Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Барбашина Наталья Александровна

Конспект урока и презентация.Урок развития речи..Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский «Весна, Весна!....»)(6 класс)

Конспект урока развития речи по литературе в 6 классе на тему "Обучение письменному анализу стихотворения на примере стихов о природе". Для анализа взято стихотворение Е А. Баратынского "Весна,весна!..."Поэтапный анализ,вспомогательный материал в виде словаря терминов,"Словаря настроения" и речевых клише позволит детям справится с достаточно сложной работой-созданием текста сочинения-анализа лирического произведения. Предварительная подготовка к уроку предусматривает реализацию на уроке мини -проектов,подготовленных детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Барбашина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, стаж работы 32 года,  г. Оренбург,  МОБУ «Лицей №8»

                        6 б класс                 31.01.19

Тема. Р.Р.Обучение письменному анализу  стихотворения на примере стихов о природе ( Е.А.Баратынский  «Весна, Весна!....»)

Тип урока: формирование новых знаний

Цель: Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения;  познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя. Рассмотреть образную системы стихотворения.

УУД (ожидаемые результаты):

Предметные: ученик научится анализировать текст стихотворения, создавать текст письменного анализа стихотворения.

Метапредметные: 

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. 

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные: развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная

- Методы обучения: словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Поэзия говорит больше, чем проза,

при помощи меньшего количества слов.  (Вольтер)

-  Со словами Вольтера нельзя не согласиться. Поэты словно заглядывают нам в душу, слышат наши мысли и говорят красиво и точно за нас то, что мы иногда не можем высказать словами.

- Было ли у вас такое, чтобы стихи озвучивали ваши чувства? В какие моменты жизни это было?(когда мы чему-то удивлялись или что-то переживали.)

В мировой литературе есть образы и темы, которые живут в произведениях авторов различных эпох. В поэзии есть "вечные темы и  символы" —весна,любовь,доброта,красота.жизнь. Иногда эти  образы-символы соединяются в большой образ_образ природы.

_Скажите,почему слово «природа» вбирает в себя такие понятия, как красота, доброта, любовь, жизнь? (Природа-это и есть жизнь и красота.)

_А что еще, кроме поэзии, может выразить наши чувства,эмоции? (музыка,ИЗО)

1.        Проверка домашнего задания

        Чтения стихотворения Баратынского под музыку1 уч. (наизусть)

  1. Мотивационно-целевой этап.

-Мы убедились, как гармонично сочетаются эти виды искусства.

 Сегодня мы завершаем разговор о поэзии  19 века. И как и положено, мы подводим итог в виде письменной работы.Но сегодня нам предстоит  не просто порассуждать ,поделиться впечатлением о прочитанном. Мы будем учиться создавать текст сочинения-анализа стихотворения. Т.е. мы попытаемся стать с вами немного творцами. публицистами, критиками, литературоведами.

А что необходимо для анализа стихотворения?

( определить тему, идею, средства выразительности, стихотворный размер и т.д.)

- Как вы думаете, что мы узнаем на уроке, над чем будем работать?

- Сформулируйте задачи нашего урока.

( узнаем порядок анализа, что необходимо определить в тексте ,чтобы анализ был всесторонним, качественным; как правильно сформулировать мысли)

3.Основной этап урока. Работа со схемой  «Компоненты анализа поэтического произведения».

Перед вами схема-кластер «Компоненты анализа поэтического произведения».

Рассмотрите ее хорошенько и скажите, какие моменты, аспекты  важны для анализа?

2

Запишите в тетрадь в виде таблицы - схемы основные понятия, необходимые нам для анализа.

Тема

Жанр

Идея
Образы

Особенности композиции

Размер

Рифма

Художественные средства

  1. Анализ стихотворения.  

1. Сегодня я предлагаю вам поразмышлять над стихотворением  Е.А.Баратынского  «Весна, Весна!....»)

Чтение( повторное) стихотворения Баратынского .(учитель)

2.Беседа по содержанию стихотворения.

Задание: по ходу беседы заполняем таблицу-схему.

- Ребята, какое впечатление произвело на вас стихотворение?

Какими словами вы могли бы выразить то чувство, которое вызвало это произведение?

Беседа с классом. – Какова может быть  история стихотворения? О чем оно?

Для определения основных образов давайте составим КЛАСТЕР по ассоциациям  по главному ключевому слову (со словом ВЕСНА).используя ключевые слова из текста стихотворения.

(работа в тетрадях 2 минуты)

Весна-небосклон-лазурь-солнце-ветерок-ручьи- аромат деревьев-жаворонок - душа-песня

Как соединены в общей картине стихотворения эти слова-образы?

( Они  все показывают, как прекрасна весна, что весне подчиняется все вокруг. оживает. преображается. Даже сухой прошлогодний лист обрел снова звук и аромат)

На что особенно обращает наше внимание  поэт –художник?

(Небо,ручей и река,лес,птицы,человек)

-Какие чувства наполняют этот стихотворение?

Какими средствами пользуется поэт,чтобы это стихотворение звучало торжественно?(обилие воск.знаков,повторов слов,высокой лексики)

Есть ли что-то особенное в построении этого стихотворения? (неровные по количеству стоп строчки,поэтому читаются они по - разному.  Похоже на качели-вверх-вниз)

Какое ощущение создает такая строфика?

(ощущение полета)

Каким стихотворным размером написано стихотворение?(двусложный ямб)

Какая рифма? Влияет ли это на тональность стихотворения,его настроение? Как?

(Рифма очень интересная:1 и 3 не рифмуются,2 и 4 – рифма. Строки неровные по количеству слогов.Это делает стихотворение особенным по звучанию. Действительно, похоже на качели или на танец. Поэтому настроение тоже появляется особенное- радость,ликование,счастье) 

Вывод: - Можно ли определить жанр этого стихотворения как ГИМН?

  1. Физкультминутка.

Покажите, как бы вы выразили в жестикуляции и мимике  радость солнцу, показали бескрайность весенних небес и продемонстрировали счастье от прихода весны.(потянуться. раскинув широко руки; улыбнуться соседу)

4.Работа с лексикой и синтаксисом текста.

-Какие языковые и синтаксические  средства выразительности, тропы позволяют автору эти ключевые слова соединить в стихотворную ткань?

 (повторы,восклиц. предложения, олицетворения,эпитеты. сравнения,метафоры.)

Выпишите несколько средств, по вашему мнению, важных для создания настроения и зрелищности картины весны-2 минуты. На столах лежит мини словарики по теории литературы, вы можете пользоваться ими

Сверяем свои записи:

-эпитеты:ясный небосклон,чистый воздух,живой лазурью,торжествующий хребет,ветхий лист шумен,душист.яркая вышина,заздравный гимн,обнаженные древа

Метафоры:  крылья ветерка.жаворонок поет гимн.душа летает,журчит, небосклон слепит очи

Олицетворение:взревев,несет лед река; душа летает с птичкой, облака ласкаются к солнечным лучам

Синтаксические средства:обилие восклицательных знаков,повтор.инверсия.

Вывод: Стихотворение богато средствами выразительности.

  1. Работа с раздаточным материалом.
  2. На столах перед вами лежат Словарики настроений. Они помогут вам подобрать правильную, точную лексику для характеристики авторского состояния и вашего настроения.

Выберите и запишите прилагательные и глаголы,которые помогут вам передать эмоции автора.

   
Кроме этого на столах есть помощники для вас. Это речевые клише,которые помогут вам избежать речевых ошибок при анализе стихотворения.

Сейчас мы попробуем ,ориентируясь на план анализа, составить УСТНО  эпизоды характеристики этого произведения. Выберите один из пунктов плана и составьте связное высказывание по нему.

.(ответы ребят)

Я предлагаю понравившиеся вам обороты, фразы из этих высказываний записать, чтобы позже использовать их в своем сочинении.

  1. Подведение итогов.

Какие еще стихи поэтов 19 века позволяют нам испытать огромную гамму чувств по поводу красоты природы?

(«Посмотри, какая мгла…»

Можно ли сравнить их по эмоциональности?

..

Можно ли в данной подборке стихов назвать стихотворения, тесно связанные с жизнью людей»

 (По горам….-

Какие ассоциации возникают у вас при чтении стихов о природе??

Опрелелились ли вы уже с выбором стихотворения дл анализа?

(если позволяет время- чтение стихов под музыку)

  • 6. Рефлексия. сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  1. Домашнее задание.
    Написать сочинение-анализ стихотворения

Приложение

Речевые клише

Как построить предложение? Как правильно сочетать слова друг с другом, чтобы избежать грамматических и речевых ошибок? В этом могут помочь речевые клише – универсальные обороты речи, которые легко вставить в любое сочинение, на месте пропуска добавив необходимые слова или выражения.

В стихотворении … (автор, название) говорится о …
В стихотворении …(название) … (фамилия поэта) описывается …
В стихотворении царит … настроение.
Стихотворение … пронизано … настроением.
Настроение этого стихотворения ….
Настроение меняется на протяжении стихотворения: от … к ….
Настроение стихотворения подчёркивает …
Автора пронизывает чувство …
Стихотворение можно разделить на … части, так как …
Композиционно стихотворение делится на … части.
Короткие (длинные) строки подчёркивают …
В стихотворении мы словно слышим звуки ….
Постоянно повторяющиеся звуки … позволяют услышать ….
Поэт хочет запечатлеть словами ….
Для того чтобы передать … настроение, автор использует (восклицательные предложения, яркие эпитеты, метафору, олицетворение и т. д.).
С помощью … автор даёт нам возможность увидеть (услышать) ….
Используя …, поэт создаёт образ ….
Лирический герой этого стихотворения представляется мне ….
Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … (например)
Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т. п.) передают (эпитеты, метафоры): …
Сопоставление (противопоставление) образов … помогает ярче передать настроение (замысел) поэта.
Стихотворение вызывает у меня чувство …

Словарь терминов

Значение терминов можно найти и в учебнике по литературе, и в специальных словарях. Но если мы разрабатываем рекомендации к написанию сочинения, то сюда же решили включить и словарь слов, которые, возможно, будут употреблены в сочинении.

Аллегория  Литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

Антитеза  Сопоставление контрастных или противоположных образов.

Басня  Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным видом, придающий рассказу аллегорический смысл.

Гипербола От греч. – преувеличение – художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении определенных свойств изображаемого предмета или явления.

Жанр  Тип художественного произведения.

Лирика Один из родов художественной литературы, отображает внутреннюю жизнь, разнообразные человеческие переживания.

Лирический герой  Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Отнюдь не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания.

Метафора  Один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении.

Мотив  Устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях.

Мораль   Отдельное, практическое нравственное наставление, нравоучение. («Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна…», И. А. Крылов)

Образ   Cовокупность определённых, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облечённая в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Узник»)

Олицетворение  Перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.

Пейзаж  От греч. – создаю, творю – 1) Искусство слова вообще, литературно-художественное произведение в стихах и прозе. 2) Стихотворные художественные произведения, в отличие от художественной прозы жанр искусства, в котором предметом изображения является природа.

Поэзия   Словесное художественное творчество.

Проза  Не стихотворная речь.

Сравнение Вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. («В железных латах самовар «Шумит домашним генералом…» Н. А. Заболоцкий)

Стих Особый тип художественной речи, отличный от прозы. 2. Стихотворная строка. Употребление слова «Стих» в смысле стихотворение неправильно. Однако во множественном числе слово «стихи» обозначает поэтическое творчество.

Стихотворение Небольшое стихотворное произведение.

Тропы От греч. – поворот, оборот речи – употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз.

Элегия От греч. – жалобная песня – лирическое стихотворение среднего объёма, обычно наполненное печальным эмоциональным содержанием, лишённое отчётливой композиции, как правило, написанное от первого лица.

Эпитет Образное определение, прибавляемое к предмету с целью подчеркнуть его характерное свойство.

Примерный план сочинения-анализа лирического произведения

-Название стихотворения и его автор.

-Ведущая тема. (О чем стихотворение?)

-Основная мысль. (Что хотел сказать поэт в стихотворении?)

-Какую картину рисует в своем стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?)

-Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

-Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения). Синтаксические фигуры: антитеза, обращение, восклицание.

-Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе на тему: «Сезонные изменения в природе весной»

Конспект урока по развитию устной речи во 2 классе  на тему:  «Сезонные изменения в природе весной» предназначен для школ VIII вида...

Урок развития речи. Обучение сочинению-описанию по картине Сальвадора Дали "Время " 10 «А» классе по теме “Man the Creator” учебник O.V. Afanasyeva, I.V. Mikheeva Учитель английского языка: Игнатьева Ольга Александровна, соавтор ученица 10 «А» класса

Цели:воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыкеОбразовательные:формировать у учащихся умение собирать и систематизировать материал;Развивающие:развивать письменную и устную речь учащихся ...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

Урок развития речи "Обучение сжатому изложению по сказке В.П.Катаева "Старый пень" (Подготовка к ОГЭ) 5 класс

Урок развития речи «Обучение сжатому изложению по сказкеВ.П.Катаева «Старый пень» (Подготовка к ОГЭ)5 классТип урока: урок развития речиЦель: Формировать умения писать сжатое изложен...