Рабочая программа изучения литературы 7класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; Просвещение, 2008), образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ и учебного плана МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ . Программа подкреплена учебником по литературе для 7 класса (автор-составитель Г.С. Меркин. - М.: Просвещение, 2015), рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 68 часов . Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения. Программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметномуровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_urokov_literatury_v_7_a_klasse.doc | 168.5 КБ |
pz7.docx | 40.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе
№ | Тема урока | Дата | Теоретические понятия | Основные виды деятельности | Межпредметные связи | Содержание образования | Виды контроля. | |
П | Ф | |||||||
1 | Любите читать! | 03.09 | Литературные роды | Рассказ учителя, беседа, работа со словарями, работа с учебником | Знакомство со структурой и кратким содержанием учебника, | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 1 | ||
2 | УНТ. «Святогор и Микула Селянинович» | 07.09 | Былина, гипербола | Игра-конкурс, рассказ учителя, беседа, словарная работа, выразительное чтение. | Работа с иллюстрациями | Актуализация знания учеников о жанрах УНТ; отличие былины от сказки, углубление представлений об особенностях жанра былин. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 2 | |
3 | Подвиг богатырей в былинах «Илья Муромец», «Илья и Соловей-Разбойник» | 10.09 | Былина, гипербола | Выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, устное сообщение, словарная работа, элементы анализа текста, работа с таблицей, творческое задание, рассказ учителя | Работа с иллюстрациями | Расширение представления об эпическом герое, совершенствование навыков анализа текста, навыков выразительного чтения, устной речи; углубление представления об отличиях былины от сказки | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 3 | |
4 | Русские народные песни. Лирическое и эпическое начало в песне. | 14.09 | Песенные жанры в фольклоре, лиро-эпическая песня, обрядовая поэзия | Сообщения учеников, выразительное чтение, элементы анализа текста, объяснение учителя, беседа по иллюстрациям, тест | Прослушивание русских народных песен | Закрепление знаний о песнях и их художественных особенностях;, совершенствование навыков устной речи, анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 7, 8 | |
5 | Древнерусская литература. «Повесть временных лет», | 17.09 | Эпические жанры (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть) | Лекция учителя. Выразительное чтение, комментированное чтение, беседа по вопросам, по вопросам, словарная работа, составление конспекта | Иконопись, работа с иллюстрациями | Понятие о ДРЛ, её специфике, особенностях её традиций, обзорное знакомство с жанрами ДРЛ | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 9 | |
6 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. Гимн любви и верности в «Повести…» | 21.09 | Эпические жанры (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть | Анализ творческих работ, выразительное чтение, комментарии учителя, словарная работа, работа с таблицей, элементы анализа текст | Иконопись, работа с иллюстрациями | Познакомить с особенностями жанра древнерусской повести, определить близость повести к фольклорным произведениям, совершенствовать навыки анализа текста. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 10 | |
7 | Краткие сведения о М.В. Ломоносове. | 24.09 | Ода | Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, словарная работа | Портрет М. В. Ломоносова | Знакомство с фактами биографии М. В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы. Теория о «трёх штилях». | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 12 | |
8 | Стихотворения М.В. Ломоносова. Из оды «На день…» | 28.09 | Ода, тема и мотив | Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, словарная работа | Портрет М. В. Ломоносова | Мысли о просвещении вера в творческие способности народа в оде «На день…» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 13 | |
9 | Тематика поэтических произведений Державина. Стихотворение Г.Р. Державина «Властителям и судиям» | 01.10 | Лирическое стихотворение, ода | Сообщения учеников, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа, элементы анализа поэтического текста | Портрет Г.Р.Державина | Обзор жизненного и творческого пути Державина, новаторское значение стихотворческой деятельности, анализа поэтического текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 16, 17 | |
10 | Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 05.10 | Юмор, сатира, сарказм, драма, жанр комедии, «говорящие» фамилии, классицизм | Рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа, рассказ по картине, элементы анализа поэтического текста | Инсценирование эпизодов комедии | Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 18, 19 | |
11 | Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблемы крепостного права | 08.10 | Юмор, сатира, сарказм, драма, жанр комедии, «говорящие» фамилии, классицизм | Рассказ учителя, сообщения учеников, совершенствование навыков монологической речи, навыков анализа текста | Инсценирование эпизодов комедии | Социальные вопросы в комедии, позиция писателя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 20 | |
12 | Социальные вопросы в комедии. Позиция писателя | 12.10 | Юмор, сатира, сарказм, драма, жанр комедии, «говорящие» фамилии, классицизм | Рассказ учителя, сообщения учеников, совершенствование навыков монологической речи, навыков анализа текста | Инсценирование эпизодов комедии | Образование и образованность; воспитание и семья. Социальные вопросы в комедии, позиция писателя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 21 | |
13 | После лицея. А.С. Пушкин в Санкт-Петербурге | 15.10 | Рассказ учителя, сообщения учеников, совершенствование навыков монологической речи, навыков анализа текста | Портреты А.С.Пушкина, работа с иллюстрациями | Углубить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина, совершенствовать навыки монологической речи. Навыки анализа поэтического текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 22 | ||
14 | Тема дружбы и долга в стихотворении «К Чаадаеву» | 19.10 | Дружеское послание, риторическое обращение, эпитет, метафора, художественный образ, прототип | Рассказ учителя, сообщения учеников, работа с репродукциями, словарная работа, элементы анализа текста | Работа с иллюстрациями | Начальное знакомство со стихотворением, выявить его историко-литературное и жанровое своеобразие, совершенствовать навыки анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 23 | |
15 | Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во глубине сибирских руд» | 22.10 | Риторическое обращение, эпитет, метафора, художественный образ, прототип | Рассказ учителя, сообщения учеников, работа с репродукциями, словарная работа, элементы анализа текста, художественное чтение наизусть, частичный лингвистический анализ стихотворного текста | Работа с иллюстрациями | Начальное знакомство со стихотворением, выявить его историко-литературное и жанровое своеобразие, совершенствовать навыки анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 24 | |
16 | А.С.Пушкин «Песня о вещем Олеге» : судьба Олега в летописном тексте и в стихотворении. | 26.10 | Летописи | Рассказ учителя, работа с картой, выразительное чтение, словарная работа, работа по составлению таблицы, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением | Работа с репродукциями | Знакомство с летописным источником произведения Пушкина, развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыков выразительного чтения | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 26 | |
17 | Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. | 29.10 | Поэма, отличие поэмы от баллады. | Рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением | Работа с иллюстрациями, репродукциями. | Развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыков выразительного текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 27 | |
18 | М.Ю. Лермонтов в воспоминании современников. | 02.11 | Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, работа с репродукциями, беседа по вопросам, элементы анализа текста | Портреты М.Ю.Лермонтова, репродукции картин М.Ю.Лермонтова | Расширение знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 29 | ||
19 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Основные мотивы песни. | 12.11 | Фольклоризм литературы (начальное представление) | Рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение, реализация межпредметных связей с историей, работа с репродукциями, беседа по вопросам, элементы анализа текста | Работа с иллюстрациями | Расширение знания учеников о биографии М.Ю.Лермонтова выявление основной идеи, особенностей конфликта «Песни…», совершенствование навыков выразительного чтения, навыков анализа поэтического текста. | З Рабочая тетрадь. адание к уроку № 31 | |
20 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина». Образ России. | 16.11 | Жанры лирики, композиция лирического стихотворения | Комментарии учителя, работа с учебником, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа, словарная работа | Работа с иллюстрациями | Развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыков выразительного чтения | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 30 | |
21 | Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге | 19.11 | Сатирическая повесть | Лекция учителя, сообщения учеников, работа с учебником, комментированное чтение | Портреты Н.В.Гоголя, репродукции картин с видами Петербурга | Углубление знаний о биографии писателя, развитие представлений о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 34 | |
22 | «Шинель». Внешний и внутренний человек в образе Акакия Акакиевича. | 23.11 | Литературный герой (развитие понятия) | Анализ текста, характеристика персонажей, беседа | Работа с иллюстрациями | Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 35 | |
23 | Акакий Акакиевич – значительное лицо. Фантастика в рассказе. | 26.11 | Трагическое и комическое, основной конфликт | Рассказ учителя, пересказ эпизодов, выразительное чтение, элементы анализа текста, работа с репродукцией | Работа с иллюстрациями | Выявление основной идеи рассказа Гоголя, её патриотического пафоса, совершенствование навыков анализа текста, навыков монологической речи, выразительного чтения | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 36 | |
24 | Герои рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч». Природный ум. | 30.11 | Портрет и характер | Выразительное чтение, пересказ, составление плана, беседа по вопросам, элементы анализа текста | Работа с иллюстрациями | Развитие навыков выразительного чтения, пересказа, навыков анализа текста Расширение знаний о личной и творческой биографии Тургенева, знакомство с историей цикла «Записки охотника», совершенствование навыков анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 38 | |
25 | «Певцы». Тема искусства в рассказе И.С. Тургенева | 03.12 | Портрет и характер, художественная деталь | Рассказ учителя, выразительное чтение, пересказ, анализ текста | Работа с иллюстрациями, прослушивание записей народных песен | Взаимосвязь человека и природы в рассказе, роль пейзажа | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 40 | |
26 | И .С. Тургенев Стихотворения в прозе «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворений в прозе. | 07.12 | Стихотворения в прозе | Объяснения учителя, выразительное чтение, анализ текста, художественное чтение наизусть | Особенности жанра стихотворения в прозе, философский смысл стихотворений | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 41 | ||
27 | Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. «Вчерашний день…» | 10.12 | Рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учащихся, элементы анализа поэтического текста | Н. А. Некрасов и художники-передвижники | Личная и творческая биография писателя, развитие навыков работы со стихотворением в прозе | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 42 | ||
28 | Сюжет, композиция, герои поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины» | 14.12 | Поэма (развитие), диалоговая речь | Выразительное чтение, беседа по вопросам | Работа с иллюстрациями | Особенности жанра, композиции поэмы, совершенствование навыков выразительного чтения, навыков анализа текста. знакомство с исторической основой поэмы «Русские женщины | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 44 | |
29 | Стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога» | 17.12 | Диалоговая речь | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | Работа с иллюстрациями | Доля народная – основная тема произведений поэта, пафос стихотворений, особенности лирического героя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 45 | |
30 | М.Е.Салтыков-Щедрин и его сказки. | 21.12 | Гротеск. Сатирический образ, мораль | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | Работа с иллюстрациями | Биография и творчество Салтыкова-Щедрина; особенности жанра сказки в творчестве писателя, сатирический пафос сказок; совершенствование навыков анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 46 | |
31 | Герои «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» | 24.12 | Гротеск. Сатирический образ, мораль, гипербола | Пересказ, работа с планом, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями | Работа с иллюстрациями | Иносказательный смысл произведения, его идея; совершенствование навыков характеристики героев, значение и роль художественных приёмов | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 48 | |
32 | М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличие социальных пороков. | 28.12 | Гротеск. Сатирический образ, мораль, гипербола | Беседа по вопросам, пояснения учеников, чтение по ролям | Работа с иллюстрациями | Социальная направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений; совершенствование навыков анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 47 | |
33 | Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце») | 11.01 | Рассказ, цикл рассказов | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, повторение изученного, словарная работа | Работа с иллюстрациями | Творческая история «Севастопольских рассказов». Образы защитников Севастополя. Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 50-51 | |
34 | Н. С. Лесков «Левша». Сюжетная основа произведения, особенности языка. | 14.01 | Сказ | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, повторение изученного, словарная работа | Работа с иллюстрациями | Краткие сведения о биографии писателя. Особенность проблематики и центральная идея повести «Левша» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 54 | |
35 | Образ Левши в сказе. Судьба талантливого человека в России. | 18.01 | Сказ. Язык героев. | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, повторение изученного, словарная работа | Работа с иллюстрациями | Особенность проблематики и центральная идея повести «Левша» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 55 | |
36 | А.А. Фет . Краткие сведения о поэте. | 21.01 | Лирика природы | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, повторение изученного, словарная работа | Работа с репродукциями картин | Краткие сведения о поэте. Лирика Фета. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 56 | |
37 | Русская природа в стихотворениях «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер» | 25.01 | Эпитет, сравнение, метафоры | Рассказ учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ, повторение изученного, словарная работа | Работа с репродукциями картин | Лирика природы. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 57 | |
38 | А.П. Чехов в воспоминаниях современников. | 28.01 | Рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Портреты А. П. Чехова. Заочная экскурсия «Чехов и Таганрог». | Личная и творческой биография Чехова. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 58 | ||
39 | «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. | 01.02 | Юмор (развитие). | Рассказ учителя, сообщения учащихся, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Инсценировка эпизодов рассказа | Разоблачение чинопочитания, беспринципности в рассказе. Способы создания образов. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 59 | |
40 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Средства юмористической характеристики. Сарказм в рассказе | 04.02 | Юмор | Беседа по вопросам, пояснения учителя, выразительное чтение, различные виды пересказов | Инсценировка эпизодов рассказа | Комическое в литературе. Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 59 | |
41 | Рассказы А.П. Чехова «Смерть чиновника». | 08.02 | Психологический портрет | Выразительное чтение, элементы анализа, работа с иллюстрациями, художественный пересказ. | Работа с иллюстрациями | Жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 60 | |
42 | Произведения русских поэтов 19 века о России | 11.02 | Пейзаж. Тропы и фигуры, их роль в лирическом тексте. | Выразительное чтение наизусть, частичный лингвистический анализ. | Работа с репродукциями картин | Русская пейзажная поэзия. Пейзаж как средство передачи чувств, настроений лирического героя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 61-62 | |
43 | М. Горький «Детство». Основные линии в автобиографической повести. | 15.02 | Автобиографическая повесть | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа, с иллюстрациями, словарная работа | Работа с иллюстрациями | Понятие о художественной автобиографии; совершенствование навыков анализа текста, монологической речи | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 63 | |
44-45 | М.Горький. Становление характера юного героя | 18.02 22.02 | Автобиографическая повесть | Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, работа, с иллюстрациями, словарная работа, художественный пересказ | Работа с иллюстрациями | Бабушка, Хорошее Дело, дедушка, Цыганок в повести Горького «Детство». Их роль в становлении характера юного героя. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 64-65 | |
46 | Изложение с творческим заданием по повести М.Горького «Детство» | 25.02 | Изложение с творческим заданием | Работа с иллюстрациями | Работа над изложением с творческим характером | Изложение | ||
47 | М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.» Проблематика рассказа. | 29.02 | Романтизм. Романтический герой. Приём контраста | Объяснения учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями. | Работа с иллюстрациями | Знакомство с понятиями «романтизм», «романтический герой»; развитие навыков анализа текста | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 64-65 | |
48 | М.Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко.» Контраст как основной приём раскрытия замысла | 03.03 | Романтизм. Романтический герой. Приём контраста | Объяснения учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями. Выразительное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ | Работа с иллюстрациями | Продолжение знакомства с понятиями «романтизм», «романтический герой»; развитие навыков анализа текста | Художественное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ. | |
49 | И.Бунин. Образ природы в лирике и прозе писателя. | 07.03 | Тропы | Рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам, выразительное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ | Работа с иллюстрациями | Своеобразие личности И. Бунина, значимость поставленных проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствование навыков анализа текста | Художественное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ. | |
50 | А.И.Куприн «Куст сирени». Основные сюжетные линии рассказа | 10.03 | Рассказ, диалог в рассказе | Рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам | Своеобразие личности А.И. Куприна, значимость поставленных проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствование навыков анализа текста. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 68 | ||
51 | А.И. Куприн «Allez!». Художественная идея рассказа | 14.03 | Рассказ, диалог в рассказе | Рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, составление плана, беседа по вопросам | Своеобразие личности А.И. Куприна, значимость поставленных проблем, развитие традиций русской классической литературы; совершенствование навыков анализа текста. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 69 | ||
52 | Слово о Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» . Проблемы стихотворения. | 17.03 | Лирический герой (начальное представление) Автобиографические мотивы, рифма, тема и идея; гипербола, метафора | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста | Личность Маяковского; своеобразие, оригинальность, значение личности поэта и его произведений; проблематика стихотворений, приёмы создания образов | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 70 | ||
53 | С.А. Есенин. «Гой ты, Русь…». Тематика лирических стихотворений. | 31.03 | Образ-пейзаж, тропы и фигуры | Выразительное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, работа с учебником , элементы анализа текста | Прослушивание песен и романсов на стихи С.Есенина | Тематика лирических стихотворений | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 71 | |
54 | Человек и природа в лирике С. Есенина | 04.04 | Образ-пейзаж, тропы и фигуры | Выразительное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя, работа с учебником , элементы анализа текста | Прослушивание песен и романсов на стихи С. Есенина | Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 72 | |
55 | И.С. Шмелёв, «Русская песня» | 07.04 | Рассказчик и его роль, рассказ с элементами очерка, антитеза | Пересказ текста, работа с планом, беседа по вопросам, комментарии учителя | Устное иллюстрирование, рисунки учащихся | Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 73 | |
56 | М.М. Пришвин. Основные сюжетные линии, образ России. | 11.04 | Подтекст, выразительные средства художественного текста, градация | Пересказ текста, работа с планом, беседа по вопросам, комментарии учителя | Устное иллюстрирование, рисунки учащихся | Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 74 | |
57 | К.Г. Паустовский. Повесть «Мещерская сторона». Образ Родины | 14.04 | Лирическая проза, выразительные средства художественной речи | Рассказ учителя, беседа по вопросам, самостоятельная работа, элементы сопоставительного анализа | Устное иллюстрирование, рисунки учащихся | Особенности жанра повести «Мещерская сторона». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 75 | |
58 | Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» | 18.04 | Риторическое восклицание, метафора | Рассказ учителя, беседа по вопросам, самостоятельная работа, элементы сопоставительного анализа | Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность – основное нравственное достоинство человека. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 76 | ||
59 | А.Т.Твардовский. Стихотворение «На дне моей жизни». Война в лирике поэта | 21.04 | Композиция лирического стихотворения, риторические фигуры | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста | Стихи и песни о войне | Основные мотивы лирики | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 77 | |
60 | Война, жизнь и смерть в поэме «Василий Тёркин» | 25.04 | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа, комментарии учителя | Работа с иллюстрациями | Основные мотивы военной лирики. Анализ поэмы «Василий Тёркин» | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 78 | ||
61 | Стихотворения о Великой Отечественной войне. Лирика поэтов-участников ВОв | 28.04 | Фигуры и тропы | Рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста | Песни о войне | Основные мотивы военной лирики | Художественное чтение наизусть и частичный лингвистический анализ. | |
62 | Б.А. Васильев «Экспонат №…». Разоблачение равнодушия, нравственная убогость. | 05.05 | Рассказчик и его роль в повествовании | Рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа, обсуждение текста рассказа, беседа по вопросам | Работа с репродукциями картин о войне | Знакомство с художественной идеей стихотворения. Разоблачение равнодушия, нравственная убогость, лицемерия. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 80 | |
63 | В.М. Шукшин. Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. | 12.05 | Способы создания характера | Пересказ текста, выразительное чтение, работа с планом, элементы анализа текста | Деятельность В. М. Шукшина в киноискусстве | Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В. М. Шукшина. Рассказ «Микроскоп» внутренняя простота и нравственная высота героя. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 81 | |
64 | Поэты 20 века о России. | 16.05 | Фигуры и тропы | Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя, элементы анализа текста, реализация межпредметных связей с музыкой, изобразительным искусством | Работа с репродукциями, музыкальные произведения о России. | Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов 20 века | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 82 | |
65 | Обзорное знакомство с лирикой У.Шекспира, | 19.05 | Сонет, строфа | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа | «Вечные» темы в сонетах Шекспира | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 83 | ||
66 | Обзорное знакомство с лирикой Р.Бернса | 23.05 | Баллада, лироэпическая песня. | Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа | Основные мотивы стихотворения Бёрнса | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 84 | ||
67 | Р.С. Стивенсон. Роман «Остров сокровищ» | 26.05 | Приключенческая литература | Рассказ учителя, элементы анализа текста, художественный пересказ | Фрагменты из к/ф «остров сокровищ» | Обзор содержания романа. Приёмы создания образов. | Рабочая тетрадь. Задание к уроку № 85 | |
68 | Антуан де Сент- Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Добро и справедливость | 30.05 | Лирическая проза, правда и вымысел | Рассказ учителя, элементы анализа текста, художественный пересказ | Иллюстрирование сказки «Маленький принц» | Краткие сведения о писателе. Анализ сказки «Маленький принц». |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе программы для 5-11 классов общеобразовательной школы ( авторы-составители Г.Е.Меркин, В.А.Чалмаев: 4-е издание, исправленное, дополненное. Москва; Просвещение, 2008), образовательной программы МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ и учебного плана МБОУ Ново-Лакедемоновской СОШ . Программа подкреплена учебником по литературе для 7 класса (автор-составитель Г.С. Меркин. - М.: Просвещение, 2015), рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»). Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 68 часов . Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения. Программа по литературе для 7 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса литературы не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Литература».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся 5-6 классов.
II.Общая характеристика учебного предмета.
Задача программы представлена двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического вкуса, что способствует развитию устойчивого интереса к книге. Формирование углублённого чтения умение видеть текст и подтекст, формирование речевых умений, формирование умения видеть писателя в контексте общей культуры истории мирового искусства.
Общеобразовательная задача направлена на формирование основных умений:
1. Правильно и быстро читать текст.
2. Осмысление и анализ изученного.
3. Умение определить принадлежность произведения к литературному роду и жанру.
4. Уметь обосновывать своё суждение устно и письменно.
5. Уметь владеть монологической и диалогической речью.
III.Место учебного предмета «Литература»
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 6 классе в объёме 70 ч. В связи с государственными праздниками : 2 мая, 9 мая – по факту рабочая программа рассчитана на 68 часов.
IV. Содержание образования.
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.
Теория литературы: литературные роды, текстология.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).
Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; репродукция картины В.Васнецова «Богатыри».
Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня.
Краеведение: песенный фольклор региона.
Связь с другими искусствами: лубок.
Возможные виды внеурочной деятельности: фольклорный праздник, «посиделки» в литературной гостиной, устная газета.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.
Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).
Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; тема и мотив.
Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: портрет М.В. Ломоносова; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры — Москва — Петербург — Германия — Петербург.
Возможные виды внеурочной деятельности: час размышления «М.В. Ломоносов — ученый-энциклопедист».
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.
Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.
Развитие речи: чтение наизусть.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.
Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение; актер и режиссер; режиссер и художник).
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценировка.
Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки нам…». Человек и природа: «Туча». Дружба и тема долга. Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование — дружеское послание.
Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; древнерусская миниатюра; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской М.В. Ломоносова; портрет Петра I.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Маршрутами декабристов».
Возможные виды внеурочной деятельности: литературные игры по произведениям поэта и литературе о нем; час поэзии в литературной гостиной «Мой Пушкин».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.
Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.
Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: день в историко-литературном музее «Москва Ивана Грозного».
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.
Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.
Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.
Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).
Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Петербург Н.В. Гоголя».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.
Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.
Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.
Возможные виды внеурочной деятельности: историко-краеведческая и литературно-краеведческая заочная экскурсия «Сибирскими дорогами декабристок».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).
Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов ХIХ века»:
А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;
Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая...»;
И.С. Никитин. «Пахарь»;
А.Н. Плещеев. «Скучная картина!..»;
А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;
М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же всё унылые картины...» и др.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).
Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя».
Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария литературно-музыкальной композиции.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.
Теория литературы: своеобразие стиля. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.
Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Философская лирика. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Фонтан». Темы человека и природы.
Теория литературы: философская поэзия, художественные средства.
Развитие речи: выразительно чтение.
А.А. ФЕТ
Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.
Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).
Развитие речи: чтение наизусть.
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся; репродукция картины П. Федотова «Свежий кавалер».
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер юмора «Над чем смеетесь?». Возможно привлечение произведений других авторов, например:
М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»;
А.Т. Аверченко. «Открытие Америки»;
Н.А. Тэффи. «Воротник», «Свои и чужие» и др.
Произведения русских поэтов XIX века о России
Н.М. Языков. «Песня».
И.С. Никитин. «Русь».
А.Н. Майков. «Нива».
А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
Из русской литературы XX века
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.
А.И. КУПРИН
Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.
Теория литературы: рассказ, рождественский рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе; прототип.
Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или дискуссионном клубе «Что есть доброта?» — по материалам изученных и самостоятельно прочитанных произведений, по личным наблюдениям и представлениям.
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Челкаш». «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.
Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; портрет М. Горького.
Возможные виды внеурочной деятельности: конференция «М. Горький и русские писатели (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)».
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения), аллитерация.
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: портрет В. Маяковского.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждый труд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.
Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).
Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».
Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер или час в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи С.А. Есенина», вечер одного стихотворения «Мой Сергей Есенин».
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза; роль художественной детали, выразительные средства; сказ.
Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.
Развитие речи: составление тезисов.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.
Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.
Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.
Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.
Связь с другими искусствами: репродукции картин А. Пластова «Родник» и Т.Яблонской «Утро».
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.
Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:
К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»;
А.А. Сурков. «В землянке»;
М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои...» и др.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
Н.П. Майоров. «Творчество»;
Б.А. Богатков. «Повестка»;
М. Джалиль. «Последняя песня»;
В.Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Возможные виды внеурочной деятельности: устный литературный журнал «Имена на поверке».
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
«Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.
Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.
Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.
Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).
Краеведение: Сростки — малая родина писателя.
Возможные виды внеурочной деятельности: день В.М. Шукшина в школе.
Поэты XX века о России
Г. Тукай. «Родная деревня».
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...»
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
И. Северянин. «Запевка».
Н.М. Рубцов «В горнице».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были».
А.Я. Яшин. «Не разучился ль...»
К.Ш. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»
Р.Г. Гамзатов. «В горах джигиты ссорились, бывало…», «Мой Дагестан».
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д. Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.
Р. БЁРНС
Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.
Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория; перевод стихотворений.
Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «С.Я.Маршак — переводчик».
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Теория литературы: приключенческая литература.
Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.
Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.
Связь с другими искусствами: сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца».
V.Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | |
П | Ф | ||
1. | Введение | 1 | |
2. | Из устного народного творчества. | 3 | |
3. | Из древнерусской литературы | 2 | |
4 | Из литературы XVIII века. М.В.Ломоносов. | 2 | |
5. | Г.Р.Державин | 1 | |
6. | Д.И.Фонвизин | 3 | |
7 | Из литературы XIX века. А.С.Пушкин. | 5 | |
8. | М.Ю.Лермонтов. | 3 | |
9. | Н.В.Гоголь | 3 | |
10. | И.С.Тургенев | 3 | |
11. | Н.А.Некрасов. | 3 | |
12 | М.Е.Салтыков-Щедрин | 3 | |
13. | Л.Н.Толстой | 1 | |
14. | Н.С.Лесков | 2 | |
15 | А.А.Фет | 2 | |
16 | А.П.Чехов | 4 | |
17 | Произведения русских поэтов 19 века о России | 1 | |
18 | М.Горький | 6 | |
19 | И.А.Бунин | 1 | |
20 | А.И.Куприн | 2 | |
21 | В.В.Маяковский | 1 | |
22 | С.А.Есенин | 1 | |
23 | М.М.Пришвин | 1 | |
24 | И.С.Шмелев | 1 | |
25 | К.Г.Паустовский | 1 | |
26 | Н.А.Заболоцкий | 1 | |
27 | А.Т.Твардовский | 2 | |
28 | Из поэзии о Великой Отечественной войне | 1 | |
29 | Б.Л.Васильев | 1 | |
30 | В.М.Шукшин | 1 | |
31 | Русские поэты 20 века о России | 1 | |
32 | Из зарубежной литературы | 4 |
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Авторской программы по литературе «Программа курса «Литература» 5-9 классы». Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
- Учебник «Литература 7 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях.-М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2015 г.
- Планирование и материалы к курсу «Литература 7 класс» (авторы- составители Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин). М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2008г.
- 1.Электронные образовательные ресурсы
- Интернет-ресурсы для ученика и учителя: -. http://school-coHection.edu.rii/catalog/pupil/?subiect=8 -.
- сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -• http://rus. 1 september.ru/topic. php?TopicID= l&Page -. http://www.openclass.ru/
- 2. Электронные пособия
- \CD\ Библиотека школьника. (Jewel) (Новый диск)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 1 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "библиотека русской классики. Выпуск 2 (DVD-box)'' (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 3 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ '"Библиотека русской классики. Выпуск 5 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 6 (DVD-box)" ( Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 7 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Репетитор по литературе КиМ 2008 (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Русская литература 8-11 классы. (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ "Классическая литература. 3000 произведений мировой литературы PC-DVD (Jewel)" (Новый диск)
- \CD\ "Литература 5-11 классы. Библиотека электронных нагл. Пособий' (Дрофа)
- \CD\ "Уроки литературы КиМ 7-8 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа Дж.)
- \CD\ Русская поэзия.
- Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
- Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;
- Антология русской литературы.
- 3.Печатные пособия
- Таблицы
- Карты-схемы
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
умение пользоваться компьютером и Интернет-ресурсами в учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе, 7класс
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
Рабочая программа по литературе 7класс
Данная рабочая программа составлена создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобра...
рабочая программа по литературе 7класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Маранцман В.Г.Литература 5-9 классы". М.: «Просвещение», 2009г. под редакцией В.Г...
Рабочая программа по литературе, 7класс.
Рабочая программа по литературе для 7класса , Коровина....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 7класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо____________литературе________________(учебный предмет, курс)Уровень общего образования, класс________основное общее образование 7 класс________(начальное общее, основное обще...
Рабочая программа по литературе 7класс на 2022-2023 уч.год
ФГОС 3 поколения...