Художественное своеобразие романа "Обломов" И.А.Гончарова. Роль антитезы.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме

Цель урока: выявить компохзиционную  роль антитезы в романе на  примере двух героев, проследить с самого детства их противоположность, привести цитаты, доказывающие, что перед нами герои-антиподы, понять смысл противопоставления Облоова и Штольца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchego_on_takoy.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок---Обломов и Штольц

«ТЕПЕРЬ или НИКОГДА»- как эти слова связаны с темой 2 урока? Кто первыми их произносит в  романе? С.214---(«Я попробую приподнять тебя, может быть  в последний раз»)                           Гончаров во 2 части романа неслучайно вводит нового героя нового героя – Андрея Штольца. Итак, цель сегодняшнего урока – определить роль образа Штольца в романе «Обломов».  

Андрей Иванович Штольц появляется в романе как персонаж, которого давно ждет главный герой.  Сцена этой встречи замечательно воспроизведена в фильме Н.Михалкова (Олег Табаков иЮрий Богатырёв),  снятом  по мотивам романа, –  «Несколько дней из жизни Обломова». Давайте вместе посмотрим этот фрагмент. Обратите внимание, как ведет себя главный герой при встрече.  

Что в поведении Обломова, в его реакции на приезд друга сразу выделяет Штольца среди всех персонажей, с которыми мы встретились в 1 части романа? Почему именно Штольцу навстречу поднимается Илья Ильич Обломов?

        Очевидно, что Штольц выведен в романе как противоположность Обломову. Даже самый неопытный читатель сразу заметит, насколько разными изображает Гончаров  своих героев. Являются ли они антиподами? Или в них есть нечто общее? Давайте определим гончаровскую точку зрения на этот вопрос.

Обратимся к антропонимике---ФИО героев Мы уже говорили о символике имен у И. А. Гончарова.

Илья. Древнееврейское «божья помощь» Обломок.    Остаток чего-либо прежде существовавшего,  исчезнувшего.  Илья Ильич  «Илья в квадрате»- достойный продолжатель родовых   традиции.

АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ ШТОЛЬЦ ---- Штольц (от немецкого stolz - 'гордый').                           Уже сама фамилия этого героя контрастна наименованию Обломова, как контрастны определения родной - чужой (так в текст романа вводится оппозиция "своего", русского, патриархального - и привнесенного извне, чужеродного, нового); мягкий - жесткий (здесь можно обратить внимание и на звуковую сторону фамилий)

Имя - русское (русский по матери и немец по отцу) в переводе с греческого означающее 'мужественный, храбрый'---Штольц носит имя одного из самых почитаемых святых на Руси — св. апостола Андрея Первозванного, один из его двенадцати учеников. Значение имени Штольца продолжает и усиливает противопоставление двух героев: кроткого и мягкого Ильи - упорному и несгибаемому Андрею.

Отчество----русская форма древнееврейского имени Иоанн - милость Божия)

Задание: Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу.

Домашнее задание.   Возраст—32-33 года

Внешность (когда они предстали перед читателем)

" …лет тридцати двух- трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, … во всем лице теплился ровный свет беспечности"

ровесник Обломову, "худощав, щек у него почти вовсе нет,…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные"

Родители 

Происхождение

из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. Его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные

выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения).

Воспитание

Родителям хотелось преподнести Илюше все блага "как-нибудь подешевле, с разными хитростями». Родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) Труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства. в семье был культ еды, а после еды - крепкий сон

отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына. отец научил его, что главное в жизни – это деньги, строгость и аккуратность ("отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места");

Обломова даже не  выпускали на улицу. «А слуги на что?» Вскоре Илья сам понял, что приказывать спокойнее и удобнее. Ловкий, подвижный ребенок постоянно останавливается родителями и нянькой из боязни, что мальчик «упадет, расшибется» или простудится, его лелеяли, как оранжерейный цветок. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

« оторвавшись от указки, бежал разорять птичьи гнезда с мальчишками», 

Отец воспитывал жестко (ИСЧЕЗ  нанеделю-вернулся с ружьем—выучил ли урок), приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание» ("она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки <…>, пела ему о цветах, о поэзии жизни <…>, мечтала с ним о высокой роли…").

В образе Штольца, таким образом, сливаются две взаимоисключающие стихии: и если первая происходит от педантичного немца-отца то вторая - от русской матери, сентиментальной и поэтичной.  Опасения матери, что Андрей может под влиянием отца вырасти грубым бюргером, не сбылись, помешало русское окружение: "С одной стороны Обломовка, с другой - княжеский замок в Верхлеве с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера".

     

Образование 

ОБЩЕЕ---обучались в небольшом пансионе, находившемся в пяти верстах от Обломовки, в селе Верхлеве.

Отношение к учебе 

Учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его»,

До 20 лет провел в Обломовке

С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака

«учился отлично, и отец сделал его референтом в своем пансионе»

Штольц закончил университет

СЦЕНА ОТЪЕЗДА--- с. 189-190

КАРЬЕРА: Обломов нигде не служит, до этого служил коллежским секретарем 2 года,вышел в отставку и безвыездно 10 лет жизни не работает.

Штольц блестяще ОКОНЧИЛ университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, ЕЗДИТ по всей России. Петербург, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Крым) и Европе (Бельгия, Англия, Париж, Лион, Швейцария.   Род его деятельности и занятия - разнообразные деловые операции, связанные с поездками. Штольц, в противовес Илье Ильичу Обломову, - активно деятелен----для читателя так и остается загадкой, в чем же, собственно, заключается конкретная деятельность этого героя

 

Образ жизни

«лежанье у Ильи Ильича было нормальным состоянием»

«участвует в какой-то компании, отправляющей товары заграницу»,                                    «он беспрестанно в движении»

Ведение хозяйства

Не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг

«жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы

Жизненные стремления

  • «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями
  • Почему Обломов не приемлет современную норму жизни?

Выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни» С.214

----Выше всего  ценил настойчивостьв достижении целей--- стр. 195

---Почему некоторые называли ЭГОИСТОМ?

(скупо тратил душевные  силы)

---Чего боялся? (ВООБРАЖЕНИЯ)

----Чему не было места в его душе? ( МЕЧТЕ)

Взгляды на общество

  • «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!»«Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
  • «Под  этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!»
  • «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом
  • им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»

Погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, поддерживает прогрессивные изменения в обществе

  • Когда Илья Ильич говорит, что ему не нравится в современной жизни общества, Штольц не находит, что возразить. Он прерывает речь Обломова оценочными высказываниями («Это все старое, об этом тысячу раз говорили», «Ты рассуждаешь, точно древний: в старых книгах вот так все писали», «Ты философ, Илья!» и т.д.), произнося их с явной иронией,

Взгляды на жизнь

"Жизнь: хороша жизнь!", - говорит Обломов, -"Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества !…Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?"

Штольц не высказывает ни одного довода против убеждений Обломова.

Стр. 209----Ты поэт- Илья--- ))

Жизнь есть ПОЭЗИЯ –

вольно людям искажать её»

У ДОСКИ ПО 1МУ

Черты характера

Особенности характера

Инфантильность, бездеятелен, неряшлив, нерешителен, ленив, апатичен, НО: умен, мечтателен, не лишен тонких душевных переживаний, поэтичен

Деятелен, умен, ТРУДОЛЮБИВ, прагматичен, уелеустремлен, резок, предприимчив, волевой, практичен, аккуратен, любит комфорт,  высокие духовные устремления, душевная тонкость, восприимчивость к красоте НО: рассудок преобладает над чувством ---- рационалист ---чем-то он напоминает машину, робота, суховатый

Какую доминантную черту выделяет Гончаров в характерах героев?

  • Можно отметить несколько СХОДНЫХ  черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве, привязанность к матери.
  • Вывод учащегося: Как называется художественный прием, который использует Гончаров в обрисовке образов Обломова и Штольца? Таким образом,  образы этих героев в романе противопоставлены почти по всем параметрам. Но нельзя сказать, что противопоставление это абсолютно строгое.  

  • Для чего писатель прибегает к использованию приема антитезы? Как это помогает читателю в восприятии героев романа? (как его появление помогает нам глубже проникнуть в суть характера Обломова.  раскрыть полнее образ главного героя? Сравните промежуток времени, описанный в 1 части романа, с тем, сколько длятся события 2 части?

  • МОЖНО НАЗВАТЬ -/+? Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущений. ЕСТЬ Т.З = Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему

И В КОНЦЕ романа Гончаров выражает на возможность синтеза в русском характере лучших начал двух этих противопоставленных друг другу персонажей романа. 

----Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь?                Как Гончаров объясняет взаимную привязанность этих героев? Найдите ответ в тексте романа (2 часть, конец 2 главы).стр. 195-196.

  • ВЫВОД---- Как образ Штольца связан с развитием действия романа?--------Запись: Штольцу  в нем отведена особая роль---Штольц  открывает нам нового Обломова- разбудит и познакомит с  Ольгой!!! И показывает другую  сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

         Принимая во внимание все вышесказанное, мы понимаем, что Штольц создан Гончаровым как антипод не только Обломову, но и всему «легиону» вынужденных влачить свое бесцельное существование, не нашедших своего места в жизни людей. В определенном смысле Штольц – это представитель нового поколения, способного пробудить Россию от спячки, противостоять «обломовщине».

         Какой из них ближе вам, современным читателям?

Как вы думаете, почему сам Гончаров и многие критики считали, что образ Штольца не удался писателю?

1 из исследователей творчества Гончарова пишет : «Отнимите у Штольца внешнюю деятельность поездки туда-сюда, банковские операции, биржевые сделки, заботу о движении сумм.     Что остается?»  "Когда-нибудь перестанешь же трудиться, - заметил Обломов. - Никогда не перестану. Для чего? - Когда удвоишь свои капиталы, - сказал Обломов. - Когда учетверю их, и тогда не перестану <...> - Так когда же жить? - с досадой на замечания Штольца возразил Обломов. - Для чего же мучиться весь век?" Ответ Штольца ----"Для самого труда, больше ни для чего" видим какую-то бессмыслицу жизни Штольца, работающего ради работы и намеренного вовлечь в этот бессмысленный круговорот и Обломова.

1889год---А.П. Чехов писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе осень хорошо и собой довольная…» Поделитесь своими мыслями по поводу этого высказывания Чехова. (буржуазный делец---толькоо личной независимости) ОБЛОМОВ выглядит колоритнее,живее---Штольц искусственным механизмов.

        За выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц» скрываются серьезные размышления писателя о судьбе России. Гончаров рад приветствовать все те внутренние силы, которые способствуют продвижению России к общеевропейской жизни, и наоборот, осуждает «застой, сон, неподвижность». Гончаров хочет, чтобы богатырь Илья выздоровел, встал, наконец, с лежанки, отряхнулся ото сна. Для того-то он и ставит страшный диагноз болезни, для того-то и выводит полуиностранца в качестве образца: «досадно, но справедливо». И хотя в этом «образце» недостает сердечности, непосредственности, пластичности и много чего еще для того, чтобы быть идеальным, русскому сердцу тяжко пережить такое сравнение. Но, может быть, именно этого и добивался Гончаров – досады, вызывающей решительное действие?

  1.         Подведение итогов.

 

  • Какой смысл скрывается за выведенной в романе антитезой «Обломов – Штольц»?
  • Какова роль Штольца в романе «Обломов»?
  • Можно ли назвать Штольца идеальным героем? Почему?
  • Чем интересен образ Штольца  нам, читателям России 21 века?

Конфликт главного героя романа «Обломов» с обществом выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением нормы». В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек» Обломов не видит главного – «человека».  И то, что Штольц не возражает ему, не находит, чем возразить, убеждает читателя в правоте суждений Обломова, открывая другую сторону «обломовщины»: причины отгороженности главного героя от внешнего мира, от социальных проблем, оказывается, гораздо глубже, чем барство и привычка к ничегонеделанию. Образ жизни, который ведет Обломов – это своеобразный, быть может, не вполне осознанный вызов бездуховности современному Обломову обществу. Герой не видит цели, к которой стоило бы стремиться. Подытоживая в своей «исповеди» рассмотрение своего пути, герой не считает себя исключением, видя «легион» таких же не нашедших себя, увядающих людей.

Чтение 3 части романа. Подготовка к самостоятельной работе с текстом по теме: «Испытание любовью: Обломов и Ольга Ильинская»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»...

Выпускная квалификационная работана на тему "Художественное своеобразие готических романов Анны Рэдклифф"

     «Готический» роман – это уникальное литературно-художественное явление в Англии рубежа XVIII и XIX вв. Выяснить причины неубывающего успеха «готического» жанра п...

«Лирический цикл М.И. Цветаевой "Стихи о Москве" М.И. Цветаевой: тематика и художественное своеобразие»

Конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с Цветаевой в школе....

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Идейно-художественное своеобразие пьесы "Гроза"

Ознакомление с идейно-художественным своеобразием пьесы...

Роль антитезы в поэзии М. И. Цветаевой

Конспект урока литературы в соответствии с ФГОС...

Урок литературы в 7 классе "Роль антитезы в "Легенде о Данко" М.Горького

В конспекте урока представлен один из вариантов изучения текста "Легенды о Данко" М. Горького...