Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

КТД "Интеллектуальная игра "Счастливый случай" по творчеству А.С.Пушкина проводится в целях развития творческих способностей обучающихся, воспитания любви к поэзии, высоких нравственных и эстетических ценностей, толерантности, коллективизма.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon KTD_Intellektualnaya_igra_Schastlivyy_sluchay.zip19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №14»                                                                г. Новокузнецк, Кемеровская область

КТД

«Интеллектуальная игра
«Счастливый случай»        

по творчеству А.С.Пушкина

Горовая Татьяна Петровна,

учитель русского языка и литературы

Цель: углубить знания обучающихся о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве.

Задачи:

1. Показать величие поэта, исключительность его дарования.

2. Развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству А.С.Пушкина и к литературе в целом, их творческие способности с учетом их индивидуальных особенностей на основе личностно ориентированного подхода и дифференциации, речь, навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения,  интеллект.

3. Воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности, толерантность, коллективизм.

Ход урока:

1. Слово учителя ( слайды 1,2,3):

( И.Крутой. Элегия «Без слов») 

Я знаю, что звёзды не вечны. Я видела, как  самые красивые вдруг начинают плавиться и скатываться вниз. Но раз одна звезда может расплавиться, то могут расплавиться все звёзды. И я решила  каждую ночь смотреть на звёзды, чтобы запечатлеть в памяти весь этот сверкающий  простор, чтобы, когда  все звёзды исчезнут, я могла бы с помощью воображения вернуть эти мириады сверкающих огней на чёрный купол неба и заставить сиять их снова. Двоясь в хрустальной призме моих слёз…

              В русской литературе, как и на небе,  тоже много звёзд. Имена у них разные. Но есть среди них одно, которое мы произносим с особым волнением, трепетом, гордостью. Имя это – А.С.Пушкин.

              Творчество А.С.Пушкина – это чистейший нравственный родник, припадая к которому, мы черпаем  вдохновение и силы жить и любить. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее. Она дарит нам минуты радостного общения.

Весь Путь Пушкина в бессмертие, в жизнь после смерти, был озарён Божественным светом любви и добра. И мы, прикасаясь к его поэзии, загораемся этим огнём, этой энергией, которая даёт нам силы жить, любить, творить добро. Давайте зажжём эту маленькую свечу как символ поэзии  великого поэта А.С.Пушкина.

Слайд 4 (О.Газманов «Мой храм»)

Быть может, огонёчек этой свечи зажжется и в ваших сердцах и душах, и вы станете чуточку добрее, терпимее и откроете свой храм любви

Всего-то, чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И стародавность вековая

Так станет в памяти свежа…

И поспешит моё перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро…

Слайд 5.  Поспешим и мы на нашу встречу с А.С.Пушкиным, последнюю на уроке литературы, но, надеюсь, на последнюю в вашей жизни. Сегодня мы проводим игру «Счастливый случай», в которой переживают  «чудные мгновения» встречи с творчеством великого поэта команды «Муза» и «Лира» и наши гости.  

Слайд 6. I гейм - «Что в имени тебе моём?» - первое «чудное мгновенье» встречи с поэтом

Чтец: стихотворение «Что в имени тебе моём?»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

Слайд 7.  Это стихотворение А.С.Пушкин написал в альбом Королине Собаньской, в которую был страстно влюблён. Поэт значил для неё многое.

  1. А что значит Пушкин для вас?
  2. Чем он дорог вам?
  3. Какой след оставил он в вашей душе?
  4. Каков он – ваш Пушкин?

( высказывания обучающихся о Пушкине, чтение домашних сочинений «Мой Пушкин», стихотворений собственного сочинения о Пушкине)

Слайд 8 Чтец: 

Поэзия его прекрасна,

Дыханье свежее высот,

Доступна каждому. В ней страстно

Сама живая жизнь поёт

Не при свече, при свете ярком

Сердца той лирой зажжены.

Стихи становятся подарком

Такой неслыханной цены.

Не безымянна не безлика,

А русской прелести полна,

Поэзия его велика,

И много тайн несёт она.

Какая мудрость в каждом слове!

И мысль любая – не в укор!

Пройдут года, века….И  снова

Ведём с поэтом разговор.

И Пушкин есть! Без изменений,

Свежа поэзии строка!

Что бог не сможет – сможет гений,

Он чудеса творит всегда!

Чтец:

Есть в России святые места…

Если друг тебя в горе покинет,

Если вдруг на душе пустота,

Прикоснусь к дорогой я святыне,

Поброжу вдоль тригорских прудов,

По михайловским ласковым рощам,

Как бы ни был наш век суров,

Но всё сложное станет проще.

И над Соротью голубой

Вдруг помчится обратно время,

Я свою позабуду боль,

Обрету я второе зрение.

Чтец:

Его стихи читая, точно я

Переживаю некий миг чудесный,

Как будто надо мной нежданная струя

Вдруг пронеслась гармонии небесной.

И Пушкин ласково глядит.

Урок пройдёт. Погаснут свечи…

Мы не забудем этой встречи:

Она нам душу бередит.

Слайд 9. II гейм «Загадочная незнакомка» –еще одно чудесное мгновенье встречи с поэтом

Любовь для А.С.Пушкина была прекрасным, животворящим чувством,  началом жизни. Она созидало его душу по законам красоты, а красота для поэта была святыней, чистейшим храмом, который он боготворил.

Поэт Н.Ушаков сказал  о Пушкине:

Дана загадка на века

Гармонии необычайной.

Поэзия жива, пока

Её возникновение – тайна.

Сколько прекрасных женщин было в жизни поэта! И каждая из них – загадка, источник вдохновения. Вот эти богини, загадочные незнакомки, которым он дарил свою любовь.

( в роли любимых женщин поэта выступают ученицы, они читают стихотворения Пушкина, посвященные им)

Слайд 10 

А.П.Керн «Я помню чудное мгновенье…»

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы.  Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твой небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Слайд 11

Е.К.Воронцова «Сожженное письмо

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет...
Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит... О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди...

Слайд 12

Н.Гончарова «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Слайд 13

А.Ризнич «Для берегов Отчизны дальней…»

Для берегов отчизны дальной

Ты покидала край чужой;

В час незабвенный, в час печальный

Я долго плакал пред тобой.

Мои хладеющие руки

Тебя старались удержать;

Томленье страшное разлуки

Мой стон молил не прерывать.

Но ты от горького лобзанья

Свои уста оторвала;

Из края мрачного изгнанья

Ты в край иной меня звала.

Ты говорила: "В день свиданья

Под небом вечно голубым,

В тени олив, любви лобзанья

Мы вновь, мой друг, соединим".

Но там, увы, где неба своды

Сияют в блеске голубом,

Где тень олив легла на воды,

Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья

Исчезли в урне гробовой -

А с ними поцелуй свиданья...

Но жду его; он за тобой...

Слайд 14. III  гейм  «Заморочки из бочки»

Поэзия А.С.Пушкина  - загадка, тайна, которую нам оставил поэт и к постижению которой мы шли с вами от урока к уроку. И сегодня вам предстоит разгадать некоторые из этих загадок.

Чтец: стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный»

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Вопрос 1: Это стихотворение имело две редакции: 1825 и 1826 гг. Кому посвящено оно? Почему в 1825 году А.С.Пушкин не смог завершить это стихотворение?

Чтец: стихотворение «Зимний вечер». 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Вопрос 2: О ком идет речь в этом стихотворении?

Чтец: стихотворение «Храни меня, мой талисман…»

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.

В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.

Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.

Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Вопрос 3: Кому посвящено это стихотворение? О каком талисмане идёт речь?


Слайд 15. Писательница Ямщикова вспоминала, что в 1870 году в доме своих родителей она слушала знаменитого тенора Комиссаржевского. Среди гостей была немного чудоковатая женщина. Она слушала его романсы, и слёзы счастья текли по её морщинистым щекам.

Вопрос 4: Кто эта женщина и почему она плакала?

(С.Лемешев. Романс «Я помню чудное мгновенье…»)

Слайд 16. IV гейм «Ты –мне, я –тебе»  (вопросы команд, приготовленные  самостоятельно)

Слайд 17. V гейм – новое чудесное мгновенье встречи с поэтом - «Стих Пушкина читать начни…»

И пробуждается поэзия во мне,

Душа стесняется лирическим волнением,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,  

Излиться, наконец, свободным проявлением

В радужной поэзии А.С.Пушкина  - все цвета. Он  отзывался на самые разные явления жизни. Может быть, именно за это современники назвали поэта Протеем. Его стихотворения обращены  к философским, этическим, социально-историческим проблемам.

Слайд 18. Задание: продолжить известные строчки поэта:

  1. «Тираны мира! Трепещите!…»
  2. «Пока свободою горим…»
  3. «Приветствую тебя…»
  4. «В пустыне, чахлой и скупой…»
  5. «Нас было много на челне…»
  6. «На холмах Грузии…»
  7. «Мчатся тучи…
  8. «Не дай мне, Бог, сойти с ума…»
  9. «Пора, мой друг, пора…»
  10. «Исполнились мои желания…»
  11. «Прощай, письмо любви…»
  12. «Дар напрасный…»

Задание: анализ одного стихотворения

Слайд 19. VII гейм «Гонка за лидером»

Слайд 20. Вопросы для команды №1:

  1. Предок А.С.Пушкина по материнской линии.
  2. Ф.И.О. бабушки поэта по материнской линии.
  3. В каком году был открыт Царскосельский лицей?
  4. Кто подарил А.С.Пушкину свой портрет?
  5. Где находится родовое имение Пушкиных?
  6. Как звали детей Пушкина?
  7. Фамилия, имя, отчество  няни поэта.
  8. Место последней дуэли Пушкина.
  9. Как называется первое опубликованное стихотворение А.С.Пушкина?
  10. Кому оно посвящено?
  11. Членом каких литературных обществ был Пушкин?
  12. Где проходило венчание поэта с Н.Н.Гончаровой?

Слайд 21. Вопросы для команды №2:

  1. Имя, отчество отца Пушкина.
  2. Какой журнал основа поэт?
  3. Какое стихотворение читал Пушкин на экзамене в Лицее?
  4. Где находится могила Пушкина?
  5. Любимый вид спорта поэта.
  6. Место северной ссылки поэта
  7. Как называлось подмосковное имение бабушки?
  8. Почему всех лицеистов называли «чугунниками»?
  9. Любимое время года поэта.
  10. День встречи лицеистов.
  11. Ядовитое дерево в стихотворении Пушкина.
  12. Кто сосватал Пушкина с музами?

Слайд 22. VII гейм  - новая встреча с поэтом - «Прекрасное должно быть величаво»

Чтец: стихотворение собственного сочинения «Прекрасное должно быть величаво…»

«Прекрасное должно быть величаво!»-

Твердит литература мировая.

И вторят ей художники в ответ

Об этом же….Другого в мире нет…

Но в чем величие прекрасного, скажите!

Поведайте! Быть может, удивите…

В полёте ястреба, что в небе так кружит?

Иль в белой чайке, что над волнами парит?

Иль в роднике, что веет в зной прохладой?

Струя воды приносит людям радость!

Или в лугах, где шелест ветерка

Доносит запах каждого цветка?

Или в полях далёких перезвоны,

Где не могу пройти я без поклона

Ромашкам белым, чудным и простым,

До боли сердцу милым и родным?

Или в черёмухе, что запахом дурманит,

И голову кружит, и чувства не обманет?

В рябинах, что в оврагах расцветали,

Красой багряной землю чаровали?

А может, в зорях утренних краса?

В лугах,  где в солнечных лучах блестит роса?

Или в вечерних розовых закатах,

Что душу волновали в нас когда-то?

И в ярком свете лунного сиянья

Прекрасно, вечно наше мирозданье.

И в прелести мерцанья звездопадов…

Признаюсь: большего мне в жизни и не надо.

Пусть жаворонки утром без умолку

Трезвонят про красу тебе вдогонку,

Что льётся над родною стороною,

И душу радует, и сердце так волнует…

И просят нас, чтоб мы не забывали,

В каком невиданном краю мы вырастали.

И где бы ни были, домой мы возвращались,

Родной земле в любви бы признавались.

И счастлив я, что эта красота

Открыта каждому.  И каждому она

С рождения даёт такую силу,

Надежду, веру и любовь неугасимую.

1. А.С.Пушкин был необычайно гармоничен и музыкален. Кто из русских композиторов только не обращался к его творчеству!

Слайд 23. Задание: Назовите имена этих композиторов и их произведения, созданные под влиянием пушкинских строк.

  1. Рахманинов «Алеко»
  2. Даргомыжский «Каменный гость», «Русалка»
  3. Чайковский «Евгений Онегин», «Пиковая дама»
  4. Римский-Корсаков «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане»
  5. Свиридов «Метель»
  6. Глинка «Я помню чудное мгновенье…»

2. Поэтический талант А.С.Пушкина удивлял и покорял многих известных русских художников. Многие из них обращались к творчеству поэта.

Слайды 24 - 29. Задание: назовите имена этих художников и их картины (Кипренский, Репин, Брюллов, Айвазовский, Ге)

Каждая команда проявила свои творческие способности в области изобразительного искусства и организовала замечательную выставку своих иллюстраций к произведениям поэта.

Задание: назовите произведения Пушкина, к которым нарисованы эти иллюстрации.

3. Многие режиссёры  театра и кино обращались и до сих пор обращаются к творчеству А.С.Пушкина.

Задание: назовите кинофильмы, созданные по мотивам произведений поэта.

Посмотрите инсценированные отрывки из произведений А.С.Пушкина «Пиковая дама» и «Барышня-крестьянка»,  подготовленные «актёрами» нашего класса  

Задание: назовите произведения и героев.

Заключительное слово учителя:

Наша игра «Счастливый случай» подошла к концу.

  1. Понравилась ли она вам?
  2. Какие чувства пережили вы во время игры?
  3. Были ли мгновенья встречи с поэтом чудными?
  4. Какой из предложенных высказываний вам больше нравится?
  5. Какой бы из них вы выбрали в качестве эпиграфа к нашему уроку «Мы пришли к поэту в гости»?

Слово жюри.

Слайд 30.

Пусть в нас, как в будущем рассказ,

Живёт поэзия повсюду.

И Пушкин – с нами, Пушкин – в нас,

И мы уже причастны к чуду!

Пусть огонёчек этой свечи, зажжённый на уроке, никогда не гаснет в ваших сердцах, как не гаснет память о великом русском поэте А.С.Пушкине.  Пушкин состоялся как человек и как поэт. Вот почему он вечен даже после своей смерти. Вот это и есть самостояние человека, бессмертие его души. И величие! Вот почему, покидая, Пушкин не покинул нас, оставляя, он не оставил нас.  Он – Пушкин!  …И пусть эта свеча зажжет в ваших сердцах факел любви и доброты, мира и надежды, радости и успехов, с которыми вам  идти по жизни. Будьте добрее и терпимее друг к другу, обращайтесь почаще к стихотворениям Пушкина, чтобы пробуждались в вас «чувства добрые» и появлялись лирические экспромты, может быть, похожие на эти…

Чтец: стихотворение собственного сочинения «Жизнь моя не тающая свечка…»

Жизнь моя не тающая свечка,

А чудесный факел. Я хочу,

Чтоб горел в руках моих он вечно,

Я за это многим заплачу.

Заплачу любовью к самым близким,

Ничего дороже в жизни нет

Их тепла, любви, добра и ласки,

Что запали в душу с детских лет.

Родине с особенной любовью

Жизнь моя с рождения отдана,

Ни предательства, ни страха и ни боли

Пусть она не знает никогда.

Заплачу я преданностью в дружбе,

Нежностью и радостью в любви,

Я пойду за ними, если нужно,

Хоть на самый краешек земли.

Заплачу весенним половодьем,

Буйством чувств, дыханием весны,

Я зарёй вечерней успокоюсь

И увижу радостные сны.

Человек на свете может много:

Покорять и горы, и тайгу,

Мчаться в неизведанные дали,

Зажигать вечернюю звезду.

И встречать, и провожать закаты,

И вдыхать душистый запах трав,

Если только с ним идут по жизни

Вера, и Надежда, и Любовь.

Никогда не знай ты унижений,

Не испытывай ты в жизни страх,

Береги ты душу от страданий,

Пусть она не превратится в прах.

Сделай шаг ты в будущее твёрдый,

 В мир иди с открытою душой,

Выбери счастливую дорогу,

Чтоб по ней с достоинством ты шёл.

Шёл всегда безудержно и щедро,

Открывал, боролся и любил

И души сияющие недра

Как источник счастья отворил.

Слайд 31. Домашнее задание: написать сочинение «Стих Пушкина читать начну…»

Список использованной литературы

  1. Косивцова Л.И. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы. –Волгоград: Учитель, 2005.

  1. Коровина В.Я. Литература 9 класс: Методические советы/ В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Под редакцией В.И.Коровина. – М: Просвещение, 2001

Интернет-ресурсы

  1. musicmp3.spb.ru

  1. gazmanov.rucreation/discography/lyric.html

  1. muslib.rub5191/Сергей Лемешев/альбомы/6688

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"по творчеству А.С.Пушкина "Мы пришли к поэту в гости", 9 класс

Интеллектуальная игра "Счастливый случай" посвящена творчеству А.С.Пушкина. Задачи: 1. Показать величие поэта, исключительность его дарования. 2. Развивать познавательные интересы обучающихся к тво...

«СВОЯ ИГРА» Интеллектуальная викторина по творчеству И.А.Крылова

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова, расширить кругозор учащихся;развивать речь учащихся, умение выражать свои мысли,  интерес к литературе ка...

Элективный курс по краеведческим материалам "Творчество поэтов-шумерлинцев", 9 класс

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Данный элективный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихс...

Конспект комплексного занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью игры – драматизации с элементами арт-терапии Тема: «Рукавичка в гостях у Зимушки-Зимы »

Целью данного занятия  является обеспечение  умение детей участвовать в совместных играх, формировать первоначальные импровизационные навыки, навыки речевого взаимодействия   посре...

Местный поэт в гостях у третьеклассников.

Константин Борисович Трофимов встречался с учениками 3-А класса. Дети внимательно слушали  рассказ о его произведениях: о баснях,сказках,стихах. Каждое его произведение кому-то или чему-то посвящ...

Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова. "Известные строки поэта".

Кроссворд по творчеству М.Ю.Лермонтова "Известные строки поэта"....


 

Комментарии

Глазина Елена Александровна

Татьяна Петровна! Нашла! Большое спасибо. Обязательно воспользуюсь Вашей работой. Творческих вам успехов