три этапа интегрированного обучения : 1)вводно-ознакомительный; 2) углубление и расширение знаний обучающихся и развитие интеллектуальных и творческих способностей ; 3) Систематизация и обобщение полученных ранее знаний, подведение итогов усвоения программных материалов, коллективная рефлексия

Слайд 7

Этапы урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результат 1. Фаза вызова Сформировать интерес к теме урока, актуализация имеющихся знаний Стимулирует познавательную деятельность учащихся. Для этого используются следующие приемы: формулировка проблемных вопросов, использование интересных фактов, знакомство с существующими гипотезами, демонстрация репродукций, видеофильмов и т.п. Вспоминают известную им информацию, воспринимают новую информацию, осмысливают проблему, формулируют вопросы Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания 2. Фаза осмысления Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, осуществляет организацию группового размышления, формулирует задачи Работают с различными источниками информации, анализируют информацию, выдвигают собственные гипотезы, обсуждают вопросы, задают собственные вопросы, решают задачи, представляют результаты коллективного обсуждения. Создают логические и структурные схемы и таблицы Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок 3. Фаза обобщения и рефлексии Обобщение и систематизация знаний, рефлексия Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии Обобщают и систематизируют полученные знания. Осуществляют рефлексию собственной учебной Деятельности Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов. Самооценка Технологическая карта интегрированного урока

Слайд 8

Этапы Процедуры Результаты этапа Подготовительный 1. Организация творческой группы 2. Планирование: а) определение темы урока, его места и роли в системе уроков б) определение даты и времени проведения урока 3. Конструирование содержания урока: а) разработка концепции урока; б) самостоятельный поиск материала и разработка содержания модулей урока; г) разработка сценария урока 4. Репетиции Творческая группа, готовая к разработке и проведению урока Сформулированная тема урока. Выявленные роль и место урока в системе уроков Согласованные дата и время проведения урока Видение структуры и содержания урока Содержание модуля урока Готовый сценарий урока (развернутый план-конспект) Согласование действий в ходе урока, отработка его наиболее сложных элементов Исполнительский 1. Фаза вызова. 2. Основная часть. 3. Заключительная часть Мотивация учащихся Обсуждение вопросов урока Выводы по уроку Рефлексивный Анализ организации, хода и результатов урока Видение положительных и отрицательных сторон работы творческой группы Технология подготовки и проведения интегрированного урока

Слайд 9

Реализация технологии интегрированного обучения позволяет сформировать у ученика: - целостное и системное видение и понимание мира; -плодотворно развивать критическое мышление; -формировать креативность; -развивать эмоционально-ценностную сферу; -успешно овладевать различными способами деятельности. Задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Проблемы обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

В настоящее время существует тенденция увеличения числа детей с ОВЗ. Уже существующие учреждения рискуют «накрениться»  в  сторону  коррекционного образовательного учреждения. Организация совместного обучения здоровых  детей и детей с ОВЗ требует принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения. Несмотря на готовность нашей школы меняться, развитие инклюзивной практики образования все же требует изменений в самой системе, которые могут занять длительное время.  В первую очередь -  это  изменения  в  профессиональном  мышлении  и  сознании  людей, в психологии учителя,  а также в экономических  и  финансовых  основаниях  функционирования  всей  системы.

Необходима профессиональная  подготовка педагогов общего образования и специалистов  сопровождения,  способных  реализовать инклюзивный подход. Педагоги массовой  школы должны научиться  работать  с  разными  детьми  и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Имеющийся в  отечественном  образовании опыт  специального  и интегрированного  образования  и  технологический  опыт  психолого-педагогического  сопровождения  участников  образовательного  процесса являются основой развития  инклюзивного подхода  в  образовании.

Нельзя оставлять без внимания позицию родителей, которая в современных условиях требует изменений, так как в процессе развития инклюзивного подхода в  образовании  им предстоит проявлять все большую самостоятельность и активность в вопросах определения образовательной траектории ребенка с ОВЗ, стать партнерами по отношению к школе, научиться осознавать и их ответственность за образовательный  результат.

         Обучение детей с ОВЗ совместно с другими детьми призвано учить здоровых детей толерантному отношению не только к различиям  по  национальности  или  по цвету  кожи, но и  по  уровню  физического  развития или здоровья, понимать право каждого на равные возможности для развития и жизни.
        В современных условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптивным к потребностям и возможностям детей с ОВЗ. Учет особых образовательных потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером (типом) и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности инклюзивного обучения.  

Процесс  развития  инклюзивного  образования наполнен массой противоречий и проблем.

 Инклюзивное образование является дорогостоящим проектом, который должен предусматривать одновременно с созданием специальной образовательной среды в массовой школе сохранение существующей системы специального образования, улучшения его материальных условий за счет определенной разгрузки (уменьшение числа учащихся, приходящихся на одного учителя). Такой способ  экономии средств в образовании за счет перемещения учащихся с особыми образовательными потребностями в массовую школу приведет к закрытию подавляющего большинства учреждений специального образования. Материально-техническое  оснащение обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах  все еще оставляет желать лучшего, в частности, не во всех учреждениях имеется достаточное количество учебных пособий для обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В целях обеспечения полноценного развития и самореализации детей, имеющих те или иные  нарушения, освоения ими программы обучения, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии  становление системы инклюзивного образования  

требует перестройки образования на всех уровнях.

Артамонова С.А., учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ №21 им. Героя Советского Союза А.П. Долгова

г.о. Чапаевск Самарской области.

 



Предварительный просмотр:

Вопросы  внедрения ФГОС НОО ОВЗ  и  ФГОС О  у/о.

2слайд

Получение  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  и детьми-инвалидами  (далее  —  дети  с  ОВЗ)  образования  является  одним  из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения  их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.  

Право на образование имеет каждый ребенок, независимо от его физических и интеллектуальных способностей.

 Статья 24. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования.

Образование должно быть направлено на: 

  • развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;
  • доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;
  • предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения

В  соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго  поколения программа  коррекционной  работы должна быть  направлена  на    создание  в    образовательном  учреждении специальных  условий    обучения  и  воспитания,  позволяющих  учитывать особые  образовательные  потребности  детей  с  ОВЗ  посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

3 слайд

В 2015-2016 учебном году на территории, подведомственной  Юго-Западному управлению МОиН СО:

         Получают дошкольное образование 1339 детей   с ОВЗ (819 детей с ОВЗ в г.о. Чапаевск) ,

 из них 20 детей-инвалидов  (7 детей-инвалидов в г.о. Чапаевск). 

        Обучаются  в ОО  751 ( 202 чел. – в г.о. Чапаевск)

 детей с ОВЗ,из них 204 человека (84 –в г.о. Чапаевск) - дети- инвалиды

 42 ОО (10 ОО  в г.о. Чапаевск) обучают детей с ОВЗ дошкольного возраста

70 ОО (13 ОО  в г.о. Чапаевск) обучают детей с ОВЗ  школьного возраста

Количество ОО, имеющих :

  • специальные (коррекционные) классы – 1 (г.о. Чапаевск)
  • обучающих детей с ОВЗ интегрировано - 35 (5 в г.о. Чапаевск)
  • обучающих детей с ОВЗ в индивидуальной форме - 70 (13 в г.о. Чапаевск)

4 слайд

Детей, обучающихся в специальных классах СКОУ – 302 чел. (132 –в  г.о.Чапаевск), обучающихся в специальных классах ОУ школы-интерната – 75 чел. (г.о.Чапаевск), индивидуально на дому – 512 человек (116 – в г.о. Чапаевск), из них – с использованием дистанционных технологий – 20 чел (6 –г.о. Чапаевск), интегрировано- 259 чел.(50 – в г.о. Чапаевск)

5 слайд

Распределение учащихся с ОВЗ по нозологиям

 Юго-Западный округ 

Дети с ОВЗ

Кол-во детей по видам нарушений

1

Ю-З округ/Чапаевск

ЗПР

821/407

УО

337/111

Слабослышащие

9/6

Слабовидящие

4/3

ТНР

1097/660

НОДА

16/12

РАС

4/4

Сложный дефект

2/1

Итого

2290

6слайд

В  рамках  реализации  «Дорожной карты»   Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего  образования  обучающихся  с  ограниченными  возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) и федеральный образовательный стандарт образования  обучающихся  с  умственной  отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  (далее  ФГОС УО)  применяется  к  правоотношениям, которые  возникают  с  1  сентября  2016г.  Это  предопределяет  следующую последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО:

2016/17 уч. год – 1 классы,

2017/18 уч. год – 1 и 2 классы,

2018/19 уч. год – 1, 2 и 3 классы,

2019/20 уч. год – 1, 2, 3 и 4 классы.

 7 слайд

Согласно  концепции ФГОС в стандартах закреплены вариативные возможности обучения для всех категорий детей с ОВЗ и УО.

Вариант

Нарушение

цензовые

нецензовые

ФГОС ОВЗ

Глухота

1.1

1.2

1.3

1.4

Тугоухость

2.1

2.2

2.3

Слепота

3.1

3.2

3.3

3.4

Слабовидение

4.1

4.2

4.3

ТНР

5.1

5.2

НОДА

6.1

6.2

6.3

6.4

ЗПР

7.1

7.2

РАС

8.1

8.2

8.3

8.4

ФГОС УО

Легкая / умеренная

1

Умеренная / тяжелая / ТМНР

2

8 слайд

В структуре содержания образования выделены традиционные образовательные области, их содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции».

  •  «Академический» компонент» - накопление потенциальных возможностей для их реализации в настоящем и будущем. Соответственно, школьник впоследствии сможет сам выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
  • «Академические» достижения рассматриваются как один из критериев оценки качества образования обучающихся с ОВЗ.
  • Компонент «жизненной компетенции» - овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
  • Личностные результаты являются преимущественно итогом овладения обучающимися с обучающихся с ОВЗ компонентом жизненной компетенции.

Соотношение данных компонентов, воплощается в определении в Стандарте трех -четырех вариантов образовательной программы,  которые предполагают увеличение удельного веса компонента жизненной компетентности от первого варианта к четвертому при – соответственно - уменьшении удельного веса академического компонента, а также – в случае необходимости – пролонгирование календарных сроков обучения.

        9 слайд

Реализация вариантов образовательных программ предполагает создание на основе Стандарта адаптированных образовательных Программ, которые при

необходимости индивидуализируются и к которым также может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальных, с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся.        

В 2016-2017 учебном году предполагается работа по  учебным планам для обучающихся с ОВЗ 1-х классов  на основе ФГОС НОО ОВЗ (варианты с 1 по 4) в соответствии  с рекомендованной АООП,    коррекционная  область является обязательной.

Для обучающихся с ОВЗ 2-9-х классов- на основе ФГОС НОО и ФГОС ООО в соответствии с рекомендованной АОП, ведение коррекционных занятий предполагается  в рамках внеурочной деятельности.

 

     10 слайд

Для обучающихся с УО 1-х классов  в 2016-2017 учебном году предполагается работа по  учебным планам на основе ФГОС О УО (варианты с 1 и 2) в соответствии  с рекомендованной АООП,    коррекционная  область является обязательной.

Для обучающихся с ОВЗ 2-9-х классов- на основе Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся ,воспитанников с отклонениями в развитии.

Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА (для детей-инвалидов

) в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО

     

11 слайд

Примерный недельный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью. 1  – 4 классы

Предметные области 

Классы

Учебные

предметы 

Количество часов в неделю 

I

II 

III 

IV 

1 класс

ГБОУ ООШ №21

1. Язык и речевая практика

1.1 Речь и альтернативная коммуникация

3

3

2

2

3

2. Математика

2.1.Математические представления

2

2

2

2

1

3. Окружающий мир

3.1 Окружающий природный  мир

2

2

2

2

1

3.2 Человек

3

3

2

2

2,5

3.3 Домоводство

-

-

3

3

        -

3.4. Окружающий социальный мир

1

1

2

2

0,5

4. Искусство

4.1 Музыка и движение

2

2

2

2

-

4.2 Изобразительная деятельность

3

3

3

3

-

5. Физическая культура

5.1 Адаптивная физкультура

2

2

2

2

-

6. Технологии

6.1 Профильный труд

-

-

-

-

-

7. Коррекционно-развивающие занятия

2

2

2

2

2

Итого

20 

20 

22 

22 

10 

12  слайд

Организация образования обучающихся с ОВЗ

Основанием для смены образовательного маршрута является неудовлетворительное освоение обучающимся с ОВЗ рекомендованной АООП

Стандарт предусматривает пролонгированные сроки начальной ступени образования/обучения. Образовательная организация самостоятельно решает вопрос о продолжительности ступени начального общего образования (от 4 до 6 лет). Увеличение продолжительности возможно за счет введения подготовительного или 1 дополнительного класса (в зависимости от варианта АООП), цель которого направлена на решение диагностико-пропедевтических задач.

13 слайд

Адаптированная основная общеобразовательная программа образовательной организации:

  • Разрабатывается на основе соответствующей Пр АООП (http://fgosreestr.ru/)
  • Может содержать несколько вариантов  (например, 7.1 и 7.2), несколько учебных планов
  • Разрабатывается и утверждается ОО

14слайд

АООП может включать блоки:

- целевой  (пояснительная  записка,  планируемые  результаты  освоения

АООП, система оценки достижений в освоении АООП);

- содержательный (отдельные программы);

-  организационный  (учебный  план,  план  внеурочной  работы,  система

условий реализации АООП).

15 слайд

В примерную структуру рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов включается: 

  • пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели обучения и/или коррекции нарушений развития с учетом специфики учебного предмета и/или коррекционного курса;
  • предметные (для учебных предметов) и личностные (для коррекционных курсов) планируемые результаты;
  • содержание учебного предмета, коррекционного курса;
  • календарно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся;
  • описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

СИПР  разрабатывается  для обучающихся по вариантам ФГОС НОО ОВЗ: 1.4, 3.4, 6.4, 8.4 и ФГОС О у/о: вариант 2, а также по другим вариантам ФГОС по рекомендации ПМПК.
Структура СИПР обозначена во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

  1. Слайд

Внедрение ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ требует совершенствования нормативно-правовой базы (приказов и локальных актов).

        Примерный перечень приказов по образовательному учреждению:

  • о создании в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
  • об утверждении адаптированной(ых) основной образовательной(ых) программ;
  • об утверждении программы внеурочной деятельности, включающей в себя коррекционные курсы, курсы дополнительного образования;
  • об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе;
  • об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения и реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.
  1. слайд

Примерный перечень локальных актов образовательного учреждения, которые должны быть разработаны или переработаны:

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа ОУ (в соответствии с контингентом обучающихся с ОВЗ) http://fgosreestr.ru/ 
  • Положение «Об организации обучения детей с ОВЗ», 
  • Положение о стимулирующей части фонда оплаты труда работников ОУ, отражающие результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и качества образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ 
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме ОУ 
  • Положение о специальной индивидуальной программе развития для обучающихся с ТМНР в ОО 
  • Положение о рабочих программ отдельных учебных предметов, коррекционных курсов, курсов дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности 
  • Положение о сетевом взаимодействии образовательной организации с организациями, осуществляющими сопровождение детей с ОВЗ и детей - инвалидов
  • Положение об осуществлении внутреннего мониторинга качества образования
  • Договор Оу с родителями детей с ОВЗ
  • Договор о взаимодействии ПМПК и ОО 

        Все руководители, специалисты и педагоги должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов) в области специальной педагогики и психологии организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О УО, подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного образца.

        При необходимости в процессе реализации ФГОС НОО ОВЗ ФГОС О УО возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника), рекомендуемого ПМПК для обучающихся ОВЗ.

Кроме того, образовательная организация может использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ для удовлетворения их особых образовательных потребностей.

  1. слайд

Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, требования дополняется индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА) инвалида в части создания специальных условий получения образования

ИПРА  детей-инвалидов

Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 № 419-ФЗ
Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
                 Вопросы разработки и реализации ИПРА регулируются Приказом  Минтруда России №528н от 31 июля 2015 г., порядок предоставления  информации об исполнении мероприятий, возложенных  индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида  в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы - Приказом  Минтруда России №723н от 15.10.2015 г.

В ИПРА для детей с инвалидностью добавлен раздел “Психолого-педагогическая реабилитация”. Программа психолого-педагогической реабилитации для детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. рекомендации по условиям организации обучения;

2. психологическую помощь, оказываемую в образовательной организации;

3. профессиональную ориентацию, оказываемую в образовательной организации.

С 01.01.2016 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации  от 15.10.2015 № 723н, который утверждает формы и порядок предоставления информации об исполнении мероприятий, предписанных индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.

  1. слайд

ИПРА из ФКУ ГБ МСЭ поступает в Министерство образования Самарской области, которое в свою очередь, на следующий день передает выписку из ИПРА в Управление образования. В течение 2-х рабочих дней управление образования организует работу по взаимодействию с родителями ребенка-инвалида в целях определения индивидуального образовательного маршрута. Управление образования  направляет выписку из ИПРА в конкретную  муниципальную образовательную организацию для организации обучения ребенка-инвалида и оказания ему психологической помощи.

Комплексную диагностику ребенка с особыми образовательными потребностями осуществляет ПМПК (с согласия родителей). Определяет зоны ближайшего развития ребенка (какую часть учебной работы он может выполнять самостоятельно, а где нужна помощь и каковы объемы помощи).

По итогам комплексной диагностики в образовательном учреждении совместно с родителями разрабатывают ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут (план) ученика с ОВЗ.

Уведомление бюро МСЭ о выполненных мероприятиях по психолого-педагогической реабилитации и абилитации будет осуществляться в обратном порядке: образовательная организация (Заполнение бланка «Информация об исполнении ИПРА» /Форма в Приказе №723н/) – управление образования – министерство образования.

Образовательная организация:

        - назначает ответственное лицо за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (статус – не ниже завуча);

        - Исполняет мероприятия по психолого-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида:

        на каждого ребенка-инвалида создается дело, где хранятся все документы, касающиеся организации обучения (выписка из ИПРА, заключение ПМПК, медицинские справки об организации обучения на дому, о наличии противопоказаний к тому или иному виду деятельности, индивидуальный учебный план, индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения, индивидуальное расписание, отказы родителей от предоставления тех или иных услуг и т.д.).

Необходимо обеспечить конфиденциальность вышеупомянутых документов в соответствии с законом о защите персональных данных, т.е. хранить только в сейфе, при обмене информацией пользоваться защищенными каналами связи или  осуществлять передачу информации на бумажных носителях;

        ОО организует работу ПМП консилиума, который разрабатывает индивидуальный план психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ (может включать диагностические процедуры, консультирование родителей, индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия коррекционно-развивающей направленности);

         при необходимости привлекает дополнительные ресурсы для реализации мероприятий, рекомендованных ИПРА;

        обеспечивает выполнение и контроль мероприятий (школьная документация должна отражать выполнение предписанных ИПРА мероприятий: коррекционный раздел основных образовательных программ, адаптированные образовательные программы, учебные планы, в т.ч. индивидуальные, классный журнал, журналы проведения индивидуальных и групповых занятий; журнал проведенных консультаций, индивидуальные планы сопровождения).

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающегося с ОВЗ или умственной отсталостью осуществляется постоянно, круглогодично. Это еще раз подтверждает необходимость назначить в образовательной организации ответственного за организацию обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ  (завуч по инклюзии), который будет осуществлять координацию деятельности всех участников образовательных отношений.

20 слайд

 Дополнительная информация:

 Институт проблем инклюзивного образования МГППУ: http://inclusive-edu.ru/

 Институт специального образования и комплексной реабилитации МГПУ:

http://www.mgpu.ru/subdivision.

 Государственный педагогический университет им. Герцена: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru


http://www.rosmintrud.ru/    - ИПРА 

  • http://www.ranepa.ru/ (Российская академия народного хозяйства и госслужбы,                        серия вебинаров по ФГОС ОВЗ)
  • http://fgosreestr.ru/ (Реестр примерных программ)
  • http://ria.ru/ - информационный портал для родителей

ФГБОУ ВО «Самарский государственный  социально-педагогический университет»                                                                                                                                    

ГБУ ДПО СО «Центр специального образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках литературы

Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы  актуально в современной школе, так как главная цель, которая определена в нормативном  документе (Федеральном комп...

Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы

Материал представляет собой отчёт о применении на занятиях дисциплин "Искусство (МХК)", "Литература"  технологии проектного обучения (метода проектов)....

Применение технологии интерактивного обучения на уроках русского языка и литературы с целью развития творческих способностей учащихся

Применение в работе интерактивных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности, в  процессе этой деятельности у обучающихся развивается самостоятельность,  г...

Мастер - класс " Применение технологии интегрированного обучения как средства повышения активности учащихся на уроках"

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных...

О применении технологии диалогового обучения на уроках русского языка и литературы

Работа представляет преимущества и достоинства  технологии диалогового обучения, позволяющей существенно активизировать учебный процесс, сфлрмировать важнейшие коммуникативные и личностные УУД об...

Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....