Первый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
методическая разработка по литературе ( класс) на тему
К.С. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Нам кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« У театральной афиши »
Первый урок по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
К.С. Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Нам кажется, что часто театр начинается с афиши, со встречи будущего зрителя с театральной тумбой, с рекламой, оповещающей о спектакле.
Афиша театра… Какой она была? Зачем она? Как связана с театральным представлением? И программка, которую зритель получает у входа в зрительный зал? Нам представляется, что это далеко не праздные вопросы. Особенно для тех¸ кто лишен возможности часто бывать в театре.
Подготовительная работа
В книгах, посвященных пьесе Н. В. Гоголя « Ревизор», учитель нашел воспроизведение первой афиши спектакля « Ревизор». Она необычна, « и веет древними преданьями…». Всегда есть возможность в условиях любой школы выполнить увеличенную копию по данному образцу.
Второе, что заранее готовится для урока, - программка спектакля. Можно в варианте для первой постановки, но нам кажется не менее эффективными сделать программку спектакля, в котором участвуют современные актеры. Например, актеры Московского театра Сатиры или Ленинградского Большого драматического театра. Школьники могли видеть их по телевидению.
План – конспект урока
Цели: 1. Познакомить школьников с творческой и сценической историей комедии Н. В. Гоголя « Ревизор».
2. Развивать и воспитывать творческое воображение, культуру общения, зрительскую культуру ( поведение в театре).
3. Развивать у учащихся представление о драме и жанрах драматургии.
Основная форма урока: урок-размышление, урок-диалог.
Оборудование: афиша спектакля, театральные программки.
Основной метод: метод творческого чтения.
Ход урока
Урок собственно, начинается еще до звонка, до начало формального акта. Перед входом в класс- афиша, извещающая о постановке спектакля в императорском театре в сезоне 1836 года.
У входа в класс – ученик. Каждому пришедшему на урок он вручает театральную программку. (Образец программки можно получить в театре на любом спектакле.) Единственное добавление: на обороте программки данные о спектакле: время первой редакции – 1836 год, второй редакции – 1842 год, список ведущих театров страны, поставивших комедию в советский период, в том числе одна из первых постановок – в театре В. Э. Мейерхольда.
Предваряет основные сведения о спектакле высказывание Н. В. Гоголя: «Если смеяться, так уж действительно достойно осмеянья всеобщего».
После звонка. Вступительное слово учителя:
− Еще не прозвенел третий театральный звонок…Еще не прошелестел распахивающийся театральный занавес… Еще не пахнуло на зрителя особым воздухом и особым, таинственным запахом кулис… Еще не вышел на подмостки ни один персонаж спектакля…
Вы вошли в зал, удобно расположились в кресле, окинули взором партер, бельэтаж, ложи, балкон¸ раскланялись со знакомыми, перекинулись друг с другом одной – двумя фразами, раскрыли программку, предвкушая уже некое таинство. Оно здесь. Спектакль уже начался в вашем сознании: ведь в руках у вас театральная программка. Что таит спектакль, о чем пьеса? Попробуем угадать. И вы на несколько минут погружаетесь во внимательное чтение.
Итак, действующие лица.… Посмотрим…
Далее идет совместный разбор – прочтение списка действующих лиц.
− Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий. Что вас насторожило? Двойная фамилия? И только? Значение слова «сквозник» («сквозняк») понятно? А кто скажет, что значит в просторечье «дмет»?
− Дует.
− Вот-вот … Своеобразное повторение. Не случайно, наверное, и Антон Антонович – имя и отчество, и Сквозник- Дмухановский… Отметили. Хорошо. Пойдем дальше.
Анна Андреевна, жена его. Здесь ничего особенного.
Марья Антоновна, дочь его. Тоже вроде обычно…
Лука Лукич Хлопов… Стоп – снова повторение: Лука Лукич. Может и в фамилии что-то не совсем простое – Хлопов. От какого слова?
− «Хлопать»
− Верно. И здесь что-то есть.
Далее – жена его, без имени-отчества.
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
Здесь уже дети, вероятно, сами обратят внимание на необычное имя, но самое главное – на говорящую фамилия, от «ляп-тяп»…
Примерно в таком ключе идет размышление над всем списком действующих лиц. Наконец оно завершено.
− О чем вы успели подумать, пробежав глазами программку и про себя поразмышляв над нею?
Вывод: о теме пьесы, социальном составе действующих лиц, специфики их характеров, месте действия.
− Забудьте на несколько минут, что вы зритель. Давайте поставим себя в другое качество. Вы – режиссер. Автор принес вам пьесу, которую вам, именно вам предстоит поставить. Открывает пьесу не совсем обычный текст. Как правило, он очень важен для автора. Посмотрим, что же в нем.
Идет чтение авторского указания: «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров». Повторно размышляют дети над характерами персонажей и их особенностями.
В течение урока учитель несколько раз изменяет виды деятельности и поведения учащихся. Только что завершилась вторая ситуация. Теперь предлагается следующая:
− давайте обсудим: мы будем только зрителями – или активными участниками: режиссерами, художниками-постановщиками, актерами, костюмерами, осветителями, гримерами?
Школьники выбирают второй вариант.
− Сейчас мы посмотрим, - говорит учитель, - вернее, послушаем, как постановку первого акта решили в Московском Художественном театре, а затем попробуем поработать над первой картиной первого акта сами.
Включается запись первого акта, явления первое и второе в исполнении актеров – из школьной фонохрестоматии.
После прослушивания:
− Давайте определим, насколько уже в первом акте зрительское представление совпадает с образами, созданными актерами.
Обсуждение в форме размышления.
− Теперь представьте себе: я режиссер, вы – актеры. (Распределение ролей.) В театре элементов серьезной работы в начальный период является так называемая работа за столом. (Объяснение понятия.) Попробуем пройти «застольный» период.
Идет тщательная работа над выразительным чтением 3 – 4 реплик первого явления.
− Теперь вы убедились, что не только сыграть – произнести фразу даже за столом не так-то просто.
Домашнее задание
1. Выбрать для себя роль из 1 и 2 явлений. Поработать над ней. Попытаться прочитать ее «в образе». 2. Определить для себя театральную профессию: режиссер, художник-постановщик, костюмер, гример, осветитель. Что и как вы сделаете при постановке первого действия комедии? Как вы думаете, что нужно для того, чтобы зрителю ваша работа понравилась?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-120734-1427715576.jpg)
Система уроков по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" в 8 классе.
Данная разработка представляет из себя 7 уроков по комедии Гоголя "Ревизор", на которых детально исследуются особенности драматических произведений, речевая характеристика персонажей, раскрытие внутре...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-178823-1363780866.jpg)
урок литературы "Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".Анализ "немой" сцены.
Идея завершения пьесы ("немая" сцена) родилась у Гоголя сразу после начала его работы над "Ревизором" и в процессе создания комедии более уже никогда не изменялось. Гоголь считал, что эта сцена должна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-178823-1363780866.jpg)
презентация к уроку Завершающий урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
Презентация является итоговым занятием по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор". Цель презентации - закрепить знания учащихся о литературном произведении, проверить, насколько хорошо они поняли его смысл....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/14/picture-448092-1400097299.jpg)
Обобщающий урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"
Обобщение знаний учащихся по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор":1. Опрос учащихся 2. Инсцинирование сценок3. Викторина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/14/picture-507598-1418552804.jpg)
Урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", первый урок.
Урок - усвоения новых знаний, первое знакомство с чиновниками, опора на 1 и 2 действие....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-747323-1454515340.jpg)
открытый урок по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"."Вновь открываем для себя Гоголя"
Данный урок был проведен мной в гуманитарном 10-м классе. Есть презентации учеников, отрывок из комедии "ревизор". В концу урока запланирована подготовка к сдаче ЕГЭ по литературе. так как болше полов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/06/picture-862744-1481013059.jpg)
Разработка урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"
Разработка урока по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"...