РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Козлова Татьяна Владимировна
Структура рабочей программы: 1) Пояснительная записка 2) Общая характеристика учебного предмета 3) Описание места учебного предмета в учебном плане 4) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета 5) Содержание учебного предмета 6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 7) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 8) Планируемые результаты изучения учебного предмета 9) Приложения к программе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_rabochaya_programma_literatura_fgos_2015_16.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 КЛАСС

Структура рабочей программы:

  1. Пояснительная  записка
  2. Общая характеристика учебного предмета
  3. Описание места учебного предмета в учебном плане
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
  5. Содержание учебного предмета
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
  8. Планируемые результаты  изучения учебного предмета
  9. Приложения к программе

Пояснительная записка

Рабочая программа для 10  класса средней школы составлена  в соответствии с требованиями  содержания  полного среднего образования и новых Требований к результатам основного общего образования,  в соответствии с ФГОС СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования), утвержд. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. N1645). В программе  учитываются  основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий в рамках предмета «Литература».  Данная рабочая программа составлена в полном соответствии с  программой и УМК под редакцией  Маранцмана В.Г

Программа  реализуется на базе УМК:  

Маранцман В.Г., Литература, 10 класс в 2-х частях, М., Просвещение, 2010

Маранцман В.Г., Программа литературного образования с поурочным планированием: 10-11,  М., Просвещение, 2011

Маранцман В.Г. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011г.

Концепция ФГОС общего образования под редакцией А.М. Кондакова,

А.А. Кузнецова.  –  М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по

учебным предметам. Литература. 10-11 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.  

Целью изучения литературы в 10-11 классах  является преемственное по отношению к предыдущему этапу обучения систематическое изучение русской и зарубежной литературы в их взаимосвязи.  Курс выстроен  на историко-литературной основе:  литература второй половины XIX века -  в 10 классе, литература  XX века – в 11

классе).  

Доминирующие идеи рабочей программы 10 класса:  

-  формирование  у  обучающегося  целостной картины  мира, представление о культуре прошлого;  

-  углубление и совершенствование основных читательских компетенций;        

- приобретение навыков самостоятельного получения знаний в процессе  изучения  предмета  на основе системно-деятельностного подхода к обучению.  

Преподавание литературы направлено на достижение следующих основных целей:

– становление достойных современного человека ценностных ориентаций;  

– формирование гуманитарного мышления;  

– приобщение к достижениям русской и мировой культуры;  

–  достижение обучающимися понимания места и роли  русской литературы  в мировой культуре, воспитание гражданских качеств;  

–  системная подготовка к итоговой аттестации по предмету (экзамен по выбору).  

В  целях определения логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала  акцент в программе делан на движение от первоначального  читательского, этического, эстетического опыта к формированию представления  о целостном   развитии культуры. В программе и УМК внимание акцентируется на

формирование  читательских  и литературоведческих  компетенций  обучающихся,  осмысление ими  нравственно-этической составляющей предмета,  потребности в  самовоспитании, саморазвитии и самообразовании.  

В основе программы, составленной с учетом требований новых образовательных стандартов, положены  идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся.  Рабочая  программа  рассматривает  образование как смыслообразующую сферу общественной жизни.  Потому первичным считается  содержание образования,  что  особенно важно для  предмета  «Литература». Технологии  обучения, предлагаемые к использованию в рамках программы,  обеспечивают  новые  формы   преподавания, делают  доступными  для современного школьника новые образовательные модели.  Кроме очевидных интегративных связей:  литература –  язык – культура – история, в круг содержания предмета входят философия, искусство и искусствоведение.  Интеграция указанных областей человеческого знания  не только является важной целью обучения, но и способствует развитию концептуального мышления, обеспечивает филологическую компетентность обучающегося, влияет на формирование у него целостной картины мира.

Применяемые методики и технологии

Для реализации учебных задач используются следующие методики:  

−  методика  «медленного  (пристального)  чтения» (Ю.М. Лотман),  

−  различные приемы интерпретации текста,  

−  сопоставительный анализ текстов художественных произведений,     14

−  синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.  

  Технологии:  

−  технология развития критического мышления,  

−  игровые технологии,  

−  исследовательские технологии;  

−  интеграционные технологии;

−  кластерные технологии;  

−  тестовые технологии контроля обученности.

Формы деятельности обучающихся на уроке:

−  групповые,  

−  индивидуальные,  

−  фронтальные,  

−  в парах.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» интегрирован  с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни». Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5 - 9 класс и 10 - 11 класс). В 10 - 11 классах учащиеся знакомятся с курсом на историко-литературной основе. Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса. В 10 классе представлена русская литература 19-20 веков и современная русская литература. Монографическое изучение великих классиков 19-20 века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и другим. Программа последовательно обращает внимание к вопросам теории литературы. Нет темы, в которой не было бы обозначено обращение к вопросам теории. Однако эти указания не предполагают систематическое изучение этих вопросов, а указывают лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении этого произведения. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным. В 10 классе развивается и углубляется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в 19-20 веках, о тенденциях и особенностях развития современной русской литературы. Эти литературные процессы рассматриваются в тесной связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее». В центре анализа — литературный процесс 19-20 веков. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др. Естественно, что на каждом из этапов литературного образования предусмотрены связи с другими искусствами. В 10 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории. Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Курс литературы 10 класса включает в себя повторение и обобщение курса литературы первой половины ХIХ столетия,  обзорные и монографические  темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися  художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и базисного учебного плана МБОУ «Кингисеппская гимназия» на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов. Планирование рассчитано на 3 часа в неделю - 105ч.

Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения предмета, курса.  Результаты изучения учебного предмета

 Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 - совершенствование духовно-нравственных качеств личности,

 - воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

-  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

–    работа с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять  тезисы, вопросы, составлять терминологический словарь, писать рецензию, аннотацию и др.);

–  усвоение и применение на практике алгоритмов  работы с научными и научно-популярными текстами;

–  формирование понятийного аппарата в различных областях знаний;  

–    общение с другими людьми в рамках толерантных отношений;  

–    усвоение на практике алгоритмов устных и  письменных связных ответов, умение выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;  

–  овладение приемами публичного выступления;  умение презентовать проблему, интеллектуальный продукт, выдвигать гипотезы, формулировать проблемные вопросы,

предлагать стратегию исследования, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;

–  участие в полемике, будучи толерантным;

–    умение работать в рамках исследовательского проекта, научного или практического поиска;

–  умение разрабатывать и проводить мониторинг по проблеме; пользоваться для достижения учебных и личностных целей  различными  источниками  информации, в том числе электронными;

–  быть способным к индивидуальной учебной работе, а также к сотрудничеству в парах или группах.

–  быть способным организовать, провести (хотя бы частично) обсуждение проблемы, полемику, диалог;

–    приобретать гуманитарный стиль мышления, быть способным к гибкости, вариативности, диалогу с окружающими людьми;  

–  сопоставлять различные научные, философские, мировоззренческие позиции в рамках толерантных отношений.  

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного пли нескольких произведений; определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки; использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

 4) в эстетической сфере: понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Содержание учебного предмета

10 класс

Из  литературы  первой  половины  XIX  века

А.С. Пушкин (6ч.)

Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Трагедия "Борис Годунов" как трагедия народной наивности и безгласия и трагедия совести. Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр, понятие о трагедии.Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. Лермонтов ( 5ч) Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,   «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии. Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова  (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В.Гоголь (2ч.)

Повесть "Портрет". Судьба художника и борьба добра и зла в душе человека. Сон и явь в повести. Необходимость трагического отречения художника от соблазнов славы, богатства. Подлинное и мнимое искусство.Опорные понятия: фантастическое и реальное в литературе. Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.Межпредметные связи: иллюстрации художников к повести Гоголя.

Литература второй  половины XIX века

Введение (3ч.)

Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. Островский (6ч.)

Пьеса «Гроза».

Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Лес».

 И.А. Гончаров (8ч.)

Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».

Ф.И. Тютчев ( 2ч.)

Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silen-tiuml», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия Рос-

сии, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).

И.С. Тургенев (7ч.)

Роман «Отцы и дети».

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.

Внутрипредметные связи: И. С. Тургенев и группа «Современника »; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе.

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».

А.А. Фет (4ч)

Стихотворения  «Шепот, робкое дыханье...»,   «Еще майская ночь...»,  «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те-бе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа-, ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

А.К. Толстой (3ч.)

Стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...>>, «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной » лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Н.А. Некрасов (5ч.)

Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом. ..», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуе-ва, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

 Ф.М. Достоевский (11ч.)

Роман «Преступление и наказание ».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Расколь-никова и тема «гордого человека» в романе. Теория Расколь-никова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольни-кова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

М.Е. Салтыков-Щедрин (3ч.)

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Композиция сатирической хроники.

Опорные понятия: фольклорная стилизация, гипербола, гротеск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи:; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Кара-сев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Н.С Лесков (3ч.)

 "Человек на часах"- истинно русская история.

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Л.Н. Толстой (15ч.)

Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклев-ский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

А.П. Чехов (9ч.)

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пиме-нова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».

Зарубежная литература (3ч.)

О.Бальзак "Гобсек", А. Рембо «Пьяный корабль», Э.Хемингуэй. "Старик и море"

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебная техника и наглядные средства обучения  позволяют  реализовать межпредметные  связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения  в  других видах искусства  (в иллюстрациях художников, в музыке) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует  более  глубокому пониманию литературного произведения.  

Литература для учащихся

Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.

Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.

Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М., 1985.

Белокурова С.П.     Литература. 10 класс (базовый уровень): Практикум: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 3-е изд. – СПб., 2012.

Бочаров С.Г. Три шедевра русской классики. – М., 1971.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.,1979.

Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1991.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 кл.: Дрофа, 2000.

Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.

Литература.  250 программных произведений для заучивания наизусть: Для школьников и

поступающих в вузы. – М.: дрофа, 1999.

Литературная матрица. Учебник, написанный писателями: Сборник. В 2 т. – СПб.; Лимбус Пресс, 2011.

Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб: «Logos»,  2004.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.

Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет: пособие для учащихся// М.: Дрофа, 2004.

Нелькин А.Г, Фураева Л.Д. Рабочие тетради по литературе и развитию речи для 10 класса. – СПб., 2007.

Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.  

Литература для учителя

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2002.

Белокурова С.П.   Литература. 10 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.  

Богданова О.В. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. – 2-е изд. – СПб., 2000.

Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. – СПб., 2001.

Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. – М.: НИИ школьных технологий, 2009.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2015.  –  М.: Просвещение, 2014-2015.

Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009.  № 6.

Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. – М.: Дрофа, 2007.

Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб., КАРО, 2004.

Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы  обучения: Дидактика и методика.  – М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. В 3-х частях. –  М.: Издательство «Учитель», 2006.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.

Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой.  – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х – нач. ХХ века. – Л., 1990.

Марьина О.Б., Попова Н.А.  Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ.  –  М.: Интеллект-Центр, 2010.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. – Л., 1982.

Образовательная технология ХХI  века: деятельность, ценности, успех.  – М.: Центр «Педагогический поиск»», 2004.

Педагогические мастерские по литературе / Под ред. А.Н.  Сиваковой. СПб: Изд. Корифей, 2000.

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. – М., 1994.

Сборник: Теория и практика образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? –  СПб., 2006.  

Федоров С.В.  Стратегия и тактика формирования культурной памяти в системе гуманитарного образования: монография. – СПб.:  СПб АППО, 2002.  

Полезные ссылки:

Интернет-ресурсы по литературе

1.  Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»  http://lit.1september.ru/  

2.  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

3.  Культура письменной  речи (сайт Белокуровой СП.) www.gramma.ru  

4.  Коллекция  «Русская и зарубежная литература для школы»  Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru  

5.  ВiblioГид  -  книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки http://www.bibliogid.ru

6.  Виртуальный музей литературных героев http://www.likt590.ru/project/museum/  

7.  Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения

РАО http://ruslit.ioso.ru

8.  Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru

9.  Русская виртуальная библиотека http://www.rvb.ru

10. Слова: поэзия Серебряного века http://slova.org.ru

11. Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya/

12. Русская литература XVIII–XX веков  www.a4format.ru

13. Пушкин Александр Сергеевич http://www.aleksandrpushkin.net.ru

14. Чехов Антон Павлович http://www.antonchehov.org.ru

 

Планируемые результаты  изучения учебного предмета

Ожидаемые предметные результаты  

(сформированность ключевых предметных УУД)  

–  понимать  ключевые  проблемы  изученных произведений литературы;

–  понимать  связи  литературных  произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

– читать научно-популярные и художественные тексты;  

–  читать  выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

–  пересказывать  подробно,  кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжета, фабулы, фрагмента текста и др.;

–  формулировать  собственное  отношение к произведениям литературы;

–  анализировать  художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;  

– выявлять художественные  средства и приёмы создания образов (тропы: сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту;

стилистические фигуры: анафору, эпифору и др.);

–  определять основные стихотворные размеры  и виды стиха  (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест, вольный стих, белый стих, свободный стих);

– писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения  в жанре   краткого ответа на проблемный вопрос (5-10 предложений),   сочинения по теме (не менее 200 слов), классные и домашние,  соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов; писать и защищать рефераты, исследовательские работы, защищать

исследовательские проекты, составлять тезисы своей письменной работы;

–  практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению  (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), исторической эпохе, жанру;

–  исследовать  художественное произведение, выявляя  позицию автора;  

–  сопоставлять    указанное произведение  с произведениями других авторов;

–  характеризовать  систему персонажей художественного произведения,  выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

–  уметь характеризовать темы  (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-психологические, нравственно-этические, национально-исторические, философские, религиозные и др.).

–  на практике выявлять  отличия фольклора и художественной литературы.

–  на практике  видеть и  узнавать  приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами,

художественные детали, речевая характеристика и др.);

–  знать и на практике различать  стили  речи (публицистический, научный, официально-деловой,  художественный, разговорный).

Ожидаемые результаты:

1)  в познавательной сфере:

–  совершенствование  компетенций, необходимых  для аргументации, комментирования, обоснования собственной точки зрения;

– понимание ключевых проблем изученных произведений;

– понимание актуальности изучаемых произведений, их связи с эпохой написания, выявление их  вневременного значения;

- формирование навыков анализа литературных произведений: их  родовой и  жанровой  специфики,  темы, идеи,  пафоса, системы  персонажей,  навыков  сопоставления  персонажей и произведений в целом;

–  понимание  роли  изобразительно-выразительных средств языка в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

–  осмысленное чтение и понимание научно-популярных и художественных текстов;

–  овладение элементарной литературоведческой терминологией для анализа литературного произведения.  

2)    в ценностно-ориентационной сфере:

−  приобщение  учащихся к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, восприятие  их в контексте мировой культуры;

−  умение формулировать  оценочные суждения о произведениях отечественной литературы;

−  интерпретирование  изучаемых  художественных произведений, сопоставление  собственных  суждений  с авторской позицией;  

−  умение видеть и  характеризовать тематику  и проблематику изучаемых произведений:  темы  вечные, национальные, исторические, темы искусства. Проблемы социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.

3) в коммуникативной сфере:

−  формирование  компетенции  осмысленного чтения  и адекватного восприятия прочитанного;

−  формирование  компетентностей, необходимых  для создания устных монологических высказываний разного типа;

−  создание письменного высказывания в жанре  сочинения на темы, связанные с тематикой и проблематикой изученных произведений;

−  создание  творческих  работ,  исследовательских проектов,  рефератов  на общелитературные и общекультурные темы;

−  написание  отзыва, рецензии на художественные произведения, сочинения в жанре  краткого ответа на проблемный вопрос.  

4) в эстетической сфере:

−  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

−  формирование эстетического вкуса;  

−  развитие  и уточнение  понимания природы художественного слова и его эстетической функции;

−  понимание  и  умение истолковывать роль изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений;

−  использование литературоведческих терминов и понятий в качестве инструментария для анализа художественного текста.  

Приложения к программе

Контроль  за освоением знаний и умений предполагает систему промежуточных и итоговых письменных программированных опросов, предусмотренных в УМК для

достижения высоких  результатов  обучения. Самостоятельная деятельность учащихся поддержана особой организацией заданий в рабочей программе, что позволяет проводить поэтапное формирование  алгоритмов  УУД.  Универсальные учебные действия, предложенные  к освоению  в данной рабочей программе, должны способствовать как целостному усвоению знаний о произведении и пониманию авторской позиции, так и развитию мышления учащихся.  

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

1. Оценивание устного ответа 

          При оценивании устных ответов по литературе могут быть использованы следующие критерии:

         Отметка  «5»:  ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического

содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

       Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в

раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допущены 2-3 неточности в ответе.

Отметка  «3»:  так  оценивается ответ, в основном свидетельствующий  о  знании  и понимании  текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но

демонстрирующий  недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке

ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного возраста.

Отметка  «2»:  ставится за  ответ, который    обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-

эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка, отсутствие логики в ответе.  

Примечание.   По окончании  устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся

для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. Используется накопительная система оценивания.  

2.  Оценивание сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня  речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая  –  за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

−  соответствие работы ученика теме и основной мысли;

−  полнота раскрытия темы;

−  правильность фактического материала;

−  последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

−  разнообразие словаря и грамматического строя речи;

−  стилевое единство и выразительность речи;

−  число речевых недочетов.

3. Оценивание тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе используются следующие критерии оценок:

−  «5» - 90 – 100 %;  

−  «4» - 78 – 89 %;  

−  «3» - 60 – 77 %;  

−  «2» - менее 59 %.  

   В ходе реализации рабочей программы применяется накопительная система оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...