Романсы Лермонтова М.Ю.
материал по литературе (8 класс) на тему

Сценарий внеклссного мероприятия по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

         « 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова»

Тема: Музыка и Лермонтов

Цель:

1.Познакомить восьмиклассников с романсами на стихи    М.Ю.Лермонтова  как  образцами художественного творчества.

2.Воспитывать духовно развитую личность, прививать любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуре.

3.Обогатить культурно-историческую память учащихся

Оборудование:

1.Видео - ролики романсов на стихи Лермонтова «Горные вершины», «Молитва», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу…», « Вспомни обо мне…», «Парус», «Я к вам пишу»,  вальс из к/ф  «Маскарад»,  «Я верю»

2.Портрет  М.Ю. Лермонтова

3.Портреты композиторов: Балакирев, Рубенштейн, Алябьев, Рахманинов, Глинка, Варламов, Даргомыжский, Полина Виардо.

 ФОТО   М.Ю. Лермонтова

1вед-ий:  

Послушай! Вспомни обо мне,

Когда, законом осужденный,

В чужой я буду стороне –

Изгнанник мрачный и презренный.

И будешь ты когда – нибудь

Один, в бессонный час полночи,

Сидеть  с  свечой… и тайно грудь

Вздохнет – и вдруг заплачут очи;

И молвишь ты: когда-то он

Здесь,  в это самое мгновенье,

Сидел  тоскою  удручен

И   ждал  судьбы  своей  решенье.

ФОНО-ВИДЕО  САША ЛАЙФ «ВСПОМНИ ОБО МНЕ »  (3мин)  

  - Маленький мальчик слушал, как мать пела ему песни, и плакал…  Ребенок  вырос, и одним из ранних воспоминаний  детства остались грустная песнь и образ  матери, которая умерла,  когда мальчику было около 3-х лет…

ФОНО-ВИДЕО «АНГЕЛ»   (3 мин)

 - Позже Л. уже не помнил ни мелодии, ни слов песни, но память о ней и о матери была так сильна, что выразилась в редком по строю и красоте стихотворении… Так из детства, от материнской песни звуки музыки пришли в поэзию Л.

 – От природы Л. был очень музыкален. В детстве он учился игре на фортопиано, скрипке, флейте и позже всегда любил музицировать. Он пел, аккомпонируя себе. Музыка и вызванные ею впечатления разными путями входили в  художественное сознание Лермонтова.

 Поэзия Л. часто звучала в домашнем музицировании: к стихам подбиралась подходящая мелодия  или они «накладывались» на ранее сочиненную музыку.

1В- Композиторы –современники Л.создали немало муз-ых произведений на его тексты, но далеко не всегда умели раскрыть глубину лермонтовской  мысли . Постижение  художественного богатства поэзии Л. составило одну из важнейших линий в развитии русской музыкальной культуры.

                                       проекция

ПОРТРЕТОВ КОМПОЗИТОРОВ: БАЛАКИРЕВ,  АЛЯБЬЕВ,  ДАРГОМЫЖСКИЙ,РУБЕНШТЕЙН,   РАХМАНИНОВ, ПОЛИНА ВИАРДО.

1В - Немало романсов ,тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинили композиторы 19 века: М. Балакирев,  Алябьев, Даргомыжский,  А. Рубенштейн,  С. Рахманинов. Цикл романсов на стихи Л. написала французская певица  Полина Виардо. На стихи Л. написано и навеяно его творениями более двух с половиной тысяч музыкальных сочинений. Это гораздо  больше, чем на стихи А.С.Пушкина.

ФОНО «Горные вершины»

1В -  Углубленное проникновение музыки в поэзию Л. началось с  романсов М.Глинки. Выразительностью и точностью  музыкальной характеристики отличается романс «Молитва»

ФОНО - ВИДЕО «МОЛИТВА»      

2В – Особое место в истории музыкальной интерпретации произведений Л. принадлежит  «Парусу» Варламова - лучшему среди других романсов на этот текст. Мужественный, энергичный ритм, мажорный характер мелодии передают мятежный романтический порыв лермонтовского паруса.

ФОНО-ВИДЕО «ПАРУС» (АНТОН РУБЕНШТЕЙН)

1В – Как всякий настоящий поэт, а тем более поэт великий, Л. исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, можно прочесть историю его души и понять как поэта и человека.  

«Я  К ВАМ ПИШУ»  (поет Сергей Никитин)

– В лирике Л. духовная мощь личности не уступает творческой силе Бога. Лирическое «Я» может ощущать гармонию  со  вселенной,  устремляться в  «небеса» - свою духовную родину.

ФОНО-ВИДЕО «ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ…»

(из к/ф ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»)

- Не раз обращались к творчеству  Л. композиторы  и ХХ века. Так в  спектаклях театров всегда с неизменным успехом звучит музыка Арама Хачатуряна к драме «Маскарад»

ФОНО - ВИДЕО  из к-ф «МАСКАРАД» (ВАЛЬС)

1В – Благодаря поэтическому  гению М.Ю.Лермонтова его произведения  привлекают и будут привлекать внимание деятелей разных видов искусства. Поэзия Л. несомненно вызовет к жизни еще немало новых музыкальных произведений.

ФОНО-ВИДЕО «Я ВЕРЮ» (муз. А. СЕРЕБРЯКОВ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Вечер русского романса на тему: «Романса трепетные звуки»

«Романса трепетные звуки» – настоящий праздник романса.Романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Рома́нс в музыке (romance, от romanice, буквально — «...

Урок-исследование по по поэме М.Ю. Лермонтова "История Руси в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.Лермонтова"

Данный урок проводится при изучении творчества М.Ю. Лермонтова. Технология урока позволяет выйти за рамки учебного материала, предполагает интеграцию с учебным предметом "история".Способствует самореа...

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова « Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика»

Конкурс чтецов, посвященный 200- летию   со дня рождения М.Ю.Лермонтова« Душа М.Ю. Лермонтова- его лирика» ( СЛАЙД 1)Цели: - прививать любовь к русской литературе;- воспитать чувства г...

Конспект урока по музыке по теме "Романс.Романса трепетные звуки"

Конспект урока по музыке 5 класса по теме "Романс.Романса трепетные звуки"...