Урок по литературе 10 класс
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Любарская Ольга Викторовна

Данный урок поможет определить особенности поэмы Н.А.Некрасова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_10_klass.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Изображение русского крестьянства в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"; 10 кл



Цель урока:
1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющий в народе стихийный протест;
2) показать глубину и мастерство поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности:
3)помочь учащимся почувствовать социальную трагедию крестьянства;
4)показать созвучность поэзии Н.Некрасова и стихов Г.Тукая.

Методические приемы: групповая работа по тексту с элементами беседы, сообщения учащихся.

Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, выставка книг , репродукция с картин, высказывания- строки из произведений поэта.

Ход урока.

1.Тема,эпиграф, план урока (записывается в тетради).

                                                                                             Ты и могучая,
                                                                                            Ты и бессильная,
                                                                                             Матушка-Русь!  

                                                                                                          Н.Некрасов  

План урока.

1.Отношение русской революционной демократии к народу.
2.Противоречивость, сложность и богатство мира крестьянства.

Ожидания:

1.Увидеть мастерство поэта в изображении крестьян.
2. (варианты предлагают учащиеся).

2.Слово учителя.          

Замысел поэмы   «Кому на Руси жить хорошо» был продиктован самой жизнью, тем значением, которое приобретал в пореформенную эпоху крестьянский вопрос. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа: он не был подготовлен к сознательным действиям.

Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года. Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но и повлиять на их политическое самосознание.

Народная жизнь в поэме изображена глазами самого народа.

3.
Работа с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Ответы учащихся 1 группы.

-Как показано безудержное веселье ?

-Какие глаголы использованы? (Шумит, поёт, ругается,
                                                             Качается, валяется,
                                                             Дерётся и целуется
                                                             У праздника народ.)

- Выразительно прочитайте и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника, заставляющего почувствовать размах, удаль, силу русского крестьянина.
(В первой картине обратим внимание на богатство красок : «пестро, красно кругом», «рубахи всех цветов», «платья красные», «косы с лентами»… .
Во второй картине выделим глаголы ,передающие поведение народа на празднике : «шумит», «поёт»…, сравнения : «не ветры воют буйные, не мать-земля колышется» и т.д.
В третьей картине отметим художественные детали ,говорящие о талантливости и душевной силе народа : «…песня хором грянула, согласная, складная и катится она широко, вольно…».)

-Как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?

- Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в никем не сдерживаемое пьянство.

(В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного:

По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные… )

Вывод.

Сознание народное сложное и противоречивое.

Во-первых, народ суеверен :      На баб нарядных глядючи,
                                                       Старообрядка злющая
                                                       Товарке говорит:
                                                        Быть голоду! Быть голоду!

Во-вторых, в семье царит деспотизм:             Другая: «Врёшь, в моём дому
                                                                                   Похуже твоего!
                                                                                  Мне старший зять ребро сломал!...»

В –третьих, народ пристрастился к алкоголю :          Расхвастался Вавилушка,
                                                                                            И старому, и малому
                                                                                             Подарков насулил.
                                                                                           А пропился до грошика.

Таким образом, все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка пореформенной реформы:

                       Добра ты , царска грамота,
                       Да не про нас написана… .

- Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмарке рассказом о Якиме Нагом (учащиеся зачитывают эпизоды).

Вывод: Яким Нагой – личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе плохо.

4. Работа с текстом третьей части. Глава «Последыш». Ответы учащихся 2 группы.

- Краткий пересказ содержания части.

-Беседа по тексту:

     -Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями .Докажите это текстом поэмы.

   - Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней покорности и приниженности).

- Зачитать эпизоды, где вахлаки безропотно переносят всякий раз моральное унижение.

- О чём говорят данные эпизоды, что хотел отразить в них поэт?

-
Вывод. Главное в этой части – общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития различен. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Ветров видит проявление мужицкой глупости.

5. Работа с текстом главы «Крестьянка». Слушаем ответы учащихся 3 группы.

- Рассказать ,как жили корежские крестьяне. Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян, их отношение с помещиками? (Ответы учащихся).

- Кто такой Савелий?

- Найдите в тексте портрет Савелия и зачитайте.

- Как понимает Савелий слово «терпит»?

-Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает образ былинного богатыря Святогора? (Святогор – один из самых сильных , но и один из самых неподвижных образов богатырского эпоса. Так и народ: и силён, и бессилен одновременно.)

-Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? ( В словах «Эх вы, Аники- воины! Со стариками. с бабами вам только воевать!» звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу.)

- Как понимать терпение, к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? (Терпение как покорность, смирение.)

-
Вывод. В образе Савелия обнажается сила и бессилие русского русского крестьянства, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая несгибаемая мощь, с другой – незнание, как завоевать себе свободу. Отсюда – ноты отчаяния, неверие в возможность изменить свою судьбу.

6. «Крестьянка» - единственная часть поэмы, написанная от первого лица.

- Сообщение о Матрёне Тимофеевне.

- Особенности речи Матрёны.

-
Вывод. Жизненные испытания не сломили Матрёну Тимофеевну, а воспитали способность и стремление отстаивать права и судьбу близких ей людей. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая. Рассказ Матрёны Тимофеевны –это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной женщины-матери, которая в пореформенную эпоху осталась такой же угнетённой и бесправной, как и до 1861 года.

7. Николай Некрасов и Габдулла Тукай.

- Некрасов был певцом русского народа, татарский народ воспет великим Габдуллой Тукаем. В своих стихотворениях Г.Тукай показывает тяжёлую долю народа. Например, в стихотворении «Осенние ветры» поэт страдает вместе с угнетённым народом, но в крестьянах, изображённым Тукаем, больше решимости, больше ненависти к угнетателям. Его герои живут в то время, когда в стране готовилась пролетарская революция. И Некрасов, и Тукай выражают взгляды революционных демократов, зовут к борьбе.

8.Беседа по произведениям живописи той эпохи.( 1 группа работает по картине В.Перова

« Странник», 2 группа – по картине И Крамского «Полесовщик».)

-Какие черты русского крестьянства запечатлены художниками, как они перекликаются по своему содержанию с поэмой «Кому на Руси жить хорошо»? (Картины рассказывают о жизни русского крестьянства. Полесовщик напоминает Савелия. Особенно его горящие глаза. Этот человек способен постоять за себя, в любую минуту он готов заступиться за обиженных.)

9. Подведение итогов.

-Для поэта мужик велик во всём : и в своём рабском терпении, и в своих вековых страданиях, и в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы и жажду жизни. Но крестьяне не до конца поднимаются к борьбе, скорее смиряются, не надеясь найти правду. Об этих противоречиях в настроении русского крестьянства, его силе и слабости поэт говорит :

     Ты и убогая,

     Ты и обильная,

     Ты и могучая,

     Ты и бессильная,

     Матушка-Русь!

Поэт верит в силу народа, в его пробуждение.

- Сбылись ли ваши ожидания?

-Оценка участия учащихся на уроке.

10.Домашнее задание (разноуровневое).

Ответить на вопросы:

- В чём Некрасов увидел сущность характера народа?

-Перечитать все части, в которых даётся ответ на вопрос о счастье. Выделить эти эпизоды.

- Что нового внесли поиски счастливого в спор о счастье,вспыхнувщий в «Прологе»?

 


Список использованной литературы:

  1. Андреевский С.А. Литературные очерки,изд.7-е,СПб,1991
  2. Григорьев Аполлон. «Стихотворения Н.Некрасова». Лиеературная критика. М., Художественная литература,1987.
  3. Дружинин А.В. «Стихотворения Н Некрасова. Москва, 1856», Литературная критика. М., Советская Россия,1983.
  4. Некрасов Н.А. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький,П.Николаев, А.Пузиков .-М.: Художественная литература,1980.
  5. Русская литература: Учебная хрестоматия для 10 класса татарской средней общеобразовательной школы.:В двух частях.Ч2. Автор-составитель М.Ахметзянов.-Казань,Магариф,2008.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"

Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...