Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
методическая разработка

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc64 КБ
Файл chernova_n.a.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару:

«Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри!

В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение. Возвращаюсь мысленно к началу моей педагогической деятельности. С самых первых уроков передо мной стоял вопрос,  как научить всех? Всех: очень способных и не очень, усердных и ленивых, холериков и меланхоликов, сангвиников и флегматиков…

      С той поры прошло более 20 лет, в течение которых я искала ответ на заданный себе вопрос. В основу ответа на этот вопрос ставлю слова  Адольфа Фридриха Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».

            Действительно, практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Никто не отрицает важности наличия этих знаний, но происходящие сегодня изменения в  общественной жизни требуют развития новых способов образования.

Государственные образовательные стандарты нового поколения устанавливают личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования. Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология интегрированного обучения. Интеграция ориентирована на подготовку выпускника к жизни в современном обществе, к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции; способствует развитию креативности, коммуникативных способностей.

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта:

  • внедрение новых ФГОС;
  • курсовая подготовка;
  • изучение опыта коллег;
  • изучение литературы по теме;
  • мониторинг собственного опыта.

Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы. Интегрирование по форме – это технология, позволяющая решить проблему разобщённости предметов. Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий,  интегрированный   урок  относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.

Цель педагогического опыта:

представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии интегрированного обучения.

Задачи педагогического опыта:

-изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал.

– способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления, дать  возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.  

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся:

         -научиться познавать

         -научиться делать

         -научиться работать в коллективе      

Интегрированный урок имеет преимущества: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, деталей.  

 Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

 Рассмотрим применение технологии интегративного обучения в процессе изучения школьной математики. Математика проникла практически во все сферы человеческой деятельности. Развитие современной науки, производства, информационных технологий невозможно без применения математических знаний. Поэтому большое значение имеет демонстрация учащимся уже в школьном курсе взаимосвязей математики с другими дисциплинами.

Осуществление межпредметных связей на уроках математики может проходить в различной форме.

1.Межпредметные связи на уроках математики можно реализовать и посредством решения задач с физическим, химическим, географическим и другим содержанием. Такие задачи можно предлагать учащимся после объяснения новой темы по математике для того, чтобы показать практическое применение изученной теоремы, формулы, свойства.

2.Следующей формой демонстрации межпредметных связей является интегрированный урок.

Среди предметов, с которыми пересекаются математические знания, можно выделить физику, информатику, химию, биологию, историю, географию, астрономию. Менее вероятным, как может показаться на первый взгляд, но вполне возможным является проведение интегрированных уроков математики и литературы, математики и русского языка, математики и английского языка, интегрированных уроков с музыкой.

 Результатом интегрированного обучения является:

  • создание психологического комфорта для приобретения учащимися знаний и для самовыражения;
  • формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории;
  • повышение познавательного интереса детей, который проявляется в активной и самостоятельной работе на занятии и во внеурочное время;
  • усиление   мировоззренческой   направленности   познавательных интересов учащихся;
  • снижение утомляемости,  усталости и перенапряжения;
  • повышение уровня знаний учащихся, который достигается благодаря многогранной интерпретации с использованием сведений из различных наук;
  •  включение обучающихся в социально значимую деятельность (проекты, конференции, конкурсы).

Продуктивный результат –  подбор и разработка дидактического материала для осуществления интегрированного подхода в обучении математике, разработка блоков учебных занятий по определенным темам, внедрение в практику преподавания математики разработанную систему заданий с учетом интегрированного подхода.

  

У меня есть опыт в проведении интегрированных уроков:

Интеграция математики и природоведения: «Лес»- интегрированный урок природоведения и математики.

Дидактическая цель урока была посвящена повторению и обобщению знаний по природоведению и совершенствованию вычислительных навыков по математике, которые отражают связь отдельных частей мира как системы. Интеграция как цель обучения, дает ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит его представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция математики и химии:

Интегрированный урок химии и математики « Решение задач на растворы и сплавы»

Данный урок посвящен решению задач традиционных для школьных курсов математики и химии на растворы и сплавы. Одни и те же задачи мы решали двумя способами и, естественно, получали одни ответы. В заданиях ЕГЭ по математике и химии часто встречаются проценты, при этом в первой части заданий требуется получить только правильный ответ. Подобные уроки дают возможность раскрывать взаимосвязи между предметами, сопоставлять различные варианты к решению задач, позволяют ученику выявлять свои сильные стороны. Имею рецензию на разработку интегрированного урока химии и математики в 11 классе по теме «Решение задач на сплавы и растворы». Урок обобщает педагогический опыт, обеспечен информативно и может быть использован педагогами в работе в 11 классе на интегрированных уроках. Урок рекомендован к использованию в образовательных учреждениях среднего образования. В прошлом учебном году мы провели этот урок для учителей химии и математики района. Коллеги высоко оценили урок. На сайте Отдела образования и газете «Колос» была опубликована оценка этого урока.

Интегрированный элективный  курс

Переход старшей школы на профильное обучение также ставит  задачу сознательного, отвечающего склонностям и потребностям учащихся, выбора профилирующего направления в выпускном классе основной школы, и создают базу для ориентации обучающихся в мире современных профессий. Реализации этой задачи должны способствовать курсу по выбору (элективные), ориентированные на содержание профиля обучения старшей школы. Часто можно отметить, что проблемы в усвоении одного предмета приводят к затруднениям в другом. В 2013 -2014 учебном году я вела элективный курс «В химии столько истины, сколько в ней математики» предназначен для учащихся 11-х классов на этапе профильной подготовки. Интегрированный элективный курс направлен на формирование структурно-логического мышления школьников на уроках математики и химии. Курс наглядно иллюстрирует практическое применение математических знаний при изучении химии, что является актуальным для учащихся в рамках внедрения новых ФГОС. Он призван развивать интерес к естественно-математическим наукам, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, показывать связь математической и химической наук, а также способствовать сознательному выбору дальнейшего профиля обучения. Элективный курс демонстрирует  примеры применения математических знаний для обработки результатов наблюдений и экспериментов, проведенных самими учащимися.

Основой целью введения интегрированного элективного курса является развитие сотрудничества педагогов и формирования у учащихся метапредметных умений, а также убеждения целостности научного познания. Интеграция дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

На экзамене в 9 классе и 11 на ЕГЭ большие трудности вызывает решение задач на концентрацию, смеси и сплавы. Изучение этих тем происходит в 5-7-х классах, а в 10 и 11 классах эти темы практически не рассматриваются.

Сегодня я показала урок математики  с нестандартным названием  темы  «Знакомое в незнакомом»

Выбор темы обусловлен непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме нет. Поэтому необходимо возвращаться к этой теме в своей работе, так как текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в ЕГЭ, в конкурсные задания олимпиад.

Знакомя учащихся с понятием процента, я показывала важность этой темы во всем курсе математики. Наша современная жизнь делает эти задачи актуальными так как их практическое применение расширяется с каждым днем. Следовательно, без понимания такого рода информации в современном обществе просто трудно было бы жить.

Ожидаемый качественный результат – повышение качества образования и мотивации обучающихся к учебной деятельности на уроках математики, а также уровня развития творческих и исследовательских умений.

Объективно оценить знания учащихся по предмету за курс средней (полной) школы помогает итоговая аттестация выпускников. На протяжении 3 лет выпускники сдают ЕГЭ по математике.  Все ученики преодолели минимальный порог. Мной представлены результаты ЕГЭ по математике за последние годы в сравнение со средним результатом Песчанокопского района, РО, РФ.

Школа №22

Район

РО

РФ

2012 – 2013 год

50

54

49

50

2013 – 2014 год

55

48

44

40

2014 – 2015 год

56

Повышенный интерес к изучению математике отражается в участии  моих учеников во многих олимпиадах и конкурсах. ( Грамоты)

В арсенале моих инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.    

Исследовательская деятельность открывает новые возможности для создания интереса ученика как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Поэтому мои ученики ежегодно принимают участие в школьной конференции, представляя исследовательские работы.

Заключение.

Я надеюсь, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель математики МБОУ Жуковской СОШ №22 Чернова Наталья Анатольевна «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»

Слайд 2

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» Фридрих Дистервег

Слайд 3

Факторы, оказавшие влияние на возникновение и становления педагогического опыта: -внедрение новых ФГОС; -курсовая подготовка; -изучение опыта коллег; -изучение литературы по теме; -мониторинг собственного опыта.

Слайд 4

Цель педагогического опыта: представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии интегрированного обучения.

Слайд 5

Задачи педагогического опыта. -изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал. – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитию логического мышления, дать возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики , позволяющие просто и объективно оценивать достижения учащихся.

Слайд 6

Методика интегрированного обучения имеет цели помочь учащимся: -научиться познавать -научиться делать -научиться работать в коллективе

Слайд 7

Технология интегративного обучения в процессе изучения школьной математики.

Слайд 8

Продуктивный результат – подбор и разработка дидактического материала для осуществления интегрированного подхода в обучении математике, разработка блоков учебных занятий по определенным темам, внедрение в практику преподавания математики разработанную систему заданий с учетом интегрированного подхода.

Слайд 9

«Лес»- интегрированный урок природоведения и математики.

Слайд 10

Интегрированный урок химии и математики « Решение задач на растворы и сплавы»

Слайд 11

Рецензия на методическую разработку интегрированного урока химии и математики в 11 классе по теме «Решение задач на растворы и сплавы».

Слайд 13

МБОУ ЖСОШ №22 Песчанокопский район РО РФ 2012 – 2013 год 50 54 49 50 2013 – 2014 год 55 48 44 40 2014 – 2015 год 56 48,5 44 39,6 Результаты ЕГЭ за 3 года

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

Формирование познавательных учебных действий на уроках математики

В данной работе рассматривается необходимость целенаправленной организации познавательной деятельности ученика и  приведены примеры учебных действий ( из опыта работы), с помощью которых учитель ...

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Творческий отчет по методической проблеме «Формирование мотивов учебной деятельности на уроках математики»

Известно, что качество образования зависит, прежде всего, от характера учебной мотива­ции, которую способны создавать различные формы организации обучения.«Формировать мотива­цию, - пишет А. К. Марков...

Методический семинар "Развитие метапредметных способностей учащихся на уроках физики через использование технологии проблемного обучения"

Сегодня с переходом образования на новые стандарты важно не только передать ребенку большой багаж знаний, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и коммуникативное развитие....

Урок - диспут, как средство формирования мотивации учебной деятельности на уроках математики

  Уроки – дискуссии учителей истории и литературы всегда вызывали во мне чувство «белой» зависти. Именно эти «уроки открытых мыслей» дают возможность уча...