Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” 6 класс
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Кумицкая Лилия Николаевна

Разработка урока литературы в 6 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Тема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком…”

Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).

Цели:

обучить анализу лирического произведения;

воспитать эстетический вкус учащихся;

развить устную речь, воображение учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Запись темы урока.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?

“Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют).

На выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…”

Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.

IV. Чтение стихотворения учителем.

V. Выявляется первичное восприятие текста.

-  определяются образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализируются  и сравниваются их, выявляются  приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.

- по опоре учителя даётся  информация  об истории создания произведения.

Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):

Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.

Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.

-  определяются поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.

Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;

Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;

Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));

Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.

-  сопоставляются образы двух стихотворений:

…на холодной вершине

…на голой вершине

(сильнее выражена бесприютность, обездоленность)

белым покрывалом

…снегом сыпучим

Окутывают её лёд и снег

Одета, как ризой, она

(усиление великолепия убранства, возвышена торжественность)

На пылающей скале

…на утёсе горючем

(эпитет фольклорный, соединяет значение “горячий” и “горестный”)

-  делается  общий вывод о том, что Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств. Стихотворение “На севере диком…” можно назвать самостоятельным произведением, навеянным лирикой Гейне.

XI. Общее задание. Рефлексия.

А какие чувства навеяло вам стихотворение М.Ю. Лермонтова? Ответы даются письменно.

Зачитываются некоторые работы.

XII. Учитель ещё раз читает стихотворение “На севере диком…”. Выявляется восприятие текста.

Итоги урока: оценки суммируются по группам, и выставляется общая оценка каждой из групп, оценивается “вклад” каждого участника.

На дом может быть дан анализ стихотворения “Три пальмы”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингво- поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Лингво-поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова"На севере диком..."...

Презентация к стихотворению М. Ю. Лермонтова " На севере диком..."

Содержатся сведения об истории создания стихотворения, дается краткий анализ, показаны связи с другими видами искусства...

Презентация к стихотворению М. Ю. Лермонтова " На севере диком..."

Содержатся сведения об истории создания стихотворения, дается краткий анализ, показаны связи с другими видами искусства...

презентация стихотворение М. Ю. Лермонтова "На севере диком..."

Презетация позволяет сопоставить переводы  стихотворения Г.Гейне и сделать вывод о  своеобразии стихотворения Лермонтова....

Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...

Лингвопоэтический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…»

Материал содержит лингвистический и поэтический анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "На севере диком.." Он может стать вспомогательным материалом для подобного анализа любого лирического сти...