Игра «Счастливый случай».
методическая разработка по литературе (6, 7 класс) на тему

Кудряшова Виктория Владимировна

Расширение образовательного пространства учащихся за счет введения в активный запас новых слов, развитие коммуникативных способностей учащихся: умение работать, слышать и слушать друг друга, выдвигать версии, находить правильный ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schastlivyy_sluchay.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовлена игра  учителем русского языка и литературы

ГБОУ школы № 561 Калининского района Санкт-Петербурга

Кудряшовой Викторией Владимировной,

 учитель высшей категории.

Игра  «Счастливый случай».

2015 год в России – год литературы.

Цели:

Расширение образовательного пространства учащихся за счет введения в активный запас новых слов, развитие коммуникативных способностей учащихся: умение работать, слышать и слушать друг друга, выдвигать версии, находить правильный ответ.

Задачи:

  • расширение общекультурного кругозора;
  • развитие культуры личности;
  • развитие культуры общения,  речи, суждений, вкуса, эстетической
    восприимчивости, эмоционального отношения к языку, к речи.

    В последний время  каждый год  посвящён важным событиям или темам.

То это был «Год русского языка», то год «200-летия победы в Отечественной войне».

Какова тема  игры, которую мы проведём сегодня, в 2015 году?

2015 год – это год  ЛИТЕРАТУРЫ.

Разминка.

Кто из персонажей сказок, стихов  и повестей  мог дать такие телеграммы:

  1. Обязуюсь впредь мыть посуду.   Федора.
  2. Ключ достал. Скоро буду.  Буратино.
  3. Ушёл от зайца, волка и медведя.  Колобок.
  4. Хвост нашли. Плакать перестал.  Ослик Иа.
  5. Помни, всё исчезнет после 12 часов ночи.  Золушка.
  6. В гости не приду. Мотор забарахлил.  Карлсон.
  7. Стал благородных кровей. Скоро прилечу.  Гадкий утёнок.
  8. Купила самовар. Приглашаю в гости.  Муха Цокотуха.
  9. Тётя купила краску. Предстоит неприятная работа. Приезжайте помогать.

        Том Сойер.

  1. У друга пропали очки. Попрошайничать стало трудно. Помогите.  Лиса Алиса.
  2. Едва не сдали на металлолом, но девочка помогла. Железный дровосек.
  3. Ищу шестерых братьев после страшного происшествия.   Козлёнок.

«Заморочки из бочки».

    1.   Так говорят о человеке, который небрежно, кое-как выполняет работу.     А родилось выражение в допетровские времена, когда знатные люди носили одежду с очень длинными рукавами, концы которых спадали до колен.  В такой одежде не поработаешь!  А чтобы поработать, нужно было засучить рукава.

                                                                                                                          «Спустя рукава».

2.   Вспомни мораль к басне И. А. Крылова  «Лебедь, Щука и Рак».

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука».

      3.   Что такое ФОЛЬКЛОР?

(англ. слово) народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

4.   Доскажи пословицу:

а).  Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

б).  Ищи невесту не в хороводе,  а в огороде.

В).  Встречают по одёжке,  а провожают по уму.

  5.   Внимание!.

Разыскиваются дети: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.     Последний раз их видели  ночью у костра. Одежда – крестьянская,  ведут  разговоры о домовом, русалке, лешем. Кто знает, где их искать? Помогите!                       

                                                                (Ищите в повести И.С.Тургенева «Бежин луг»)

6.   Определите обвиняемую по тексту.

Подозревается в жестоком обращении с женихами. Нам удалось записать её монолог: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кому буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!  Он не вспомнит себя.   Он зацелует меня насмерть!»

                                                            (Оксана, Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)

7.   Это выражение употребляется в наше время для обозначения громкого крика. А раньше с этой площади оглашались царские указы. Чтобы перекрыть многолюдный шум и говор, глашатаю приходилось кричать громким голосом.

                                                                                                                   «Во всю Ивановскую»

8.   И сказал поэт стихами:

А впереди по звонким льдинам,

Гремя тяжёлой чешуёй,

Ливонцы едут грозным клином,

Свиной железной головой.
Был первым натиск немцев страшен:

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились головой.

Какое событие описано?

                                                  (Ледовое побоище)  год?  1242

9.   Строки Анны Ахматовой

«Я к розам хочу в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград…»

 О какой ограде идёт речь?

                                                   Ограда Летнего сада.

                                                   Автор Юрий Матвеевич Фельтон)

10.  Об Отечественной войне 1812 года написано в этом стихотворении. Назовите его и автора произведения.

                                                     «Бородино»  Михаил Юрьевич Лермонтов.

(Задание разыгрывается).

 Учащиеся текст не видят, кому что достанется.

Тёмная лошадка.

   Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трёх ножках, да такой же прочный и приземистый, что ж, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнётся.

                                                                                И.С.Тургенев «Муму», Герасим.

Тёмная лошадка.

      Курьер привёз его в Лондон,  в гостинице в номер посадил, а ему тут скучно стало, да и есть захотелось. Он постучал в дверь и показал служащему себе на рот, а тот тотчас отвёл его в пищеприёмную комнату. Сел он за стол и сидит, а как чего-нибудь по-аглицки спросить – не умеет. Но потом догадался: опять  по столу перстом постучит да на рот покажет, - англичане догадываются и подают, только не всегда того, что надобно, но он что ему не подходящее не принимает. Подали ему ихнего приготовления горячий пудинг в огне, - он говорит: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть», и вкушать не стал; они ему переменили и другого кушанья поставили. Также и водки их пить не стал, потому что она зелёная – вроде как будто купоросом заправлена, а выбрал, что всего натуральнее, и ждёт курьера в прохладе за баклажечкой.

                                                                                                             Н.С. Лесков   «Левша»

Ты мне, я тебе.

(Играющие в команде могут самостоятельно подобрать задания друг другу)

1.   Как называется период этих дней в наших широтах, когда А.С.Пушкин писал: «Одна заря сменит другую, спешит, дать ночи полчаса»  

                                                                                                                 Белые ночи.

2.   Добрый памятник поставлен,

      Двум героям всей страной

      В знак того, что был избавлен

      От бесчестья край родной.          

                  Кому поставлен памятник?

                     

Подсказка   (установлен в Москве на Красной площади)

                                                                          Минину и Пожарскому

3.    Отгадайте загадку:

«Уничтожает всё кругом:

Цветы, зверей, высокий дом, -

Сжуёт железо, сталь сожрёт

И скалы в порошок сотрёт.

Мощь городов, власть королей

Его могущества слабей.                      

                                           (Время)

4.    Кто написал эти строки и о ком они?

      «То академик, то герой,

       То мореплаватель, то плотник».

                                             А.С.Пушкин о Петре 1.

     5.   Владимир Иванович Даль собирал слова всю свою жизнь.  Как называется этот словарь?                       («Толковый словарь живого великорусского языка».)

6.   Кто  написал эти строки и о ком они?

«Он создал первый университет.

Он, лучше сказать, сам был нашим университетом».

                                                        А.С.Пушкин о М.В.Ломоносове.

 

Дальше, дальше, дальше…

(участвуют в ответе все учащихся  команды)

 За 1 минуту надо ответить правильно на большее количество вопросов.

Если учащиеся не знают ответа, то необходимо сказать «Дальше», иначе следующий  вопрос не задаётся.

  1. Главное оружие Соловья-разбойника - свист
  2. Царское головное отличие -  корона
  3. Богатырская цифра - три
  4. Сколько букв в русском алфавите?   -  33
  5. Безмолвие, отсутствие каких-либо звуков -  тишина
  6. Вьюн – это растение, рыба, птица?  -  рыба
  7. Живой будильник -  петух
  8. Самый богатый селезень в мире (из м/ф)  -  Скрудж
  9. Столица нашего государства – Москва.
  10. Информация о товарах – реклама.
  11. Судно для плавания во льдах – ледокол.
  12. Большое стадо лошадей – табун.
  13. Жизнеописание святого – житие.
  14. Скульптурный и строительный материал – гипс.
  15. Популярная игра на льду – хоккей.
  16. Футляр для сабли, шпаги – ножны.
  17. Лучшее время суток для сбора грибов – утро.
  18. Кусок хлеба – ломоть.
  19. Пчелиный домик – улей.
  20. Лёгкая еда между обедом и ужином – полдник.
  21. Итог от сложения – сумма.
  22. Жилище индейцев Северной Америки – вигвам.
  23. Кто автор картины «Грачи прилетели»?  Левитан
  24. Корабельный повар – кок.
  25. Первый космонавт – Гагарин.
  26. Сколько штук в дюжине – 12
  27. Год основания Санкт-Петербурга – 1703.
  28. Рыбный суп – уха.
  29. Начало реки – исток.
  30. Башенные часы с мелодичным звоном – куранты.

Дальше, дальше, дальше…

(участвуют в ответе все учащихся  команды)

 За 1 минуту надо ответить правильно на большее количество вопросов.

Если учащиеся не знают ответа, то необходимо сказать «Дальше», иначе вопрос не задаётся.

1. Автор сказки «Конёк-горбунок» - Ершов.

2. Лучший в мире крокодил – Крокодил Гена.

3. Стоит на крыше, всех выше – антенна.

4. Лётчик высшего класса – АС.

5. Спутник Земли – Луна.

6.  Библиофил по-русски – книголюб.

7.  Морской разбойник – пират.

8.  Автор картины «Богатыри» - Васнецов.

9   Капитан подводной лодки в романе Жюля Верна – Капитан Немо.

10.Что такое бортничество? – пчеловодство.

      11.Спортивный бег – кросс.

      12.Самая крупная домашняя птица – индейка.

      13. Судно Петра 1 – ботик.

14.Сверхчеловек – супермен.

15. Головной убор, рассчитанный на дурака – колпак.

      16 .Поддержка, сочувствие в чём-либо – помощь.

      17.Синоним к слову снежная буря – вьюга.

      18.Чьи это строчки:    «Гонимы вешними лучами

                                       С окрестных гор уже снега

                                       Сбежали шумными ручьями

                                       На потоплённые луга»       Пушкин

19.Безлюдное, пустынное место – глушь.

20.Главное действующее лицо в книге, спектакле – герой.

21. Популярная игра ногой в мяч – футбол.

22.Как называется государство, в котором ты живёшь? – Россия.

23.Обучение животных ( собак ) – дрессировка.

24. Спортивное колющее оружие – рапира.

25. Из чего вырастает дуб? – из жёлудя.

26. Пешеходная часть улицы – тротуар.

27. Его нагуливают на воздухе – аппетит.

28. Первый губернатор Санкт-Петербурга – Меншиков.

29. Большое стадо овец – отара.

30. Откидная часть кузова автомобиля над двигателем – капот.

Дальше, дальше, дальше…

(дополнительный вопросник)

  1. Верхний слой плодов цитрусовых – цедра.
  2. Выпускной документ школьника – аттестат.
  3. Театральное представление – спектакль.
  4. Кому установлен памятник в Летнем саду – Крылову.
  5. Мала росточком, родилась в цветочке – Дюймовочка.
  6. Кисломолочная деревня из м/ф – Простоквашено.
  7. Врач, специалист по детским болезням – педиатр.
  8. Музей для редкостных и диковинных вещей – Кунсткамера.
  9. Вещь для детской забавы, развлечений – игрушка.
  10. Окружающий нас мир – природа.
  11. Рисунок в книге, журнале – иллюстрация.
  12. Кто такой  Билибин? – художник.
  13. Планета с видимым кольцом – Сатурн.
  14. Мелкая разменная монета – мелочь.
  15. Загадка. Живёт в нём вся вселенная, а вещь обыкновенная – глобус.
  16. Игра на специальном столе, в которой ударами кия шары загоняют в лузы – бильярд.
  17. Первая напечатанная книга в России – Апостол.
  18. Расписание года – календарь.
  19. Кто растёт со шляпой – гриб.
  20. Вчерашнее завтра – сегодня.
  21. Ягоды, сваренные в сахаре – варенье.
  22. Перерыв между действиями в театре – антракт.
  23. Шестой день недели – суббота.
  24. Змей по батюшке – Горыныч.
  25. Мать, отец, дети. Всё это – семья.
  26. Хищная рыба – щука.
  27. «Нечистая дюжина» - 13
  28. Солдат, который стоит на часах – часовой.
  29. «Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит».    Ф.Тютчев

      30. Ведьмолёт – помело.

Побеждает та команда, которая набрала большее количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра " Счастливый случай"

Целью игры является активизация познавательной деятельности ребят. В процессе игры у ребят  формируются чувства партнёрства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения применя...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических...

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" (презентация)

Презентация к КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" содержит наглядный материал, необходимый для проведения игры...

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

Игра "Счастливый сказочный случай"

Презентация для урока литературы в 5 классе по теме "Русские народные сказки"....

Игра "Счастливый сказочный случай"

Игра "Счастливый сказочный случай"...

Дидактическая игра "Знатоки планиметрии" в форме игры Счастливый случай.

Игра была проведена в рамках недели математики в школе....