Проверка грамотности чтения 6 класс
тест по литературе (6 класс) на тему

Горячева Наталья Юрьевна

Проверка грамотности чтения 6 класс. Задание для дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_6.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст «Питание животных»

и выполните задания А1 – А4, В1, В2 и С1.

Питание животных

Животные не могут жить без пищи. Она содержит необходимые для их жизни органические вещества. В отличие от растений, которые создают органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза, животные получают их в готовом виде. Дождевой червь питается отмершими корешками растений, опавшими листьями. Заяц поедает траву, кору молодых деревьев и кустарников. Волк нападает на других зверей и питается их мясом.

Животных, питающихся растениями или их частями, называют растительноядными. Плотоядные животные – хищники (волк, жук-плавунец, божья коровка, кальмар) поедают других животных. Существуют и всеядные животные. Муха, например, питается как растительной, так и животной пищей. Кабан кормится и сочными корнями растений, желудями, и мелкими животными. Некоторые животные поселяются на поверхности или внутри тела других животных и питаются их органическими веществами. Таких животных

называют паразитами. Это, например, вши и блохи, питающиеся кровью своих хозяев.

Пища животных содержит сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы). Из-за больших размеров молекул они не могут попасть внутрь клеток тела. Поэтому сначала они под влиянием пищеварительных соков перевариваются, т.е. превращаются в менее сложные питательные вещества, способные проникнуть внутрь клеток организма.

У большинства животных переваривание происходит в пищеварительной системе. У млекопитающих процесс пищеварения начинается в ротовой полости, где пища измельчается зубами и разжижается под влиянием слюны. Затем пища по пищеводу поступает в желудок, где на неё действует желудочный сок. Из желудка полупереваренная пища попадает в кишечник, где окончательно переваривается под действием кишечных соков. Там же происходит всасывание: питательные вещества поступают в кровь, а с ней разносятся ко всем клеткам организма. Остатки непереваренной пищи продвигаются по кишечнику и удаляются наружу.

Многие животные потребляют пищи больше, чем её необходимо для жизни. Излишки питательных веществ откладываются в запас (обычно в виде жира) и расходуются организмом в неблагоприятное время года или при выкармливании потомства. Например, в жировых горбах верблюда сосредоточены запасы жира. При неблагоприятных условиях из жира образуется вода. Этим  и объясняется способность верблюдов долгое время обходиться без воды.

А1. Автор создал этот текст, чтобы

1) ознакомить читателя с процессом пищеварения у разных животных

2) показать важность изучения зоологии

3) доказать, что животные питаются готовыми органическими веществами

4) проинформировать о различных классах животных и особенностях их

строения

А2. Как известно, все вещества состоят из молекул. Какой процесс, происходящий в организме животного, помогает питательным веществам проникнуть внутрь клеток?

1) крупные молекулы неорганических веществ распадаются на более мелкие

2) мелкие молекулы органических веществ объединяются в крупные

3) крупные молекулы органических веществ распадаются на более мелкие

4) мелкие молекулы неорганических веществ объединяются в крупные

А3. В каком ряду перечислены только названия органических веществ, являющихся составными частями пищи животных?

1) орган, клетка, белок

2) белки, жиры, углеводы

3) вши, блохи, мухи

4) вода, масло, кровь

А4. В приведённом ниже тексте (все предложения пронумерованы) нарушена последовательность в описании процесса питания. Какие два предложения нужно поменять местами, чтобы установить верную последовательность?

(1)При благоприятных условиях верблюд поедает большое количество пищи.

(2)Часть пищи сразу используется на процессы жизнедеятельности. (3)При необходимости происходит окисление жира и образуется вода. (4)Излишки усвоенных питательных веществ откладываются в горбах в виде жира.

1) 1 и 3          2) 3 и 4            3) 2 и 3              4) 2 и 4

В1. Метель – это погодное явление, а явления погоды являются частью природных явлений. В виде схемы это можно представить следующим образом:

                  метель            погодные явления           природные явления

В тексте "Питание животных" рассматриваются следующие процессы:

А. питание

Б. всасывание

В. пищеварение

Представьте эти процессы в виде такой же схемы.

  Впишите буквы, обозначающие процессы, в соответствующие рамки.

В бланк запишите получившуюся последовательность букв (без стрелочек и

каких-либо дополнительных знаков).

В2. Установите соответствие между названиями животных и группой, к которой они относятся по способу питания: для каждого элемента из первого столбца подберите соответствующий элемент из второго, обозначенный цифрой.

               ЖИВОТНЫЕ                               ГРУППЫ ПО СПОСОБУ ПИТАНИЯ

А) вши                                                                  1) растительноядные

Б) кабаны                                                             2) хищники

В) кальмары                                                         3) всеядные

                                                                              4) паразиты

        Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в

таблице, не разделяя их запятыми.

С1. Представьте, что при изучении темы «Питание животных» к вам на урок

были приглашены представители нескольких групп животных, отличаю-

щихся по способу питания. Но животные, к сожалению, приехать не смогли, а

прислали телеграммы.

Вот одна из них: «А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только хищников не понимаем: хозяев мы видеть живыми желаем!»

К какой группе животных по типу питания принадлежат «авторы» этой телеграммы? Объясните, почему вы выбрали именно эту группу животных.

Ответ запишите на бланка, указав номер задания

Прочитайте текст «Доставала сладостей»

и выполните задания А5 – А14, В3, С2 и С3.

ДОСТАВАЛА СЛАДОСТЕЙ

Он умел ходить на руках и поэтому пользовался всеобщим уважением. Все мальчишки нашего двора втайне завидовали ему, но никто не осмеливался плохо отозваться о нём или посмеяться. Потому что он обладал ещё одним удивительным свойством – он был доставалой сладостей...

Он был доставалой сладостей, но сам никогда не ел ни конфет, ни варенья. У него от сладкого появлялась золотуха. Обволакивала веки липкими ободками. Глаза превращались в щёлочки. Он очень мучался... Но при этом у него была удивительная способность доставать сладости для других.

Помню, во дворе раздался страшный грохот. Это он катил по булыжникам бочку из-под яблочного повидла. Бочка была пустая, но внутри на стенках оставалось ещё много добра. Мы окружили бочку и заглядывали в неё, как в колодец.

– Годится?

  Доставала сладостей обвёл всех торжествующим взглядом.

– Годится! – ответили мы.

– Тогда лопайте!

И сразу десяток рук опустилось в бочку. Повидло было прокисшим, но это никого не останавливало — ели за милую душу. Наш друг тоже заглядывал в бочку. Но не ел. Только вдыхал в себя аппетитный кислый аромат и исподлобья посматривал на нас. А мы и не замечали, что он не ест...

А в другой раз он собрал нас у старого тополя:

– Постный сахар годится?

– Годится! – естественно, ответили мы.

– Тогда надо наносить дров в четвёртую квартиру.

– Годится!

Мы отправились носить дрова. Что нам стоило! Мы были готовы перенести в четвёртую квартиру все дрова из всех сараев.

Ещё он умел ходить колесом. Но колесом ходили и другие, а на руках только он – доставала сладостей. Время было тяжёлое, послевоенное. Мы ничего хорошего не видели. Он выручал нас. Сам из-за своей золотухи в рот не брал сладкого, но, когда перепадало другим, радовался.

В те дни у меня появилась одышка. Врачи определили порок сердца. Велели лечь.

Он пришёл ко мне и спрашивает:

– Где у тебя болит? Покажи!

Я показала.

Он ткнул себе пальцем в грудь:

– Что там болит?

– Сердце.

Он снова ткнул себя пальцем и прислушался, словно хотел почувствовать мою боль у себя. Я с любопытством смотрела на него.

– У меня там ничего не болит, – разочарованно сказал он. – Может быть, у меня нет сердца?

– Есть! Сердце у всех есть.

– А какое сердце, знаешь?

– Знаю! Как червонный туз в карточной игре.

Он понимающе кивнул головой:

– Красивое сердечко.

– У меня оно некрасивое, – вздохнула я.

– Почему у тебя некрасивое?

– Потому что болит.

Он сочувственно посмотрел на меня и спросил:

– Хочешь конфет?

– Ничего я не хочу!

Его лицо вытянулось, стало серьезным.

– Раз не хочешь – значит, тебе действительно плохо. Но я тебя вылечу!

– Дурачок,– сказала я.

Он не обиделся. Мы вообще тогда не обижались на слова. Он сказал:

– Вылечу! Я достану тебе такое лекарство, которое вылечивает даже раненых. Ты ещё захочешь конфет.

Несколько дней он пропадал, и я решила, что доставала сладостей забыл о своём обещании. Нет! Оказывается, он бегал по городу в поисках лекарства. Был уверен, что от каждой болезни существует лекарство и нет на свете неизлечимых болезней, хотя сам никак не мог вылечиться от золотухи. Он обошёл ради меня все аптеки, и везде ему говорили одно и то же: «Нет лекарства от порока сердца». Он не верил. Искал. Это оказалось потруднее, чем прикатить бочку из-под яблочного повидла.

Мой дружок терпел неудачи, но не сдавался. Он говорил мне:

– Жди! Я что-нибудь придумаю. У тебя будет здоровое сердце – красивое,

как червонный туз.

Я верила в его могущество, потому что человек, который в трудное время доставал для товарищей сладости, мог достать что угодно – даже лекарство от порока сердца.

Шло время. Мы становились старше. Доставала сладостей больше не вспоминал о лекарстве. Но каждый раз, встречая меня, он говорил:

– Жди! Я что-нибудь придумаю.

И мне казалось, что всё время он только и думает, как исцелить меня.

И однажды он пришёл. Я не узнала своего дружка: его лицо стало серым, а под глазами появились голубые, словно нарисованные кисточкой, ободки. Он дышал тяжело, как при пороке сердца. Я сразу заметила эту перемену и спросила:

– Что с тобой?

– Ты будешь здорова, – был ответ. – Тебя вылечат. Я дал им за это кровь.

– Какую кровь?

– Обыкновенную. Свою.

         Он закатал рукав, и я увидела на сгибе руки бурое пятно йода.

– Что это? Рана?

 Он усмехнулся:

– Отсюда брали кровь.

– Зачем?

– В больнице мне сказали: «Можешь выручить?» Я спросил: «Что для этого

надо?» Они сказали: «Кровь можешь дать?» Я сказал: «Дам!» Я понял, что если я их выручу – они выручат меня, то есть тебя.

В тот день доставала сладостей был большим и сильным, самым лучшим из мальчишек. Я смотрела на него как на героя.

– Тебе было больно?

– Ничуть!

– Врёшь! Тебе было больно.

Тогда, чтобы доказать, что ему было не больно, он решил пройти на руках. Он умел ходить на руках, но на этот раз у него ничего не вышло: потерял равновесие и упал.

– Вот видишь! – прошептала я. – Из-за меня ты потерял здоровье.

Он ничего не ответил. Медленно поднялся с пола. И долго тёр затылок.

– В больнице мне сказали, что я спас какую-то девчонку. Почему же я не могу спасти тебя?

– Можешь! Спасёшь! – убеждённо сказала я.— Ты уже спас меня. У меня больше нет одышки.

Я безгранично верила в него, и в моей вере не было даже крохотной щёлочки, в которую могло бы проникнуть сомнение.

Помню, на другой день я встала с постели...

Он до сих пор в моей памяти – могущественный и благородный доставала сладостей. И когда мне становится тяжко, я вспоминаю его, и он тут же будто оказывается рядом, чтобы спасти меня, когда бессильны врачи и лекарства.

(Ю. Яковлев)

А5. В тексте в ОСНОВНОМ говорится о том, как главный персонаж

1) искал лекарства

2) узнал, что у него тоже есть сердце

3) ходил на руках

4) заботился о ребятах из своего двора

А6. Какое высказывание наиболее точно отражает главную мысль текста?

1) Нужно уметь делиться с приятелями.

2) Всеобщим уважением пользуется тот, кто более сильный и ловкий.

3) От любой болезни есть лекарство.

4) Безграничная вера в добро даёт силы для преодоления трудностей.

А7. Теперь понятно, что все мальчишки тайно завидовали другу рассказчицы, потому что

1) тот пользовался во дворе всеобщим уважением

2) он не только умел ходить колесом, но и ходил на руках

3) никто не осмеливался плохо отозваться о нём или посмеяться над ним

4) обладал удивительной способностью быть равнодушным к сладкому

А8. После чтения текста стало ясно, что доставала прикатил во двор бочку,

1) которая была очень большая и пустая

2) от которой шёл кислый неприятный запах

3) которую он хотел обменять на дрова для жильцов

4) на стенках которой осталось яблочное повидло

А9. Выберите из перечня все предложения, соответствующие содержанию текста.

А. Мальчишки во дворе смеялись над золотушным доставалой

сладостей.

Б. В трудные для всех времена никто не обижался на слова.

В. Доставала сладостей страдал одышкой.

Г. Лекарство от порока сердца герой купил в аптеке.

Д. Прокисшее повидло съели за милую душу.

Укажите верный ответ.

1) АБ                  2) БВ                   3) ГД                      4) БД

А10. Как можно заменить словосочетание «постный сахар»?

1) чуть прокисшее яблочное или сливовое повидло

2) нектарный сок, выделяемый некоторыми цветущими растениями

3) конфеты с высоким содержанием масла какао

4) сладкая помадка, сваренная из сахара, воды и фруктового сока

А11. Как вы думаете, почему доставала сладостей обегал все аптеки в городе?

1) Искал лекарство, после которого любому человеку захочется есть конфеты.

2) Он знал, что есть такое лекарство, которое вылечивает даже раненых.

3) Всё время он только и думал, как спасти какую-нибудь девочку в этом городе.

4) Несмотря на неудачи, он верил, что можно исцелить даже неизлечимую  болезнь, если очень хотеть.

А12. После чтения текста стало понятно, что доставала сладостей сдал кровь в больнице, потому что

1) хотел удивить окружающих и особенно рассказчицу

2) считал, что после этого станет сильнее и выносливее

3) рассчитывал, что в благодарность врачи излечат его от золотухи

4) надеялся, что после этого ему дадут лекарство от порока сердца

А13. Как вы думаете, почему доставала сладостей упал, когда решил пройти на руках перед больной подругой?

1) Рассказчица смотрела на него как на героя.

2) Он не хотел признаваться, что ему было больно, когда у него брали  кровь из вены.

3) Он потерял здоровье и тяжело дышал, как при пороке сердца.

4) Неожиданно для себя он почувствовал боль в руке и потерял равновесие.

А14. Как вы думаете, что может помочь человеку, когда бессильна медицина?

1) дружба с большим и сильным ровесником

2) переливание крови от здорового человека

3) надежда и безграничная вера в могущество дружбы

4) тренировка сердца с помощью физических упражнений

В3. При чтении вам встретились слова, которые употребляются нечасто, но для этого текста их значение вполне понятно.

Для каждого словосочетания из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

   СЛОВОСОЧЕТАНИЕ                                 ТОЛКОВАНИЕ

А) червонный туз                             1) высокопоставленное лицо, человек,

                                                                влиятельный в какой-либо сфере

Б) послевоенное время                     2) период, относящийся ко времени                        

                                                                 после окончания Великой Отечествен-

                                                                 ной войны

                                                            3) старшая игральная карта с изображе-

                                                                 нием красного сердечка посередине

                                                            4) временные трудности, которые                  

                                                                 возникают у людей после любой войны

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В бланк запишите ТОЛЬКО ЦИФРЫ в том порядке, в котором они идут в

таблице, не разделяя их запятым.

С2. Как вы думаете, почему можно считать доставалу сладостей самым лучшим из мальчишек? Приведите подтверждение своего мнения с опорой на текст.

Выполняя это задание, заполните таблицу.

Качества персонажа

Пример-подтверждение

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

С3. Понравился ли вам этот текст? Объясните, почему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка о результатах проверки техники чтения в 1-7 классах.

Справка о результатах проверки техники чтения может служить завучу, руководителю МО начальных классов, руководителю МО русского языка и литературы шаблоном для написания "своих" справок. Нормы чтения ...

СПРАВКА ПО ПРОВЕРКЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В 5-Х КЛАССАХ

Результаты по проверке технике чтения по иностранному языку...

Тест по литературе для проверки осмысленного чтения в 5-м классе

Тест по литературе для проверки осмысленного чтения в 5-м классе...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 1 вариант.

Учителю важно видеть, насколько успешны его ученики в разных видах учебной деятельности. Создание разного вида тестов помогает быстро провести проверку, например, навыка чтения с извлечением информаци...

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯВ 5 КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (английский язык) 2 вариант.

Тесты предназначены для проверки навыка чтения в 5 классе общеобразовательной школы (английский язык)...

Тексты для проверки техники чтения 5-6 класс

Тексты для проверки техники чтения с подсчетом количества слов на строке. Очень удобно для использования в работе в 5-6 классах...

Методические рекомендации при организации проведения проверки техники чтения «Чтение как вид учебной деятельности с учащимися с ОВЗ»

Данный материал может помочь при организации проверки техники чтения с обучающимися с ЛУО (ИН). Материал подобран в рамках самообразования. Предлагаю использовать при проведении техники чтения....