Мои публикации
статья по литературе (11 класс)
1.Использование моделей этнокультурного образования в работе школьного литературного музея имени А.И.Полежаева.
2. Роль школьного Литературного музея имени А.И.Полежаева в становлении и развитии личности.
3. Полежаевские традиции в русской литературе.
4. Мастер-класс «Русское бойкое слово» или поговорим о фразеологизмах.
5. Мастер-класс «Музей в чемодане» или как создать мобильную выставку.
6. Использование фольклорно-этнографических материалов в работе литературного музея А.И. Полежаева г. Рузаевка Республики Мордовия.
7. Литературное краеведение как средство поликультурного воспитания школьников.
8. Инновационные практики обучения на уроках русского языка и литературы в поликультурном образовательном пространстве.
9. Формирование орфографической грамотности у школьников.
Данные статьи отражают транслирование в педагогическом коллективе опыта практических результатов своей профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Полежаевские традиции в русской литературе.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9»
Рузаевского муниципального района
Обухова Оксана Валерьевна
Александр Иванович Полежаев - неотъемлемая часть истории и культуры не только Республики Мордовия, но и всей России. Это прогрессивный поэт, борец с самодержавием. Он жил в насыщенные событиями годы: Отечественная война 1812 года, появление первых декабристких организаций, расправа с декабризмом, годы реакции против инакомыслящих людей.
Поэт был активным участником многих событий, часто воздействуя на них силой своей поэзии. Он одним из первых русских поэтов выступил против братоубийственной войны на Кавказе, одним из первых русских поэтов зазвучал на мордовском языке в переводе Александра Мартынова.
Поэзия Полежаева во многом отвечала требованиям своего времени. Некоторые исследователи пишут, что у Полежаева не было четкого представления, как перестроить жизнь, общество. Но разве так уж обязательно это для поэта? Будить людей к борьбе – в этом была заслуга Полежаева.
Особенно заметным увлечение лирикой Полежаева становится с начала 1830-х годов. Возникает мода на характерный тип лирического героя Полежаева с такими его «портретными» чертами, как демонизм, отверженность, отчужденность, бесприютность, бездомность.
Современники Полежаева обращают внимание и на поэтику его стиха: активизацию короткой строки (как правило, с энергичными мужскими рифмами), что становится объектом подражания не только второстепенных авторов, но и достаточно самобытных поэтов.
Впервые обстоятельную оценку творчества Полежаева дал В.Г.Белинский в известной статье 1842 года: «…Из всех поэтов, явившихся в первое время после Пушкина, исключая гениального Грибоедова, который один образует в нашей литературе особую школу, - несравненно выше всех и достойнее внимания и памяти – Полежаев и Веневитинов…»(1).
Великий критик высказал пожелание, что Полежаева надо издавать с «разбором и толком», отсеяв все слабое. Тогда и «книжка выйдет небольшая, зато прекрасная по содержанию и необходимая для каждого любителя отечественной литературы».
Оказал ли А.И.Полежаев заметное влияние на свое время и на отечественную литературу? Несомненно. Об этом свидетельствуют факты и такие авторитеты, как Белинский, Огарев, А.Григорьев и другие.
Известно, что в студенческие годы Белинский списывал в свои тетради свободолюбивые стихи Полежаева, оказавшие влияние на формирование художественных и общественных взглядов гениального критика.
Н.П.Огарев писал, что «могучий талант» Полежаева рано сгорел, оставив «резкий, жгучий след».
Любопытное свидетельство о воздействии поэзии Полежаева находим у А.А.Григорьева: «Из уст в уста переходили дикие и порывистые стихотворения Полежаева… когда произносилось это имя… какой-то ужас овладевал кругом молодых людей, и вместе что-то страшно соблазняющее, неодолимо влекущее было в этом ужасе…». Григорьев как поэт тоже испытал заметное влияние Полежаева (2).
Произведения Полежаева привлекли внимание многих литераторов, связанных с Московским университетом, в частности с кружком Н. В. Станкевича: В. Красова, К. Аксакова, в поэзии которых ощутимы метрические и фразеологические переклички с «Песнью погибающего пловца».
Особый интерес представляет вопрос о восприятии поэзии и личности Полежаева Пушкиным. В его библиотеке, были кавказские поэмы Полежаева, с которыми писатель, вероятно, был хорошо знаком. Что же касается возможных намеков на Полежаева в прозе Пушкина («Отрывок», «Капитанская дочка»), отмечаемых исследователями, то здесь требуется дальнейшее изучение литературных, общественных и личных обстоятельств, связывающих писателей.
С полным правом Полежаева можно назвать одним из ближайших предшественников Лермонтова. Внимание Лермонтова к поэзии Полежаева наблюдается на протяжении всей его творческой деятельности и во многом обусловлено как эстетической, психологической родственностью романтизма поэтов, так и биографическими обстоятельствами (Московский университет, окружение Лермонтова и др.). Воздействие полежаевской поэтики на Лермонтова прослеживается по многим направлениям: темы, мотивы, фразеология, приемы батальной «живописи», отчасти жанровый уровень.
В ранние годы (1829 — 1831) Лермонтова привлекали в первую очередь демонические черты лирического героя Полежаева, его отчужденность от окружающего мира, что выразилось в усвоении им соответствующих мотивов, фразеологических красок («Мой демон», «Преступник», «Исповедь», «Гляжу вперед сквозь сумрак лет...», наброски к поэме «Демон»). В творчестве Лермонтова этих лет («Элегия», «Мне любить до могилы творцом суждено...», «Счастливый миг») видны следы знакомства и с такими популярными произведениями Полежаева, как «Песнь пленного ирокезца», «Послание к друзьям», «Море», «Дженни» (3).
Интерес Лермонтова в данный период к кавказскому творчеству Полежаева отразился в поэме «Измаил-Бей», где, по мнению С. В. Обручева, содержится полемика с «Чир-Юртом». Конкретно-фразеологическое и типологическое влияние произведений Полежаева («Рассказ Кузьмы, или Вечер в "Кенигсберге"», «Сашка») ощутимо в юнкерской поэме Лермонтова «Петергофский праздник» (4).
Принципиально интересен вопрос о преемственности между поэзией Полежаева и Некрасова, решавшийся многими исследователями положительно. Между тем следы внимания последнего к творчеству предшественника далеко не очевидны. Несомненна некоторая типологическая близость поэтов (например, по линии демократизма идеологии и поэтического языка, социальной сатиры), хотя опять-таки не бесспорная, поскольку творчество Полежаева, как и некрасовское, не ограничивалось лишь указанными тенденциями. Вместе с тем в ранней лирике Некрасова, в период его становления как поэта, заметно сходство с произведениями Полежаева 1826 — 1828 гг., в частности с их мотивами и соответствующей фразеологией. В более позднее время Некрасов, по-видимому, переоценил свое увлечение модными романтическими образами 1830-х гг., переосмыслив их в поэме «Суд».
Популярность лирического героя Полежаева в быту в 30 — 40-х гг. XIX в. отразил в рассказах из цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев. Строки из стихотворения «Четыре нации» цитировал в черновике письма к Белинскому по поводу оценки последним «Выбранных мест из переписки с друзьями» Н. В. Гоголь. О судьбе Полежаева вспоминали в своих воспоминаниях А. И. Герцен и Н. М. Сатин.
Следы знакомства с поэзией Полежаева («Черные глаза», «Тоска») ощутимы и в лирике Ф. Тютчева («Есть и в моем страдальческом застое...», «Бывают роковые дни...»). Характерно, что его связывает с Полежаевым — в поздние годы — трагическая тональность чувства.
В многообразных формах проявился интерес к поэзии и жизни Полежаева в творчестве М. Горького, которого привлекали, прежде всего, бунтарские стороны лирического героя поэта. Писатель использовал строки из полежаевских стихотворений в своих произведениях, пропагандировал наследие поэта.
Внимание к судьбе Полежаева отразилось в публицистике И. А. Бунина («Окаянные дни»).
Лирика Полежаева была созвучна мировосприятию и творчеству литераторов «серебряного века».
Молодому В. Брюсову («И ночи и дни примелькались...») были близки мотивы смерти, некрологические образы Полежаева, отчужденность его лирического героя от мира; характерно, что отмеченное стихотворение Брюсова ценилось и вторым поколением русских символистов: А. Белым, А. Блоком. Позже он обращался к анализу метрики Полежаева, в частности его короткой строки.
Трагизм судьбы Полежаева волновал Н. Гумилева, в лирике которого («Злобный гений, царь сомнений...», «Дон-Жуан») использовались и отдельные составляющие полежаевской поэтики: отчужденность, демонизм лирического героя, явно романтические языковые краски.
Лирический персонаж Полежаева привлекал отечественных поэтов в первую очередь мужеством, готовностью бросить вызов судьбе, концептуальной, почти вселенской отчужденностью от мира, «бесприютностью», аристократически-гордой независимостью, трагическим восприятием бытия. Неоспорима его роль в общей демократизации русской поэзии. Поэт проявил новаторскую смелость, воспев такие стороны жизни и быта, которые тогда в стихи не допускались. Для этого он использует новую поэтику, отражающую вкусы не дворянского, а разночинного класса.
Творчество А.И.Полежаева до сих пор живет в доброй памяти потомков. 11 сентября 1984 года под руководством учителя русского языка и литературы Л.В.Щербаковой в школе №9 города Рузаевка открыт музей А.И.Полежаева. Это первый музей поэта в Республике Мордовия.
Он плодотворно работает и сегодня. Здесь побывали не только школьники города и района, но и гости из Москвы, Канады, Германии, Японии, Латвии; участники фестиваля «Шумбрат, Финно – Угрия!»; поисковый отряд МГУ им.Н.П.Огарева «Живая память»; участники конференции «Мой Дом, Моя Семья, Моя Республика» и многие другие.
В стихотворении «Черные глаза» поэт с гордостью воскликнул:
Вся жизнь моя – гроза!
В своем трагическом противоборстве с несправедливостью он боролся не только за себя, но и вообще за человека, за его достоинство, свободу, а значит, и за нас! Сколько бы ни прошло времени, а поэзия А.И.Полежаева будет волновать умы и сердца молодого поколения, ведь в ней есть сама жизнь.
Использованная литература:
- Белинский В.Г. Стихотворения Полежаева. «Отечественные записки», 1942, - с.418.
- Григорьев А.А. Из воспоминаний о 1830-х годах, 1864, - с.447.
- Васильев Н.Л. А.И.Полежаев: Проблемы мировоззрения, эстетики, стиля и языка: Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1987, - с.232.
- Обручев С.В. Над тетрадями Лермонтова. М: Наука, 1965, - с.283.
Предварительный просмотр:
Обухова Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Использование моделей этнокультурного образования в работе школьного Литературного музея А.И.Полежаева.
В настоящее время этнокультурное образование привлекает всё более широкое внимание. Гармоничное развитие ребёнка возможно с учётом его национальных корней, национального характера.
Республику Мордовия, как и всю Российскую Федерацию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из них владеет соответствующим языком, обладает культурой, особенностями поведения и жизнедеятельности. Это формирует уникальный общественный, культурный ландшафт, является важнейшей общечеловеческой ценностью и основой прогрессивного и многоукладного развития российского общества и государства.
Для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры всех народов, в том числе и мордовского.
Главная задача образовательного учреждения – передать молодому поколению этническую и общечеловеческую культуру.
Важную роль в реализации данных проблем в общеобразовательном пространстве школы играет литературный музей А.И.Полежаева.
Мы хотим представить одну из моделей этнокультурного образования – проведение заседания Круглого стола в школьном Литературном музее имени А.И.Полежаева на тему: «Мордовские поэты о Полежаеве. А.К.Мартынов».
Основная цель проведения данного мероприятия - познакомить учащихся с творчеством Александра Константиновича Мартынова, его лирическими стихами; с переводческой деятельностью (перевод стихов Полежаева на мордовский – эрзя язык); показать связь мордовской и русской литературы.
Поэт, прозаик, критик … Таков творческий диапазон заслуженного писателя Мордовской СССР, лауреата Государственной премии Мордовии. Им выпущено около 30 поэтических и прозаических книг, написано и опубликовано десятки критических статей о творчестве многих мордовских поэтов и прозаиков. Его лучшие стихи напечатаны в более 40 коллективных сборниках поэтов страны.
В далёком 1948 году общественность Республики Мордовия готовилась торжественно отметить 100-летие со дня смерти А.Полежаева, было решено перевести его стихи на мордовский мокша и эрзя языки. Перевод лирики Полежаева был поручен молодому поэту А.К.Мартынову. В 1939 году томик стихов Полежаева вышел в мордовском книжном издательстве. Перевод на мордовский мокша язык так и не был сделан. Это первое издание 1939 года с автором Мартынова бережно хранится в нашем музее.
Затем звучали стихи А.Полежаева «Цепи» и «Вечерняя заря» сначала на русском языке, потом в переводе Мартынова.
В процессе беседы за круглым столом учащиеся почувствовали, как красиво и проникновенно звучат лирические строки нашего поэта – земляка на мордовском языке в переводе А.Мартынова.
Далее шла речь о современном развитии Республики Мордовия, её достижениях, праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства.
Не случайно в литературном музее русского поэта Полежаева лежит томик его стихов на мордовском языке, переведённый А.К.Мартыновым, талантливым мордовским поэтом.
Проведение Круглого стола как модель этнокультурного образования в работе литературного музея А.И.Полежаева использовалась впервые. Очень значимо то, что учащиеся и педагоги в процессе живого общения делились своими мыслями, взглядами на жизнь, говорили о мордовской литературе, о поэте-земляке, прославившем родной край, то есть прикоснулись к животворному наследию предков, ощутили себя частицей малой родины Мордовии и большой – России.
Таким образом, школьный музей стал связующим звеном в развитии двух культур, были созданы предпосылки для гармоничного развития современной личности в рамках этнокультурного образования.
Предварительный просмотр:
Обухова О.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9» Рузаевского муниципального района
Роль школьного Литературного музея имени А.И.Полежаева в становлении и развитии личности
Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма учащихся.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать чувство национального самосознания школьников. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Потеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной. Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный литературный музей имени А.И.Полежаева.
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.
Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором литературно – патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
При достижении данных целей решаются следующие задачи:
-активация работы музеев образовательных учреждений, расширение сферы и методов использования их воспитательного потенциала;
-поддержка воспитательных и образовательных программ, направленных на формирование патриота и гражданина;
- углубленное изучение и использование во всех формах работы музеев муниципальных образовательных учреждений современных информационных технологий;
- организация творческого досуга детей и учащейся молодёжи, привлечение к участию в культурных программах городского, регионального, всероссийского и международного уровней;
-выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;
-повышение статуса педагога , работающего в школьных музеях, рапространение передового опыта и повышение их профессионального мастерства.
-укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».
Одной из основных задач школьного литературного музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно – воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Многообразие видов работы, которые необходимо выполнять в школьном музее, позволяет детям выбрать себе занятие по душе, реализовать свои творческие потребности и способности. Достичь высоких результатов в воспитании трудолюбия практически невозможно, если заставлять ребенка выполнять ту работу, которая ему не нравится. Дайте ему возможность выбрать тот вид деятельности, который позволяет проявить себя, доставляет удовлетворение, тогда и другую необходимую работу он будет выполнять с чувством ответственности.
Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, дети получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях: преодолевать препятствия, использовать и ремонтировать снаряжение и оборудование, устраивать лагерь, заготавливать топливо, готовить пищу, мыть посуду, соблюдая при этом правила личной безопасности и охраны окружающей среды. Успех краеведческой экспедиции во многом зависит от слаженной работы детского коллектива, от взаимоуважения и взаимопомощи участников, от умения принимать коллективные решения и подчиняться распоряжениям руководителя. Так дети приобретают жизненно важные навыки, учатся пониманию закономерностей и правил коллективной деятельности.
Много практических навыков приобретают дети и в процессе реализации различных видов музейной деятельности. Необходимость изготовления и использования оборудования для комплектования фондов, обеспечения сохранности краеведческих материалов, разработки и создания экспозиции музея предоставляет детям широкое поле для научного, изобретательского и технического творчества.
Сущность документирующей и образовательно-воспитательной функций школьного музея допустимо рассматривать раздельно только на теоретическом уровне. На практике эти функции осуществляются в тесной взаимосвязи, когда в процессе исследовательской работы естественным образом решаются задачи обучения и воспитания детей, а образовательно-воспитательные проблемы учреждения образования определяют характер музейно-краеведческой деятельности.
В 1984 году в средней школе №9 по инициативе директора Надькиной Александры Герасимовны был создан литературный музей имени А.И.Полежаева. Возглавила его учитель русского языка и литературы Щербакова Людмила Викторовна. Распологался он в простой классной комнате. Открытие его совпало со 180-летним юбилеем поэта. В этот день присутствовали поклонники поэзии своего земляка, среди них председатель «Масторавы» Д.Т.Надькин, автор пьесы «Крестник Его Величества» А.Терешкин. О небольшом музее, находившемся в маленьком провинциальном городке, знали даже в Москве. Именно с помощью сотрудников Московского Государственного музея им.А.М.Горького были грамотно оформлены экспозиции, разработаны пути и источники сбора материалов. Велась переписка с известными людьми, среди них детский писатель В.И.Порудоминский, написавший книгу о Полежаеве «Вся жизнь моя - гроза».
В течение нескольких лет руками учеников и педагогов собирались уникальные предметы, рассказывающие об укладе повседневной жизни жителей города и района. Изучались литературные материалы, неоднократно совершались поездки в архив г. Пензы. Многое дала музею дружба с Н.Л.Васильевым, преподавателем МГУ им.Огарева, изучающим наследие поэта. Он является частым гостем Полежаевских чтений. Незабываема встреча с художником Б.И.Лебедевым, иллюстрировавшим книгу И.Воронина «А.И.Полежаев: жизнь и творчество». Копии с его рисунков составляют одну из экспозиций музея.
Двухсотлетний юбилей со дня рождения А.И.Полежаева стал ярким событием в культурной жизни Республики Мордовия. Именно 11 сентября 2004 года было открыто новое помещение школьного литературного музея. К этой знаменательной дате была проделана большая поисковая работа, совершена поездка в г.Зарайск, создан фильм о жизни поэта «И мне ль забвенным , мне ли быть?», найдено место захоронения А.Полежаева.
На основе поискового материала созданы уникальные экспозиции, сохранившие частицу прошлого. Литературный музей имени А.И.Полежаева стал большим подспорьем в проведении уроков русского языка и литературы, истории, краеведения, интегрированных уроков.
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России является организация работ лекторских групп в музее. Целью организации лекторской группы стало развитие ученика как исследователя, ответственного за сохранение исторического и культурного наследия малой родины.
В составе лекторской группы - учащиеся 8 класса. Опыт их работы в музее уже три года. Вместе с ними мы проводим следующую работу:
• изучаем литературно-исторические и другие источники, соответствующие профилю музея, его тематике;
• обеспечиваем сохранность музейных предметов, организуем их учет в инвентарной книге музея;
• создаем и обновляем экспозиции;
• проводим экскурсионно-лекторскую работу для учащихся и населения;
• оказываем содействие в использовании экспозиций и фондов музея в учебно- воспитательном процессе.
Сегодня в музее открыто семь экспозиций:
«История рода Струйских»
«Детство Александра Полежаева»
«Годы учебы»
«Служба на Кавказе»
«Последние годы жизни»
«Увековечивание памяти поэта»
«Ильинское в судьбе Полежаева»
Материалы музея широко используются педагогами для проведения уроков и внеклассных мероприятий. На базе музея проходят школьные и районные семинары, методические объединения, встречи с интересными людьми. Неиссякаемым потоком приходят посетители в музей, многие из них приезжают из других регионов по зову своего сердца. Летом 2013 года в нашем музее побывала съемочная группа канала ОТР. Многое их удивило, особенно то, что до сих пор существуют останки господских прудов, где некогда разводили форель. Но, к сожалению, от рузаевского дворца не осталось и камня на камне.
Вовлекая школьников в сознательную и личностно значимую, наукоёмкую и в то же время интересную учебно-познавательную и созидательно-творческую деятельность, музей обеспечивает связь учащихся с жизнью, стимулирует процесс формирования их креативных качеств.
Один из основных источников воспитания гражданственности - память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- говорил А.С.Пушкин. Именно интерес к историческому, литературному и культурному прошлому, желание осмыслить его уроки является проявлением всестороннего развития личности, способствует формированию у человека активной жизненной позиции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.В. Гоголь о русском языке Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценнее самой вещи. («Предметы для лирического поэта в нынешнее время», 1844) Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких, он беспределен и может, живой как жизнь, изменяться ежеминутно… («В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенности», 1845) …Нет слова, которое было бы так замашисто , бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало , как метко сказанное русское слово. («Мертвые души», 1842)
«Русское бойкое слово» или поговорим о фразеологизмах
ФРАЗЕОЛОГИЗМ – устойчивое неделимое сочетание слов, имеющее яркое образное значение. Фразеологизмы делают нашу речь выразительной и эмоциональной .
Происхождение фразеологизмов
Крылатые слова из мифологии: Адамовы веки, Геркулесовы стопы, Авгиевы конюшни. Крылатые слова и выражения, созданные писателями: рыцарь печального образа, все смешалось в доме Облонских, и дым Отечества нам сладок и приятен. Старославянские: семи пядей во лбу, несолоно хлебавши, из первых уст, сию минуту. Из разных профессий: стоять на часах, и в хвост и в гриву. Исконно русские: скалить зубы.
«Услышьте фразеологизмы»
«Все мы немного писатели»
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Музей в чемодане» или как создать мобильную выставку.
Звучит музыка «Песенка о чемодане» Ефрема Флакса. Слайд 1 фото старинного чемодана, строки из стихотворения
Татьяна Лаврова «Ода о старом чемодане»
Где-то в дальнем углу антресолей
Дерматиновый, пылью покрытый,
Чемоданчик потертый, забытый.
В нем хранятся обрывки историй.
На сцену выходит учитель со старинным чемоданом в руках.
Несколько секунд ходит по сцене. Затем ставит чемодан на подготовленный стол.
Старинный чемодан хранит множество тайн и секретов. Совершенно разных, порой непредсказуемых историй. Впрочем, разгадывать их очень нравится детям. И сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс «Музей в чемодане» или как создать мобильную выставку». Слайд 2.
В современное время хранители музеев отходят от стереотипа – музей с застеклёнными экспозициями и табличками «Руками не трогать». Всё чаще экспонаты извлекаются из витрин и включаются в сферу общения всех тех, кто посещает музей.
Главный девиз «Музея в чемодане»: «Трогать руками разрешается!!!» Слайд 3.
Давайте попробуем узнать, что в нём находится. Я открываю таинственный чемодан раз, два, три… Сколько разных предметов! И как они связаны между собой?
- Можете ли вы сказать, кто изображен на этой фотографии? (фотография Екатерины Ивановны Бибиковой).
- Затрудняетесь ответить?
-Рассмотрим остальные предметы. Томик стихов. Скажите, чьи это стихи? Александра Ивановича Полежаева.
-Кто это такой?
-Мы видим, есть закладка на стихотворении «К …Е…И…Б…Й». Снова загадка, запись зашифрована.
-Однако здесь есть дата написания стихотворения. Прочтите её. (11 июля 1834 года село Ильинское).
-Прочитайте выразительно строки стихотворения.
-Эти стихи были посвящены Екатерине Ивановне Бибиковой. Посмотрите на зашифрованную запись. Становится понятным, кому оно посвящено.
-Действительно, Многие исследователи говорят, что А.И.Полежаев - поэт трагической судьбы, но это не совсем так, ведь были в его жизни 2 недели счастья, когда он был влюблен в дочь Ивана Петровича Бибикова -Екатерину.
По злой иронии судьбы, это был именно тот жандарм, который отправил донос царю, Николаю 1, на Полежаева. Встретив его однажды в городе Зарайске, где квартировался полк, он пригласил его на дачу, в подмосковное село Ильинское. Именно там он и познакомился с Екатериной Ивановной. Девушке исполнилось всего лишь 16 лет, чувство было взаимным. Бибикова нарисовала портрет Полежаева. Показать портрет! Но быть вместе они не могли, ведь Полежаев был под надзором самого царя.
Пройдет много лет, Екатерина Ивановна выйдет замуж за Раевского. Но А.И.Полежаева она не забудет никогда. Будет писать о встрече с ним мемуары, под псевдонимом «Старушка из степи».
-Посмотрите, вот как об этом написано в журнале.
-Что ещё находится в старинном чемодане? (Кольцо).
-Как вы думаете, из чего оно сделано? (Серебряное).
-Вот такое кольцо передается в семействе Раевских старшей снохе, когда-то оно принадлежало Екатерине Ивановне. Это семейная традиция.
-Что ещё осталось в чемодане? (Фотография).
-На ней изображен Кирилл Сергеевич Раевский – это праправнук Екатерины Ивановны Бибиковой. Он живет в Москве. Учащиеся нашей школы были у него в гостях. Кирилл Сергеевич - профессор медицинских наук, был очень рад, что память о его предках жива, ведь нам так интересно было слушать его воспоминания.
- Я закрываю волшебный чемодан. Мы узнали, что там хранится.
Такие мобильные экскурсии можно проводить по разным направлениям.
В начальной школе это может быть чемодан со сказками, которые очень интересно рассматривать и читать вместе, в старших классах - это может быть материал к уроку. И даже дома можно создать такой чемодан. Ведь в семье тоже хранится память о многих событиях.
«Музей в чемодане», как переносной или передвижной, благодаря своей мобильности может быть использован для организации выездных выставок, ведения занятий в отдалённых районах, разных городах, образовательных учреждениях, детских садах и доступен самым широким слоям населения. Эта форма музейной работы позволяет решить целый ряд научно-исследовательских, образовательно-воспитательных и социально значимых задач.
- А теперь я предлагаю вам попробовать создать мобильную выставку самим.
Посмотрите, на парте лежат многие вещи, выберите из них нужные и соберите выставку на какую-то тему, вами увиденную.
Звучит музыка.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- На какую тему вы собрали выставку? Какие экспонаты выбрали? Молодцы!
Вы справились с задачей! Я благодарю участников за поддержку!
А всем присутствующим я хочу сказать, что, если вы меня позовёте, то с таким чемоданом я приду и к вам! Спасибо за внимание1
Предварительный просмотр:
О.В. Обухова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ А.И. ПОЛЕЖАЕВА Г. РУЗАЕВКА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Город Рузаевка славится своим историческим прошлым. Средняя школа № 9 построена именно на том месте, где более два века назад находилось имение помещика Н.Е. Струйского, незаконным внуком которого был поэт-демократ первой трети XIX века, человек трагической судьбы, А.И. Полежаев. Его имя вошло в золотой фонд русской литературы XIXвека. В 1984 году в школе №9 был открыт литературный музей, первый в Мордовии, который продолжает сохранять память о поэте-земляке и сейчас.
Это важное событие совпало со180-летием со дня рождения поэта. Открытию музея предшествовала кропотливая исследовательская работа: переписка с музеями и архивами, работа в библиотеках, встреча с учёными - краеведами. Среди школьников была проведена акция «Чердак», во время которой преподаватели и школьники совершили этнографическую экспедицию в сёла Рузаевского района. Именно тогда местные жители передавали в дар музею предметы крестьянского быта прошедшего столетия.
Четыре экспозиции: «История рода Струйских», «Жизнь и творчество А.И.Полежаева», «Увековечивание памяти поэта», «Крестьянская изба 19 века», - радуют посетителей и в настоящее время.Сразу же, как окажетесь в музее, вы почувствуете обстановку XIX века. Здесь царит дух богатства и роскоши, дух бедности и печали… Блеск и нищета – это идея построений экспозиций музея. Многочисленные экспонаты о жизни и творчестве Полежаева – настоящий клад. Ответственность перед памятью поэта выражена в бумаге и дереве, металле и керамике.
Руководит работой музея совет учащихся, в него входят несколько групп: поисково-исследовательская, лекторская, группа экскурсоводов, которая проводит тематические экскурсии: «Жизнь и творчество А.И. Полежаева», «Увековечивание памяти А.И. Полежаева», «Роль рода Струйских в развитии культуры села Рузаевка». Завершает экскурсию её театрализованная часть - «Русская изба». Ребят приглашает хозяйка избы, показывает домашнюю утварь, рассказывает о народных праздниках, традициях, гадает, угощает кашей. Дети вместе с ней поют русские народные песни, участвуют в национальных обрядах.
Фольклорный материал был записан нами во время экспедиции в с. Покрышкино Ромодановского района со слов 101-летней жительницы Д.И. Егоровой в 2001 году.
Вот уже на протяжении 22 лет он используется во время проведения заключительной части экскурсии. Музейный педагог приглашает посетителей перенестись в «загадочный мир» старинных предметов и традиций. Сколько открытий появляется после знакомства с историей таких экспонатов, как русская печь, прялка, самовар, рубель, коромысло, веретено и многих других.
Этнографические материалы широко используются в учебно-воспитательном процессе. Бесценно значение музейных экспонатов в создании особого микроклимата на экскурсии, доброго настроя в душах воспитанников. Использование богатого этнографического материала способствует повышению эффективности и результативности учебного процесса по родному языку, литературе и культуре родного края.
Материал, собранный в музее, остается не только достоянием музея. Его используют учителя родного языка и литературы, русского языка и литературы, истории, начальных классов на своих уроках. Они применяют разные методы работы: рассказ учителя, самостоятельное ознакомление с экспонатами, комментирование документов и текстов, сравнительный анализ, беседа, обмен мнениями, прослушивание ученических сообщений и сочинений, экскурсии и т.д.
Использование педагогами фольклорно-энографических материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее. В музее педагог опирается на музейный экспонат, который оказывает воздействие на эмоциональную сферу ученика. Ученик может взять музейный предмет в руки, почувствовать свою сопричастность с прошлым. Экспонат может вызвать эмоциональный всплеск, ведь предмет хранит энергию того или иного исторического события. В нашем музее есть разнообразные источники, с помощью которых учащиеся могут пополнить и углубить знания по многим предметам. Это уроки, уроки-встречи, уроки-экскурсии, тематические экскурсии с использованием определенных музейных экспозиций.
Музей, хранящий историю, показывает жизнь предков в постоянном труде, развитии, совершенствовании, демонстрирует их необыкновенное трудолюбие, творчество, фантазию. На всех музейных уроках, экскурсиях, обзорных выставках подчёркивается созидательность народа. Творчество учащихся показывает преемственность поколений.
В музее дети знакомятся с различными промыслами, с ткачеством и вышивкой в быту, орнаментальным искусством, украшением изделий вышивкой, изготовлением женских головных уборов. Приобщение к народной культуре во всех её проявлениях (устройство крестьянской избы, домашняя утварь, одежда, рукотворное творчество, фольклор, богатый местный говор, традиции и праздники) способствует выработке идеалов подлинной красоты, культурных навыков, вызывает стремление к эстетической деятельности.
В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений, произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, призвано помочь развивать вкус, эстетическое чутье, чувство прекрасного, помочь отличить подлинные произведения искусства от грубой подделки, созданной только, чтобы удивить.
Также широко используется литературный материал, ведь А.И. Полежаев - автор многочисленных стихотворений, основная мысль которых - рассказать о России, о судьбе простого человека. В некоторых из них чувствуется влияние русского фольклора. Особо хочется отметить стихотворение «Сарафанчик». По мелодичности стиха, напевности речи оно привлекло многих музыкантов. "Сарафанчик" с музыкой Гурилева - самая известная "русская песня" Полежаева. Музыку к стихотворению создали также Александр Алябьев (1840), Ю. Арнольд (1840), Александр Дюбюк (1850-е гг.) и другие композиторы.
Музейные экспонаты – это настоящий кладезь. При умелом использовании фольклорно-этнографических материалов осуществляется духовно-нравственное развитие личности: осмысление жизненных ценностей; воспитание уважения к истории, традициям, культуре своей страны; понимание и уважение обычаев, культуры других народов; формирование и развитие чувства вкуса, чувства прекрасного, эстетическое и этическое «чутье», чувство гордости за свою страну. Во время экскурсии «застывшие» экспонаты словно оживают, «находятся в движении», оказывая воздействие на восприятие, память, мышление, вызывая различные эмоции, становятся ближе, понятнее. Возможности использования фольклорно-этнографических материалов помогают формированию ценностного отношения к объектам и субъектам культуры, способствуют духовному развитию личности.
Список литературы
1. Аронов В. Вещь в искусствоведении // Декоративное искусство. СССР. – 1985. - № 11.
2. Арсеньев В.Р. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 9–19 с.
3. Астапович А. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 19–21 с.
4. Балаш А. Н. Вещь в музее: размышления о судьбе «предмета музейного значения» // Вопросы музеологии, № 1 (7), 2013.- 19 - 24 с.
5. Баранов Д. А. Образ советского народа в репрезентативных практиках Государственного музея этнографии народов СССР во второй половине XX века. // Э. Гучинова, Г. Комарова. Антропология социальных перемен. Исследования по социальнокультурной антропологии: сборник ст. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011.
6. Баранов Д.А. Музей и репрезентации этнографической реальности / А.Б. 60. Сборник статей к 60-летию Альберта КашфулловичаБайбурина. СПб., 2007. - 384-396 с.
7. Баранов Д.А. Этнографические музеи сегодня // Антропологический форум. — 2007. — № 6. — 21–25 с.
8. Баранова И.И., Котова Е.Н., Кононова Е. Ф. и др.; Под ред. д.ист.н., проф. И.В. Дубова. Атрибуция музейного памятника. Справочник. - М-во культуры Рос. Федерации, Рос.этнограф. музей. - СПб.: Лань, 1999. - 346 с.
9. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / Под ред. А.С. Мыльникова. Л., 1989. – 67-88 с.
10.Байбурин, А. К. Семиотический статус вещей и мифология Текст. / А. К. Байбурин // Сборник Музея антропологии и этнографии. Материальная культура и мифология. JI., 1981. - Т. 37. - 215 - 226 с.
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обухова Оксана Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Рузаевского муниципального района
Литературное краеведение является одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. А также помогает в поликультурном воспитании современных школьников.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения истории народа, восстановления традиций. Любовь к родине, народу, истории своей страны важно прививать с детства. Школьное краеведение способствует развитию любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
Литературное краеведение — изучение местной литературной жизни, биографии писателей, связанных с той или иной местностью, где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края. Объектами литературного краеведения являются также все средства увековечения памяти писателя в данном крае (музеи, памятники, мемориальные доски и др.).
Город Рузаевка славится своим историческим прошлым. Средняя школа № 9 построена именно на том месте, где более два века назад находилось имение помещика Струйского, незаконным внуком которого был поэт-демократ, человек трагической судьбы, А.И. Полежаев. В 1984 году в школе №9 был открыт литературный музей, первый в Мордовии, который продолжает сохранять память о поэте-земляке и сейчас.
Это важное событие совпало со 180-летием со дня рождения поэта. Открытию музея предшествовала кропотливая исследовательская работа: переписка с музеями и архивами, работа в библиотеках, встреча с учёными - краеведами. Среди школьников была проведена операция «Чердак», во время которой были найдены предметы крестьянского быта. Четыре экспозиции: «История рода Струйских», «Жизнь и творчество А.И.Полежаева», «Увековечивание памяти поэта», «Крестьянская изба 19 века», - радуют посетителей и в настоящее время.
Наш музей был создан для того, чтобы учащиеся не только изучали биографию земляка, но и знали его литературное творчество.
В 2004 году к 200-летию со дня рождения А.И.Полежаева музей расположился в новом кабинете. Блеск и нищета – это идея построения музея. Многочисленные экспонаты о жизни и творчестве Полежаева – настоящий клад. Ответственность перед памятью поэта выражена в бумаге и дереве, металле и керамике.
Одной из главных задач нашего музея является привлечение учащихся к исследовательской работе. В этой области у нас накоплен определённый опыт. Обучающиеся школы успешно представили проектные и исследовательские работы:
1. «Прогулки по усадьбе Струйских», 1 место в Международном форуме «Одарённые дети», 2018 год; 2. «Один из рода Струйских», 1 место в Международном форуме «Одарённые дети», 2019 год; 3. «Добро пожаловать в Рузаевский район», 1 место в Международном форуме «Одарённые дети», 2020 год; 4. «История школы № 9», 1 место в Республиканском конкурсе «Юный архивист», 2021 год.
Важно, что А.И. Полежаев одним из первых русских поэтов зазвучал на мордовском языке. Первый перевод томика стихов и поэм нашего земляка хранится в музее. Его автором является мордовский поэт А. Мартынов. Издание вышло в свет в 1938 году к 100-летию со дня смерти А.И. Полежаева. Материал, накопленный в музее, помогает учителям русского языка и литературы проводить уроки поликультурной направленности: «Рузаевка – родина трёх поэтов», «Два шедевра: «Портрет А.П. Струйской» Ф. Рокотова и «Портрет» Н. Заболоцкого», «История одного шедевра (портрет Ф.С.Рокотова «Неизвестный в треуголке») и др.
Школьный музей – это своеобразный центр, вокруг которого объединяются любители поэзии А.И. Полежаева. Мы проводим Полежаевские чтения, утренники, вечера поэзии, викторины, встречи, круглые столы.
К 215-летию со дня рождения А.И. Полежаева и 35-летию музея в школе состоялся муниципальный конкурс чтецов «Восстань из тьмы, живи, поэт!».Это мероприятие переросло в настоящую акцию по увековечиванию памяти поэта, родившегося на рузаевской земле!
В ноябре было проведено мероприятие «С юбилеем, наш музей» к 35-летию создания музея. На нем присутствовали люди, чья судьба тесным образом переплелась с краеведением.
В марте 2022 года прошла встреча с мордовским поэтом Г.С. Гребенцовым, было проведено мероприятие «Поэзия - волшебный дар», посвящённое Дню поэзии и Неделе детско-юношеской книги.
В мае 2022 года в музее проходили съемки для проекта «Легенды забытых дворянских усадеб», реализуемые АНО «РЦ Волонтеры культуры Мордовии». Был снят видеосюжет, посвящённый дворянскому имению Струйских в Рузаевке, а также жизни поэта-демократа 19 века А.И. Полежаева.
Во Всероссийскую энциклопедию «Литературные музеи России» включена статья, в августе 2022 года, о работе школьного музея А.И. Полежаева.
Музей активно сотрудничает и взаимодействует с музеем А.И. Полежаева (филиалом МБУК «Мемориальный музей военного и трудового подвига 1941-1945г.г.» г.о. Саранск, Мордовским республиканским объединенным краеведческим музеем имени И.Д. Воронина.
В настоящее время музей А.И. Полежаева продолжает свою работу. Обучающиеся средних и старших классов посещают кружок литературно-краеведческой направленности «Музейное дело». Здесь проводятся экскурсии не только для учащихся города и района, но и для жителей Мордовии, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Об этом свидетельствуют записи в книге отзывов посетителей.
Таким образом, литературное краеведение сегодня продиктовано временем. Оно ориентирует на нравственные принципы, традиции, взаимоотношения между людьми разных культур. Дети, обучающиеся в поликультурной школе, должны знать историю, литературу, культуру разных народов. Вся работа музея неразрывно связана с воспитанием патриотизма, нравственности, любви к своему родному краю, Родине, подготовкой детей к дальнейшей жизни.
Литература:
1. Познай свой край. Сборник Псковского общества краеведения, выпуск IV. Москва. Книга по Требованию. 2015 г.
2. CD-ROM. Кружковая работа в школе. Декоративно-прикладное творчество, краеведение. Москва. Машиностроение. 2019 г.
3. Абубакиров Э. В. Выше, дальше, ниже. Новейшие опыты краеведения Поволжья. Москва. Три квадрата. 2018 г.
4. Ашурнов В.Н. Историческое краеведение.Москва. Просвещение. 2014 г.
5. Библиотека и краеведение. Библиографический указатель литературы за 2006-2007 гг. Москва. Российская национальная библиотека. 2018 г.
6. Болтушкин В. Краеведение. Москва. Бибком. 2018 г.
Предварительный просмотр:
Инновационные практики обучения на уроках русского языка и литературы в поликультурном образовательном пространстве
Обухова О.В., МБОУ «СОШ № 9»
«Существует три типа учителей: те, которые объясняют,
те, которые жалуются, те, которые вдохновляют…»
А самое трудное - быть вдохновителем».
Шалва Александрович Амонашвили
«Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?». Нет такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами. И это не случайно. Современное общество, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.
Сегодня основная цель обучения - это не только приобретение учеником определѐнных знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника к образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активное сотрудничество и учителя, и ученика. Именно – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребѐнку урок – это радость, приносящая пользу. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что такое «инновация»? Инновация – (от латинского «innovation» – нововведение, изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков).
Что же такое «инновационное обучение» и в чѐм его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». В связи с этим возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно - ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности.
Обучение проходит не по принуждению, а через пробуждение интереса к получению знаний. У учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность. Цели: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; формирование личностных качеств учащихся; выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; развитие различных типов мышления; формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи: создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день учитель для ребят:
- руководитель - участник - советник - товарищ – наблюдатель.
Цель педагогической деятельности - научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих. Цель представляемого материала: обобщить, проанализировать опыт работы по выбранной теме. Школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей обращаемся к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда. Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся. В школе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать, какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.
Приёмы:
- Диаграмма Венна;
-Метод проектов;
-Чтение с остановками;
-Опорный конспект;
-Облако слов;
-Нетрадиционные уроки.
Прием «Кольца Венна», или «Диаграмма Венна», стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге «Символическая логика». Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.
Как работать с приемом «Кольца Венна»
1. На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить.
2. Ученики рисуют кольца и заполняют графы.
3. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).
На уроке литературы — героев произведения. Например, составить диаграмму Венна, сравнивая членов семьи Ростовых в романе «Война и мир», образы Кутузова и Наполеона. На уроках русского языка – союзы и союзные слова при изучении темы сложносочинённые предложения.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного м Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
1.В центре деятельности – ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
2. Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
3. Каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
5. Проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
6. Проектированию можно научиться.
- Классификации проектов
Существуют разные виды проектов на уроках русского языка (классификация В.Соколовой):
- по доминирующей деятельности учащихся
- информационный (направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории);
- ролевой (учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев);
- практико-ориентированный (нацелен на интересы самих участников проекта; продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса и школы.);
- творческий проект (предполагает максимально свободный и нетрадиционный подходк оформлению результатов);
- исследовательский проект (по структуре научное исследование: включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т. д.)
- по продолжительности
- мини-проекты (укладываются в один урок);
- краткосрочные проекты (занимают 4-6 уроков);
- недельные проекты (работа выполняется в группах, под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40- учебных часов);
- годичные проекты (выполняются как в группах, так и индивидуально, проводится в рамках ученических научных обществ. Это серьезное исследование, защита которого чаще всего проводится на районных, городских, республиканских научно-практических конференциях)
Формы продуктов проектной деятельности
(на уроках русского языка и литературы)
*Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
*Выставка, экскурсия.
*Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
*Игра.
*Праздник, сценарий.
*Учебное пособие.
*Серия иллюстраций.
*Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Виды презентаций проектов
(на уроках русского языка и литературы)
*Защита на заседании научного общества.
*Спектакль.
*Пресс-конференция.
*Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
*Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.
*Научный доклад.
*Ролевая игра.
*Реклама.
*Диалог литературных персонажей
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Эффективным я считаю прием « чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии отбора текста: - он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - динамичный, событийный сюжет; - неожиданная развязка, проблемный финал.
2.Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Данный прием часто используется при подготовке учащихся к написанию сочинения - рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
4.При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера.
Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Из существующих форм наглядности на уроках русского языка наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные конспекты, алгоритмы, схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Систематическое, грамотно применяемое, оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Появляется возможность экономии времени при работе с обширными комплексами понятий, возможность дифференциации процесса обучения, возможность использовать различные виды работ: индивидуальную, фронтальную, групповую, возможность обеспечения активной самостоятельной работы ученика, а как следствие самореализации ученика (в том числе в сотрудничестве с учителем и другими учащимися).
Виды работы с опорными конспектами опорного конспекта по теме (обучение правильному оформлению, умению выделять главное).
2. Комментирование учителем отдельных фрагментов конспекта (пояснения
к схематическим обозначениям).
3. Повторение учениками вслух частей конспекта, правил, схем (обучение
правильной речи).
4. Использование конспекта в процессе выполнения практических заданий
(многократное обращение к конспекту; запоминание без заучивания).
5 Внесение учеником пометок и собственных дополненй в опорный
конспект.
6. Письмо по памяти всего опорного конспекта или его частей.
7. Обучение составлению собственных опорных конспектов, схем,
алгоритмов при повторении и систематизации изученного материала.
В конспекте, опорной схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.
Облако слов – это визуальное представление списка слов, интересный способ сделать краткое описание текста или какой – либо информации.
Обычно используется для описания ключевых слов и идей.
Слова могут быть объединены в любом формате: в виде горизонтальных, вертикальных и диагональных линии, колонок или в любой другой форме.
2. Где можно использовать облака слов?
1) в повседневной жизни.
-при изготовлении оригинального подарка (облако помещается на футболку, на кружку, на открытку…)
-при создании образа чего-либо, при анализе, при проведении рефлексии, при планировании…
2) в образовательном процессе
- эмблема учреждения, класса, кружка
-при подготовке и проведении занятия (введение в тему, зашифровать тему занятия, зашифровать фразу, пословицу, рефлексия занятия)
3. Практическая работа «Создаем облако слов»
Сервисов множество. Все они разные, как по уровню сложности, так и по получению результата. Предлагаю рассмотреть программу WordArt.com.
WordArt.com - это онлайн-создатель облачного искусства, который позволяет с легкостью создавать удивительные и уникальные облака слов.
Результаты могут быть достигнуты в кратчайшие сроки, даже для пользователей, не имеющих предварительных знаний графического дизайна.
WordArt.com – одна из легких программ, хотя и имеет англоязычный интерфейс, она имеет много шаблонов и функций.
Облака слов идеально подходят для создания потрясающих персонализированных подарков. Регистрация не требуется!
Чек-лист по работе с программой
1.Открываем программу.
2.Нажимаем кнопочку «создать».
3.Открывается табличка, в которую
-впечатываем слова
-выбираем цвет, размер, шрифт.
4.Выбираем картинку.
5.Нажимаем кнопочку «визуализировать».
.
Примеры использования «облака слов»:
- «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких последних произведений;
- На любом уроке и любом этапе урока — задание «Найди лишнее слово»: для повторения пройдённого материала, для ознакомления с новым материалом, для переключения внимания, в качестве разминки и т.п.;
- «Составьте предложения или рассказ» - используется как можно больше слов из облака;
- «Реконструкция текста» – текст с пропусками восстановить на основе облака.
- Самостоятельная работа учащихся с учебной литературой. Ученики при работе с учебником или дополнительной литературой по предложенной теме выделяют наиболее важные слова (понятия) в текстах для составления определений, их запоминания и анализа. В дальнейшем они могут использовать составленные облака слов в качестве плана ответа или презентации.
Нетрадиционные уроки:
1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно - ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества - самостоятельной творческой деятельности.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
Предварительный просмотр:
Обухова О.В., учитель
русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №9», г.Рузаевка
Формирование орфографической грамотности у школьников
Основная задача учителя русского языка – научить ребёнка грамотному письму. Известно, что многие обучающиеся, хорошо знающие правила, умеющие их применять при выполнении орфографических упражнений, допускают те же самые ошибки при самостоятельном письме. Вместе с тем есть ребята, которые достаточно грамотно пишут, не зная никаких правил и не пользуясь ими. В то же время их грамотность не является следствием начитанности. Среди читающих детей встречается довольно много таких, кто испытывает затруднение при написании слов. По данным исследований, около 70 % школьников с трудом осваивают орфографию русского языка. Орфографическая грамотность приобретается годами, и опытные педагоги прекрасно знают, что от заучивания правил ученик грамотным не становится. Поэтому очень важно найти приёмы и методы, способствующие выработке устойчивых орфографических навыков.
Орфографическая зоркость на уроках русского языка будет развиваться при условии:
а) систематического проведения специальных упражнений (комментированное письмо, зрительный диктант, моделирование, сигнальные карточки, орфографическое проговаривание);
б) развития умения обнаруживать орфограмму, определять ее тип, находить допущенные ошибки.
Изучение феномена «природной грамотности» привело исследователей к выводу, что грамотность на самом деле не дается от природы, а возникает при правильном проговаривании слов, природная грамотность - не что иное, как автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежит не работа с орфограммами, а хранящиеся в моторной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Из этого следует, что если учащимся постоянно предлагать тексты для прочитывания вслух по слогам (как пишется), они запомнят правописание слов через моторику произношения. Впервые этот метод подробно описал московский педагог Петр Семенович Тоцкий в своей книге «Орфография без правил». Автором разработана система тренировки орфографической зоркости. Известный психолог Николай Иванович Жинкин пришёл к выводу, что любой ребёнок, не имеющий серьёзных нарушений в речи, может писать практически без ошибок. Ещё в 40 – е годы 20 века видный нейропсихолог Александр Романович Лурия установил, что письмо регулируется не зрительным образом или «механической» памятью руки, а работой речедвигательного аппарата. Записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, не осознавая этого. При этом образ слова должен быть представлен не по произносительным, а по графическим нормам, что и достигается особым «орфографическим прочтением». Многолетняя практическая деятельность позволила П.С. Тоцкому сделать вывод о том, что «необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения»[1].
Орфографическое чтение – это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано.
Работа по методу Тоцкого не только с маленькими детьми, а с подростками и взрослыми дает замечательные результаты.
Так можно работать с ребёнком или группой, применяя метод орфографического чтения.
Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, и не только на уроках русского языка, а, например, на уроке математики задачи.
Во-вторых, после орфографического прочтения специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. В данном случае обучающиеся просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках.
Алгоритм работы такой:
А. Прочитать текст хором орфографически.
Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый ребёнок выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила.
В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам).
Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов).
Д. Проверить диктанты самостоятельно.
Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью!
Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки.
З. Работа проверяется преподавателями.
В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки, можно постоянно проговаривать хором и орфографически.
В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения.
Метод замечательный, опробован давно. Почему же он не внедряется в школах повсеместно? Причина проста. Практикующие педагоги, которые хоть раз пробовали заниматься с учениками таким образом знают, что орфографическое чтение - занятие не из лёгких, оно требует особой тренировки, потому что при чтении по слогам дыхание сбивается и дети начинают непроизвольно зевать. Это значит, что для подобных упражнений нужны небольшие тексты, но насыщенные трудными словами.
Примеры текстов:
1. Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Путь в лесах – это километры тишины, безветрия. Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек. А у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька. Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет. (100
2. Ничто не нарушало полуденную тишь. Лиловыйбегемот и мышь изнывали от духоты. Ну и жарища! Взяв ведро, верёвку и кормушку для рыбы, они решили пойти на рыбалку. Чтобы не проголодаться, рыбаки захватили с собой томаты и шоколад.
Возле берега друзья увидели гнездо с птичьими яйцами. Вдруг мышь заметила, что из лазейки в зарослях кустов выбирается кот. Это же грабитель! Страх поверг мышь в шок, но она не растерялась и запищала: «Уходи! Здесь можно подцепить заразу. А ещё скоро придёт морячок, вызовет сильный ураган, и тебя смоет волной. А потом мы позовём пешеходов на комбайне, и они увезут нас отсюда».
Грабитель больше не мог терпеть этой чепухи и сбежал. Так мышь и бегемот спасли гнездо от кота.
3. Мы поехали на шоу, там у нас случился жор. Мы поели крыжовник, запили его крюшоном и закусили корнишоном. Дома нас ждали харчо, анчоусы и чаек. Мы жуткие обжоры. Потом у всех началась изжога. Вот такой вот произошёл форс-мажор...
4.Большой каньон — один из самых необычных объектов нашей планеты, поэтому он очень хорошо исследован. Большой каньон — один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо, в штате Аризона США, на территории национального парка «Гранд-Каньон». Каньон прорезан рекой Колорадо в толще известняков, сланцев и песчаников. Длина каньона — 446 километров, глубина до тысячи восьмисот метров.
Каньон считается одним из лучших примеров эрозии почв. Его возникновение объясняется учёными так. Изначально река Колорадо текла по равнине, но в результате движения земной коры плато поднялось, река наклонилась, потекла быстрее и сильнее размыла каньон.
В районе каньона обитает множество птиц и зверей. В массивах жёлтой сосны живут белки и чернохвостые олени. Ранней весной в леса прилетают красноголовые птички пиранги.
Двойное чтение, орфографическое и орфоэпическое (вслед за учителем), является необходимым условием для успешного развития устной речи, орфографии и обогащения словарного запаса.
А как же быть с правилами? Они нужны как теоретическая часть правописания. Мы должны написать слово по правилам, потом произнести его орфографически несколько раз, и оно остается в памяти движений артикуляции. Дети, умеющие хорошо читать орфографически, пишут быстрее и свободнее.
На своих уроках русского языка я включаю подобную работу. Особенно мне нравится орфографическое чтение словарных слов. В течение 5 минут мы с классом используем орфографическое проговаривание, чтобы развивать артикуляционную память. Таким образом, мы проводим работу над ошибками после проведения контрольных диктантов и уроков развития речи. Чтобы научить ребёнка видеть орфограммы в слове, а прошу их выделять ручкой с зелёной пастой. Однако быстрых результатов не бывает. Но мы на пути к решению проблемы. Детям очень понравилось самим составлять тесты с предложенными для запоминания словами. Часто у них получались тексты с юмористическим оттенком, что разряжало обстановку в классе и способствовало увлекательной работе.
Предложенная методика очень интересна.Тексты для такой работы можно выбрать любые: ведь русская литература богата и разнообразна. Хочется пожелать всем здоровья, творческих успехов! Спасибо за внимание!
Литература
- Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.
- Бабайцева В.В. Русский язык. Теория / В.В. Бабайцева. М., 1995.
- Зданкевич В.Г. Не всегда пишется то. Что слышится / В.Г. Зданкевич // Русская речь. 2003. №6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...

