конспект урока по рассказу А. Платонова "Юшка"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Хисамутдинова Алсу Вазыховна

разработка урока  литературы 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_yushka.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе в 7 классе

 Тема:

(по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

 Учитель русского языка и литературы Хисамутдинова А.В.

Урок литературы. 7 класс. Тема: «Любить людей всем теплом и светом своего  сердца…» А.П.Платонов)  Рассказ  «Юшка».

 Тип урока – урок изучения новой темы.

 Вид урока – урок –беседа.

 Оборудование:

компьютер,

проектор,

карточки с заданиями.

 Цели обучающие:

расширение понятия «характеристика литературного героя»,  знакомство с понятием художественной детали;

развитие формирований навыков вдумчивого чтения художественного произведения.

Цели развивающие:

развитие навыков работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, формирование умения находить художественную деталь в тексте; формирование умений взаимодействовать в парной работе.

Цели воспитательные:

воспитание в обучающихся гуманности и толерантности.

Ход урока

 

I. Орг.момент.

— Писатель Андрей Платонович Платонов призывал «любить людей всем теплом и светом своего сердца». Что это значит? Для чего это нужно? Давайте поразмыслим вместе над этими вопросами. Поможет нам в этом рассказ «Юшка».

(Запись в тетрадях даты, темы урока)

 II. Тема урока.

 1. Слово о писателе.

 Слайд: фото Андрея Платоновича Платонова (1899 – 1951)

— Перед нами фотография Андрея Платоновича Платонова. «Платонов» — это псевдоним писателя. Кто может назвать настоящую фамилию?

(Климентов)

— Как вы думаете, почему именно такой псевдоним выбрал себе писатель?

(Современники Платонова предполагали, что он образовал псевдоним от имени отца, так как безмерно любил его и уважал.)

   — Иосиф Бродский, поэт 20 века, так сказал об этой фотографии: «С фотографии на нас смотрит худощавое лицо, простое, как сельская местность, смотрит терпеливо и как будто с готовностью принять и преодолеть всё, что выпадет». А выпало на долю этого человека много испытаний.

— Как вы думаете, какое отношение имеют цифры «12», «14», «52» к жизни писателя?

(Цифры записаны на доске. Учащиеся высказывают предположения.)

— Они имеют самое прямое отношение! «12» — это количество детей в семье Климентовых, где будущий писатель был старшим ребенком; «14» — это возраст будущего писателя на тот момент, когда он начал работать как взрослый, чтобы помочь отцу кормить семью; «52» — это количество лет, прожитых писателем.

Почему в цифрах? А потому, что Андрей Платонович Платонов смог соединить в себе точность инженера и утонченность лирика. Не правда ли, уникальное сочетание?

Что вы можете добавить о жизни и творчестве писателя?

(Ответы учащихся)

— Еще стоит сказать, что два знаковых произведения – «Чевенгур» и «Котлован» — вышли в печать только после смерти писателя. А полностью он раскрылся для читателя к концу

80-х годов XX века. С этими произведениями вы познакомитесь в 11 классе.

 

2.  Работа с текстом.

 

1) Работа над сюжетом.

— Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он вызвал при чтении?

— Какие события описаны?

— Кто является главным героем рассказа? Из чего вы это заключили?

 

2) Парная работа по карточкам.

— А теперь подготовьтесь отвечать по карточкам. Они разные —  синие и  зеленые. Выберите сами, по какой бы вам хотелось работать в паре с одноклассником, который сидит рядом. Действовать вы должны сообща.  Время на выполнение – 4 минуты. При затруднениях обращайтесь ко мне.

 

Работа по карточкам на выбор.

 

Зеленая карточка.

 

Задание. Заполните таблицу ключевыми словами и фразами, а также сформулируйте ответ.

Выпишите ключевые слова, которые передают внешность Юшки.

Что говорил Юшка в ответ на издевательства детей? Выпишите ключевые фразы, которые он повторял.

Как реагировал Юшка на издевательства детей? Выпишите ключевые слова-глаголы и ключевые словосочетания с главным словом – глаголом.

Как Юшка относился к людям? А они к нему? Сформулируйте ответ.

 

Характеристики        Ключевые слова, фразы, ответ.

Портрет        

 

 

 

Речь        

 

 

 

Поступки        

 

 

Взаимоотношения с другими героями        

 

 

 

 

 

Синяя карточка.  

 

В диалоге Юшки и Даши выражается философская позиция главного героя. Он говорит: «Меня, Даша, народ любит…Он меня без понятия любит. Сердце в людях бывает слепое» (стр. 118). С чем вы согласны, а с чем – нет? Дайте ответ письменно и прокомментируйте.

(Во время работы учащимся разрешается разговаривать, даже немного шуметь, главное – дать возможность высказаться в паре, выслушать мнение друг друга)

 

3) Проверка работ по карточкам.

 

Зеленая карточка.

—  Из чего состоит характеристика литературного героя?

Слайд:

 

 

—  Проанализируем образ Юшки. Начнем с портрета. Как выглядел Юшка?

— Какие ключевые слова выбрали?

Слайд:

                 Старый на вид; в руках мало силы; мал ростом и худ; сморщенное лицо; глаза белые, как у слепца, в которых стояла влага, как неостывающие слезы.

— Обратим внимание на речь. Что он говорил и как?

(примеры)

 

Слайд:

         —  Чего вы, родные мои?..

         — Вы, должно быть, любите меня!..

— Какие интонации слышим?

(В голосе – любовь, смирение)

— Как реагировал Юшка на издевательства людей?

Слайд:

Не обижался, радовался, молчал в ответ, глядел с удивлением.

— Как относился к людям?

Слайд:

             Он их любил – они в ответ издевались и смеялись.

 

Конечный вид схемы:

 

 

—  Как однажды назвал Юшку взрослый человек?

(стр.117: блажной)

— А как назвал веселый прохожий?

(стр.120: юрод негодный)

— Что вы знаете об блажных и юродивых? Кто это?

(Варианты ответов: есть однокоренное слово «уродливый»; не такой как все; странный.)

 

Слайд:

Юродивый  —  безумный, божевольный, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми. (Из словаря В.И.Даля).

 

— На Руси же юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть  бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

— Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

 

 

 

Московский  Покровский собор. 16 век.

 

— После его смерти  Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

Слайд:

 

 

Собор Василия Блаженного (Красная площадь, Москва)

 

— Есть ли что-то общее в отношениях к юродивым на Руси и к Юшке?

 

Синяя карточка.

— Зачитайте задание. Как вы ответили?

(Может быть, кому-то сложно согласиться с Юшкой. Но Юшка прав, они не могут проявить любовь, потому что они  не знают, что такое любовь.)

 

— А Юшка знает?

— К чему и к кому испытывает любовь Юшка? Зачитайте отрывок из текста (стр.119)

(Юшка любит людей и природу – все живое)

 

4. Работа над художественной деталью.

— Юшка говорит, люди забыли, что такое любовь. Как вы думаете, почему это произошло?

(У них совсем другие ценности, для них главное в жизни – не любовь, а сытая жизнь.)

— Что в рассказе символизирует сытую жизнь?

(Сытую жизнь символизирует чай с сахаром, так как взрослые пугают детей, когда те не слушаются: «И чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду»; чай пить пошел веселый прохожий, можно предположить, тоже с сахаром, после того, как ударил Юшку.)

— Так почему же дети стали такими же жестокими, как взрослые?

(От взрослых они переняли представления о смысле жизни: главное, жить сыто и в достатке. Понятие любви в эти представления у них не входит.)

— Когда еще упоминается сахар?

(Юшка чай с сахаром не пьет, потому что деньги копит и каждое лето кому-то уносит в город.)

— Значит, в чем его смысл жизни?

(В самоотречении, самопожертвовании, в любви)

 

3. Вывод.

— Вернемся к высказыванию Андрея Платоновича Платонова. Так что же это значит – «любить людей всем теплом и светом своего сердца»? Для чего это нужно?

(Это значит дарить душевное тепло; любить нужно людей такими, какие они есть. Юшка говорил: «Я по закону родился, я тоже всему свету нужен… А по надобности мы все равны». Любить нужно все, что живет на этой земле. Только так можно умножать добро в мире.)

— Юшка был беден, болен. Даже своего угла у него не было. Но он все-таки любил людей такими, какие они есть, подарил свет и тепло сироте, которая потом согрела своей любовью  и осветила жизнь многих.

 

 4. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Человек, который дарит людям свет и тепло своего сердца».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с использованием кейс-метода

Тема         Тема       Разработка урока по литературе по теме "Уметь любить человека" (урок по рассказу А.Платонова «Юшка» с...

Конспект урока к рассказу А.Платонова"Тёплый хлеб" 6кл

Конспект  урока по рассказу Платонова "Тёплый хлеб"...

Конспект урока - «педагогической мастерской» «Юшка» в 7 классе (по рассказу А. Платонова «Юшка»)

Цель: создать условия для·         освоения  нравственно-ценностных категорий: любовь, презрение, жестокость, двуличие;·...