Открытый урок "Творчество Тютчева. Обучение письменному анализу лирического стихотворения"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Тульская Анна Гарибальдиевна

Открытый урок с использованием ИКТ и современных технологий в соответсвии с ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_prezentatsiya.pptx2.59 МБ
Файл plan_uroka.docx32.96 КБ
Файл plan_analiza.docx27.28 КБ
Файл kartochki_k_uroku.docx26.3 КБ
Файл termometry.docx806.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Говорящее фото»

Слайд 2

Родители Тютчева. Иван Николаевич , радушный, гостеприимный и добросердечный хозяин-помещик. Мать, Екатерина Львовна, женщина умная , но нервная и впечатлительная.

Слайд 3

Усадьба Овстуг Брянского уезда Орловской губернии – место, где родился и вырос Федор Тютчев.

Слайд 4

Московский университет , где Тютчев учился на Словесном отделении.

Слайд 5

Тютчев поступает на службу в Коллегию иностранных дел и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей ему предстоит провести двадцать два года .

Слайд 6

Широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в « Современнике» было опубликовано 16 произведений под названием «Стихотворения , присланные из Германии» . Это была первая крупная публикация поэта.

Слайд 7

Тема природа - одна из ведущих в творчестве Тютчева. Природа, представленная в стихотворениях Тютчева , многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений.

Слайд 8

Памятник Тютчеву в Брянске. Открыт в 2003 году к 200- летию поэта .

Слайд 9

Поэзия Ф.И.Тютчева . Обучение письменному анализу лирического стихотворения

Слайд 10

Тютчев изображал природу в ее промежуточных состояниях – в переходе от весны к лету, от ночи к утру, от грозы к солнцу. Тютчев считал, что в переходные моменты невозможно отгадать тайны природы. В стихотворении «Неохотно и несмело» Тютчев показывает, что весенняя гроза – это окончательная победа над зимой. Гроза ничего не меняет в природе. В стихотворении «Неохотно и несмело» показано активное таяние снегов. Это признак того, что весна начала победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле. Природа у Тютчева живая, читатель видит, как она живет, дышит, что совершается в ней.

Слайд 11

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальный гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой . Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся смятенная земля. Приближение грозы Гроза Солнце после грозы

Слайд 12

г ипер - бола ирония литота с равне-ние олице-творе-ние а лле- гория эпифора эпитет м ета-фора б езгла - г оль- ность

Слайд 13

А вот и нет! Это средство выразительности Тютчев использует в своем стихотворении!

Слайд 14

Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля. Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил ее края. Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля – И в сиянье потонула Вся смятенная земля.

Слайд 15

Автор и название стихотворения Идея стихотворения Композиция стихотворения Средства художественной выразительности Личные впечатления от стихотворения

Слайд 17

Домашнее задание: в ыполнить письменный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…» , стр. 196-197 учебника.



Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 6 классе

 «Поэзия Тютчева. Обучение письменному анализу лирического стихотворения»

1. Организационный момент.

Ход урока

2. Повторение домашнего задания. Игра «Говорящее фото»

Слово учителя

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы начали изучать творчество замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева и познакомились с жизнью писателя. Прежде чем приступать к новой теме, давайте вспомним важные моменты жизни Федора Ивановича. Но сделаем мы это необычно, а в форме игры «Говорящее фото». Каждая картинка, которую вы увидите на экране, так или иначе связана с биографией Тютчева. А что конкретно изображено на иллюстрации, скажете мне вы! Приступим?

Игра «Говорящее фото»

1 слайд:

Родители Тютчева. Иван Николаевич, радушный, гостеприимный и добросердечный хозяин-помещик. Мать, Екатерина Львовна, женщина умная, но нервная и впечатлительная.

2 слайд:

Усадьба Овстуг Брянского уезда Орловской губернии – место, где родился и вырос Федор Тютчев.

3 слайд:

Московский университет, где Тютчев учился на Словесном отделении.

4 слайд:

Тютчев поступает на службу в Коллегию иностранных дел и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей ему предстоит провести двадцать два года.

5 слайд:

Широкая известность пришла к поэту лишь в 1836, когда в «Современнике» было опубликовано 16 произведений  под названием «Стихотворения, присланные из Германии». Это была первая крупная публикация поэта.

6 слайд:

Тема природа - одна из ведущих в творчестве Тютчева. Природа, представленная в стихотворениях Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене  явлений.

7 слайд:

Памятник Тютчеву в Брянске.  Открыт в 2003 году к 200-летию  поэта.

3. Актуализация знаний в форме игры «Я беру тебя с собой»

Слово учителя

Молодцы, ребята! Отлично подготовились дома!

Вы все, конечно, знаете, что любой урок  - это небольшое, но увлекательное путешествие. Вот и я сегодня решила отправиться в путешествие. Я собираю чемодан и беру собой только то, что пригодится мне в этом уроке-путешествии. Я называю первый предмет, который кладу в воображаемый чемодан, а вы продолжаете. Но помните, я возьму с собой только тех, кто назовет предметы, относящиеся именно к нашей теме.

Итак, я беру с собой метафору.

Ответы детей (называют средства художественной выразительности, идею стихотворения, тему и т.д.)

4. Определение темы. Постановка задач.

- А теперь скажите, для чего нам понадобились все эти предметы-знания?

(определение темы, постановка задач)

СЛАЙД

Записываем тему в тетрадь!!!!

5. Работа по теме урока

Слово учителя

Сегодня мы будем анализировать стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело…»  Письменный анализ любого произведения должен представлять собой цельный, законченный, красивый текст.

Мы с вами многие элементы анализа выполняли, и устно, и письменно, но в вопросах составления полного письменного анализа совсем еще неопытные. Поэтому у нас с вами будут помощники. У каждого из вас на столе план анализа с речевыми шаблонами. В письменном анализе мы не пишем каждый пункт плана отдельно, а стараемся вписать его в общую канву анализа, одна мысль должна плавно вытекать из другой. В этом вам и помогут речевые шаблоны. Вы можете выбрать любое начало предложения и продолжить его.  

К концу урока у вас должен получиться замечательные тексты!

Любой анализ начинается с прочтения стихотворения.

Нам сегодня прочтет стихотворение «Неохотно и несмело» Светлана Мыцких.

Слушаем стихотворение наизусть!!!!

- Посмотрите в свои карточки-помощники. Что нам нужно сделать в первую очередь? (Записать автора и название стихотворения)

Ребята записывают в тетрадь автора и название стихотворения.

- Следующий пункт? (определить ему стихотворения)

- Кто уже определил тему стихотворения? (Тема природы, автор изображает весеннюю грозу). Используйте речевой шаблон и записывайте в тетрадь.

- Прежде чем приступать к следующему пункту, возьмите маленькие карточки, которые лежат на ваших партах. СЛАЙД!!! Внимательно прочтите утверждения и найдите, по-вашему, верные. А теперь откройте учебники на стр.  194  и проверьте себя (ребята проверяют себя по учебнику).

- Следующий пункт – определение идеи стихотворения. На какой вопрос нужно ответить, чтобы понять авторскую идею? (Что хотел сказать автор?)

- Если вы верно выполнили предыдущее задание, то среди верных утверждений найдете идею стихотворения. Её так же надо записать в тетрадь, используя речевые шаблоны (записывают идею стихотворения, используя речевые шаблоны).

- Ребята, посмотрите в карточки. Что мы должны сделать дальше? (определить композицию стихотворения)

-А что такое композиция? (ответ в планах анализа)

- Чтобы определить смысловые части стихотворения нам нужно еще раз внимательно перечитать стихотворение. Читаем первые две строфы (читает ученик)

СЛАЙД!!!!

- Что в них описывается? Как вы это поняли? (приближение грозы)

СЛАЙД!!!

- О чем говорится в следующих двух строфах? (читаем, определяем – описание самой грозы)

СЛАЙД!!!

- И в  последней строфе автор  рисует? (солнце, умиротворенную после грозы природу)

СЛАЙД!!!

- Значит, стихотворение состоит из скольких частей? Какие картины они рисуют? (ребята подводят итоги, записывают в тетрадь)

- Следующим пунктом нам нужно будет найти средства художественной выразительности, которые использует Тютчев в своем стихотворении.

Внимательно посмотрите на стихотворение, вы его уже и послушали, и почитали внимательно. Давайте теперь попробуем сказать, какие приемы использует автор, а какие нет. СЛАЙД!!! Перед вами цветок, да он не простой, каждый лепесток – это какое-то художественное средство. Вам нужно выбрать только те приемы-лепестки, которые есть в стихотворении (ребята работают с интерактивной доской).

- Итак, что у нас осталось? (сравнение, олицетворение, эпитеты, метафоры и безглагольность).

Работа в парах!!!!

- Сейчас вы поработаете в парах (одна пара ищет олицетворения, вторая – метафоры и сравнение, третья – эпитеты, а четвертый человек работает у доски, его задача – найти и обвести все глаголы в стихотворении).

Ответ первой пары ребят (олицетворения): 

солнце смотрит,

принахмурилась земля,

раскаты сердитые,

солнце взглянуло.

- Для чего Тютчев использует олицетворение? (чтобы показать природу и землю живой, передать ее чувства и эмоции)

 Ответ второй пары (метафоры и сравнение):

метафоры: пламень молнии,

окаймил края,

земля потонула,

струя молнии,

сравнение: вихрем пыль летит с полей.

Ответ третьей пары (эпитеты):

зеленеющие нивы,

синей молнии струя,

пламень белый и летучий.

- Ребята,  какую роль играют метафоры, эпитеты и сравнение в стихотворении? (помогают ярче нарисовать весеннюю грозу, передать идею автора).

- Глаголы в стихотворении есть, их не много, но и не мало. Темп стихотворения несколько замедлен. Но совсем без глаголов никак, ведь Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени.

- В какой строфе отсутствуют глаголы? (во второй)

- Как вы думаете, почему? (здесь природа будто затаила дыхание, она находится в состоянии напряженного ожидания  – будто ждет, что вот-вот на нее обрушится гром и дождь, а многоточие этот эффект усиливает).

Запись приемов в тетрадь с использование речевых шаблонов!!!!

- И последний пункт – это ваше личное впечатление о стихотворении. Запишите его в завершении вашего анализа.

6. Закрепление изученного.

СЛАЙД!!!

- Давайте вспомним порядок анализа стихотворения (работа у доски)

Чтение анализа стихотворения.

7. Рефлексия.

СЛАЙД!!!!

- Ребята, у вас в руках термометры, отметьте, пожалуйста, на шкале на сколько пунктов увеличились ваши знания за этот урок.

8. Домашнее задание.

Выполнить письменный анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся…», стр. 196-197 учебника.



Предварительный просмотр:

        Автор и название стихотворения

        Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

 

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

        Идея стихотворения (какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?)

        

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения в том…)

        Композиция

(как построено  стихотворение? На какие  части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на...части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

         Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

        Приемы художественной выразительности

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи  и др.)

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Строфика

Способ рифмовки (смежная, перекрестная, попарная)

Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Стихотворение состоит из …. строф.

Автор выбирает…. рифмовку…

Стихотворный размер …. придает стихотворению… темп….

         Лирический герой (образ лирического героя:

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.)

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

        Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…

        Автор и название стихотворения

        Тема стихотворения (о чем стихотворение?)

 

Стихотворение посвящено…

Тема стихотворения -… В стихотворении …( автор , название стихотворения) описывается…

…поэт изображает…

…перед читателем возникает образ…

…переданы размышления

( чувства, переживания и т.п.)…

автор выражает…

…с первых строк…

        Идея стихотворения (какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?)

        

В стихотворении автор выражает мысль о…

Основная мысль стихотворения…

Идея произведения в том…)

        Композиция

(как построено  стихотворение? На какие  части можно его разделить? О чем каждая часть?)

Стихотворение можно разделить на...части…

Композиционно стихотворение делится на…части, потому что…

         Настроение стихотворения

В стихотворении… царит …настроение…

…пронизано настроением…

настроение этого стихотворения…

Настроение меняется на протяжении стихотворения…

        Приемы художественной выразительности

( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи  и др.)

Для создания настроения автор использует…

С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…

…создают образ…

…помогают представить…

Строфика

Способ рифмовки (смежная, перекрестная, попарная)

Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Стихотворение состоит из …. строф.

Автор выбирает…. рифмовку…

Стихотворный размер …. придает стихотворению… темп….

         Лирический герой (образ лирического героя:

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.)

Лирический герой этого стихотворения представляется мне…

        Личные впечатления от стихотворения.

Читая стихотворение, я восхищался…

…я откликался…

Меня взволновало…

…красота строк…

…остаются в памяти…



Предварительный просмотр:

  • Тютчев изображал природу в ее промежуточных состояниях – в переходе от весны к лету, от ночи к утру, от грозы к солнцу.

  • Тютчев считал, что в переходные моменты невозможно отгадать тайны природы.

  • В стихотворении «Неохотно и несмело» Тютчев показывает, что весенняя гроза – это окончательная победа над зимой.

  • Гроза ничего не меняет в природе.

  • В стихотворении «Неохотно и несмело» показано активное таяние снегов. Это признак того, что весна начала победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле.

  • Природа у Тютчева живая, читатель видит, как она живет, дышит, что совершается в ней.

  • Тютчев изображал природу в ее промежуточных состояниях – в переходе от весны к лету, от ночи к утру, от грозы к солнцу.

  • Тютчев считал, что в переходные моменты невозможно отгадать тайны природы.

  • В стихотворении «Неохотно и несмело» Тютчев показывает, что весенняя гроза – это окончательная победа над зимой.

  • Гроза ничего не меняет в природе.

  • В стихотворении «Неохотно и несмело» показано активное таяние снегов. Это признак того, что весна начала победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле.

  • Природа у Тютчева живая, читатель видит, как она живет, дышит, что совершается в ней.

  • Тютчев изображал природу в ее промежуточных состояниях – в переходе от весны к лету, от ночи к утру, от грозы к солнцу.

  • Тютчев считал, что в переходные моменты невозможно отгадать тайны природы.

  • В стихотворении «Неохотно и несмело» Тютчев показывает, что весенняя гроза – это окончательная победа над зимой.

  • Гроза ничего не меняет в природе.

  • В стихотворении «Неохотно и несмело» показано активное таяние снегов. Это признак того, что весна начала победное шествие по воскресшей от зимней спячки земле.

  • Природа у Тютчева живая, читатель видит, как она живет, дышит, что совершается в ней.


Предварительный просмотр:

Картинки по запросу термометр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Приложение к уроку литературы к анализу лирических стихотворений "Пейзаж".

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие "пейзаж". Каковы разновидности пейзажа....

Обучение анализу лирического стихотворения

В разработке представлен план анализа лирического стихотворения....

Урок-семинар в 9 классе "Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина"

Урок-зачет в игровой форме в 9 классе "Сложноподчиненные предложения предложения"...

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)Конспект урока развит...

Конспект урока "М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения"

Знакомство с проиведением, анализ конструктивных элементов текста...