УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему

Котова Ольга Николаевна

Учебно-тематическое планирование по литературе 6 класс 68 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС

п/п

Тема,

тип урока

Планируемые результаты

Виды деятельности,
формы работы

Творческая,

исследовательская, проектная деятельность

обучающихся Формы контроля

Словарь и термины

Дата

Освоение

предметных знаний
(базовые понятия)

Универсальные учебные действия

(УУД)

П

Ф

1

Художественное произведение.   Содержание 

и форма.

Автор и герои.   Прототип.   Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся

Стилистическая окраска слов и выражений

(урок «открытия» нового знания)

Узнают о роли книги в жизни человека;

научатся подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Предметные: научиться пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению

Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктивная: ответы на вопросы, тестирование, выясняющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний

Коллективная.

Индивидуальная: подготовить сообщения о мифологии разных

народов.

Сюжет, композиция,

образ

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания

(постановка

и решение учебных задач)

Узнают определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор», виды обрядовых песен; будут понимать их эстетическую и художественную ценность, как различаются песни по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; научатся соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Предметные: научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи

Метапредметные:

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,

Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная: выразительное чтение;

поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

Коллективная.

Индивидуальная 

Слово учителя, комментарий, беседа

Фольклор, обряд, календарные песни

3

Пословицы и поговорки   как   малый   жанр фольклора,   их народная мудрость. Загадки    как    малый жанр фольклора. Афористичность загадок

Стилистические возможности лексики

(постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий).

Узнают определе-ние понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка»; их отличительные особенности, «законы», по которым они строятся, средства художественной выразительности; будут понимать образный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и поговорок, афористичность, меткость и выразительность слога; научатся объяснять смысл и толковать значение пословиц и поговорок, уместно употреблять их в собственной речи

Предметные: научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц, поговорок

Метапредметные:

Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаци, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Рецептивная: чтение статьи учебника, прослушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: мини-сочинение, защита иллюстраций к пословицам;

поисковая:

самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос

Коллективная. Индивидуальная: придумать загадку, а отгадку нарисовать

Малый жанр фольклора, пословица, поговорка, загадка, афористичность

4

Контрольная работа № 1 по УНТ

(контроль и усвоение знаний).

Научатся в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи

Познавательные: структурируют знания.

Регулятивные: оценивают  достигнутый  результат.

Коммуникативные: умеют создавать связный текст

Личностные: освоение личностного смысла учиться

Продуктивная: написание сочинения на литературную тему

Индивидуальная Письменное сочинение-рассуждение

5

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Общеупотребительная лексика. Диалектизмы

(решение частных задач)

Узнают определение понятий «древнерусская литература», «летопись»,«летописание»,«летописец», «сказание», исторические сведения о  принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; будут понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; научатся отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

Предметные: Научиться владеть; изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов

Метапредметные:

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя, формирование нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор, формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства

Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание текта сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответына вопросы, краткий пересказ статьи с опорой на план;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства

Коллективная. Индивидуальная: подготовить устный комментарий
к репродукциям картин художников, изображающих Древнюю Русь Летопись, хронология

6

7

Контрольная работа № 1 (контроль и коррекция знаний)

Научатся отбирать языковой материал, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать
в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность
к саморазвитию

Фронтальная – слово учителя с элементами беседы.

Индивидуальная – выполнение теста

Тестирование

8

Поэма «Песнь
о Роланде» – вершина французского эпоса

Язык художественной литературы

(решение частных задач)

Познакомятся
с произведением средневекового французского военного эпоса

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока,

оценивать свои достижения.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа

Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 46–48), выполнение задания, вырази-тельное чтение.

Групповая – инсценировка фрагмента

Беседа, фронтальный опрос

9

Пословицы и поговорки (решение частных задач)

Познакомятся
с произведениями устного на-

родного творчества – пословицами
и поговорками

Познавательные: ориентироваться
в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать
в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа.

Индивидуальная – чтение материала учебника
(с. 60).

Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий

Индивидуальная и фронтальная проверка Сочинение-миниатюра по одной из пословиц

Подготовка презентации.

Афористические жанры фольклора. Пословицы и поговорки

10

«Повесть временных лет»

Язык художественной литературы

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с понятиями «летопись», «житие»

Познавательные: ориентироваться
в учебном материале; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия
со сверстниками.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Индивидуальная – самостоятельная работа по карточкам, чтение статьи

(с. 70–71), выразительное чтение (с. 71).

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам

Беседа, фронтальный опрос Творческое задание: составление поучения

Поучение

11

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности

(постановка

и решение учебных задач)

Познакомятся
с главными героями произведения, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться
в справочной литературе; отвечать
на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; сравнивать и делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуж-дении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – аналитическая беседа, словарная работа

Беседа, фронтальный опрос Выразительное чтение
по ролям

Летопись

12

Контрольная работа № 2

Развитие речи

Научатся отбирать языковой материал, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать
в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность
к саморазвитию

Фронтальная – слово учителя с элементами беседы.

Индивидуальная – выполнение контрольной работы

Урок развития речи

13

Знакомство
с жизнью и деятельностью

М. В. Ломоносова, с его стихами, с реформой
в языке

Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с понятием «ода», с композицией произведения, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; анализировать изучаемые объекты.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению литературы, уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – беседа

с использованием материала учебника, работа
с репродукцией мозаичной картины М. Ломоносова «Полтавская баталия»

Беседа, фронтальный опрос

Ода (начальное понятие)

Фонохрестоматия

14

Знакомство
с жизнью и деятельностью

Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями

Формы словесного выражения в художественном произведении (постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с жизнью и деятельностью
Г. Р. Державина, его сатирическими произведениями

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять логические действия.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; формулировать и аргументировать свою точку

зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению литературы

Фронтальная – рассказ учителя, беседа.

Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий

Беседа, фронтальный опрос

Сообщение
о Г. Р. Державине; рассказ
о Пушкине-лицеисте

15

А. С. Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы

Формы словесного выражения в художественном произведении

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с поэмой А. С. Пушкина «Полтава»

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в кол-лективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии качеств личности

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.

Индивидуальная – чтение отрывка

Беседа, фронтальный опрос

16

Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник»

Стихи и проза, их различие

(постановка

и решение учебных задач)

Познакомятся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина, образами Петербурга и Пет-

ра I

Познавательные: ориентироваться
в поэтическом тексте; отвечать на вопросы учителя; находить известные средства художественной выразительности в поэтическом тексте и объяснять их назначение; обобщать, делать выводы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, анализировать, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в групповой работе.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.

Индивидуальная – чтение отрывка

Индивидуальная и фронтальная проверка Словесное рисование одного из описываемых в поэме

Событий

Фонохрестоматия

17

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

Стихи и проза, их значение

 (постановка и решение учебных задач)

«Борис Годунов» - подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»

Контрольная работа № 3

Познакомятся
с понятием «баллада», с главными героями произведения, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Индивидуальная – работа по карточкам, чтение.

Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа

Беседа, фронтальный опрос

Сценарий диафильма на основе текста с помощью иллюстраций Инсценированное чтение отрывка; словарик слов и словосочетаний,

характерных

для речи Пимена

Фонохрестоматия

17

Контрольная работа № 4

Научатся отбирать языковой материал, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать
в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность
к саморазвитию

Фронтальная – слово учителя с элементами беседы.

Индивидуальная – выполнение контрольной работы

Зачет по теме «Поэмы Пушкина»; «Формы словесного выражения»

18

А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (постановка и решение учебных задач)

Контрольная работа № 5 по развитию речи

Познакомятся
с произведением А. С. Пушкина, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться
в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте повести.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению литературы

Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по содержанию прочитанного.

Индивидуальная – выполнение заданий

Беседа, фронтальный опрос

Использование индивидуального раздаточного тестового материала

Индивидуальное задание
по творчеству Лермонтова

(выразительное чтение стихотворений)

19

Знакомство
с «Песней про... купца Калашни-кова» М. Ю. Лермонтова, с ее героями

Стилистические возможности лексики и фразеологии

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с произведением М. Ю. Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться
в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению литературы

Фронтальная – вступительное слово учителя, работа по анализу литературного произведения.

Индивидуальная – чтение стихотворений, выполнение заданий по теории литературы

Индивидуальная и фронтальная проверка

Фонохрестоматия

20

«Песня про... купца Калашникова». Анализ II и III частей

Стилистические возможности лексики и фразеологии

(решение частных задач)

Познакомятся
с героями произведения, особенностями их речи, поступками, отношением к людям

Познавательные: ориентироваться
в справочной и критической литературе; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умением произносить монолог; проявлять готовность вести диалог; работать самостоятельно, в группе; участвовать в коллективном обсуждении; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – беседа, выполнение заданий, сравнительная характеристика главных героев.

Индивидуальная – пере-сказ

Беседа, фронтальный опрос

Фонохрестоматия

Фольклоризм литературы

21

Лирика М. Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Стилистические возможности грамматики

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с лирикой поэта М. Ю. Лермонтова, ролью художественных средств

Познавательные: ориентироваться
в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике; обобщать, делать выводы; осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: организовывать место выступления, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений (чтение, устное рисование).

Индивидуальная – чтение учебной статьи

(с. 160–162), выполнение задания

Индивидуальная и фронтальная проверка

22

Контрольная работа № 6

Подготовка к сочинению на тему «История России в произведениях А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова»

(рефлексия)

Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – слово учителя, составление плана сочинения, обсуждение плана, предложенного учителем.

Коллективная – обсуждение вопросов.

Индивидуальная – работа с черновиком.

Беседа, фронтальный опрос

Написание сочинения по составленному

плану

23

Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их взглядами
на жизнь

Стилистические возможности грамматики

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с повестью

Н. В. Гоголя, главными героями,

с бытом казаков, их взглядами

на жизнь

Познавательные: ориентироваться
в тексте художественного произведения, учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в тексте произведения, учебнике; осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; владеть умением самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять уважительное отношение к русской литературе, духовно-нравственные качества личности, познавательный интерес к изучению предмета

Фронтальная – вступительное слово учителя, анализ художественного произведения (формулирование ответов на вопросы учителя, выполнение заданий, выборочное чтение)

Беседа, фронтальный опрос

Устный рассказ о Тарасе Бульбе

Роды литературы. Эпос (развитие понятия)

Просмотр к/ф «Тарас Бульба»

24

Запорожская Сечь. Жизнь
в Сечи

Стилизация и пародия

(решение частных задач)

Получат возможность научиться проводить аналитическую работу с репродукцией картины; научатся находить в художественном тексте материал для характеристики героев

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог,

работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета

Индивидуальная – работа с текстом (выполнение задания).

Фронтальная – беседа
по вопросам, комментированное чтение, выполнение заданий по тексту произведения.

Фронтальная/индивиду-альная – рассматривание репродукции картины

И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Индивидуальная и фронтальная проверка

Просмотр к/ф «Тарас Бульба»

25–

26

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».

Анализ 7–12 глав

Три рода словесности. Понятие рода, вида, жанра

(решение частных задач)

Познакомятся
с психологическим обликом героев на основе анализа текста, со значением товарищества и братства запорожцев

Познавательные: ориентироваться
в справочной литературе; отвечать
на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – аналитическая беседа по вопросам, комментированное чтение, слово учителя, работа с текстом.

Коллективная – викторина

Индивидуальная и фронтальная проверка

Подбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев»

Просмотр к/ф «Тарас Бульба»

27

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы

Три рода словесности. Понятие рода, вида, жанра

(решение частных задач)

Познакомятся
с героями повести Н. В. Гоголя

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности

Индивидуальная – самостоятельная работа с текстом по заданиям, по ил-люстрациям к повести
Е. Кибрика.

Коллективная – обсуждение вопросов.

Фронтальная – слово учителя

Просмотр к/ф «Тарас Бульба» Индивидуальная и фронтальная проверка - тест

28

Контрольная работа № 7

Подготовка
к сочинению
о Тарасе Бульбе
(рефлексия)

Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – слово учителя, составление плана характеристики Тараса Бульбы, обсуждение плана, предложенного учителем.

Коллективная – обсуждение вопросов, характеризующих Тараса Бульбу.

Индивидуальная – чтение наизусть (близко к тексту) речи Тараса

Беседа, фронтальный опрос

Написание сочинения по составленному

плану

29

И. С. Тургенев. Рассказ «Бирюк»

Этические виды народной словесности

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с рассказом
И. С. Тургенева, мастерством
писателя в описании природы, создании портретной характеристики

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – вступительное слово учителя, чтение и обсуждение

статьи учебника

(с. 238–239), анализ рассказа (словарная работа, беседа по вопросам).

Групповая – выполнение заданий по анализу текста

Беседа, фронтальный опрос

Фонохрестоматия

30

Стихотворения
в прозе. «Русский язык»,

«Близнецы», «Два богача»

Этические виды народной словесности

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с особенностями стихотворений

в прозе, их темами и ролью в нравственном воспитании

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать

выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – вступительное слово учителя, анализ стихотворений.

Индивидуальная – чтение стихотворений, составление простого плана стихотворения, краткое сообщение

Индивидуальная и фрон-

тальная проверка Сочинение стихотворения в прозе

Фонохрестоматия

31–

32

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

Лирические виды народной словесности

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с поэмой Н. А. Некрасова, с историческими событиями, описанными в литературном тексте

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; систематизировать материал.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа по вопросам, анализ произведения, комментированное чтение

Индивидуальная и фронтальная проверка Инсценированное чтение отрывка; ознакомление с материалами
о восстании декабристов; составление рассказа о главной героине

33

Н. А. Некрасов «Размышления
у парадного подъезда»

Лирические виды народной словесности

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с произведением Н. А. Некрасова, его социальной направленностью

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности

Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа по вопросам, анализ стихотворения.

Индивидуальная – чтение отрывка в учебнике
(с. 277), выразительное чтение стихотворения

Беседа, фронтальный опрос

Трехсложные размеры стиха

34

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов»

и «Князь Михайло Репнин»

Драматические виды народной словесности

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с историческими балладами
А. К. Толстого, их главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Индивидуальная – выразительное чтение отрывка из стихотворения
Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», чтение вступительной статьи (с. 279– 280).

Фронтальная – слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам

Беседа, фронтальный опрос

35

М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Драматические виды народной словесности

(постановка и решение учебных

задач)

Познакомятся
с сатирическими сказками М. Е. Салтыкова-Щедрина, их главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; структурировать материал.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно строить собственную деятельность.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении; владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – слово учителя, работа со статьей учебника (с. 289– 290), словарная работа, комментированное чтение, аналитическая беседа по вопросам, выборочное чтение

Индивидуальная и фронтальная проверка Подготовка
к внеклассному чтению (чтение сказки «Дикий помещик», ответы на вопросы, выполнение заданий)

Гротеск

36

Внеклассное чтение.

Сказка «Дикий помещик»

Виды эпических произведений

(рефлексия)

Познакомятся
с сатирической сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать умения произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – рассматривание иллюстраций
к сказке и описание их содержания, слово учителя, комментированное чтение.

Индивидуальная – пересказ сказки

Индивидуальная и фронтальная проверка Построение диалога для школьного радио; написание сатирической сказки на сюжет из школьной жизни

37

Контрольная работа № 8 по произведениям М.Е. Салтыкова – Щедрина

Научатся отбирать языковой материал, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать
в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность
к саморазвитию

Фронтальная – слово учителя с элементами беседы.

Индивидуальная – выполнение контрольной работы

Зачет

38

Л. Н. Толстой «Детство»,

«Отрочество», «Юность»

Виды эпических произведений

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с трилогией, главными героями повести «Детство», композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Индивидуальная – чтение материала учебника
(с. 305–306).

Фронтальная – беседа

по вопросам, слово учителя

Беседа, фронтальный опрос

Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия)

39

Главы «Классы», «Детство» из повести Л. Н. Толстого

Рассказ, повесть, роман

(решение частных задач)

Познакомятся
с главой повес-

ти «Детство»
с целью выявления мотивов и причин поступков героев

Познавательные: формулировать ответы на вопросы теста на основе полученных знаний и наблюдений.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, письменно отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – беседа
по вопросам, выборочное чтение, комментированное чтение, выполнение заданий

Индивидуальная и фронтальная проверка

40

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

Рассказ, повесть, роман

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с рассказами
А. П. Чехова, главными героями, художественными особенностями (краткость, простота, точность авторского языка)

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа по вопросам, выполнение заданий.

Групповая – инсценировка рассказа, чтение статьи в учебнике

Беседа, фронтальный опрос

Сатира и юмор как формы комического

41

А. П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник»

Литературный герой в рассказе и повести

(решение частных задач)

Познакомятся
с творческой манерой писателя, психологизмом его рассказов,
со средствами раскрытия характеров персонажей

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом

Индивидуальная – тест, чтение статьи (с. 338– 339).

Групповая – чтение рас-сказа по ролям.

Фронтальная – беседа
по вопросам, выполнение заданий

Индивидуальная и фронтальная проверка Подготовка статьи для сатирического альманаха

Фонохрестоматия

42

Стихотворения о природе

Портрет и поступки героя

(постановка и решение учебных

задач)

Познакомятся
со стихотворениями поэтов, поэтичностью языка, эпитетами, метафорами, сравнениями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений, выполнение заданий.

Индивидуальная – чтение статьи учебника

(с. 341–342), сообщение

о В. А. Жуковском, чтение стихотворений

Индивидуальная и фронтальная проверка Написание сочинения по одному из стихотворений; выполнение рисунка к стихотворениям

43

И. А. Бунин «Цифры»

Пейзаж, интерьер (постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с детством писателя, влиянием природы и общения с крестьянами на становление личности писателя

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог,

работать индивидуально и самостоятельно; использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – слово учителя, выполнение заданий, аналитическая беседа.

Индивидуальная – чтение статьи в учебнике (II ч., с. 3–5)

Беседа, фронтальный опрос

Написание отзыва о рассказе

И. А. Бунина

(по выбору)

44

М. Горький.

Повесть «Детство»

Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с повестью

М. Горького, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и аргументировать свое мнение относительно обсуждаемой проблемы.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – беседа
по вопросам, слово учителя.

Фронтальная/индивиду-альная – выполнение заданий.

Индивидуальная – работа по карточкам.

Групповая – чтение по ролям

Индивидуальная и фронтальная проверка

Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя

45

М. Горький. Главы из повести «Детство». Развитие речи. Характеристика героев повести.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка

Контрольная работа № 9

Сочинение (рефлексия, контроль и коррекция знаний)

Познакомятся
с мастерством

писателя в создании портретных характеристик, научатся определять роль деталей в них

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке; самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы и класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности; проявлять уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – беседа
по вопросам, выполнение заданий, составление плана к сочинению по выбранной теме.

Индивидуальная – пере-

сказ, тест, написание сочинения

Беседа, фронтальный опрос Инсценирование сцены (по выбору); подбор материала к сочинению

46

Легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль»

Этапы сюжета

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с содержанием легенды, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета; понимать проблему; структурировать материал.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – слово учителя, анализ художественного произведения.

Индивидуальная – выполнение заданий, выразительное чтение отрывка

Индивидуальная и фронтальная проверка - тест

47

Л. Н. Андреев

«Кусака»

Композиция рассказа и повести

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с биографией
Л. Н. Андреева, главными героями, композицией, художественными особенностями рассказа «Кусака»

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке; уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – слово учителя, беседа по во-просам.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 91–92), выборочное чтение

Беседа, фронтальный опрос

Групповая работа: составление выборочного пересказа; подготовка диалога; напи-

сание отзыва
о рассказе; выполнение ил-люстраций
к рассказу

48

В. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение...»

Художественная деталь

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с особенностями творчества поэта, главными героями, композицией, художественными особенностями стихотворения «Необычайное приключе-

ние...»

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, словарная работа, анализ стихотворения.

Индивидуальная – чтение биографии поэта

(с. 102–103), статьи

(с. 103–107), тест

Индивидуальная и фронтальная проверка

Фонохрестоматия

49

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение
к лошадям»

Виды лирики

(решение частных задач)

Познакомятся
с темой, основной идеей произведения, точностью и образностью языка, емкостью эпитетов и сравнений

Познавательные: ориентироваться
в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, анализировать ее, использовать в самостоятельной деятельности.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – беседа
по вопросам, устное рисование

Написание мини-сочинения

Беседа, фронтальный опрос

50

А. П. Платонов «Юшка»

Виды лирики

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с героями произведения А. П. Платонова, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в различных источниках.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, собственную деятельность; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознают эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – слово учителя, анализ текста, беседа.

Индивидуальная – чтение материала учебника
(с. 116–117), тест

Индивидуальная и фронтальная проверка

51

А. П. Платонов «В прекрасном
и яростном мире». Автобиографичность рассказа

Композиция лирического стихотворения

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с автобиографическими фактами, отраженными

в рассказе

Познавательные: ориентироваться
в справочной литературе; отвечать
на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – слово учителя, словарная работа, беседа по вопросам

Индивидуальная и фронтальная проверка

52

Контрольная работа № 10

«В прекрасном
и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А. П. Платонова
(рефлексия)

Познакомятся
с произведением А. П. Платонова, главными героями, композицией, художественными особенностями

Познавательные: обобщать, делать выводы; ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности

Фронтальная – аналитическая беседа

Индивидуальная проверка

53

Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...»

Лирический герой

(постановка и решение учебных

задач)

Познакомятся
с произведениями Б. Л. Пастернака, их художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 143–144)

Беседа, фронтальный опро

Фонохрестоматия

с

54

А. Т. Твардовский. Стихотворения поэта. Анализ

Анализ лирического стихотворения

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
со стихотворениями А. Т. Твардовского, их художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: выразительно читать стихотворения; вести диалог; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам, анализ стихотворений.

Индивидуальная – чтение статей (с. 150–151), стихотворений

Беседа, фронтальный опрос

Подготовка со-чинения по сти-хотворению

А. Т. Твардовского (по выбору)

55

Внеклассное чтение. Час мужества (интервью

с участником Великой Отечественной войны)

Анализ лирического стихотворения

(рефлексия)

Познакомятся
с важной ролью литературы в годы Великой Отечественной войны

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Индивидуальная – выразительное чтение стихотворений о войне

Индивидуальная и фронтальная проверка Подготовка интервью с участником Великой Отечественной войны; подготовка к конкурсу «Стихи о войне»

56

Ф. А. Абрамов «О чем плачут

лошади»

Виды драматического рода словесности

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с произведением Ф. А. Абрамова, его художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умением работать индивидуально.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – вступительное слово учителя, работа по тексту рассказа

Беседа, фронтальный опрос

57

Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

Виды драматического рода словесности (постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с рассказами
Е. И. Носова, которые напоминают людям о заботливом отношении к природе, о губительности пошлости в жизни, об истинных и мнимых ценностях

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать и использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владеть навыками конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе

Индивидуальная – чтение учебной статьи

(с. 174–176), выполнение заданий, тест, чтение рассказа.

Фронтальная – аналитическая беседа

Беседа, фронтальный опрос Составление краткого рассказа-справки
о Ю. П. Казакове для энциклопедии, используя материал учебника

(с. 180–181)

58

Контрольная работа № 11

Ю. П. Казаков. Рассказ «Тихое утро» (постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с биографией
автора, мастерством писателя
в изображении природы, в раскрытии психологических портретов персонажей

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Индивидуальная – тест, чтение рассказа, выполнение заданий.

Фронтальная – беседа
по вопросам.

Групповая – чтение по ролям

Беседа, фронтальный опрос

Написание сочинения по рас-

сказу Ю. П. Казакова «Тихое утро» (характеристика мальчиков)

59

Контрольная работа № 12

Развитие речи. Сочинение «Яшка – верный

товарищ»

(контроль и коррекция знаний)

Научатся отбирать языковой материал к сочи-

нению, точно
и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать

выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности

Фронтальная – аналитическая беседа по вопросам, составление плана

сочинения.

Индивидуальная – написание сочинения

Индивидуальная и фронтальная проверка Подготовка ответа на вопрос (используя

пословицы,

с. 201): как вы вели себя в трудных ситуациях?

60

Д. С. Лихачев «Земля родная»

Герои драматического произведения

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с произведением Д. С. Лихачева, композицией, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе

Фронтальная – беседа, слово учителя, комментированное чтение

Беседа, фронтальный опрос

Групповая работа: подготовка сообщения
с использованием советов

Д. С. Лихачева; формулировка манифеста

61

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Языковые способы изображения героев

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с творчеством писателя, сатирической направленностью рассказа, главными героями, художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения.

Коммуникативные: использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы

Фронтальная – слово учителя, беседа, словарная работа.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 211–213)

Индивидуальная и фронтальная проверка

Чтение по ролям эпизода
(по выбору)

62

Стихотворения русских поэтов ХХ века о природе. В. Брюсов, Ф. Сологуб

Особенности драматического конфликта

(постановка
и решение учебных задач)

Познакомятся
с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности нужную информацию из учебника, различных справочников, ресурсов Интернета.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии

с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к предмету

Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворения.

Индивидуальная – выразительное чтение стихотворения

Беседа, фронтальный опрос

По рядам: выучить наизусть

стихотворения

С. Есенина,
Н. Заболоцкого, Н. Рубцова; выполнить иллюстрации
о природе

63

Стихотворения
о природе. С. Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий

Лиро – эпические жанры и виды

(решение частных задач)

Познакомятся
с поэтическими творениями русских поэтов-пейзажистов, литературными приемами и художественными средствами

Познавательные: ориентироваться
в справочной литературе; отвечать
на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности

Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворений.

Индивидуальная – выразительное чтение стихотворений

Индивидуальная и фронтальная проверка Составление письменного рассказа по одной из картин с включением строк стихотворений о природе

64

И. Гофф, Б. Окуджава,

А. Вертинский

Лиро – эпические виды и жанры

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с творчеством
А. Вертинского,

И. Гоффа,

Б. Окуджавы, художественными особенностями произведений

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках,

ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – слово учителя, беседа по вопросам.

Индивидуальная – сообщения о жизни и творчестве писателей, выразительное чтение стихотворений

Индивидуальная и фронтальная проверка

Фонохрестоматия

65

Роберт Бернс «Честная бедность»

Использование чужого слова в произведении

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с творчеством одного из лучших шотландских поэтов, основными темами его произведений

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения

Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа.

Индивидуальная – составление плана учебной

статьи (с. 241–242), чтение стихотворений

Беседа, фронтальный опрос

66

Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»

(постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с творчеством английского поэта, посвятившего свою жизнь, свой поэтический дар защите угнетенных, обездоленных и униженных

Познавательные: ориентироваться
в справочной литературе; отвечать
на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Фронтальная – слово учителя, анализ стихотворения, выполнение заданий.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 246), чтение стихотворения

Индивидуальная и фронтальная проверка

67

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» (постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с биографией писателя, его произведениями, их художественными особенностями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – вступительное слово учителя, аналитическая беседа.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 255), выполнение заданий, пересказ текста от лица одного из героев.

Групповая – инсценированное чтение

Индивидуальная и фронтальная проверка

68

Итоговый зачет

Научатся отбирать языковой материал к сочинению, точно и выразительно излагать свои мысли

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые

средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – слово учителя.

Коллективная – обсуждение вопросов.

Индивидуальная – выполнение заданий, защита проектов.

Беседа, фронтальный опрос, тестирование, защита проектов

69

Р. Д. Брэдбери. Рассказ «Каникулы» (постановка и решение учебных задач)

Познакомятся
с произведениями научно-фантастической литературы, основной идеей рассказа

Р. Брэдбери

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

Фронтальная – слово учителя, аналитическая беседа.

Индивидуальная – чтение статьи (с. 264–265)

Индивидуальная и фронтальная проверка

70

В гостях у книги (библиотечный урок) (рефлексия)

Получат возможность научиться внимательно

и вдумчиво читать, владеть особой, эмоциональной лексикой воспоминания и соответствующими речевыми конструкциями

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока; оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями участвовать в диалоге, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Фронтальная – вступительное слово учителя, беседа.

Индивидуальная – чтение отрывков из изученных произведений, написание сочинения-миниатюры по плану

Индивидуальная и фронтальная проверка Рекомендация книг для самостоятельного чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно тематический план по математике 9 класс

Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса. Учебники:Мордкович А.Г. «Алгебра» (базовый уровень), 9 класс, Атанасян Л.С. «Геометрия 7- 9»....

Учебно-тематическое по биологии для 8 класса

часть моей рабочей программы...