МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»
методическая разработка по литературе по теме

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ  ОЧЕРКА С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.t._aksakov.doc157.05 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА: «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОЧЕРКА

С.Т. АКСАКОВА «БУРАН»

                                                                                        Работу выполнила:

                                                                                        Шишкина Е.Ю.

                                                                                    учитель русского языка

                                                                    и литературы

                                                                               МОУ Школы №166

                                                                                         Советского района

                                                                                         г.о. Самара

г.о. Самара 2011

Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран».

Цели урока:

  1. показать  выразительность прозы С.Т. Аксакова;
  2. научиться анализировать текст;
  3. развивать коммуникативную  компетенцию и творческие способности.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений С.Т. Аксакова очерком «Буран».

- Знакомы ли вы с творчеством С.Т. Аксакова? Какие произведения вы читали?

- Что вы знаете о жизни С.Т. Аксакова? (рассказ ученика)

- Итак, тема нашего урока: «Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова «Буран». Мы выясним, с помощью каких языковых средств достигается выразительность аксаковской прозы.

    Очерк «Буран» был опубликован впервые в журнале «Денница» в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Этот рассказ о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.

     С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе – и написал «Буран».

Анализ текста.

     Чтение отрывков из произведения С.Т. Аксакова «Буран»:

«Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалёкому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жёг всё живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза».

     - Представим эту картину. Какие художественно-выразительные средства помогают нам это увидеть? (Олицетворение – это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия).

  1. «Солнце своротило»;
  2. «Мороз сковал, сжимал, палил, жёг всё живое»

- Кто противопоставлен в этом  отрывке природе? (человек). Как «человек улаживается с яростью стихий»? (с помощью шутки).

«Тут-то сыпались русские остроты по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. «Не больно болтай, - говорил один другому, - язык обожжёшь: вишь зной какой, так и палит!» - «Шути, шути, - отвечал другой, - самого-то цыганский пот прошибает!» Все хохотали, так греются на морозе дух и тело русского мужичка».

    - Как нарастает напряжение в очерке? (вид «изуродованной налипнувшим инеем рощи»; противопоставление шуток молодого мужика и старика, который «внимательно озирается на все стороны», прищуривает глаз, «сурово» кричит; «обоз… побежал шибкою рысью». «Все струсили, хотя ничего страшного не видали»).

     - Изображение зимней бури начинается с описания великолепия природы:

     «Всё по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своём уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Всё было великолепно…»

- Вспомним, что такое эпитет. Найдите в этом описании эпитеты.  Какую роль они выполняют?

(Эпитет – художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении).

  1. «бриллиантовая кора»;
  2. «изуродованная роща»;
  3. «ледяной убор»;
  4. «чудные обелиски»;
  5. «алмазный блеск».

Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.

- Но при всей своей красоте и великолепии некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. Прочитаем отрывок о надвигающемся буране:

«…Можно было заметить, как всё необозримое пространство снеговых полей бежало лёгкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, страшным!..

     Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдалённый плач младенца, а иногда вой голодного волка…

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задёрнула густою пеленою. Вдруг настала ночь…наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул до небес… Всё одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой тёмной осенней ночи! Всё слилось, всё смешалось: земля, воздух, небо превратилось в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил всё, что ему ни попадалось.»

- Найдите в описании бурана олицетворения.

  1. «Облако поднималось и росло»;
  2. «Лучи скрылись»;
  3. «Туча заволокла и посыпала»;
  4. «Ветер разыгрался, взрыл, вскинул»;
  5. «Мрак одел»;
  6. «Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвился и душил» (стремительность развития действия).

      - Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем воображении, и мы становимся свидетелями страшной стихии – снежного бурана. Постепенно великолепия природы скрывается мраком, а главным героем становится «снежный прах», который не просто играет, а «слепит, ревёт, свищет, воет, стонет, душит».

     - Найдите в тексте сравнения. (Сравнение – художественный приём, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому).

  1. Туча, как небо;
  2. Снеговые степи, как пух лебяжий;
  3. Белый мрак, как мрак  тёмной осенней ночи;
  4. Снежный прах, как змей.

     - Итак, сравнения помогают автору более точно описать явление путём сопоставления с чем-то известным.

     - Какие фольклорные образы возникают при чтении описания бурана? (Сказочные персонажи: Змей Горыныч, Тугарин Змей. Они, по народному представлению, олицетворяют вражескую силу и демоническое начало. Выражение «беда пришла неминучая» тоже фольклорное, т.е. беда, которую ни объехать, ни обойти нельзя).

     - Таким образом, буран в произведении оказывается опасной стихией  для человека. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы. И в произведении «Буран» не удаётся избежать гибели людям, стихия уносит жизни шестерых человек. А в живых остаются только те, кто послушался совета старика и остался ночевать в степи, составив кругом возы и подняв вверх оглобли, накрытые кошмами, и  люди укрылись под ними, как под шалашом.

     «Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись её отыскивать, пробуя ногами, не попадётся ли в мягком снегу жёсткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил – и все замёрзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умёта…»

- Вот мы и познакомились с одним из замечательных очерков С.Т. Аксакова, где он даёт описание зимней бури, разыгравшейся в степи и унёсшей жизни людей.  Хочется сказать, что данный очерк «Буран» был замечен и современниками, и есть сведения о том, что описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С. Пушкиным в «Капитанской дочке» (написана в 1836 году, через два года после публикации очерка С.Т. Аксакова «Буран»). Сцена метели – сцена ввода главного героя Пугачёва во второй главе «Капитанской дочки» - решена по-аксаковски: «Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены… Пошёл мелкий снег –  и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось с снежным морем. Всё исчезло.  «Ну, барин, – закричал ямщик, - беда: буран!»

Домашнее задание: Сравнить описание бурана у С.Т. Аксакова и А.С. Пушкина в «Капитанской дочке» (2 глава). Найти текстуальные совпадения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Презентация к уроку по произведению С.Т. Аксакова "Буран"

Презентация используется на уроке: "Художественное своеобразие очерка С.Т. Аксакова "Буран"....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА на тему: «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб» по дисциплине «Художественное проектирование одежды» для специальности 262019 «Конс

Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован ...

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»

Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс.  Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...

Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.

Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила  – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...