Обучение анализу лирического стихотворения
план-конспект занятия по литературе (9 класс) по теме

Купцова Римма Александровна

В разработке представлен план анализа лирического стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_analizu_liricheskogo_stikhotvoreniya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Обучение анализу лирического стихотворения.

Практикум

План анализа

лирического стихотворения

- Творческая история.

- Тема и идея.

- Композиция и внутренний сюжет (если есть).

- Лирический герой и система образов.

- Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса.

- Жанр.

- Эмоциональная окраска.

- Особенности ритмики, размера, рифмы.

- Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

- Его место в творчестве автора и русской поэзии вообще.

Стихотворение Е.А. Баратынского

«Элегия»

Как счастье медленно приходит,

Как скоро прочь от нас летит!

Блажен, за ним кто не бежит,

Но сам в себе его находит!

В печальной юности моей

Я был счастлив – одну минуту,

Зато, увы! и горесть люту

Терпел от рока и людей!

Обман надежды нам приятен,

Приятен нам хоть и на час!

Блажен, кому надежды глас

В самом несчастьи сердцу внятен!

Но прочь уже теперь бежит

Мечта, что прежде сердцу льстила;

Надежда сердцу изменила,

И вздох за нею вслед летит!

Хочу я часто заблуждаться,

Забыть неверную… но нет!

Несносной правды вижу свет,

И должно мне с мечтой расстаться!

На свете всё я потерял,

Цвет юности моей увял:

Любовь, что счастьем мне мечталась,

Любовь одна во мне осталась!

                                          (1804 – 1805)

Вопросы и задания для анализа стихотворения

1. Что характерно для жанра элегии, как это проявляется в стихотворении?

    (Элегия – ( от греч. жалоба) – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти).

2. О чем размышляет поэт?

3. Какие слова помогают понять мироощущение лирического героя?

    Что он чувствует?

4. К какому литературному направлению можно отнести это произведение?

5. О каком свойстве счастья размышляет автор? Что он думает об этом?

6. Как развивается эта мысль в стихотворении? С чем в жизни человека связано состояние счастья или его отсутствие? (Проследим развитие лирической мысли по четверостишиям.)

7. Как автор передаёт мысль о скоротечности, эфемерности счастья? Обратим внимание                                                                    на:

  • словесный ряд, соотнесённый со словом счастье («одна минута», «обман надежды», «мечта бежит», «надежда сердцу изменила», «всё потерял»);
  • антитезы (счастье – «горесть люта», «медленно приходит- скоро уходит»);
  • эпитеты («печальна юность», «несносна правда»).

8. Для чего в стихотворение введена высокая лексика?

9. Какие предложения преобладают и почему?

10. Какую смысловую нагрузку несут повторы междометий, другие повторы?

11. Какие мысли и чувства вызвало у вас это лирическое стихотворение?

      Чем оно интересно современному читателю? (Самостоятельная работа.   Письменный ответ в виде сочинения-миниатюры. Использовать материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"

Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....

Открытый урок "Творчество Тютчева. Обучение письменному анализу лирического стихотворения"

Открытый урок с использованием ИКТ и современных технологий в соответсвии с ФГОС....

Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)

В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....

Мастер-класс "Педагогический дуэт" по конструктору урока «Обучение анализу лирического текста на примере стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая».

Конструктор разработан НБФ имени Менделеева г. Москва по ФГОС для учителей, педагогов дополнительного образования, наставников, вожатых, тренеров, которые работают с детьми с 1 по 11 класс....