Тематическое планирование по литературе (7 класс)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Тематическое планирование по литературе для учащихся 7 класса по УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений / автор-составитель  Г.С.  Меркин. –

М.: «Русское  слово»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shevkuta_taganrog_ktp_-_7_literatura.docx68.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель  русского языка и литературы

МОБУ  лицея  №7  г.Таганрога

Шевкута Галина Ивановна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

Всего – 68 часов.  В  неделю – 2  часа.

УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях для общеобразовательных учреждений / автор-составитель  Г.С.  Меркин. –

М.: «Русское  слово», 2009 года.

Номер  и  тема  урока

Дата

Характеристика

 основных  видов деятельности  учащихся

Формируемые

умения     и   навыки

Виды

контроля

Домашнее

задание

ПЕРВЫЙ              СЕМЕСТР

 Устное народное творчество.  Древнерусская  литература – 6 часов.

Урок  1

Введение. Литературные роды.

 Жанры литературы.

Личность автора.

Аналитическая беседа.

Творческая работа со вступительными  статьями  учебника.

Знать:

- литературные роды.

Уметь:

- работать  с  учебником;

 - рассуждать   на  тему,  что значит  талантливый  читатель.

Выборочная проверка творческой  работы; оценка   устной  работы на уроке.

Учебник  с. 3 – 4.

Урок  2.

Из устного народного творчества.

Былины.

«Святогор и Микула Селянинович». Отражение в былине народных представлений о нравственности.

Чтение   и    анализ    былины.

Составление  сопоставительной таблицы.

Работа   с    терминами.

Пересказ    эпизодов   текста.

Знать:

-  жанровые   особенности  былины;

- идею былины «Святогор  и  Микула  Селянинович».

Уметь:

- выделять    главное    в прослушанном   тексте;

- проводить   исследование

текста.

Выборочная проверка  таблиц;  оценка  пересказа;  оценка  устной  работы.

Учебник с. 6 – 8, составить тезисный   план,с. 9 – 15.

Урок  3.

Былина

«Илья Муромец и Соловей

разбойник».

Своеобразие характера и речи персонажа, поэтическая речь былины.

Конфликт в былине.

Лексическая работа.

Чтение  и  анализ   текста.

Исследовательская   работа   в    группах.

Знать:

-  о  художественной   идее

былин   об  Илье Муромце;

- своеобразие   центральных персонажей   и   конфликта   в былине.

Уметь:

- составлять    художественный   пересказ   текста;

-  определять     средства  художественной выразительности.

Оценка   устной работы   на   уроке;

рецензия  и  оценка групповой исследовательской работы  на уроке.

Самостоятельное чтение  баллады

А. Толстого «Илья Муромец».

Урок  4.

Русские народные песни.

Лирическое и эпическое начало, своеобразие поэтического языка.

Судьба народа в народной песне.

Работа  с   учебником.

Работа   со  словом.

Лекция  учителя  с  использованием    ИКТ

Знать:

- песенные жанры в фольклоре;

- жанр лироэпической песни.

Уметь:

- проводить   анализ  текстов

народных   песен.

Рецензия и оценка групповой исследовательской работы   на   уроке.

Учебник  с.29-37; задание  2 – 3 письменно.

Урок  5.

Из  древнерусской  литературы.

Отрывок из «Повести временных лет»

(«И вспомнил Олег коня своего…».)

Мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение; вера автора в судьбу.

Представление  творческого проекта.

Чтение и  сравнительный анализ

«И вспомнил Олег коня своего»  (из «Повести временных лет»), «Песнь о Вещем Олеге» Пушкина и «Песня  о Вещем Олеге»  В. Высоцкого.

Знать:

- эпические жанры и жанровые образования  в   древнерусской литературе   (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Уметь:

- проводить   исследование   текста;

- выделять  в   сообщении учителя и учащихся главное.

Рецензия   и оценка исследовательской работы на уроке.

Учебник  с. 38- 40,  

с.137-141.

Урок  6.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер и религиозность древнерусской литературы.

Представление  творческого проекта.

Чтение и анализ текста.

Лексическая  работа.

Исследовательская  работа  с  текстом.

Знать:

-  о  художественной  идее

 повести,  заключающейся    в призыве  к    любви   и милосердию.

Уметь:

- проводить   исследование текста;

- выделять   главное   в прослушанном   сообщении.

Оценка   устной работы   на   уроке;

рецензия   и оценка исследовательской работы на уроке;

рецензия и оценка творческих  проектов.

Учебник  с. 41-49,   творческая     работа.

Литература  XVIII века.Творчество  М. В. Ломоносова,  Г.Р. Державина,  Д.И. Фонвизина – 9 часов

Урок 7.

Жизнь  и  судьбаМ.В.   Ломоносова. Классицизм.  Теория  о  трех  штилях.

Лекция  учителя  с  использованием    ИКТ.

Работа  с   учебником.

Составление    таблицы.

Работа   со  словом.

Знать:

 - о неповторимой,  уникальной    личности   М.В. Ломоносова;

- об  основных   жанрах поэтического   творчества

М. В. Ломоносова;

- о   подвижнической деятельности   Ломоносова для   российской  науки;

Уметь:

- составлять    тезисный    план прочитанного  текста;

- выделять  главное  в прослушанном   сообщении;

- владеть    диалогической   речью  в процессе   беседы.

Рецензия и оценка творческих  проектов;

выборочная проверка   плана  лекции;

оценка   устной работы  на  уроке.

Учебник  с. 50-54,  

с. 55-57,  с.5 9-62.

Урок 8.

М.В. Ломоносов – реформатор русского стихосложения.

«О  вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на …престол… императрицы ЕлисаветыПетровны»). Особенность поэтического языка оды.

Чтение  и  анализ    поэтического текста.

 Оценка   устной работы  на  уроке.

Отрывок  наизусть

Урок  9.

 М. В. Ломоносов

«Предисловие о пользе книг церковных в российском  языке» (отрывок).

 Проблематика, особенности поэтического языка.

Аналитическая   беседа   с использованием    ИКТ.

Чтение   и   анализ    текста.

Оценка   устной работы  на  уроке.

Учебник  с.63-64,

творческий проект

ВТОРОЙ              СЕМЕСТР

Урок  10

Г.Р. Державин– поэт  и  гражданин.

Составление  вопросов  к статье   учебника.  Исследовательская   работа   в группах.

Знать:

 - особенности  творческой биографии  Державина;

- жанровые   особенности   оды.

Уметь:

 - анализировать   своеобразие    поэтики    Г.Р.   Державина.

 Рецензия  и  оценка исследовательской   работы   на  уроке.

Учебник  с. 66-67,

составить  тест.

Урок   11.

Своеобразие стихотворений Державина в сравнении с Ломоносовым.

Ода «Властителям и судиям»:

тема  ипроблема стихотворения

Комментированное  чтение

стихотворений.

Сопоставительный  анализ.

Лексическая   работа.

Знать:

- о роли  преобразований

М.В. Ломоносова    и

 Г.Р. Державина в поэзии  

18   века;

- об  особенностях одического жанра в лирике  

Г.Р.  Державина.

Уметь:

- самостоятельно делать  выводы;

 - выявлять авторскую позицию;

- сопоставлять  эпизоды  и сравнивать героев.  

Оценка   устной работы   на   уроке.

Учебник  с. 69 – 74,

 наизусть,творческие проекты.

Урок  12

«Сатиры смелый властелин»  -

Денис    Иванович  Фонвизин.

История создания комедии«Недоросль».

Лекция  учителя  с  использованием ИКТ.

Представление творческих  проектов.

Знать:

- исторические      условия появления    комедии «Недоросль»;

- понятия:    идеалы    и антиидеалы;

- основные  термины: юмор,

сатира,  сарказм.

Уметь:

 - определять  позицию  автора.

Рецензия и оценка индивидуальных сообщений учащихся;

выборочная  проверка  записи тезисов  лекции учителя.

Учебник с.75 – 76, прочитать первое действие комедии.

Урок  13.

Основной конфликт и проблематика  пьесы«Недоросль»

Работа   по    тексту   с комментированным чтением.

Письменная   работа   по вопросам.

Словарная    работа.

Знать:

- социально-нравственные  уроки   комедии.

Уметь:

- самостоятельно делать  выводы;

 - выявлять авторскую позицию;

- сопоставлять   эпизоды   и сравнивать   героев.  

Оценка   устной работы   на   уроке;

выборочная проверка  письменной   работы.

Составить     словарь крылатых    слов   и выражений   комедии «Недоросль».

Творческий  проект«Русская   комедия   18 века».

Урок  14.

Герои   комедии (портрет, характер, поступки, мысли, язык).

Работа   по    тексту   с комментированным   чтением.

Работа с таблицей.

Уметь:

- передавать    характер    героя    через  инсценированное   чтение;

- анализировать,   обобщать, комментировать  текст;

- находить   «говорящие фамилии» в тексте  комедии.

Оценка   устной работы   на   уроке;

выборочная проверка таблицы.

Цитатный план по     теме «Митрофанушка и  Простакова» (задание  6)

Урок  15.

Традиции классицизма и новаторство автора в комедии «Недоросль»

Исследовательская работа   в    группах.

Знать:

- о    традициях  западноевропейского  классицизма    в    русской  литературе;

- основные понятия:

классицизм,   принцип  «трёх единств».

Рецензия  и  оценка исследовательской   работы   на  уроке.

Сочинение по тезисному   плану (учебник  с. 119).

Литература первой   половины  XIX  века.Творчество  А. С. Пушкина,  М. Ю. Лермонтова,  Н.В. Гоголя, И. С. Тургенева – 16 часов

Урок  16

Лицей в жизни и творчестве

А.С.Пушкина.

Тема дружбы и долга  в лирике поэта.

Представление учащимися   творческого проекта  о   наставниках поэта  во    время   учёбы  в   лицее.

 Представление учащимися творческого проекта о  лицейских друзьях   А.С. Пушкина.

Знать:

- о факторах,   повлиявших  на становление  творческой  личности поэта;

- о гражданской  позиции  поэта,   проявившейся   в стремлении     обличить  социальное  зло,  призвать единомышленников   на  борьбу  с пороком.

Уметь:

- владеть  навыком многоуровневого   анализа  поэтического   текста;

- внимательно  относиться  к художественному слову;

- выделять главное  в   прочитанном;

- исследовать   текст;

- выявлять   контрастные образы   в   стихотворении.

Рецензия и оценка творческих  проектов.

Учебник  с. 121- 125;  «19 октября» («Роняет лес…»), «Бог помочь вам, друзья мои…».

Урок  17

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С. Пушкина  «К Чаадаеву», «Во  глубине сибирских руд…»

Выразительное чтение и анализ  стихотворений  « К Чаадаеву»,  «Во  глубине сибирских руд…»

Работа со словом.

Исследование поэтического   текста.

Оценка устной работы  на  уроке.

Учебник   с. 126 – 134;выразительное чтение наизусть

Урок  18

Развитие  речи

Человек и природа в стихотворении «Туча». Изложение с элементами сочинения

Работа над изложением с элементами сочинения.

Оценка творческой работы.

Учебник  с.135,

 с. 142 – 152.

Урок  19

Творческая  история  поэмы  «Полтава».

Сообщение учителя с использованием   ИКТ.

Лексическая  работа.  

Подбор    цитат  из    текста    к  иллюстрациям

Знать:

- черты исторической эпохи,

нашедшие   отражение   в   поэме  «Полтава»;

- творческую  историю  поэмы.

Уметь:

- проводить  сопоставительный   анализ;

- соотносить   произведение живописного   искусства   и литературный    текст.

Оценка устной работы  на  уроке;

оценка   работы    с текстом.

Учебник  с. 152;              задание  1.

ТРЕТИЙ

СЕМЕСТР

Урок  20

Изображение Петра Первого и тема России в поэме.  Гражданский пафос поэмы.

Аналитическая работа с текстом:  чтение  и анализ  эпизодов  поэмы;

лексическая   работа.

Оценка устной работы  на  уроке;

участие  в дискуссии.

Сочинение  «Петр Первый и Карл XII в поэме  А.С. Пушкина «Полтава».

Урок  21

М. Ю.  Лермонтов–  гордость  и

слава   русской   поэзии.

Рассказ  учителя    с использованием    ИКТ.

Представление   творческих проектов.

Знать:

- этапы становления личности поэта;

- сущность  сложных отношений с властью.

- жанры лирики;

- лирический  сюжет  произведения.

Уметь:

- выделять  главное  в  сообщениях учителя  и  учащихся;

- выразительно читать  наизусть.

Рецензия и оценка проекта; выборочная проверка конспектов.

Учебник  с.154 – 158,  задание  3. 1, чтение  стихотворений «Прощай,  немытая Россия», «Панорама Москвы»

Урок  22

Лирика  М. Ю.  Лермонтова.  «Родина».

Родина в лирическом произведении поэта; проблематика и основные мотивы.

Выразительное чтение    наизусть.

Лексическая работа.

Анализ   стихотворения.

Оценка устной работы  на  уроке.

Учебник с.159 – 160,

выразительное чтение наизусть.

Урок  23

Историческая основа, проблематика и основные мотивы

«Песня  про  купца  Калашникова…»

Лекция   учителя    с элементами    беседы  и   использованием   ИКТ.

 Работа в парах.  Составление    круга вопросов,  на  которые необходимо будет ответить в ходе урока.

Знать:

- черты исторической эпохи,

нашедшиеотражение   в   «Песне…»;

- творческую  историю  поэмы и   её   прототипов.

Уметь:

- проводить  сопоставительный   анализ;

-  находить    фольклорные  элементы в авторском   произведении;

- определять  стилизацию, как литературно-художественный   прием.

Выборочная проверка конспекта лекции учителя; оценка работы в парах.

Выразительное чтение   наизусть

отрывков из «Песни…»

Урок  24

Центральные персонажи   «Песни…» и художественные приемы их создания

Аналитическая работа с текстом:  чтение  и анализ   эпизодов поэмы; дискуссия;  лексическая  работа.

Оценка   устной работы   на   уроке;

участие  в  дискуссии.  

Сочинение-рецензия.

Урок   25

Н. В. Гоголь в Петербурге. Изображение «маленького человека» в повести «Шинель». Образ Акакия Акакиевича.

Тезисная запись лекции учителя.

Аналитическая    беседа    с использованием     ИКТ.

Представление    учащимися творческого проекта.

План статьи  Г.М. Фриндленда о Н.В. Гоголе.

Знать:

- мотивы,  побудившие  Н.В. Гоголя   к  созданию  повести;

- основу произведения;

- сатирическая повесть;

- юмористические ситуации;

- «говорящие фамилии».

Уметь:

- создавать   речевую  ситуацию,   связанную    с изменением   социальной функции  героя;

- выделять   главное    в прослушанном тексте;                

- выразительно  читать  и пересказывать.

Рецензия и оценка  творческого проекта;

выборочная проверка письменной работы;

оценка  устной работы.

Учебник с. 183 – 187,

с. 188 – 218.

Урок  26

Разоблачение  угодничества,  глупости   и бездуховности  в повести   «Шинель». Авторское отношение к героям и событиям

Чтение и анализ рассказа:

- лексическая работа,

- групповая исследовательская работа.

Рецензия    и    оценка исследовательской   работы     на    уроке;

оценка   устной работы   на   уроке.

Учебник с. 218 - 220, задание  3.

Урок   27

И.С. Тургенев. Очерк  жизни  и  творчества.

История создания и общая характеристика книги «Записки охотника».

Лекция   учителя    с элементами    беседы   и использованием ИКТ.

 Художественный   пересказ     рассказа   «Хорь и  Калиныч».  

Художественный   пересказ     рассказа   «Певцы».

Знать:

- о внутреннем единстве цикла «Записки охотника» и самостоятельности каждого рассказа     как     части огромной    поэмы    о крестьянской      Руси;

-  об   особенностях  характера   героя  рассказа;

- о способности сохранить человеческое достоинство;

- о поиске  причин трагического  одиночества героя.

Уметь:

- внимательно  относиться к художественному  слову;

- выделять  главное   в    прочитанном  тексте.

- анализировать эпический текст в единстве формы и содержания.

Выборочная проверка конспекта лекции учителя;

оценка пересказа рассказов.

Учебник  с.222 – 228, с. 229 – 241.

Урок  28

Рассказ  «Хорь и  Калиныч», «Певцы».

Природный ум, трудолюбие, смекалка, талант и чувство собственного достоинства крестьян; отношение автора к своим героям.

Анализ    рассказа.

Лексическая   работа.

Оценка устной работы на уроке.

Подготовить   по рассказу

И.С. Тургенева текст изложения.

Урок  29

Стихотворение  в  прозе  «Нищий».

Тематика; художественное  богатство  стихотворения.

Работа в парах.  Составление    круга вопросов,  на  которые необходимо будет ответить в ходе урока.

Чтение и  анализ стихотворения.

Чтение наизусть.

Знать:

- об   особенностях миросозерцания   писателя.

Уметь:

- владеть   навыком многоуровневого   анализа  поэтического текста.

Оценка работы в парах;

оценка   умения анализировать  

поэтический   текст.

Письменный анализ стихотворения.

ЧЕТВЁРТЫЙ     СЕМЕСТР

Литература  второй  половины  XIX  века.Творчество Н.А. Некрасова,  М.Е. Салтыкова-Щедрина,  Л.Н. Толстого,  Н.С. Лескова,

 А.А. Фета,  А.П. Чехова – 15 часов.

Урок  30

Фрагменты биографииН.А.Некрасова.

Своеобразие поэтической музы  поэта. Стихотворение  «Вчерашний день, часу в шестом…»

Рассказ учителя  с использованием  ИКТ.

 Аналитическая беседа.  

 Представление  творческого проекта.

Выразительное чтение.

Анализ текста

Знать:

-об образной яркости и повествовательном начале  произведений

Н. А.Некрасова;

- о  жанре  поэмы.

Уметь:

- выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах;

- анализировать поэтический  текст.

Оценка устных ответов;  выборочная проверка конспекта лекции учителя; рецензия и оценка  творческого проекта.

Учебник с. 262 – 266,задание  1 – 4.

Урок  31

Доля народная в стихотворении

 Н.А. Некрасова

«Размышление у парадного подъезда»

Чтение и анализ  стихотворения:

- лексическая работа,

- групповая исследовательская работа.

Оценка устной работы.

Учебник с. 266 – 272,

задание 3, 5, 6, 7, 9;

наизусть.

Урок  32

Поэт и власть в стихотворении

Н.А.  Некрасова

 «На   железной дороге»

 Чтение и анализ  стихотворения:

- лексическая работа,

- групповая исследовательская работа.

Оценка устной работы.

Учебник с.292 – 299,задание  3 – 10.

Урок  33

Судьба  женщины в  поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины» (глава «Княгиня Трубецкая»)

Чтение и анализ  отрывков поэмы:

- лексическая работа,

- групповая исследовательская работа.

Оценка устной работы.

Учебник с.273 – 291,

задание  2 – 7.

Урок   34

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Сказка«Дикий  помещик».

Своеобразие  сюжета, проблематика  сказки.

Лекция учителя с  элементами беседы и   использованием  ИКТ.

Различные   виды   пересказа.

Исследовательская работа.

Знать:

- притчевый характер

сатирических сказок;

- фигуры и тропы в сказке;

- жанр  сатиры.

Уметь:

- находить   сатирический

образ  и сатирический тип;

- определять  мораль  сказки.

Оценка пересказа;  выборочная проверка конспекта лекции учителя.

Учебник с. 300 – 311,

задание 1 – 3.  

Урок  35

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Труд, властьсправедливость.   Позиция  писателя.

Аналитическая  беседа.

Сжатый  пересказ   с  элементами анализа.

Оценка ответов  на вопросы  в  процессе беседы  и с жатого пересказа

Учебник с. 311 – 320,

задание 4 – 6, письменный  отзыв.

Урок  36

Л.Н.Толстой – участник обороны  Севастополя.

Творческая история  

«Севастопольских рассказов».

Литература  и  история.

Лекция учителя

с  элементами беседы и   ИКТ.

Выразительное чтение отдельных фрагментов текста.

Составление цитатного плана.

Представление   творческого

проекта.

Знать:

-  реальную  основу  рассказов.

Уметь:

- осмыслить,  как изображаются автором чувства, переживания  героев;

- выяснить мотивировку поступков   героев;

- понять авторское отношение к героям;

-  анализировать текст и  делать выводы    об авторском отношении к героям, об идее рассказа;

-  делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Выборочная проверка письменной работы;

рецензия  на индивидуальное  сообщение;  оценка  устной работы;

 рецензия и оценка творческого проекта.

Учебник  с.321 – 323,

задание 1 – 3.

Урок  37

Л.Н. Толстой

Творческая  история  «Севастопольских  рассказов».  История и литература

Лекция учителя

с  элементами беседы и   ИКТ.

Выразительное чтение отдельных фрагментов текста.

Оценка  устной работы

Задание  4-6.

Урок   38

Л.Н.Толстой

 «Севастополь в декабремесяце»:  человек и война, жизнь и смерть, защита Отечества – основные темы рассказов.

Аналитическая  беседа.

Сжатый  пересказ   с  элементами анализа.

Работа  над  средствами выразительности  в  рассказе.

Развернутые   ответы  на вопросы;оценка индивидуальной работы.

Учебник  с.324 – 342,

задание  1 – 7, устное  сочинение-рассуждение.

Урок   39

Н.С.Лесков. «Лесков – писатель будущего».

 Представление творческих проектов.

Составление  тезисного плана статьи учебника.

Знать:

 - об основных вехах биографии писателя;

- о художественном своеобразии  произведений

Н.С. Лескова;

- о сказе  как жанре литературы  и  сказовом  характере прозы.

Уметь:

 - владеть диалогической речью в процессе беседы;

- находить средства художественной выразительности в прозаическом   тексте;

 - выявлять авторское отношение к событиям и персонажам;

 - выполнять самостоятельную работу по предложенным вопросам.    

Выборочная проверка письменной работы;

рецензия и оценка творческого проекта.

Учебник с. 343 – 346,

задание  1 – 2.

Урок  40

Н.С.Лесков  «Левша».

Особенность проблематики и центральная  идея  повести.  

Образный   мир  писателя.

 Подбор   материалов   для   ответа   по   плану.   Сжатый     пересказ    с  элементами         анализа.

Оценка  ответов   на вопросы  в  процессе беседы  и  сжатого пересказа.

Учебник с. 347 – 388,

задание  1 – 5;

  письменная

   характеристика

героя  сказа

Урок  41

Н.С.Лесков  «Левша».

Образный   мир  писателя.

Подбор   материалов   для   ответа   по   плану.   Сжатый     пересказ    с  элементами         анализа.

Оценка  ответов   на вопросы  в  процессе беседы  и  сжатого пересказа.

Учебник с. 347 – 388,

задание  6-10.

ПЯТЫЙ                  СЕМЕСТР

Урок 42

А.А.Фет «Зреет  рожь  над  жаркойнивой…»

Русская  природа в поэзии А. А. Фета.

Составление  тезисного плана статьи учебника.

Сообщение ученика о творческом замысле стихотворения.

Чтение  и   анализ   текста.

Знать:

- об  образной   яркости   и философской  глубине  лирики  А.А. Фета.

Уметь:

- выявлять    авторские размышления   о взаимоотношениях человека  и природы;

 - анализировать  поэтический  текст;

- находить тропы и фигуры;

- определять их  роль в лирическом   тексте (эпитет, сравнение).

Выборочная проверка письменной работы;

рецензия   на индивидуальное  сообщение;

оценка   устной работы.

Учебник  с. 389 –392;

задание 1,2;наизусть.

Урок  43

А.А.Фет «Вечер».

 Наблюдательность, добрые  чувства,  стихотворение-медитация

Сообщение ученика о творческом замысле стихотворений.

Чтение и анализ текстов.

Чтение наизусть

Рецензия на индивидуальное  сообщение;

оценка устной работы; оценка чтения   наизусть.

Письменный анализ

стихотворения.

Урок  44

А.П. Чехов.«Хамелеон».

Разоблачение  беспринципности,  социальная  направленность рассказа.

Представление творческого проекта.

Чтение  и   анализ рассказа   «Хамелеон» (составление  таблицы).

Знать:

- об  особенностях   творчества  А. П. Чехова;

- о тематике и проблематике его сатирических и юмористических рассказов;

-о приёмах создания комического;

- об      особенностях авторского мировосприятия.

Уметь:

- выделять     главное    в   услышанном  на  уроке;

- составлять художественный   пересказ   эпизодов;

- исследовать    текст.

Рецензия     и  оценка  творческого  проекта;

выборочная проверка таблицы; рецензия    и оценка  проекта.

Учебник с.393-399,

задание 1 – 4.  

Урок  45

А.П.Чехов.«Смерть  чиновника».  Разоблачение  чинопочитания,  самоуничижения.  Своеобразие  сюжета рассказа, позиция  автора.

Чтение и анализ  рассказа:

- лексическая работа,

- групповая исследовательская работа.

Оценка устной работы;  рецензия    и оценка исследовательской  

работы.

Учебник  с.399 – 408,

задание 1- 3.

Литература    первой   половины  XX  века.Творчество М. Горького,  А.И. Бунина, А.И. Куприна,  В.В Маяковского,  С.А. Есенин – 8 часов.

Урок  46

М. Горький«Детство».

Основные  сюжетные

линии в автобиографической прозе  и  рассказе, становление характера мальчика.

Рассказ   учителя   с  использованием  ИКТ.

Чтение и обсуждение текста.

Знать:

- особенности автобиографической  прозы;

-  понятия «романтизм», «романтический герой».

Уметь:

- делать выводы об активности авторской позиции;

- владетьдиалогической речью в процессе беседы;

-  составлятьхарактеристику героя на основе сопоставительного анализа.

Оценка устной работы   учащихся.

Учебник с. 4 – 21,

задание  1, 3.

Урок  47

М. Горький   «Легенда  о  Данко».

Героизм,  зависть,   равнодушие,   гордость;   контраст    как  основной    приём    раскрытия    замысла.

Чтение и обсуждение текста рассказа.

Работа с планом.

Словарная работа.

Выборочная проверка плана; оценка устной работы учащихся.

Учебник  с. 22 – 70,

задание   11.

Урок  48

И.А.Бунин.  «Догорел  апрельский  светлыйвечер..»Смысл названия:доброта, покорность, милосердие, смирение – основные  мотивы  стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения  

«Догорел  апрельский  светлый вечер…».

Групповая исследовательская работа с текстом стихотворения.

 Знать:

-  об  особенностях мировоззрения   И.А. Бунина,

отразившихся   в   ранней лирике поэта;

- о художественной   идее рассказа  «Кукушка».

Уметь:

- проводить исследовательскую работу с текстом;

- владеть  разными   видами пересказа текста.

Оценка выразительного чтения;  рецензия и оценка исследовательской  работы.

Учебник  с. 71 – 73,

задание 1,2.

Урок  49

И.А.Бунин «Кукушка». Образы животных и  зверей, их значение для понимания художественной  идеи  рассказа.

Анализ   рассказа «Кукушка».  Групповая исследовательская работа  с  текстом.

Сжатый     пересказ    с  элементами         анализа  текста рассказа.

Рецензия и оценка исследовательской работы;  оценка  сжатого  пересказа и умения анализировать  текст.

Подготовка  

вопросов  для  дискуссии;  учебник  с.77 – 94.

Урок  50

А.И.Куприн.«Куст  сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании  автора  и  его  героя.

29.03.14

Тезисная запись лекции   учителя.

Анализ   рассказа  «Куст  сирени».

Групповая исследовательская работа  с   текстом.

Знать:

 - некоторые   факты биографии  А.И. Куприна, нашедшие своё отражение в его рассказах;

- о художественной   идее рассказов,  состоящей   в утверждении   торжества подготовленного  талантом и трудолюбием  чуда   в жизни человека.

Уметь:

- выделять главное в прослушанном сообщении;

-  владеть монологической  и диалогической речью;

- исследовать   текст.

Выборочная проверка конспектов; рецензия и оценка исследовательской работы.

Учебник  с.95 – 105,

задание 1 – 6;  отзыв на эпизод рассказа.

ШЕСТОЙ

СЕМЕСТР

Урок  51

А.И. Куприн“Allez”.

Жизнь  цирка  и  цирковых  артистов. Сюжет  произведение.

Выразительное   чтение и   анализ   эпизодов рассказа.

Лексическая работа.

Оценка устной работы на уроке.

Учебник  с.106 – 113,

задание  1 – 5; письменный  план ответа.

Урок  52

В. В. Маяковский. «Необычайное   происшествие,  бывшее   с   Владимиром   Маяковским   на даче».

Проблематика  стихотворения:  поэт  и  общество, поэт и поэзия.

Тезисная запись сообщения учителя.

Аналитическая беседа.

Чтение и анализ  поэтического текста.

Знать:

 - автобиографические

мотивы    в    лирических

произведениях.

Уметь:

- осмыслить своеобразие, оригинальность, значение личности   поэта;

- определить  мотив, тему, идею, рифму.

Оценка  участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение; выборочная проверка  конспекта

Учебник  с.114 – 123,

задание  4 – 8.

Урок  53

С.А. Есенин «Отговорила роща золотая…»«Я покинул  родимый  дом…».

 Тематика  лирических стихотворений;  лирическое  «я»  и  образ автора.

Чтение и анализ  стихотворений.

Самостоятельная  исследовательская работа.

Знать:

- об авторской позиции, проявившейся в стремлении поэта,    вдохновлённого     переменами  в судьбе  России,  отдать  свой  талант служению  людям.

Уметь:

 - анализировать   лирическое произведение  в   единстве формы и содержания;

- проводить    исследование поэтического   текста.

Оценка устной работы;  рецензия и оценка исследовательской  работы.

Учебник с. 124 – 133,

задание 1- 8;

письменный  отзыв о стихотворении;

наизусть.

Литература   второй    половины  XX  века. Творчество И.С. Шмелёва, М.М. Пришвина,  К.Г.  Паустовского, Н.А. Заболоцкого, А.Т  Твардовского,

Б.Л. Васильева, В. М. Шукшина- 7 часов.

Урок  54

И.С.Шмелёв«Русская  песня».

Основные   сюжетные   линии   рассказа.  Проблематика  и  художественная  идея.   Национальный    характер    в  изображении  писателя.

Тезисная запись лекции   учителя.

Групповая  исследовательская  работа  с   текстом.

Знать:

- основные вехи биографии писателя,

- содержание рассказа.

Уметь:

-  выявлять  авторское отношение к событиям и персонажам;

- составлять  цитатный   план;  

- владеть диалогической речью в процессе беседы;

-вести  дискуссию.  

Выборочная проверка конспектов;  оценка   устной работы.

Учебник с. 134 – 139,

задание 3 – 9.

Урок  55

М. М. Пришвин«Москва-река».

Тема  и внутренний  смысл.  Родина, человек и природа в рассказе.

Групповая исследовательская работа с текстом.

Работа    с   иллюстрациями.

Аналитическая  беседа.

Знать:

- историю    создания произведения.

Уметь:

- владеть монологической  и диалогической речью;

- владеть разными  видами пересказа текста.

Рецензия и оценка

исследовательской работы;  оценка устной работы.

Учебник с.140 – 148,

задание  1 – 4.

Урок  56

К. Г. Паустовский «Мещёрская  сторона». Мир  природы;  человек  и природа;  малая родина; образ   рассказчика  в  произведении.

Блиц-опрос по содержанию рассказа

Комментированное чтение.

Словесное рисование.

Знать:

- художественную   идею рассказа  «Мещёрская  сторона».

Уметь:

- владеть   навыком многоуровневого   анализа  текста;

- внимательно относиться к  слову.

Оценка знания текста рассказа;  оценка устной  работы.

Учебник  с.149 – 162,

задание  1 – 7.

Урок  57

Н.А.Заболоцкий.

«Не позволяй  душе лениться».

Тема стихотворения и его художественная идея.  Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство  человека.

 Чтение наизусть.

 Составление   словаря   лексики

 стихотворения.

Знать:

 - об основных вехах биографии поэта.

Уметь:

- составлять связный рассказ  о  судьбе поэта;

-  находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте;

- владеть диалогической речью в процессе беседы

Оценка умения выразительно читать  наизусть   и анализировать поэтический текст по плану.

Учебник с.163 – 166,

задание  1- 7,

наизусть.

Урок  58

А.Т. Твардовский.

«Прощаемся мы с матерями»

Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя  память – основные мотивы лирики поэта.

Составление тезисного плана статьи учебника.

 Чтение и анализ  текста.

Определение    композиции лирического   произведения.

Знать:

 - об основных вехах биографии поэта;

- о художественном своеобразии   произведений

М.Т. Твардовского.

Уметь:

 - владеть диалогической речью в процессе беседы;

- находить средства художественной выразительности в поэтическом тексте;

 - выявлять авторское отношение к событиям и персонажам.

Оценка умения анализировать поэтический текст;

 выборочная проверка тезисного плана.

Учебник  с.167 – 192,

задание  1- 6; наизусть стихотворение  о Великой Отечественной войне.

Урок  59

Б. Л. Васильев«Летят  мои  кони»,

«Экспонат №…»  

Проблематика  истинного  и ложного, разоблачение равнодушия,

нравственной  убогости, лицемерия

Рассказ  учителя  с использованием ИКТ.

Комментированное чтение.

Аналитическая беседа  по  тексту рассказа

Знать:

- о центральном конфликте  в  рассказах.

Уметь:

- самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы;

- выполнять самостоятельную работу по предложенным вопросам.

Выборочная проверка конспектов;  оценка   устной работы.

Учебник с.158-159, 161-162;  письменно ответить на вопрос:

«Чем интересны  и полезны  рассказы

«Летят  мои  кони»,

 «Экспонат №…»    

нашим современникам?»

Урок  60

В.М.Шукшин«Микроскоп».

Внутренняя простота и нравственная  высота  героев.

Конспектирование  лекции  учителя.

Блиц-опрос по содержанию рассказа

.Комментированное чтение.

Словесное рисование.

Сбор  материала  к сочинению.

Знать:

- основные вехи биографии писателя;

- содержание рассказа;

- о способах  создания  эпизода.

Уметь:

-  выявлять авторское отношение  к  событиям   и персонажам;

- составлять  цитатный  план;  

- владеть диалогической речью в процессе беседы;

-вести дискуссию.

Знание текста рассказа; выборочная проверка конспектов;

оценка   устной работы.

Сочинение-рассуждение.

Зарубежная  литература. Творчество У. Шекспира,  Р. Бёрнса,  Р. Л. Стивенсона,  А. Сент-Экзюпери – 5 часов

Урок  61,

У. Шекспир.

Темы    и  мотивы  сонетов.     Вечные темы  в  сонете   Шекспира.

Сообщения учащихся.

 Работа с текстом.

Уметь:

- конспектировать;

- составлять словесные портреты;

- владеть

диалогической речью в процессе беседы.

Оценка    устной работы;  рецензия    и оценка   сообщений  учащихся.

Сонет наизусть по выбору;   учебник

с.  257 – 264,

задание 1 – 5.

Урок  62

Р.Бёрнс.

«Возвращение  солдата»,

«Джон Ячменное Зерно».

Основные мотивы произведений; чувство долга, воинская  честь, народное представление о добре и силе.

Рассказ  учителя с использованием ИКТ.

Заполнение таблицы по ходу рассказа учителя.

Чтение и  анализ  произведений.

Знать:

- основные  мотивы  лирики

Р. Бёрнса.

Уметь:

- выделять   главное   в рассказе     учителя;

- строить    художественный пересказ;

- делать    выводы     и обобщения по ходу урока;

- проводить   комплексный анализ    текста.

Выборочная проверка конспектов;  оценка   устной работы.

Учебник  с.263 – 270,

задание  1 – 5.

Урок  63

Р.Л. Стивенсон  

«Вересковый  мёд»,

«Остров сокровищ».

Приёмы  создания  образов.  Находчивость,  любознательность – наиболее  привлекательные   качества  героя.

Сообщения  учащихся   с использованием   ИКТ.

Чтение и анализ произведений.

Знать:

- об особенностях художественной  манеры писателя;

- тематике  и   проблематике его  произведений;

-  о приключенческой

литературе  как о жанре.

Уметь:

- выделять   главное    в прослушанном    тексте;

- строить   художественный пересказ.

Выборочная проверка конспектов;  оценка   устной работы.

Учебник с.271 – 290,

задание  1- 3.

 Урок  64

А. Сент-Экзюпери  

«Планета  людей».   Добро,   справедливость,  мужество,  порядочность, честь  в  понимании писателя и его героев

 Комментированное  чтение.

Аналитическая  беседа  с  элементамидиспута.

Знать:

-  позицию писателя по образам своих героев;

 - произведения, написанные в жанре  лирической прозы.

Уметь:

-  выполнять исследовательскую   работу с текстом.

Оценка ответов на вопросы в процессе работы по тексту.

 Подготовка  к  тестированию.

Урок   65

Контрольное  тестирование за  год

Тестирование.

Уметь:

-обобщать и систематизировать изученный материал.

Контрольное тестирование    за год

Урок   66

Итоговый  урок.

Подведение   итогов   учебного   года.

Список    книг  для    летнего  чтения.

Резервные  уроки  -  67,68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...

тематическое планирование по литературе 11 класс

Тематическое планирование по литературе 11 класс. Всего 102 часа. Составлено на основе программы для общеобразовательных школ (базовый уровень). Автор программы Коровина В.Я....

Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе  "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...

тематическое планирование по литературе 9 класс

Данное планиролвоние составлено к учебно-методическому комплексу  " В мире литературы" под редакцией А. Г Кутузова. В планирование включены уроки внеклассного чтения....

Тематическое планирование по литературе 7 класс

Планирование по литературе 7 класс по программе Меркина (70 часов), содержит региональный компонент Ростовской области...