Главные вкладки

    Открытый урок по биографии Тютчева Ф.И.
    план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

    Носова Екатерина Александровна

    Материал по биографии и творчеству Тютчева Ф.И. , 10 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon f.i.tyutchev_biografiya_.ppt2.98 МБ
    Файл tyutchev_otkrytyy_urok_konspekt.docx27.48 КБ
    Файл zadaniya_tyutchev.docx19.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    План-конспект открытого занятия по литературе «Биография и особенности творчества Ф.И.Тютчева».

    Цель:  

    Образовательная:

    1. Изучить биографию поэта;
    2. Ознакомить студентов с философской и любовной лирикой поэта.

    Развивающая:

    1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков);
    2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);
    3. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

    Воспитательная:

    1. Способствовать формированию и развитию нравственных, эстетических, качеств личности.
    2. Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

    План урока.

    • Оргмомент.
    • Биографическая справка.
    • Знакомство с творчеством писателя.
    • Работа в группах.
    • Отчет творческих групп.
    • Подведение итогов.
    • Рефлексия.
    • Домашнее задание.

    Ход урока.

    Звучит аудиозапись «Люблю грозу в начале мая…».

    Слово учителя: Ребята, помните ли вы, чьи это слова?

    Звучат варианты  ответов студентов.

    Слово учителя: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы о нем помните? (Звучат варианты  ответов студентов).

    Прием «Составление кластера»

    В центре  доски учитель пишет слово «Тютчев». От него по ходу занятия ребята сами будут дописывать различные факты.

    Слово учителя: Хорошо, молодцы. Начнем с вами знакомство с личностью и творчеством этого замечательного русского поэта.

    Слайд 1.

    Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии.

    Слайд  2.

    Родители Тютчева, Иван Николаевич и Екатерина Львовна, принадлежали к старинному дворянскому роду.По преданию Тютчевы приехали из Италии.

    Слайд  3.

    Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта.1776-1866.

    Женщина умная, впечатлительная, духовно одарённая, но нервная и впечатлительная.Она оказала огромное влияние на своего сына.

    Слайд 4.

    Иван Николаевич Тютчев, отец поэта 1768-1846. Иван Николаевич был радушным и добросердечным хозяином-помещиком. Он не стремился к служебной карьере.

    Слайд 5.

    Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование. 1812 год – в семью Тютчевых для воспитания сыновей приглашен молодой поэт-переводчик Семён Егорович  Раич. В течение семи лет Раич руководил домашним образованием Федора Тютчева и оказал большое влияние на формирование его характера.

    Слайд 6.

       1817 год – Тютчев под руководством Раича переводит послание Горация к Меценату. Раич представил перевод своего воспитанника Обществу любителей российской словесности, и работа была одобрена. Переводчика Тютчева, которому тогда было 14 лет, удостоили звания «сотрудника», а перевод напечатали в XIV части «Трудов» общества.

    Слайд 7.

    1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. Его профессором  был  М.П.Погодин, впоследствии  известный историк. Здесь формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений. Его больше интересуют художественные, эстетические и философские проблемы. В студенческие годы он много читает, участвует в литературной жизни университета. Его ранние стихи выдержаны в духе классицизма и сентиментализма.

    Слайд 8.

    В июле 1922 года (Тютчеву 19 лет), получив место сверхштатного чиновника русской миссии в Боварии Тютчев отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит прожить 22 года.  
    Здесь он знакомится с немецкой литературой. Его собеседниками становятся философ Шеллинг, поэт Гейне. Он переводит немецких авторов - Гете, Шиллера, Гейне.

    В 1836 г. в журнале «Современник» были напечатаны  стихи Тютчева «Стихотворения из Германии» (24 стихотворения)

    После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах.

    Слайд 9.

    Весной 1823 года Тютчев влюбился в совсем ещё юную Амалию фон Лерхенфельд. Амалия лишь считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд - Кеферинга.

    Слайд 10.

    Жизнерадостная, честолюбивая,        ослепительная, Амалия явно стремилась добиться как можно более высокого положения в обществе. И это ей удалось. За время отъезда Тютчева в отпуск Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюндером. Неизвестно, когда точно Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаянье. Но, несмотря на обиды, взаимоотношения Амалии с Тютчевым продолжались целых полвека, несмотря на то, что он был женат на другой, он посвятил ей стихи. Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова.(Звучит стихотворение « Я встретил Вас…»).

    Слайд 11.

    Элеонора  Тютчева, первая жена поэта. В 1826 году первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной на четыре года старше. Еще и через два года многие в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе. «Серьёзные умственные запросы были ей чужды», но однако бесконечна очаровательная, обаятельная - писал биограф поэта К.В. Пигарев об Элеоноре.

    Слайд 12.

    Можно предположить, что Тютчев решился на женитьбу главным образом ради спасения от мук и унижения, вызванных утратой истинной своей возлюбленной. Но, так или иначе, Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. Она сумела создать уютный и гостеприимный дом. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого брака у него было три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. В 1838 году Элеонора Петерсон пережила страшное потрясение: «Пожар на корабле, где я находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал мое здоровье.»Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь. Это стихотворение он посвятил ей:

    “Еще томлюсь тоской желанья…”

    Слайд 13

    Эрнестина Тютчева, вторая жена поэта

    Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван – в России. В этом же году за самовольный отъезд в Швейцарию (чтобы заключить брак) он отставлен со службы и лишен звания камергера. Тютчев с женой переезжают в Мюнхен.

    В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, одно из них: “Люблю глаза твои”…

    Слайд 14.

    Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину.Николай I одобряет политические публикации поэта.В 1848г. получает должность цензора при министерстве иностранных дел.В 1858г. Назначается председателем «комитета цензуры иностранной».

    Слайд 15.

    «Денисьевский» цикл - это собрание стихотворений Ф.И. Тютчева, в которых говорится о его любви к Елене Денисьевой. Отношения поэта с Денисьевой были более чем драматичными, однако продолжались в течение четырнадцати лет. Общество с трудом мирилось с их связью: во-первых, Тютчев был женат, во-вторых, возлюбленная годилась ему в дочери. Но, несмотря ни на что, отношения продолжались.

    Елена Денисьева - последняя любовь Тютчева.

    Слайд 16.

    У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, тем не менее в гостиных Петербурга и окрестностей его нещадно поносили - ему не могли простить этот роман на стороне, потому что здесь была подлинная страсть, не таимая от света, отличавшаяся постоянством. На самое Денисьеву было воздвигнуто общественное гонение. Трудны и тяжелы были для Тютчева и сцены, нередко происходившие между ним и Денисьевой. Мы знаем о ней мало, помимо стихов, посвященных ей Тютчевым. Отрывочные сведения, дошедшие до нас, рисуют нам Денисьеву с чертами иных героинь Достоевского, душевно растерзанных, способных к самым мрачным выходкам.

    Слайд 17.

    В последние годы жизни Тютчев несет одну потерю за другой: умирают старший сын, брат, дочь Мария, в 1864 году скончалась от чахотки Денисьева, в 1865 – двое их детей, потом мать Тютчева.

    Слайд 18.

    Федор Иванович Тютчев умер раннимутром 15 июля 1873 года.

    А теперь перейдем непосредственно к изучению лирика Ф.И.Тютчева.

    Слайд 19.

    «Глашатай истины, пророк любви…»

    Художественный мир Тютчева:

    - пейзажная лирика

    - любовная лирика

    -философская лирика.

    Слайд 20.

    Лирический герой Тютчева Центром поэтического мира Тютчева является образ мыслителя. К Тютчеву -поэту особенно применимо выражение французского философаР.Декарта: «Cogeto, ergo sam» (Я мыслю, следовательно, существую»). Лирика Тютчева философична. Этим объясняется появление основной жанровой формы - фрагмента. В поэзии Тютчева часты архаизмы и эпитеты. Последнее восходит к традиции Державина. (

    Слайд 21.

    Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева.

    Природа у Тютчева:

    • изменчива,динамична,
    • очеловечена,одухотворена,
    • многолика, насыщена звуками, красками,запахами.

    Очень часто пейзажные стихи имеют и прямой, и иносказательный смысл, связанный с миром человеческой души. («Весенние воды»).

    Слайд 22.

    Любовь в творчестве Тютчева «и блаженство, и безнадежность»,напряженное, трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье «поединок роковой» двух сердец.

    Философские мотивы в лирике Тютчева

    Слайд 23-24.

    «О Тютчеве не спорят, - справедливо писал И.С.Тургенев, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии».

    За то время, пока идет показ слайдов, ребята записывают информацию к себе в тетрадь в виде кластера.

    Работа в группах. 

    Класс делится на 3 группы, раздаются стихи и задания. Через 10 минут капитаны отвечают.

    Стадия рефлексии.

    Составьте синквейн о личности и творчестве Ф.И.Тютчева.

    Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний

    Стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:


    1 строка – тема или предмет (одно существительное);
    2 строка – описание предмета (два прилагательных);
    3 строка – описание действия (три глагола);
    4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
    5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

    Домашнее задание.

    Стихотворение «Silentium» учить наизусть.

    План-конспект открытого занятия по литературе «Биография и особенности творчества Ф.И.Тютчева».

     

    Выполнила: преподаватель

    Русского языка и литературы

    Тихобаева Е.А.

    Урень 2015.



    Предварительный просмотр:

      Вопросы и задания к стихотворению «Silentium!»

    1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? (Чувства, мечты, мысли, душевные движения.)
    2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? (Звезды в ночи, ключи, наружный шум, дневные лучи.)
    3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
    4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
    5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
    6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

          Вопросы и задания к стихотворению «Тени сизые смесились…»

    1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
    2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
    3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
    4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
    5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
    6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?

          Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа…»

    1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
    2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
    3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.
    4. Найдите черты общности в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…» и «Silentium».

    Группа №1.

    Silentium!

    Молчи, скрывайся и таи

    И чувства и мечты свои —

    Пускай в душевной глубине

    Встают и заходят оне

    Безмолвно, как звезды в ночи, —

    Любуйся ими — и молчи.

    Как сердцу высказать себя?

    Другому как понять тебя?

    Поймет ли он, чем ты живешь?

    Мысль изреченная есть ложь.

    Взрывая, возмутишь ключи, —

    Питайся ими — и молчи.

    Лишь жить в себе самом умей —

    Есть целый мир в душе твоей

    Таинственно-волшебных дум;

    Их оглушит наружный шум

    Дневные разгонят лучи, —

    Внимай их пенью — и молчи!..

    1. Какие два мира изображает поэт в стихотворении? Какой из миров описан подробнее? Что характерно для внутреннего мира человека? 
    2. Каковы приметы мира внешнего? Какие картины природы важны поэту для создания образа внешнего мира? 
    3. Почему внешний мир мешает человеку сосредоточиться на своей внутренней жизни? Почему лейтмотивом стихотворения становится слово «молчи»?
    4. Какой поэтический смысл выявляется в том, что стихотворение названо по-латыни? Почему внутреннюю жизнь человека может спасти только молчание?
    5. Какой характер придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
    6. Как и с какой целью противопоставлены в стихотворении образы ночи и дня? Почему все же образы стихотворения от картин ночи движутся к «дневным лучам»?

    Группа № 2.

    Тени сизые смесились...

    Тени сизые смесились,

    Цвет поблекнул, звук уснул —

    Жизнь, движенье разрешились

    В сумрак зыбкий, в дальний гул...

    Мотылька полет незримый

    Слышен в воздухе ночном...

    Час тоски невыразимой!..

    Всё во мне, и я во всем!..

    Сумрак тихий, сумрак сонный,

    Лейся в глубь моей души,

    Тихий, томный, благовонный,

    Все залей и утиши.

    Чувства — мглой самозабвенья

    Переполни через край!..

    Дай вкусить уничтоженья,

    С миром дремлющим смешай!

    1. Какой философский смысл приобретает в стихотворении описание вечернего сумрака? Какие образы рисуют тишину внешнего мира? Почему эта тишина так необходима лирическому субъекту?
    2. Почему вечерний час для него — «час тоски невыразимой»? Как понять слова: «Все во мне, и я во всем!»?
    3. Какой характер придает первой строфе обилие многоточий, коротких синтаксических конструкций, фрагментарность описаний?
    4. Какой поэтический смысл подчеркивается множеством глаголов в повелительном наклонении во второй строфе?
    5. Какие детали внешнего мира подмечает поэт? Каковы краски, звуки, запахи внешнего мира? В каких отношениях «в час заката» должны находиться человек и внешний мир?
    6. Почему лирический субъект жаждет «вкусить уничтоженья»? Как понять этот образ?

    Группа №3.

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик —

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Вы зрите лист и цвет на древе:

    Иль их садовник приклеил?

    Иль зреет плод в родимом чреве

    8Игрою внешних, чуждых сил?..

    Они не видят и не слышат,

    Живут в сем мире, как впотьмах,

    Для них и солнцы, знать, не дышат

    И жизни нет в морских волнах.

    Лучи к ним в душу не сходили,

    Весна в груди их не цвела,

    При них леса не говорили

    И ночь в звездах нема была!

    И языками неземными,

    Волнуя реки и леса,

    В ночи не совещалась с ними

    В беседе дружеской гроза!

    Не их вина: пойми, коль может,

    Органа жизнь глухонемой!

    Увы, души в нем не встревожит

    И голос матери самой!

    1. К кому обращены строки стихотворения? Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
    2. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
    3. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок _ Песня-биография народа _ Музыка, 2 класс

    Открытый урок по музыке во 2 классе по теме «Песня как зеркало жизни народа» (Роль песни в жизни народа, отражение его культуры)...

    Открытый урок по биографии Есенина "Мне осталась одна забава..."

    Данный материал содержит биографические данные С.А. Есенина и его произведения....

    открытый урок в 10 классе по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева

    "О, как убийственно мы любим…"(История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)Тип урока: изучение нового материала.Вид: урок-практикум.Технология: проблемно-ис...

    презентации обучающихся к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

    Презентации обучающихся к уроку по творчеству Ф.И. Тютчева. (Любимые женщины поэта):1. Последняя любовь поэта Елена Денисьева.2. Трагическая судьба Эрнестины Тютчевой.3. Странный брак. Элеонора Петрсо...

    презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

    Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....

    Открытый урок "Творчество Тютчева. Обучение письменному анализу лирического стихотворения"

    Открытый урок с использованием ИКТ и современных технологий в соответсвии с ФГОС....

    Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"

    Сценарий открытого урока по творчеству Ф.Тютчева: "О ты, последняя любовь!"...