Главные вкладки

    Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
    презентация к уроку (6, 7, 8 класс) на тему

    Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цели:

    1.Прививать интересобучающихся  к  изучению  русского языка, формировать  языковую  грамотность,  2.Развивать  познавательные  способности,  внимание,  память,  речь,  умения  аргументировать  свой  ответ  на  основе  полученных  знаний  по  лексике,  фразеологии, морфемике  и  др.  областям  языкознания.

    Воспитывать чуткое  отношение  к  родному  языку, творческий  подход  к  изучению 

    языка,  умение  работать  в  коллективе  и  самостоятельно.

     
    Подготовка, оборудование и оформление: 
    1. Записи на доске либо плакаты с пословицами о языке. 
    2. Стихотворения наизусть. 
    3. Презентация. 
    4. Карточки ко второму конкурсу. 
    5. Карточки с номерами команд для проведения пятого конкурса 
    6. Класс разделить на две команды, можно создать смешанные – 6 и 8 кл., 7 и 9 кл.

    Ведущий: 
    Мой верный друг! 
    Мой враг коварный! 
    Мой царь! Мой раб! 
    Родной язык! 
    -Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы говорят о том, что язык может быть и великим даром, и источником страданий. Прочитайте, пожалуйста. 

    Язык царствами ворочает. 
    Язык до Киева доведет. 
    Без языка и колокол нем. 
    Язык – стяг дружины водит. 

    Язык мой - враг мой. 
    Бог дал два уха, да один язык. 
    Не ножа бойся, а языка. 
    Язык наперед ума рыщет, беды ищет. 

    -А какие значения слова язык вы знаете? 
    Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить… 
    Есть прекрасное русское слово для обозначения человека, обладающего даром слова - златоуст. 
    Стихотворение читает учащийся 
    «Он златоуст»,- мы говорим о том, 
    Кто быстрым всеобъемлющим умом 
    Рождает речь превыше всех похвал, 
    Кто словом за собою нас позвал. 
    Тот- златоуст, чьи точные слова 
    Доступны для сознанья большинства. 
    Кому людей обогащать дано 
    Открытьями, желанными давно. 
    Того, кто речью жгучею своей 
    Людские души делает смелей, 
    Кто оживляет нас своим огнем, 
    По праву златоустом мы зовем. 
    Тот златоуст, чье слово иль перо 
    Повсюду славят правду и Добро. […] 
    («Златоуст», народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов) 
    Ведущий
    -Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова» 

       Первый конкурс - «Диалекты» 
    В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? 
    Задание: определить лексическое значение диалектизма. Ответ дает первый, кто знает, подсчет баллов ведет жюри или счетная команда. 


    Ноговицы – носки 
    Юница - девочка-подросток 
    Однокорытник – одкокашник 
    Издёвленок – шутник, острослов 
    Хлопанцы – шлёпанцы 
    Шмыгало – подвижный человек 
    Провинка – ошибка 
    Седмица – неделя 
    Рех – дыра, отверстие (ср. прореха) 
    Подлокотник – помощник (ср. подручный) 


    Второй конкурс – «Устаревшие слова» 
    Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм. Почему так говорят? 
    Посмотрите на рисунок. Здесь изображена русская красавица. На карточках записаны слова, обозначавшие названия частей тела.

    Задание: показать их на рисунке. 
    Карточки члены команд берут по очереди, если ответа нет либо он неверный, отвечает соперник. 

    Око – глаз 
    Чело – лоб 
    Выя – шея 
    Чрево – живот 
    Перст – палец 
    Перси – грудь 
    Вежды – веки 
    Ланиты – щеки 
    Уста – губы 
    Рамо – плечо 
    Длань – ладонь 
    Шуйца – левая рука 
    Десница – правая рука 
    Чресла - поясница, бедра 
    Челюсть – лицо (обр. от чело+ уста) 
    Рыло – нос 
    Пясть – ладонь с пальцами 

    Третий конкурс – «Старое – новое» 
    Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее. 
    Задание: определить лексическое значение. Игра идет по кругу, если первая команда не ответила, отвечает вторая и т.д. 
    • Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник) 
    • Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость) 
    • Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник) 
    • Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик) 
    • Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый) 
    • Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь) 
    • Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба) 
    • Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить) 

       Четвертый конкурс – «Иноязычные слова» 
    Сокровища родного слова, - 
    Заметят важные умы, - 
    Для лепетания чужого 
    Пренебрегли безумно мы. 
    Мы любим фраз чужих игрушки, 
    Чужих наречий погремушки, 
    И не читаем книг своих. 

    Так писал А.С.Пушкин. Действительно, развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. 
    Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении. Если команда отвечает правильно с первой попытки- 2 балла, со второй – 1 балл. 

    Мыльня – баня 
    Представщик – актер 
    Любомудр – философ 
    Позорище – зрелище 
    Говядо – скот 
    Топталище – тротуар 
    Лечезнание – медицина 
    Силоделие – механика 
    Звонознание – акустика 
    Ветродуй – вентилятор 

      Пятый конкурс – «Взвесь слово» 
    С.Ф.Иванова в своей книге «Говори!» писала: «Чтобы не попасть впросак, необходимо 
    взвешивать каждое слово на весах ума сердца и разума». 
    Задание: взвесить лексическое значение на весах разума и назвать слово. Я читаю вопрос, затем вынимаю карточку, на которой написан номер команды, она и будет отвечать на этот вопрос. 

    • Это слово произошло от немецкого выражения «IchliebeSie» (их либези) – лебезить 
    • Где на земном шаре находится самый обширный Медвежий угол? – Арктика, от греч. арктос – медведь 
    • переведите на русский со словенского словосочетание «mladoleto» - весна 
    • Как звучит по-японски «ставить в вазу цветок»? – икебана 
    • Поляки называют эту ягоду «поземка», а мы? – земляника 
    • Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк» - копилка 

    Заключение. Подведение итогов. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Викторина По русскому языку «Язык мой – друг мой».

    Слайд 2

    Ноговицы Юница Однокорытник Издёвленок Хлопанцы Шмыгало Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 3

    Ноговицы – носки Юница Однокорытник Издёвленок Хлопанцы Шмыгало Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 4

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник Издёвленок Хлопанцы Шмыгало Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 5

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок Хлопанцы Шмыгало Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 6

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы Шмыгало Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 7

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы – шлёпанцы Шмыгало Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 8

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы – шлёпанцы Шмыгало – подвижный человек Провинка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 9

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы – шлёпанцы Шмыгало – подвижный человек Провинка – ошибка Седмица Рех Подлокотник

    Слайд 10

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы – шлёпанцы Шмыгало – подвижный человек Провинка – ошибка Седмица – неделя Рех Подлокотник

    Слайд 11

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы – шлёпанцы Шмыгало – подвижный человек Провинка – ошибка Седмица – неделя Рех – дыра Подлокотник

    Слайд 12

    Ноговицы – носки Юница – девочка-подросток Однокорытник – одноклассник Издёвленок – шутник, острослов Хлопанцы – шлёпанцы Шмыгало – подвижный человек Провинка – ошибка Седмица – неделя Рех – дыра Подлокотник – помощник


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

    Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

    Викторина к неделе русского языка для учащихся 5-6 классов

    Викторину можно провести с учащимися 5-6 классов, приурочив её к неделе русского языка и литературы или к Дню славянской письменности. Несложные вопросы заставят детей задуматься, покопаться в дополни...

    Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

    Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

    Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

    Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

    Сценарий открытия недели русского языка и литературы: « Сначала аз да буки, а потом другие науки"

    Сценарий открытия недели русского языка и литературы: « Сначала аз да буки, а потом другие науки"...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

                   ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

    «Лучшие знатоки английского языка» викторина для учащихся 6 классов (в рамках Недели иностранных языков)

    Игра проводится среди команд школы в рамках Недели английского языка среди учащихся 6 классов. Команда состоит из учащихся в количестве 6 человек. На игру команду сопровождает учитель. В данной разраб...