КТП по литературе 8
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КТП по литературе к учебнику В.Я.Коровиной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat_8_klass.docx100.49 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

№ урока в теме

Содержание учебного материала

Тип занятия

Оборудование

Элементы содержания

Основные требования к знаниям, умения

И навыкам учащихся

Виды контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата план

Дата факт

Введение (1 час)

1.

1.

Литература и история

Урок усвоения новых знаний

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому народа. Понятие об историзме. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учеников. Беседа о прочитанных за лето книгах. Тестирование. Знакомство с учебником литературы

Знать: содержание и героев произведений, изученных в 5-7 классах; основную проблему изучения литературы в 8 классе (тесная связь литературы и истории); понятие историзм.

Понимать: значение изучения литературы. Уметь: строить высказывания о прочитанных книгах; пересказывать прочитанные произведения и характеризовать их героев

Тест, вопросы и задания

1—3

(с. 5)

Задание

4 (с. 5),

чтение статьи В. А.Аникина «Русские народные песни»

(с. 6—8)

Устное народное творчество (2 часа)

2.

1.

Русские народные песни

Урок усвоения новых знаний

Повторение изученных жанров фольклора. Отражение жизни народа в народной песне. Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Былины и исторические песни - общее и различное. Частушки как малый песенный жанр. Тематика и поэтика частушек. Особенности художественной формы фольклорных произведений. Иллюстрации к песням. Прослушивание песен в актерском исполнении, обсуждение

Знать: особенности жанра народной песни; виды лирических песен (любовные, семейные, шуточные, обрядовые, причитания-плачи); отличительные черты исторических песен, частушек.

Понимать: настроения и чувства, переданные в народных песнях; значение народных песен в сохранении народных традиций, народной памяти.

Уметь: исполнять народные песни; различать виды народных песен; находить общее и различное в былинах и исторических песнях; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; описывать иллюстрации; оценивать исполнительское мастерство

Пересказ

статьи «Русские народные песни», выразительное речитативное чтение песен, вопросы и задания

(с.12), вопросы и задания рубрики «Будьте внимательны к слову»

(с. 12), «Фонохресто-матии»

(с. 4—5)

Задания рубрики «Развивай

те дар слова» (с. 13)

3.

2.

Исторические народные песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

Урок усвоения новых знаний

Предания как исторический жанр русской народной прозы. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Предания как поэтическая автобиография народа. Реальное и вымышленное в преданиях. Отношение народных сказителей к героям преданий и их поступкам. Наблюдения над художественными особенностями преданий. Словарная работа. Прослушивание предания «Покорение Сибири Ермаком» в актерском исполнении, обсуждение. Репродукция картины В. И. Сурикова

Знать: особенности жанра предания;

содержание преданий о Пугачеве и Ермаке. Понимать: отношение сказителей к героям преданий; значение преданий в жизни народа как исторической памяти. Уметь: отмечать общее и различное в легендах, былинах, сказках, преданиях; выразительно читать предания, определять их тему и идею; характеризовать героев и их поступки;

сопоставлять содержание предания с репродукцией картины на историческую тему; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение преданий, характеристика

героев, вопросы и задания

1—3

(с. 16-17),

2-3

(с. 17, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фоно-хрестоматия»,

с. 5)

Задание

1

(с. 17,

рубрика «Развивайте дар слова»), чтение статьи

О. В. Тво-рогова, вопросы и задание к ней

(с. 18-19)

Из древнерусской литературы (2 часа)

4.

1.

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Урок усвоения новых знаний

Понятие о жанрах жития и воинской повести. Из «Жития Александра Невского». Автор и значение произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Словарная работа.

Репродукции картин П.Д. Корина, Г.И. Семирадского, В.А. Серова.

Чтение статьи В. Шевченко «Русская история в картинах» (с. 28—30)

Знать: основные жанры древнерусской литературы; особенности жанров жития и воинской повести; историческую основу и содержание «Жития Александра Невского».

Понимать: отношение неизвестного автора к герою; значение произведения в развитии русской литературы; патриотический пафос «Повести...».

Уметь: выразительно читать текст, определять его тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и составлять словарик; сопоставлять повесть с произведениями живописи

Выразительное чтение повести, вопросы и задания

1 —2

(с. 19),

1-3

(с. 27, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1—3

(с. 27, рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1-2

(с. 30)

Задания

4 (с. 27,

рубрика «Будьте внимательны к слову»),

1-2

(с. 27, рубрика «Развивайте дар слова»)

5.

2.

Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»

Урок повторения и закрепления изученного

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры.

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир

Фронтальный опрос

Сопоставительный анализ

С.16-22, подготовить устную или письменную характеристику А. Невского;

Составить словарь устаревших слов

Из литературы 18 века (6 часов)

6.

1.

Повесть о Шемякином суде

Урок усвоения новых знаний

Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Демократизм повести. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд». Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Роль гротеска, гиперболы в повести. Словарная работа. Иллюстрации к повести. Чтение статьи В.И. Охотниковой «О "Повести о Шемякиной суде" (с. 31—32). Прослушивание фрагмента повести в актерском исполнении, обсуждение

Знать: основные черты сатирической повести как жанра древнерусской литературы; сюжет и содержание повести «Шемякин суд».

Понимать: народные идеалы, отраженные в повести; сатирический пафос произведения; актуальность повести; смысл выражения «Шемякин суд».

Уметь: выразительно читать и пересказывать повесть, определять ее тему и идею; определять соотношение действительных и вымышленных событий повести; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи; оценивать актерское чтение

Вопросы и задания

1—4

(с. 36),

3

(с. 36, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—4 («Фонохре-стоматия»,

с. 5—6)

Вопросы и задания 1-2

(с. 36, рубрика «Разви-вайте дар слова»), чтение вступи-тельной статьи о Д.И.Фонвизине

(с. 37-39), статьи Ст.

Рассадина «Сатиры смелый властелин»

(с. 40-41), комедии «Недо-росль»

7.

2.

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь»

Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение

Фронтальный опрос

Прочитать повесть «Наталья, боярская дочь»;

Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода;

С.67, ответить на вопросы

8.

3.

События и характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Урок повторения и закрепления изученного

Фронтальный опрос

Развернутый ответ на вопрос

Сочинение-миниатюра; подготовить характеристику одного из героев повести: Натальи или Алексея.

9-10.

4-5.

И.А. Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

Уроки усвоения новых знаний

Повторение изученного об И.А. Крылове. Чтение вступительной статьи о баснописце (с. 80—82). Басня «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни.

Историческая основа басни «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение.

Словарная работа. Иллюстрации к басням

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова; историческую основу и содержание басен «Лягушки, просящие царя», «Обоз»; теоретико-литературные понятия эзопов язык, аллегория, мораль.

Понимать: аллегорический смысл басен; сатирический пафос произведений.

Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанным произведениям; оценивать актерское чтение; сопоставлять басни с иллюстрациями к ним

Выразительное чтение басен, вопросы

1—2

(с. 82),

1-5

(с. 84),

1-2

(с. 87),

1-4 («Фоно-хрестоматия», с. 6),

1-5

(«Фоно-хрестоматия», с. 7), описание иллюстраций

Вопросы и задания

6

(с. 84),

3

(с. 87), сообщение об И.А. Крылове –

журналисте, музыканте, писателе,философе

11.

6.

Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе 18 века

Урок развития речи

Из русской литературы 19 века (31 час)

12.

1.

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. «Думы» Рылеева

Урок усвоения новых знаний

Слово о К.Ф. Рылееве - авторе дум и сатир. Понятие о жанре думы. Оценка дум современниками. Дума «Смерть Ермака», ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков.

Дума К.Ф. Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком» (сопоставительный анализ).

Текст думы К.Ф. Рылеева - основа народной песни о Ермаке. Изобразительно-выразительные средства (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись, «высокая» лексика), их роль в произведении.

Словарная работа. Прослушивание думы в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева; характерные особенности жанра думы; содержание думы «Смерть Ермака».

Понимать: тему и идею думы; отношение автора к герою; патриотический, героический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать думу; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с произведениями других видов искусства; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение думы, вопросы и задания

1—9

(с. 93-94),

1-5 («Фонохре-стоматия»,

с. 7)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 94), чтение вступительной статьи Е.П. Иванова об А.С. Пушкине

(с. 95-96), подготовка к семинару «Историческая тема в произведениях А.С.

Пушкина» (по произведениям, изученным в 5-7 классах)

13.

2.

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и её связь в русской историей

Урок усвоения новых знаний

Знать понятие о думе, содержание и историческую основу думы,  уметь выразительно читать, самостоятельно делать выводы

Конспект  лекции учителя

Сочинение – миниатюра «Диалог двух поэтов»; Пересказ статьи учебника, с.86-88

14.

3.

А.С. Пушкин-историк. «История Пугачёвского бунта»

Урок усвоения новых знаний

«История Пугачевского бунта» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История Пугачевского бунта») — смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный».

Словарная работа.

Чтение статьи В.А. Кожевникова «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102—105).

Репродукция портрета Емельяна Пугачева

Знать: историческую основу и содержание «Истории Пугачевского бунта».

Понимать: смысловое различие заглавий А.С. Пушкина и Николая I к произведению; объективность автора, его отношение к герою; значение исторического труда А.С. Пушкина. Уметь: пересказывать текст; давать сравнительную характеристику исторического труда А.С. Пушкина и современных данных о восстании Пугачева; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведение А.С. Пушкина с произведением живописи, с народной исторической песней

Комментированное чтение отрывков из произведения, пересказ текста

Чтение романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

15.

4.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав)

Урок усвоения новых знаний

История создания романа «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы. Понятие о романе.

Понятие об историзме художественной литературы.

Чтение статьи В.И. Коровина «Исторический труд А.С. Пушкина» (с. 212—215).

Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: историческую основу, сюжет и содержание романа «Капитанская дочка»; теоретико-литературные понятия роман, хроника, историзм, прототип. Уметь: пересказывать текст; сопоставлять героев романа с их историческими прототипами; находить общее и различное в произведениях на одну тему (исторический труд и роман)

Вопросы и задания

(с. 215)

Подготовка рассказов о

Гриневе,
Швабрине,
Савельиче,
вопросы

к главе

4

(с. 216)

16.

5.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин(разбор 3-4 глав)

Урок усвоения новых знаний

Формирование характера Петра Гринева, нравственная оценка его личности.

Смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». Проблема чести, достоинства, нравственного выбора. Гринев и Швабрин. Швабрин как антигерой. Гринев и Савельич. Значение образа Савельича в романе. Особенности повествования. Устные рассказы о герое по плану. Комментированное чтение.

Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфа к роману; смысл противопоставления Гринева и Швабрина; отношение автора к героям.

Уметь: ориентироваться в тексте; анализировать эпизоды романа; составлять план устного рассказа; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев

Вопросы и задания к главам I, II

(1, 3),

IV, V

(2),

VIII

(2),

IX 

(1),

XII (1),

Х1У

(1, 3)

(с. 216-218), вопрос

7

(с. 219)

Подготовка рассказов о Маше Мироновой и ее семье,

вопросы и задания к главам Ш,У

(1),

Х (3),

ХП

(2)

 (с. 216-217)

17.

6.

Пугачёв и народ в повести (разбор 6-7 глав)

Урок усвоения новых знаний

Пугачев в историческом труде и в романе АС. Пушкина.

Реальное и вымышленное в образе Пугачева. Окружение Пугачева. Значение сна Гринева. История с заячьим тулупчиком.

Смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву. Отношения Пугачева и Гринева. Значение сказки Пугачева об орле.

Противоречивость образа Пугачева: ум, сметливость, широта натуры, отвага, свободолюбие, память на добро и жестокость, кровожадность, самонадеянность, лукавство. Юмористические и трагические черты в образе Пугачева. Мотив превращения в образе Пугачева.

Размышления автора о соотношении судьбы отдельного человека и истории народа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Пугачеву; соотношение фактов и вымысла в создании образа Пугачева; неоднозначное отношение автора к герою.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о герое; характеризовать героя и его поступки, давать им нравственную оценку; объяснять роль динамического портрета, фольклорных произведений в создании образа; сопоставлять роман с произведениями живописи

Вопросы и задания к главам

У1

(1),

УП

(1),

VIII

(1, 3-4),

XI, XII

(2) (с. 217), вопросы и задания

1-4

(с. 218, рубрика «Подведем итоги»),

1-7 («Фоно-хрестома-тия», с. 8)

Вопросы и задания к главам

V

 (3),

Х1У

(4)

(с. 216-218)

18.

7.

Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав

Урок усвоения новых знаний

Знать содержание изучаемых глав, систему художественных образов повести,  уметь строить рассуждения на нравственно-этические темы, давать характеристику герою

Пересказ фрагментов

Фронтальный опрос

Характеристика Маши Мироновой

19.

8.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

Урок усвоения новых знаний

«Доброе семейство» Мироновых. Высокие духовные качества Маши Мироновой: нравственная красота, честность, чистота, доброта, способность любить, верность, чувство ответственности, сила воли, смелость, выдержка, самоотверженность, стойкость, простота, близость к народу. Отношения Маши с Петром Гриневым. Отношение к Маше Савельича, Палаши, попадьи, родителей Гринева. Анализ эпизода «Маша в Царском Селе». Репродукция П.П. Соколова к роману (с. 210). Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание романа. Понимать: смысл эпиграфов к главам, посвященным Маше Мироновой; отношение автора к героине.

Уметь: анализировать текст; составлять устный рассказ о героине; характеризовать героиню и ее поступки, давать им нравственную оценку; сопоставлять роман с произведениями живописи

Устные рассказы, вопросы и задания к главам III, V (1),

Х

(3),

ХП

(2)

(с. 216-217)

Вопросы и задания к главам

VI

(1),

УП

(1),

VIII

(1, 3-4),

XI

(с. 217), вопросы и задания 1—4

(с. 218, рубрика «Подведем итоги»)

20.

9.

Подведение итогов по повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению

Урок повторения и закрепления изученного

Особенности композиции романа. Понятие о реализме. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Постановка А.С. Пушки-ным гуманистической проблемы: как достичь единства нации, примирить противоречия. Обсуждение тем сочинения:

1.Становление личности Петра Гринева.

2.Образ Пугачева в романе «Капитанская
дочка».

3.«Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин.

4.Смысл названия романа А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».

5.Образ Савельича в романе А.С. Пушкина
«Капитанская дочка».

Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание романа; понятие реализм в литературе; особенности композиции романа. Понимать: соотношение исторической правды и вымысла в романе; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно пересказывать эпизоды романа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; составлять план и подбирать материалы по теме сочинений

Вопросы и задания к главам

У

(3),

Х1У

(4)

(с. 216-218), вопросы и

задания

5—6, 8—9

(с. 219, рубрика «Подведем итоги»),

1—3

(с. 215),

1-2

(с. 219, рубрика «Развивайте дар слова»)

Сочинение, чтение стихотворений А.С. Пушкина «19 октября», «Туча», К*** («Я помню чудное мгновенье...»)

21.

10.

Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

Урок-игра

22.

11.

М.Ю. Лермонтов и история

Урок усвоения новых знаний

Слово о М.Ю. Лермонтове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте. Сообщение о памятных местах М.Ю. Лермонтова в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 394—395).

Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве поэта в 5-7 классах

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; содержание и героев произведений поэта на историческую тему; особенности историзма М.Ю. Лермонтова.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям. Уметь: выразительно читать произведения, определять их темы и идеи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Сообщения, вопросы и задания

(с. 232)

Чтение поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

23.

12.

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок усвоения новых знаний

Историческая основа поэмы «Мцыри» - эпизод русско-кавказских отношений.

Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Романтически-условный историзм поэмы. Представления о романтическом герое, романтической поэме. Чтение статей «Начальное представление о романтизме» (с. 253—255), «Романтически-условный историзм М.Ю. Лермонтова» (с. 258)

Знать: сюжет и содержание поэмы

«Мцыри»; теоретико-литературные понятия поэма, романтическая поэма, романтический герой, историзм.

Понимать: противоречивость образа Мцыри (могучий дух и слабость тела); романтический пафос поэмы; авторское стремление к свободе. Уметь: выразительно читать и анализировать поэму, определять ее тему и идею

Выразительное чтение, характе-

ристика героя,

вопросы

1-2

(с. 258)

Чтение статьи «Поэма М.Ю. Лермонтова в оценке

русской критики» (с. 255-257), вопросы и задания рубрики «Совер-шенствуйте свою речь»

(с. 259)

24.

13.

Образ главного героя поэмы «Мцыри» и средства его создания

Урок повторения и закрепления изученного

Особенности композиции поэмы. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.

Проблема гармонии человека и природы. Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании художественных образов. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы), их роль в поэме.

Анализ эпизода поэмы. Иллюстрации к поэме. Словарная работа. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание поэмы; элементы анализа поэтического текста; содержание литературоведческих статей о поэме.

Понимать: роль образов природы в поэме; романтический пафос произведения; авторское стремление к гармонии человека и природы.

Уметь: выразительно читать фрагмент поэмы наизусть; анализировать эпизоды произведения; выяснять значение незнакомых слов

Выразительное чтение наизусть, анализ эпизода

поэмы, вопросы и задания

3-7

(с. 258-259), 1-2

(с. 259, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь»),

1—7 («Фонохре-стоматия»,

с. 9)

Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

25.

14.

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1.Мцыри как романтический герой.

2.Роль природы в поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри».

3.Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри» (по выбору учащихся).

4.Изобразительно-выразительные средства

и их роль в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание поэмы. Понимать: позицию автора и его нравственные идеалы.

Уметь: определять тему и идею произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Чтение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», сообщение о жизни и творчестве писателя

26.

15.

Историзм Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией

Урок усвоения новых знаний

Слово о Н.В. Гоголе (сообщения учащихся). Сообщение о памятных местах писателя в Москве (рубрика «Литературные места России», с. 395—397).

Глубокий интерес Н.В. Гоголя к истории. Отношение писателя к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

Повторение и обобщение изученного о творчестве Н.В. Гоголя в 5-7 классах

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; содержание и героев произведений писателя на историческую тему; особенности историзма Н.В. Гоголя.

Понимать: отношение автора к героям и изображаемым событиям.

Уметь: выразительно пересказывать произведения, определять их тему и идею; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; давать сравнительную характеристику произведений и героев; сопоставлять литературные произведения с произведениями других видов искусства

Сообщения, выразительное чтение фрагментов комедии, характеристика героев, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1 —3

(с. 262),

9, 12

(с. 357-358)

Чтение

статьи

«0 замысле,

написании

и постанов-ке

"Ревизора»

(с. 262-265)

27.

16.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения

Урок повторения и закрепления изученного

Городничий и чиновники. Разоблачение пороков чиновничества: пошлости, чинопочитания, угодни-чества, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости, невежества.

Приемы сатирического изображения чиновников. Женские образы в комедии.

Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. Роль гротеска в комедии. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик.

Ремарки как форма выражения авторской позиции. Словарная работа. Иллюстрации к комедии

Знать: сюжет и содержание комедии; приемы сатирического изображения (несоответ-ствие, речевая характеристика, самохарактеристика, гротеск, значимые фамилии); теоретике-литературные понятия комедия, сатира, юмор.

Понимать: роль гротеска и речевых характеристик в создании образов; отношение автора к героям; роль ремарок в прояснении авторской позиции.

Уметь: выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять комедию с иллюстрациями к ней

Вопросы и задания

 4—5, 8

(с. 354-355), 5, 10,13

(с. 356-358)

Чтение статьи «О новизне "Ревизора»

(с. 352-354), вопросы и задания

2-3

(с. 354),

 3, 6

(с. 356, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»)

28.

17.

Хлестаков и хлестаковщина

Урок повторения и закрепления изученного

Основной конфликт комедии и стадии его развития. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия.

Реальный Хлестаков. Значение образа Осипа. Особенности поведения и речи Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.В. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Словарная работа. Выразительное чтение комедии по ролям. Прослушивание фрагмента комедии в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание комедии;

теоретико-литературное понятие миражная интрига; мнения критиков об образе Хлестакова.

Понимать: в чем загадка образа Хлестакова; значение слова «хлестаковщина»; сатирический пафос комедии; отношение автора к героям.

Уметь: прослеживать развитие комедийного действия; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов

Вопросы и задания

2-3

(с. 354),

1-3

(с. 356),

3, 6-7

 (с. 356-357, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1—7 («Фоно-хресто-матия»,

с. 10)

Вопросы и задания 6

(с. 354),

8, 11

(с. 357)

29.

18.

Особенности композиционной структуры комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению

Урок развития речи

Роль пояснительных комментариев Н.В. Гоголя к комедии.

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, новизна финала, немой сцены, вытекающие из характеров.

Обсуждение тем сочинения:

1.Хлестаков и хлестаковщина.

2.Образ города в комедии Н.В. Гоголя

«Ревизор».

3.Характеристика одного из героев комедии
Н.В. Гоголя «Ревизор».

4.Роль эпизода в драматическом произведении  (на примере элементов сюжета и

композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Роль внесценических

персонажей в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Составление плана, подбор материалов

Знать: сюжет и содержание комедии; теоретико-литературные понятия сюжет, композиция, завязка, развитие действия, кульминация, истинная и ложная развязка. Понимать: отношение автора к героям; способы выражения позиции и нравственных идеалов автора.

Уметь: анализировать текст, определять его основную мысль; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Вопросы и задания

6

(с. 354),

8, 11

(с. 357), обсуждение тем сочинения, составление плана, подбор материалов

Сочинение, чтение повести Н.В.

Гоголя  «Шинель»

30.

19.

Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Гоголя «Ревизор»

Урок повторения и закрепления изученного

31.

20.

Особенности историзма И.С. Тургенева. Повесть «Ася»

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный опрос

Работа с текстом

определить роль 16 главы в повести; составить план анализа главы

32.

21.

Характеристика героев повести И.С. Тургенева «Ася»

33.

22.

Анализ эпизода. Роль 17 главы в повести И.С. Тургенева «Ася»

Урок повторения и закрепления изученного

Реализация домашнего задания

Аналитическая беседа

Написать сочинение на тему:

«Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

34.

23.

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася»

Урок повторения и закрепления изученного

35.

24.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Урок усвоения новых знаний

Слово о писателе, редакторе, издателе М.Е. Салтыкове-Щедрине. Повторение и обобщение изученного о творчестве писателя в 7 классе. «История одного города» - художественно-политичес-кая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Гротескные образы градоначальников. Понятие о литературной пародии.

Пародия на официальные исторические сочинения в произведении.

Развитие представлений о гиперболе и гротеске. Эзопов язык, сатира и юмор в произведении. Речевая характеристика героев.

Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина; сюжет и содержание «Истории одного города»; теоретико-литературные понятия пародия, сатира, юмор, гипербола, гротеск, эзопов язык, аллегория, ирония; средства создания комического.

Понимать: тему и идею «Истории...»; позицию автора; обличительный, сатирический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать текст; давать сопоставительную характеристику произведений («История...» и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, басни и др.); характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов и выражений

Выразительное чтение фрагментов романа, сравнительная характеристика произведений, вопросы и задания

1—2

(с 5),

1-7

(с. 14, рубрика

«Поразмыш-

ляем над прочитанным»)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 14)

36.

25.

Сатирическая направленность «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок повторения и закрепления изученного

Обучение анализу эпизода. Тема эпизода. Его место в композиции. Роль эпизода в раскрытии идеи произведения. Герои, их поступки и взаимоотношения. Речевая характеристика персонажей.

Роль деталей, портрета,

пейзажа, изобразительно-выразительных средств. Автор-рассказчик.

Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание «Истории...». Понимать: роль деталей, портрета, пейзажа, речевой характеристики, изобразительно-выразительных средств в произведении; роль эпизода в раскрытии идеи романа; роль автора-

рассказчика; отношение автора к героям.

Уметь: выделять эпизод в тексте произведения, пересказывать его, определять его тему, место и роль в композиции; характеризовать героев и их поступки

Выразительное чтение по ролям и анализ эпизода романа, характеристика героев, вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 14), «Фоно-хрестоматии» (с. 10-11)

Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина, подготовка вопросов

37.

26.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Урок усвоения новых знаний

Слово о Н.С. Лескове (сообщения учащихся). Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Художественная деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о жанре рассказа.

Смысл названия рассказа. Смысл эпиграфа. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Чтение статьи «Н.С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25—26).

Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

рассказчика.

Знать: сведения о жизни и творчестве Н.С. Лескова; сюжет и содержание рассказа «Старый гений»; способы создания образов в произведении; теоретико-литературные понятия рассказ, художественная деталь.

Понимать: смысл названия рассказа и эпиграфа к нему; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: объяснять особенности жанра рассказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов и выражений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, характеристика

героев, вопросы и задания

1—5

(с. 26),

1-8 («Фоно-хрестоматия»,

с. 11)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 26), чтение вступи-тельной статьи о Л.Н. Толстом

(с. 27-29), рассказа «После бала»

38.

27.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала»

Урок усвоения новых знаний

Главные герои.

Контраст как средство раскрытия конфликта. Нравственность в основе поступков героя.

Идея разделенности двух России.

Мечта о воссоединении дворянства и народа. Комментированное чтение.

Словарная работа

Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого; историю создания, сюжет и содержание рассказа «После бала»; способы создания образов; теоретико-литературные понятия рассказ, конфликт.

Понимать: тему и идею рассказа; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; объяснять противоречия между сословиями и внутри сословий; объяснять значение слов, называющих реалии XIX века

Выразительное чтение и пересказ эпизодов, элементы анализа текста,

вопросы и задания

1-3

(с. 29),

1-6

(с. 40)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 41)

39.

28.

«После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа

Урок повторения и закрепления изученного

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции рассказа.

Художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев.

Психологизм рассказа. Иллюстрации к

произведению. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия художественная деталь, антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог, психологизм; способы изображения внутренней жизни героя.

Понимать: нравственную позицию автора.

Уметь: определять особенности композиции (рассказ в рассказе); выразительно читать, пересказывать и анализировать текст; выполнять сопоставительный анализ частей рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, характе-ристика героя, его внутреннего состояния, вопросы и задания

1—2

(с. 41, рубрика «Развивайте дар слова»), 7-9

(с. 40-41, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1—9

(«Фоно-хресто-матия»,

с. 12)

Вырази-тельное чтение наизусть одного из стихотво-рений раздела «Поэзия родной природы»

40.

29.

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее

Урок повторения и закрепления изученного

Аналитическая  беседа

Тест (с.180-181)

Написать сочинение на одну из тем:

«Полковник на балу и после бала», «Утро, изменившее жизнь»

41.

30.

Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова

Урок внеклассного чтения

Чтение статьи «Поэзия родной природы» (с. 41-42).

Значительность пограничных моментов в жизни природы и человека в стихотворении А.С. Пушкина «Цветы последние милей...». Нарастающее чувство грусти, одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Осень». Прелесть увядания в стихотворении Ф.И. Тютчева «Осенний вечер». Удивление перед вечно обновляющейся природой в стихотворении А.А. Фета «Первый ландыш». Божественная красота оживающей природы в стихотворении А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; одно стихотворение наизусть.

Понимать: лирический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные

понятия в речи; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение

Выразительное чтение наизусть,

вопросы и задания

1-4

(с. 44), вопросы и

задания «Фоно-хрестоматии» (с. 12-13)

Чтение вступительной статьи об А.П.

Чехове

(с. 45-46), рассказа «О любви»

42.

31.

А.П. Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Урок усвоения новых знаний

Слово об А.П. Чехове. Переосмысление А.П. Чеховым темы «маленького человека». Рассказ «О любви» - история об упущенном счастье.

Развитие понятия о психологизме.

Роль детали (фотография из альбома матери Алехина).

Особенности композиции произведения.

Роль вставного рассказа о любви прислуги Пелагеи к повару Никанору.

Пейзаж и его роль в рассказе.

Чтение статей «О героях рассказа А. П. Чехова "О любви"» (с. 57—58), «А.П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58). Комментированное чтение.

Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «О любви»; теоретико-литературные понятия композиция, деталь, психологизм, пейзаж.

Понимать: эволюцию темы «маленького человека» в творчестве А.П. Чехова; отношение автора к героям и их поступкам; нравственную проблематику рассказа; роль детали, пейзажа, вставного рассказа в произведении.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и

задания

(с. 58), задание к

статье «А. П. Чехов и его понимание историзма» (с. 58), вопросы и задания «Фо-нохрестоматии»

(с. 14)

Чтение вступительной статьи об И.А.

Бунине

(с. 59-60), рассказа «Кавказ»

Из литературы 20 века (21 час)

43.

1.

И.А. Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ»

Урок усвоения новых знаний

Слово об И.А. Бунине. Чтение статьи «Историзм И.А. Бунина» (с. 65—66). Рассказ «Кавказ» - повествование о любви в различных ее состояниях и различных жизненных ситуациях. Своеобразие формы повествования (рассказ от 1-го лица). Скрытое напряжение, драматизм, лаконизм рассказа. Роль деталей (приметы времени), пейзажа в рассказе. Звуковые образы рассказа. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. Комментированное чтение. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Бунина; особенности историзма писателя; сюжет и содержание рассказа «Кавказ»; теоретико-литературные понятия

психологизм, драматизм, деталь, пейзаж. Понимать: мастерство писателя в передаче тончайших чувств, создании психологического портрета; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Уметь: выразительно читать рассказ; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания (с. 60), вопросы и

задания рубрики «Поразмышляем над прочитанным» (с.66), «Фоно-хрестоматии» (с. 14)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

 (с. 66),

сообщение о жизни и творчестве А.И. Куприна, чтение рассказа «Куст сирени», задание 4 (с. 68)

44.

2.

Нравственные проблемы рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

Урок усвоения новых знаний

Слово об А.И. Куприне (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе (с. 67—68).

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Сравнительная характеристика героев. Составление композиционного плана рассказа. Сопоставление произведения с рассказом О. Генри «Дары волхвов». Понятие о сюжете и фабуле.

Комментированное чтение.

Иллюстрации к рассказу. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве А.И. Куприна; особенности прозы писателя (психологизм, многозначность художественной детали, увлекательность сюжета); сюжет и содержание рассказа «Куст сирени»; теоретико-литературные понятия фабула, сюжет, психологизм, деталь, пейзаж.

Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям; роль деталей, пейзажа в рассказе.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; характеризовать героев и их поступки; давать сравнительную характеристику героев; сопоставлять литературные произведения друг с другом; составлять композиционный план рассказа; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, составление плана, анализ текста,

вопросы и задания

1-3

(с. 68),

1-4

(с. 75),

1-7

(«Фонохресто-матия»,

с. 15)

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 75)

45.

3.

Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение

Урок усвоения новых знаний

Фронтальный индивидуальный опрос

Составить характеристику

Челкаша

46.

4.

Герои и их судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш»

Урок повторения и закрепления изученного

Письменная характеристика героя рассказа

Фронтальный опрос

47.

5.

Подготовка к сочинению на материале рассказов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М. Горького

Урок развития речи

Обсуждение тем сочинения:

1.        Проявление историзма в рассказах
Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна.

2.        Прием противопоставления в рассказах
Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова,
И.А. Бунина, А.И. Куприна (на примере 2-3
произведений).

3.        Роль пейзажа в рассказах Н.С. Лескова,
Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина,
А.И. Куприна (на примере 2—3   произведений).

4.        Герои рассказов Н.С. Лескова, Л.Н.

Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куп
рина и их представления о счастье.
Составление плана, подбор материалов

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Уметь: анализировать литературные произведения, определять их темы и идеи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Обсуждение тем сочинения, составление плана, устные сочинения по плану

Чтение вступительной статьи Л.В. Черепнина об А.А. Блоке

(с. 76-77), статьи Д.С. Лихачева «Мир на Куликовом поле» (с. 77-80), сообщение о жизни и творчестве А.А. Блока

48.

6.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока

Урок усвоения новых знаний

Слово об А.А. Блоке (сообщения учащихся). Тема двух России в творчестве А.А. Блока. История как повод для размышлений о настоящем и будущем России.

Оценка цикла «На поле Куликовом» Д.С. Лихачевым.

Влияние древнерусской и фольклорной поэтики в цикле.

Народность произведения А.А. Блока.

Темы и мотивы цикла.

Понятие о цикле произведений. Комментированное чтение цикла

Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Блока; содержание цикла «На поле Куликовом»; теоретико-литературные понятия цикл, историзм, народность; особенности историзма А.А. Блока. Понимать: символическое значение образов; патриотический пафос произведения. Уметь: выразительно читать стихотворения и сопоставлять их с другими произведениями на ту же тему; определять следы влияния древнерусской и фольклорной поэтики в цикле

Сообщения, вопросы и задания 1—2 (с. 77), 1-2(с. 80), 1-4 (с. 86-87)

Вопросы 5—7 (с. 87), задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 87)

49.

7.

А.А. Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом»

Урок повторения и закрепления изученного

Анализ стихотворения «Россия». Образ России. Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. Философская глубина образов А.А. Блока. Переосмысление образа гоголевской Руси-тройки. Образ дороги. Некрасовские мотивы в стихотворении. Лирический образ России-жены. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, звукопись), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание цикла «На поле Куликовом», стихотворения «Россия». Понимать: современное звучание и смысл стихотворения «Россия»; философскую глубину произведения.

Уметь: выразительно читать стихотворение, определять его тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы

5—7

(с. 87),

1-3

(«Фонохресто-матия»,

с. 15)

Чтение вступительной статьи о С.А. Есенине (с. 88-89), сообщение о жизни и творчестве поэта

50-51.

8-9.

С.А. Есенин. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв»

Урок усвоения новых знаний

Слово о С.А. Есенине (сообщения учащихся). Россия - главная тема есенинской поэзии. Особенности историзма С.А. Есенина.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. История создания поэмы. Желание поэта осмыслить путь крестьянства в революции. Характер Пугачева.

Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина. Представление о драматической поэме. Изобразительно-выразительные средства (метафоры, олицетворения, эпитеты, сравнения, повторы), их роль в поэме. Прослушивание фрагмента поэмы в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве С.А. Есенина; сюжет и содержание поэмы «Пугачев»; теоретико-литературное понятие драматическая поэма.

Понимать: эмоциональность, драматическую напряженность поэмы. Уметь: выразительно читать поэму, определять ее тему и идею; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста,

вопросы и задания

3-4

(с. 95),

1-3

(«Фонохресто-матия»,

с. 16)

Задание рубрики «Развивайте дар слова» (с. 95)

52.

10.

М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Урок усвоения новых знаний

Слово о М.А. Осоргине. Чтение вступительной статьи О.Ю. Авдеевой о писателе (с. 108—109). Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».

Мелочи быта и их психологическое содержа-ние. Жизнь вещей в рассказе, роль олицетворения.

Особенности языка М.А. Осоргина. Юмор в произведении. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве М.А. Осоргина; сюжет и содержание рассказа «Пенсне»; теоретико-литературные понятия олицетворение, метафора; способы создания комического.

Понимать: особенности авторской иронии; соотношение реальности и фантастики в рассказе; юмористический пафос произведения.

Вопросы и задания

(с. 109, 114), вопросы и задания «Фонохрестоматии»

 (с. 16)

Чтение раздела «Писатели улыбаются» («Журнал "Сатирикон», «Всеобщая история...») (с. 114-125)

53.

11.

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем»-воспоминание о пути к творчестве

Урок усвоения новых знаний

Слово об И.С. Шмелеве. Чтение вступительной статьи о писателе О. Михайлова (с. 96—97). «Как я стал писателем» - рассказ о пути к творчеству.

Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Роль детских впечатлений и гимназических преподавателей в судьбе писателя.

Чувство свободы творчества в рассказе. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве И.С. Шмелева; сюжет и содержание рассказа «Как я стал писателем».

Понимать: отношение автора к изображаемому.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими произведениями литера-туры (А.П. Платонов «Никита»); определять жанр произведения (сравнение рассказа с жанрами воспоминаний, дневников); характери-зовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения

Вопросы 1

(с. 97), 1-5

(с. 105-106, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»),

1 (с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»), 1—6

(«Фонохрестоматия», с. 17)

Вопросы и задания

2-4 (с. 106, рубрика «Развивайте дар слова»),

1—3 (с. 107), чтение рассказа М.А. Осоргина «Пенсне»

54.

12.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова,

А. Аверченко

Урок усвоения новых знаний

Журнал «Сатирикон» и его авторы. Продолжение традиций русской сатиры - Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова, А.И. Куприна. «Всеобщая история...». Сатирическое изображе-ние исторических событий.

Приемы и способы

создания сатирического повествования (несоот-ветствие, пародирование, сочетание слов «высокого» и «низкого» стиля, гиперболизация штампов, неожиданные сравнения и т. д.).

Смысл иронического повествования о прошлом. Словарная работа. Иллюстрации ко «Всеобщей истории...». Прослушивание фрагмента произведения в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о журнале «Сатирикон» и его авторах; содержание «Всеобщей истории...»; способы создания комического.

Понимать: смысл иронического повествования, его актуальность; особенности авторской иронии; юмористический

и сатирический пафос произведения; роль лексических несоответ-ствий.

Уметь: воспринимать юмористическое произведение; выразительно читать и пересказывать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему

Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и

 задания

1 (с. 119), 1 (с. 121), 1-5 (с. 125),

1-5 («Фонохре-стоматия»,

с. 17-18)

Задания

2 (с. 119),

2 (с. 121), 1-2 (с. 125, рубрика «Развивайте дар слова»),

чтение рассказов Тэффи «Жизнь и воротник» и М.М. Зощенко «История болезни»

55.

13.

Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. Зощенко «История болезни»

Урок усвоения новых знаний

Слово о Тэффи. Популярность писательницы. Рассказ «Жизнь и воротник».

Сатира и юмор в произведении. Ситуация, доведенная до абсурда. Роль олицетворения в рассказе.

Прослушивание фраг-мента рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Слово о М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни». Своеобразие языка писателя. Смешное и грустное в рассказе. Способы создания комического. Высмеивание бездушного, хамского отношения к людям.

Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве Тэффи и М.М. Зощенко; сюжеты и содержание рассказов «Жизнь и воротник», «История болезни».

Понимать: особенности авторской иронии; отношение авторов к изображаемому; сатири-ческий пафос произведений.

Уметь: воспринимать юмористическое произве-дение; выразительно читать и анализировать текст, определять его тему и идею

Выразительное чтение, анализ

текста, вопросы и задания

1—3 (с. 130),

1-3 (с. 135),

1-7 («Фоно-хрестоматия,

с. 17), 1-6

(«Фонохресто-матия», с. 18-19)

Вопросы и задания

1-2 (с. 130, рубрика «Развивайте дар слова»), 4—5 (с. 135), чтение поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

56.

14.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма Твардовского «Василий Тёркин»

Урок усвоения новых знаний

Слово об А.Т. Твардовском. Чтение вступительной статьи о поэте А.Л. Гришунина (с. 136—137).

История создания поэмы «Василий Теркин».

Роль поэмы в годы Великой Отечественной войны. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.

Основные темы поэмы. Тема служения Родине. Герои поэмы.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.

Твардовского; историю создания и содержание поэмы «Василий Теркин»; сведения по истории Великой Отечественной войны; оценку поэмы современниками, критиками.

Понимать: роль поэмы в годы Великой Отечественной войны; патриотический пафос произведения.

Выразительное чтение, вопросы и задания

1—3 (с. 137-138), 1-3, 12 (с. 161-162)

Вопросы и задания

4-9, 13

(с. 162),

3 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

57.

15.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Герой и автор

Урок повторения и закрепления изученного

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

Черты Теркина: жизнерадостность, душевность, остроумие, веселость, простота, сметливость, мудрость, выдержка, терпение, здравый смысл, жизнестойкость, смелость, чувство воинского долга, ответственность, скромность, искренний патриотизм. «Обыкновенность» героя. Обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны.

Картины жизни воюющего народа.

Правда о войне в поэме. Военные будни

Знать: содержание поэмы; понятия новаторство, обобщенный образ; традиции русской литературы в создании образов защитников Родины.

Понимать: в чем новаторство образа Василия Теркина; отношение к герою автора и простых солдат-фронтовиков; пафос объединения народа в стремлении спасти свою Родину; мужество поэта, говорившего в поэме правду о войне.

Уметь: выразительно читать поэму; характеризовать героя и его поступки; прослеживать развитие характера героя

Выразительное чтение, вопросы и задания

4—7, 11, 13

(с. 162), 3

(с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Вопросы и задания

8-9 (с. 162),

4 (с. 163, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

58.

16.

Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Урок развития речи

59.

17.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение»

Урок усвоения новых знаний

Слово об А.П. Платонове (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о писателе В.А. Свительского (с. 164—165).

Рассказ «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.

Нравственная проблематика рассказа. Своеобразие языка писателя.

Художественные средства создания образов.

Роль деталей в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Возвращение». Понимать: отношение автора к героям; нравственную проблематику и гуманистический пафос произведения; роль деталей в рассказе.

Уметь: определять тему и идею рассказа, сопоставлять его с другими литературными произведениями; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие характеров героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять рассказ с иллюстрациями к нему

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-4 (с. 165),

1-5 (с. 189, рубрика «Поразмышляем над прочитанным»), 1,3—4

(с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

Задания

2, 5

(с. 189-190, рубрика «Совершенствуйте свою речь»)

60.

18.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Урок усвоения новых знаний

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину.

Трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату». Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...». Л.И. Ошанин «Дороги». А.И. Фатьянов «Соловьи» и др. Призывно-воодушевляющий характер песен. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Чтение статьи «Фронтовая судьба "Катюши"» (с. 198—200).

Прослушивание песен (по выбору) в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; истории создания, фронтовые судьбы и тексты песен о Великой Отечественной войне.

Понимать: лирический пафос песен-

стихотворений о Великой Отечественной войне; чувства, настроения, интонации, их смену в произведениях; высокий, патриотический пафос песен-стихотворений; роль поэзии и искусства вообще в военное время.

Уметь: выразительно читать и исполнять песни о Великой Отечественной войне; оценивать исполнительское мастерство; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выразительное чтение и исполнение песен,

вопросы и задания

1-3 (с. 201), вопросы и

задания «Фоно-хрестоматии» (с. 19-24)

Задание

4 (с. 201), чтение рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

61.

19.

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Урок усвоения новых знаний

Слово о В.П. Астафьеве. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 202—203).

Автобиографический характер рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Образ бабушки. Образы учителей.

Развитие представлений о герое-повествователе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу

Знать: сведения о жизни и творчестве В.П. Астафьева; сюжет и содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет»; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, цикл, герой-повествователь.

Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора; гуманистический пафос произведения; уважение автора к истории народа.

Уметь: определять тему и идею рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; объяснять значение диалектных и просторечных слов

Аналитический пересказ, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1—4 (с. 203),

1-4 (с. 220)

Задание рубрики «Развивайте дар слова»

(с. 220), вырази-тельное чтение

наизусть одного из стихотворений поэтов XX века о

Родине, родной природе и о себе

62-63.

20-21.

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине

Уроки усвоения новых знаний

Слово о поэтах XX века. Роль эпитетов в стихотворении И.Ф. Анненского «Снег». Чувство светлой печали в стихотворении Д.С. Мережковского «Родное». Философские размышления в стихотворении «Не надо звуков». Одухотворенность природы в стихотворении Н.А. Заболоцкого «Вечер на Оке». Восхищение вечным обновлением жизни в стихотворении «Уступи мне, скворец, уголок...». Ностальгия по прошлому в стихотворении Н.М. Рубцова «По вечерам». Параллель между жизнью человека и жизнью страны в стихотворении «Встреча». Единение с Родиной в стихотворении «Привет, Россия...».

Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о Родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать: лирический, патриотический пафос стихотворений.

Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, живописи и музыки

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа

текста, вопросы и задания

1-3 (с. 222),

1-6 (с. 224-225), 1-2 (с. 226), вопросы и

задания «Фоно-хрестоматии» (с. 24-28)

Чтение раздела «Мне трудно без России» (с. 227-229), сообщение о жизни и творчестве поэтов русского зарубежья

Из зарубежной литературы (5 часов)

64-65.

1-2.

У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта»

Уроки усвоения новых знаний

Слово об У. Шекспире (сообщения учащихся). Чтение вступительной статьи о поэте и драматурге (с. 235—239). Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности.

Вечные проблемы в трагедии У. Шекспира. Конфликт как основа  сюжета драматического произведения. Анализ эпизода трагедии. Иллюстрации к произведению.

Прослушивание фрагмента трагедии в актерском исполнении, обсуждение

Знать: сведения о жизни и творчестве У. Шекспира; сюжет и содержание трагедии «Ромео и Джульетта»; теоретико-литературные понятия трагедия, конфликт, сюжет, драматическое произведение; особенности жанра трагедии. Понимать: гуманистический пафос произведения.

Уметь: выразительно

читать текст по ролям; анализировать эпизоды трагедии; характеризовать героев и их поступки; прослеживать развитие драматического конфлик-та; сопоставлять трагедию с иллюстрациями к ней

Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1—3 (с. 239-240), 2-4(с. 250-251), 1-3 («Фонохресто-матия», с. 30)

Задание

1 (с. 250), вырази-тельное чтение одного из сонетов У. Шекспира

66.

3.

Джонатан Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

Урок усвоения новых знаний

Слово о Дж. Свифте. Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Сатира и юмор в романе. Чтение статьи «Свифт и его роман "Путешествия Гулливера"» (с. 325—326). Иллюстрации к роману

Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Свифта; сюжет и содержание романа «Путешествия Гулливера».

Понимать: соотношение фантастики и реальности в романе; позицию автора; сатирический пафос произведения, его актуальность.

Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять роман с иллюстрациями к нему

Пересказ, вопросы и задания

(с. 309, 326)

Чтение романа В. Скотта «Айвенго»

67.

4.

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

Урок усвоения новых знаний

Слово о В. Скотте.

Чтение вступительной статьи Н.П. Михальской о писателе (с. 327—329), статьи Д.М. Урнова «Старые нравы» (с. 370—372).

В. Скотт - родоначальник исторического романа. Исторический роман «Айвенго». Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом» (мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений). Вымысел и исторические факты в произведении. Реальные исторические и вымышленные персонажи. Соединение любовной и политической сюжетных линий романа

Знать: сведения о жизни и творчестве В. Скотта; сюжет и содержание романа «Айвенго».

Понимать: соотношение реальности и вымысла в романе; особенности историзма в произведении; позицию автора; влияние В. Скотта на развитие мировой литературы. Уметь: характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Вопросы и задания

(с. 329, 372)

68.

5.

Подведение итогов учебного года, задания на лето

Подведение итогов года. Задания для чтения летом

Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 5-8 классах.

Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Список литературы для чтения летом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...