Первый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
методическая разработка по литературе ( класс) на тему

Комарова Татьяна Михайловна

К.С. Станиславский  говорил, что театр начинается с вешалки. Нам кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   « У театральной афиши »

Первый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

         К.С. Станиславский  говорил, что театр начинается с вешалки. Нам кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.

Афиша театра… Какой она была?  Зачем она? Как  связана с театральным представлением? И программка, которую зритель получает у входа в зрительный зал? Нам представляется, что это далеко не праздные вопросы. Особенно для тех¸ кто лишен  возможности часто бывать  в театре.

Подготовительная  работа

В книгах, посвященных пьесе  Н. В. Гоголя « Ревизор», учитель нашел воспроизведение первой афиши спектакля « Ревизор». Она  необычна, « и веет древними преданьями…». Всегда есть возможность в условиях любой школы выполнить увеличенную копию по данному образцу.

Второе, что заранее готовится для урока, - программка спектакля. Можно в варианте для первой постановки, но нам кажется не менее эффективными сделать программку спектакля, в котором участвуют современные актеры. Например, актеры Московского театра Сатиры или Ленинградского  Большого  драматического театра. Школьники могли видеть их по телевидению.

                       План – конспект урока

Цели: 1. Познакомить школьников с творческой и сценической историей комедии Н. В. Гоголя « Ревизор».

          2. Развивать и воспитывать творческое  воображение, культуру общения, зрительскую культуру  ( поведение в театре).

          3. Развивать у учащихся представление о драме и жанрах драматургии.

Основная форма урока:   урок-размышление, урок-диалог.

Оборудование: афиша спектакля, театральные программки.

Основной метод: метод творческого чтения.

                              Ход урока

          Урок собственно, начинается еще до звонка, до начало формального акта. Перед входом  в класс- афиша, извещающая о постановке спектакля в императорском театре в сезоне 1836 года.

У входа в класс – ученик. Каждому пришедшему  на урок он вручает театральную программку. (Образец  программки можно получить в театре на любом спектакле.) Единственное добавление: на обороте программки данные о спектакле:  время первой редакции – 1836 год, второй редакции – 1842 год, список ведущих театров страны, поставивших комедию в советский период, в том числе одна из первых постановок – в театре В. Э. Мейерхольда.

          Предваряет основные сведения о спектакле высказывание Н. В. Гоголя: «Если смеяться, так уж действительно достойно осмеянья всеобщего».

          После звонка. Вступительное слово учителя:

          Еще не прозвенел третий театральный звонок…Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес… Еще  не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым, таинственным запахом кулис… Еще не вышел на подмостки  ни один персонаж спектакля…

Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон¸ раскланялись со знакомыми, перекинулись друг с другом  одной – двумя фразами, раскрыли программку, предвкушая уже некое таинство. Оно здесь. Спектакль уже начался в вашем сознании: ведь в руках у вас театральная программка. Что таит спектакль, о чем пьеса? Попробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение.

Итак, действующие лица.…  Посмотрим…

Далее идет совместный разбор – прочтение списка действующих лиц.

 Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. Что вас насторожило? Двойная фамилия? И только? Значение слова «сквозник» («сквозняк») понятно? А кто скажет, что значит в просторечье «дмет»?

 Дует.

 Вот-вот … Своеобразное повторение. Не случайно, наверное, и Антон Антонович – имя и отчество,  и Сквозник- Дмухановский… Отметили. Хорошо. Пойдем дальше.

Анна Андреевна, жена его. Здесь ничего особенного.

Марья Антоновна, дочь его. Тоже вроде обычно…

Лука Лукич Хлопов… Стоп – снова повторение: Лука Лукич. Может и в фамилии что-то не совсем простое – Хлопов. От какого слова?

 «Хлопать»

 Верно. И здесь что-то есть.

Далее – жена его, без имени-отчества.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.

Здесь уже дети, вероятно, сами обратят внимание на необычное имя, но самое главное – на говорящую фамилия, от «ляп-тяп»…

Примерно в таком ключе идет размышление над всем списком действующих лиц.  Наконец оно завершено.

 О чем вы успели подумать, пробежав глазами программку и про себя поразмышляв над нею?

Вывод: о теме пьесы, социальном составе действующих лиц, специфики их характеров, месте действия.

 Забудьте на несколько минут, что вы зритель. Давайте поставим себя в другое качество. Вы – режиссер. Автор принес вам пьесу, которую вам, именно вам предстоит поставить. Открывает пьесу не совсем обычный текст. Как правило, он очень важен для автора. Посмотрим, что же в нем.

Идет чтение авторского указания: «Характеры и  костюмы. Замечания для господ актеров». Повторно размышляют дети над характерами персонажей и их особенностями.

В течение урока учитель несколько раз изменяет виды деятельности и поведения учащихся. Только что завершилась вторая ситуация. Теперь предлагается следующая:

 давайте обсудим: мы будем только зрителями – или активными участниками: режиссерами, художниками-постановщиками, актерами, костюмерами, осветителями, гримерами?

Школьники выбирают второй вариант.

 Сейчас мы посмотрим, - говорит учитель, - вернее, послушаем, как постановку первого акта решили в Московском Художественном театре, а затем попробуем поработать над первой картиной первого акта сами.

Включается запись первого акта, явления первое и второе в исполнении актеров – из школьной фонохрестоматии.

После прослушивания:

  Давайте определим, насколько уже в первом акте зрительское представление совпадает с образами, созданными актерами.

Обсуждение в форме размышления.

 Теперь представьте себе: я режиссер, вы – актеры.  (Распределение ролей.)  В театре элементов серьезной работы в начальный период является так называемая работа за столом.  (Объяснение понятия.) Попробуем пройти «застольный» период.

Идет тщательная работа над выразительным чтением 3 – 4  реплик первого явления.

 Теперь вы убедились, что не только сыграть – произнести фразу даже за столом не так-то просто.

Домашнее задание

1. Выбрать для себя роль из 1 и 2 явлений. Поработать над ней. Попытаться прочитать ее «в образе».  2. Определить для себя театральную профессию: режиссер, художник-постановщик, костюмер, гример, осветитель. Что и как вы сделаете при постановке первого действия комедии? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы зрителю ваша работа понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.

Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...

урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.

Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...

презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".

Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....

Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"

Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...

Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.

Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....

открытый урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"."Вновь открываем для себя Гоголя"

Данный урок был проведен мной в гуманитарном 10-м классе. Есть презентации учеников, отрывок из комедии "ревизор". В концу урока запланирована подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе. так как болше полов...

Разработка урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Разработка  урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"...